Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православным родителям не дают возможность реализовать свое право

Основы православной культуры / 30.01.2015


Протоиерей Виктор Горбач о проблеме выбора в школе предмета «Основы православной культуры» …

Как сообщалось, на минувшей неделе состоялись XXIII Международные Рождественские чтения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии Чтений, с сожалением отметил имеющиеся проблемы в преподавании школьного предмета «Основы православной культуры», а председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, в свою очередь, заявил: «Говоря об успехах в сфере выстраивания системы взаимодействия Церкви, государства, семьи и школы в преподавании "Основ православной культуры" в рамках курса ОРКСЭ, нельзя не обратить внимания и на остающиеся пока нерешенными проблемы. Существенного улучшения требует работа епархий в обеспечении преподавания ОПК в Сахалинской области, Камчатском крае, Башкирии, Карелии, некоторых других республиках, в том числе и в Татарстане, где продолжает действовать негласный административный запрет на выбор родителями как ОПК, так и Основ исламской культуры».

О завершившихся XXIII Рождественских чтениях и о проблеме преподавания «Основ православной культуры» в Сахалинской области рассуждает в интервью «Русской народной линии» руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач:

Рождественские чтения продолжают оставаться одной из главных площадок по обсуждению основных вопросов текущей жизни Церкви. В этом мероприятии участвуют представители духовенства, государственных органов, различных общественных организаций и педагогического сообщества, а также простые неравнодушные люди, которые ориентируются на православную Церковь. Церковная жизнь становится более активной, поэтому увеличивается число подобных дискуссионных площадок, ведь в былые времена Рождественские чтения являлись единственным подобным мероприятием, собиравшей огромное число людей. Сегодня Чтения продолжают вызывать огромный интерес, как у москвичей, так и у представителей различных регионов, которые ежегодно встречаются друг с другом для личного общения, обмена накопленным за год опытом и постановкой задач на будущее. Кроме того, Рождественские чтения расширяют свои направления, которых с каждым годом становится все больше, ведь Синодальные отделы разрабатывают свое направление, а в рамках чтений проводят встречи, которые объединяют заинтересованных людей, координирующих свою деятельность благодаря этой дискуссионной площадке. Конечно, с учетом накопленного опыта, несколько видоизменяется формат, в частности, открытие чтений сократилось по времени. Это вполне справедливо и обоснованно, ведь на открытии были оглашены основные доклады и направления деятельности. В первую очередь, был интересный доклад Святейшего Патриарха, который обозначил тему чтений, так же были занимательны сообщения представителей государственных органов власти, которые проявили заинтересованность в обсуждении насущных вопросов.

В своем докладе Святейший Патриарх отметил тематику чтений и наступившего 2015 года, который посвящен 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Многие направления чтений и секций были посвящены этой юбилейной дате и тому, как Церковь и педагогическая общественность планирует отметить это событие. Широкое празднование 1000-летия равноапостольного князя Владимира не является случайностью, ведь благодаря его трудам сформировалась русская православная цивилизация, иначе русский мир, который зародился именно в Крещенской купели. Значение святого князя Владимира заключается еще в том, что он соединил в себе образ государственного деятеля и человека, для которого религиозный поиск являлся как личностным, так и государственным, народным делом. Это соединение общественной, политической и религиозной деятельности в полной мере проявилось, как в князе Владимире, так и в государстве, появившемся благодаря его трудам. Разрозненные племена живущие на территории Киевской Руси объединились в единый русский народ, которых сплачивала не только кровь, но и общая идея служения Богу и Церкви. Это дало силы для дальнейшего развития и экспансии русского народа на Восток, присоединение новых земель, интеграцию тех народов, которые присоединялись к русскому миру и формирование государственной цивилизации – России.

На Рождественских чтения обсуждали различные вопросы, намечали предстоящие планы, рассуждали о мероприятиях, посвященных грядущему юбилею, а также затронули проблемы, решение которых помогает сохранить идентичность, сформированную благодаря трудам святого князя Владимира и его наследников. На этом пути является важным сохранение территориальной целостности нашего государства, общей, культурной идентичности. В этом деле важную роль играет православная культура, сформировавшая российскую цивилизацию, продолжающая сохранять единство русского мира. Исходя из этих постулатов, весьма важным является религиозное образование, которое сегодня возвращает, несмотря на то, что этот процесс встречает определенные трудности. Одной из сложных проблем является реализация программ по введению курса «Основы религиозной культуры и светской этики», введенные в школах России. В этом вопросе главным делом является защита права родителей на выбор модуля, который будут изучать их дети. Это вызывает неоднозначную реакцию у некоторых чиновников, бывают и перегибы.

В своем докладе владыка Меркурий называет некоторые проблемные регионы, куда, к сожалению, входит Сахалинская область. Не всегда реализуется процесс выбора родителями того или иного модуля. Нам известны подобные факты и мы стараемся защитить право родителей на их выбор. Для компетентного выбора родителям необходимо ознакомиться с информацией, но, к сожалению, в этом вопросе бывают различные перегибы - людям не дают возможность ознакомиться со всей информацией, касающейся модулей: на что направлен курс, какие преподают знания.

У нас был интересный опыт, когда нам удалось оказаться на родительских собраниях и донести свою позицию, благодаря чему, выбор «Основ православной культуры» увеличился примерно на 20%!

На мой взгляд, для преодоления возникающих перекосов необходимо определенное время, которое вылечит инерцию чиновников, их страх перед неизведанным. С чем связана проблема введения именно «Основ православной культуры»?! С тем, что, к сожалению, нет кадров, которые могли бы преподавать этот предмет. Для появления педагогов, необходимо проводить обучение, подготовить специалистов. Однако мы несколько раз обращались в региональное Министерство образования с призывом подготавливать специалистов, но они этого не делали, а теперь не в состоянии подобрать педагогов, способных преподавать «Основы православной культуры». Мы всячески намерены решать этот вопрос.

Необходимо иметь четкую позицию родителям, которые не должны бояться защищать свое право, гарантированное им Конституцией и законом об образовании. Это право нужно защищать и высказывать свою точку зрения. В ближайшие месяцы в школах будут проходить очередные родительские собрания для родителей, учащихся 3-их классов, которым предстоит сделать свой выбор. В этом выборном процессе нужно четко защищать права изучать детям «Основы православной культуры». Ведь только священники или епархиальные структуры не могут защитить право родителей, если сами мамы и папы не встанут на защиту своих прав. Важно то, как себя проявят родители, как они станут отстаивать свой выбор, ведь от этого зависит, кем вырастут их дети.

Нам весьма часто говорят о том, что, дескать, школам навязывается Православие. Но на самом деле, мы замечаем факты, что с точностью наоборот, люди, выбирающие Православие, не имеют возможности реализовать свое право выбора. В этом заключается главная проблема. Мы не выступаем за принуждение других детей изучать православную культуру, но мы, в свою очередь, заявляем о том, что есть право родителей выбирать нужный их детям предмет. В этом аспекте есть перекосы.

В целом, Рождественские чтения прошли неплохо, они были хорошо организованы.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. рудовский : Re: Православным родителям не дают возможность реализовать свое право
2015-01-30 в 16:27

Николаич,
Закон Божий? в этих светских (постсоветских по сути и духу) школах? Малореально.
1. Николаич : Re: Православным родителям не дают возможность реализовать свое право
2015-01-30 в 14:23

"Нам весьма часто говорят о том, что, дескать, школам навязывается Православие. Но на самом деле, мы замечаем факты, что с точностью наоборот, люди, выбирающие Православие, не имеют возможности реализовать свое право выбора". - Дело вовсе не в перекосах и перегибоах, о которых говорит автор,но в целенаправленной устойчивой и твердолобой позиции Минобраза, упрямо отста-
вающей толерантное экуменистское, а в целом
противодуховное "либеральное" мировозрение,
которое уже давно отброшено народом, общест-вом и Президентом, но сохраняющее свои
"кресла" в госучреждениях. И дело всеобщего нормального духовного образования не сдинется с места, пока им не будут управлять люди духовные, верующие, православные...О каких-
таких "модулях" говорит автор?! Сегодня уже
1000 лет с тех пор, когда на Руси, в России
был есть и будет первенствовать Православие, которое никогда не ущемляло других верований!
И наконец т.н. ОПК. Всё больше и больше мирян. священнослужителей и родителей говорит
об ущербности ОПК, и о нобходимости перехода к духовному воспитанию во всей его полноте, а это, как известно, ЗАКОН БОЖИЙ, который всег-
да вели и будут вести профессинальные священнослужители, ибо невозможно "подгото-вить" из общеобразовательного учителя духов-
ного руководителя... В целом, считаю: надо ставить достойные и реальные задачи, не забывая,что уже четверть века мы топчемся на месте, и уже потеряли, как минимум, два поколеня детей и школьников, которым было отказано в духовном образовании и вопитании!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме