Как сообщалось, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший на круглом столе в
Москве, призвал православную общественность страны преодолеть раздробленность и вовлекать все новых и новых людей. «Самая главная проблема - это раздробленность. И с этой проблемой сегодня нужно что-то делать. У нас слишком много сектантского сознания», - сказал о. Всеволод.
По его словам, очень многие православные организации исчезнут, как только исчезнет лидер, «которые уйдут, когда уйдет поколение, очень много организаций, которые отказываются работать с людьми, имеющими даже минимально расходящиеся взгляды на настоящее и будущее России».
«Из-за этого православная общественность сегодня, состоящая из довольно большого числа людей и имеющая огромный потенциал вовлечения все новых и новых людей, оказывается явлением весьма скромным, мягко говоря», - заявил священник.
Он рекомендовал перестать в рамках Церкви «даже думать в категориях «свой-чужой». «Когда я слышу: "Я не буду общаться с жидомасонами" или "Я не буду общаться с фашистами", - это одна из тех проблем, которые убивают способность к объединению православной общественности. Мы все, может быть, не "Шарли" и не террористы, но все остальные наши извечные противоречия и разделения на "правый-левый", "консерватор-либерал" в рамках общецерковного действия нужно отставлять в сторону, иначе мы всегда останемся раздробленными», - убежден глава ОВЦО.
«Взаимное подсиживание, интриги, сплетни, интернет-ругань, - отметил он, - тоже очень сильно подтачивают нашу способность к объединению».
Священник призвал православных привлекать новых людей, отметив, что сейчас «есть огромное количество тех, кто готов присоединиться к самым смелым нашим проектам». Он привел в пример попытки создания православного банковского дела, борьбу против абортов, движение за очищение культурного пространства, которые привлекают большое число неравнодушных.
«Сталкивались ли вы с такими проявлениями "внутриправославного сектантства" - когда разность воззрений на историю, политику и т.п. оказывались важнее единства веры? Как эту разорванность можно преодолеть?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что наша вера обладает величайшим качеством и ценностью: она всех объединяет.
«То есть кто действительно и по-настоящему верит, тот всегда ищет себе собрата или сестру, и такие люди всегда едины. Но в Церкви есть и православный скептицизм. Это чисто человеческий фактор, исходит он не от веры, а от людей. Мы живем сейчас в такое время, когда в мире господствуют деструктивные силы, и они настолько проникли во все слои общества, что даже объединенные одной верой люди, ищут какую-то критику, политику и прочее. Отсюда и разные течения в православной среде. Видимо, отец Всеволод Чаплин призывал людей не к тому, чтобы объединять разные течения, а чтобы как можно больше наших граждан шли именно к истинной вере, и тогда все разногласия будут преодолены, так как они питаются интересами той или иной стороны: кто-то известности ищет, кто-то карьерой занимается таким образом. Так что это чисто человеческие факторы. А самый главный бич - это эгоизм, который Церковь считает грехом и призывает словами Спасителя и Иоанна Предтечи: "Покайтесь, ибо придет Царство Божье", "Храните веру православную, в ней есть спасение". Вот это должно поставить мирские интересы на второй план, а на первый выдвинуть все-таки ценности нашей веры», - заключил он.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что ему очень повезло, потому что явных разделений внутри Церкви именно по этим причинам он лично не наблюдал.
«Я бы сформулирован проблему немного иначе: действительно в Русской Православной Церкви очень многие считают себя верующими, регулярно ходят в храм, но мировоззрение у них разное. А о том, что мировоззрение должно быть разным, еще апостол Павел говорил. Главное, чтобы все хранили единство, а это и есть вера и Церковь. Разномыслие было и будет, это естественно. Есть и будут люди, которые называют себя религиозными фанатиками, аскетами. Будут либералы, выступающие за обновление Церкви, как и будут формалисты. Люди разные, но в главном они должны быть едины. А когда наша современная жизнь начинает вторгаться в жизнь церковную, наступает беда. Я это наблюдаю по событиям на
Украине, где поджигают православные храмы, а сами храмы, как говорят националисты, ассоциируются с влиянием Москвы на Киев. Понятно, что с церковной жизнью это ничего общего не имеет, потому что любое разделение по национальному, расовому, возрастному признаку, то есть светские параметры, не могут определять церковную жизнь ни под каким видом и нигде. В частности, Русская Православная церковь сейчас на каждой Литургии читает молитву об Украине. Если человек из-за этой молитвы готов не посещать храм, значит, он не в полной мере христианин, раз не готов молиться за страждущую страну, чтобы сохранять единство людей в вере независимо от того, по какую сторону баррикад он находится. Церковь должна объединять, именно поэтому она не встает ни на чью сторону в этом конфликте, а только призывает к его прекращению, к миру. Церковь вне политики, поскольку если она займет чью-то сторону, это вызовет внутрицерковный раскол. И патриарх призывает к миру - независимо от того, как политически будет решаться вопрос. Церковь должна быть вне времени и свидетельствовать о самом главном, независимо от политической и экономической ситуации», - подчеркнул священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, задается вопросом: «Как была преодолена раздробленность удельных княжеств русских?» «На Куликовом поле. Да, был и Сергий Преподобный, который пешком исходил всю центральную Россию, собирая князей. Но сам феномен превращения раздробленных удельных княжеств в единый народ произошел на Куликовом поле. Это не мои слова, а одного виднейшего историка. А последний феномен консолидации был в Великую Отечественную войну», - продолжил он.
«Собирать людей Церковь должна так, как происходило это и в древние времена: внешние угрозы и вызовы консолидировали людей. То есть самое главное – это служение Родине. В истории России не было другого важного консолидирующего фактора и не будет. Согласен с отцом Всеволодом: можно смотреть снисходительно на некоторые вещи и особенности мировоззрения людей. Я сам общался с людьми, которые долгое время находились в коммунистической партии. Мне удалось быстро наладить с ними контакт. Когда вижу перед собой человека, который служил Отечеству, могу сказать, что и моя молодость прошла в служении Отечеству: стройотряды, целина, институт, работа в "оборонке". И это самое главное. И чем радикальнее будет форма этого служения, чем крепче будет консолидация. В этом вообще феномен России, его пытаются использовать другие страны. Но где еще мы увидим такую великую страну как наша? Мы должны терпимо относиться к людям, имеющим свой духовный опыт, не всегда совпадающий с каноническим опытом Церкви. Иногда человек всю жизнь проживает и только потом приходит к этому. И только по верности в делах можно определять, насколько человек способен служить и Церкви, и Богу, и Отечеству нашему», - подчеркнул саященник.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, что примеров «внутриправославного сектантства» в его относительно непродолжительной церковной жизни хватает.
«Нередко случается, что во главе какого-то заметного проекта или очень деятельной общины находится человек, замыкающий на себе всё и вся. Он своего рода гуру для людей, которых собрал под свое крыло. В результате люди слушают только своего пастыря, наставника. Для них существует не Святая Соборная Апостольская церковь, а отец Иван или отец Василий. А когда этот наставник по каким-то причинам их покидает - например, уходит в мир иной, - вдруг выясняется: люди были не с Христом и не в Христовой Церкви, они были с отцом Иваном или отцом Василием в его теплой компании. Да, в церковной ограде, но главным для них все-таки был «Великий учитель». Конечно, нам нужно искать не то, что нас разделяет, а то, что у нас общего, что не отдаляет нас от Христа», - заключил священник.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что, безусловно, нам нужно объединяться вокруг Бога, Церкви, Православия.
«Но все-таки если люди в чем-либо придерживаются крайних воззрений, не вполне соответствующих православному пониманию сути вопроса, вести с ними диалог, хотя они и находятся в лоне Православной Церкви, сложно, если не невозможно. Наши общность и единство базируются на общем понимании проблемы. Если недопонимание между людьми происходит по фундаментальным вопросам - например, отношение к светской власти, к Церкви, - очень сложно объединить таких людей. Об их единстве мы можем высказываться только как о желательном, но едва ли мы должны добиваться его всеми средствами. Однако стремиться к такому единству, безусловно, нужно – как издревле говорили наши предки, сила в единстве. Раздробленная Русь победила монголо-татар только после объединения. Но перед этим она объединилась и по ключевым вопросам. Поэтому, мне кажется, нам нужно искать больше точек соприкосновения друг с другом, пытаться избавиться от разногласий внутри христианского сообщества, стремиться к такой консолидации, которая не была бы во вред ни церковной жизни, ни церковному уставу, ни идее христианства как таковой», - заключил о. Александр.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что нельзя говорить о существовании каких-то сектантских течений в самой Церкви - просто в эти сообщества, о которых идет речь, входят люди разных взглядов, с разными позициями.
«Конечно, есть среди них и чрезмерно активные, которые пытаются реализовать свои идеи, невзирая на реакцию со стороны общества и Церковного сообщества. Это неправильно. Все-таки Церковь - это объединяющее начало. А формирует структуру самой Церкви священноначалие. И если человек хочет заниматься активной деятельностью, принести пользу обществу, он должен делать это в согласии со священноначалием. На всех церковных изданиях есть гриф "по благословению". Оно дается представителем священноначалия Церкви. То же касается различных проектов. Если проект на уровне епархии или патриархии, должно быть благословение архиерея, на уровне прихода - благословения настоятеля храма. А когда человек пытается все делать по-своему, часто наперекор священноначалию, и при этом критикует Церковь, тогда и возникают такие ситуации. Поэтому каждому из нас нужно не разделять Церковь на куски ради своих каких-то предпочтений, а стараться самим объединяться вокруг Церкви. Не мы спасаем Церковь, а Церковь нас», - заключил он.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что преодолеть эту раздробленность очень непросто.
«Конечно, отец Всеволод отчасти прав. Но ситуация гораздо сложнее – даже многие церковные деятели не считают нужным обращать внимание на те глобальные явления, которые сегодня бросают нам вызов. Они живут по старым правилам, объединяя вокруг себя узкий круг своих прихожан. А те, в свою очередь, считают, что участие во всяких общественных движениях – это не их дело. Личное дело - спасение души, посещение храма, а остальное их не касается. У нас нет еще культуры общения, мы не научились понимать и слышать друг друга. Если привести мусульманина в наш храм, на него там, мягко говоря, будут смотреть косо. Преодолеть это непонимание, о котором говорит отец Всеволод, трудно. Чтобы общественное стало личным, должна произойти смена поколений. Кроме того, нужно правильно воспитать молодежь. Я думаю, отец Всеволод это прекрасно понимает», - подчеркнул о. Андрей.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, признался, что сам раньше принадлежал к одному из так называемых «православных радикальных течений», занимавшемуся борьбой с электронными кодификаторами.
«Общался я и с ребятами, которые Царя ставили выше Христа. Но Господь меня избавил от заблуждений, и я в своей жизни расставил все точки над i. Не раз мне приходилось видеть в интернете извечные споры церковных либералов и консерваторов, их перебранку. Как это преодолеть? Думаю, у всех сторон тех или иных конфликтов - и виртуальных и реальных - прежде всего, должно быть объединяющее начало. Объединяет нас всех Христос и святые. А когда люди на место Христа ставят эмоции, какую-то политическую возню, когда подменяют духовную жизнь общественной, политической, социальной, упускают Христа из своей жизни и разделяются на партии, лагеря, начинаются дрязги. Нам нужно помнить об этом, с амвонов в храмах проповедовать, что есть главное в нашей Церкви. Тогда разногласий будет меньше. А пока мы имеем то, что имеем», – подчеркнул он.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, отметил, что бывают разные вкусы.
«Одним нравится активная политическая, общественная жизнь, другим, наоборот, тихая и спокойная. Кому-то по душе один священник, кому-то другой. Но называть таких людей сектантами, думаю, нельзя. В современном понимании секты - это все же еретические сообщества. Внутрицерковные группы, несомненно, существуют. Они могут расходиться во взглядах на определенных людей или явления внутрицерковной (а иногда и нецерковной) жизни. Они могут быть объединены авторитетом уважаемого священника или каким-то общим делом, но от этого все же не становятся сектами. Апостол говорит, что в Церкви возможны разномыслия, чтобы выявились искусные. Но Церковь от разномыслий по тем или иным вопросам не перестает быть Телом Христовым. Люди могут друг друга любить, а могут, в силу своего несовершенства, не любить. Если неприятие одних людей другими переходит в откровенную вражду, а не просто в идеологические разногласия, если люди не готовы причащаться из одной Чаши, они отпадают от Церкви, потому что поставили себя и свои эмоции и предпочтения выше призыва Спасителя к единству», - продолжил он.
«Конечно, я таких встречал. Пока их поведение не переходит неких границ доброго и миролюбивого отношения к другим, такие «вкусовые предпочтения» допустимы. Но когда человек переходит эти самые границы, говоря: "да, я не буду находиться вместе с этими людьми в одной Церкви", он сам себя изгоняет из нее. Как это врачевать? Думаю, образованием и общим настроем. Если священноначалие призывает нас к единству и к нему же призвал нас Господь, мы должны к этому единству стремиться - не на словах, а на деле», - заключил священник.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что надо понимать различие между раздробленностью внутри церковных общин и сектантами.
«Сектанты находятся за пределами Церкви, и обычно бывают отлучаемы от нее Церковным собором или постановлением Священного Синода. Секта - это всегда то, что вне Церкви. Говорить о сектантах внутри Церкви некорректно. Обычно сектантские группировки объединяются вокруг некоторых ригористических утверждений. Они отрицают светскую либо церковную власть, догмы и каноны Церкви, которые утверждены и освящены Синодским собором. А разобщенность внутри православных общин, к большому сожалению, нам приходится наблюдать нередко – будь то молодежные, миссионерские, либо просто крупные приходские общины. Кто-то выступает за более открытое участие Церкви в жизни общества, - кто-то против, считая: Церковь должна быть более консервативной и не выходить "за церковную ограду". Этой проблемой занимаются епархиальные архиереи, которые стараются преодолеть такую разобщенность. Но она может быть преодолена и путем постоянного напоминания самим себе о том, что мы, будучи людьми верующими, христианами, объединяемся для благословения Христова, цель нашей жизни – постижение Бога. Апостол Павел не раз отмечал, что во Христе все разногласия должны отходить на второй план - в том числе расхождения, по сословным, национальным, политическим вопросам. Христианин вправе иметь свои взгляды на политику или иные аспекты внешней жизни, - но не по фундаментальным вопросам», - заключил он.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, заметил, что отец Всеволод сказал слова, которые нужно было сказать уже несколько лет назад.
«Чтобы убедиться в его правоте, нужно лишь зарегистрироваться на Facebook, а дальше как в увлекательном кино смотреть страницы православных активистов, миссионеров, журналистов. Через полчаса вы сможете начать составлять список неприличных эпитетов, которыми с удовольствием награждают друг друга христиане. Странное вроде бы дело - все говорим о проповеди Христа, но при этом не можем назваться Его учениками: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил Baс, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою" (Ин13:34-35). Зачастую вопросы, не имеющие прямого отношения к вопросам веры, будь то отношение к власти или глобализму, отодвигают на второй план распространение веры и все силы сосредотачиваются на "расстрел" оппонентов цитатами Свв. Отцов и т.д. Дай Бог, чтобы мы услышали пример отца Всеволода и тратили бы свою энергию на более благоразумные занятия», - подчеркнул священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что общество наше очень многоцветно и разнообразно, и церковное общество в частности.
«За нашу многовековую историю произошло очень многое, и этим можно оправдать многоликость и разные взгляды на саму историю и на наше будущее. Но при всем многообразии этого общества Церковь как раз выступает ярким примером единства. Какие бы люди ни были с разными взглядами на экономические, социальные, политические, исторические вопросы, но Церковь всех объединяет. Вера как маркер: если человек не способен поступиться своими критическими взглядами ради главного – веры нашей, - значит, он к Церкви не очень-то принадлежит и не понимает, что действительно важно. Ему еще нужно подрасти в церковном смысле, чтобы свои взгляды привести к общему знаменателю. При этом людей, которые могли бы правильно определить, где вопрос главный, а где второстепенный, очень мало. И здесь уже проблема миссионерства: каждый пастырь, общаясь с людьми, должен учить свою паству единству. И речь идет не столько о наших усилиях - что мы не так доработали и что-то не так сделали. А о том, что нужно являть настоящую веру, и людям даже не столько рассказывать, а показывать своим примером, что такое по-настоящему Церковь и почему Господь нас объединяет», - заключил священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что здесь два различных вопроса сходятся в один феномен и мешают делу, а преодолевать их нужно по-разному.
«Первый вопрос очень простой – чисто психологический: люди, которым свойственен лидерский характер, оказываются в конфликте с принципами православного христианства. Дело тут прежде всего в гордости. Ведь лидерство есть гордость, а это склонность к конфликтам, высокому самомнению, эгоизму. Это противоречит православному строению личности и социума. По-настоящему христианских лидеров трудно отыскать именно потому, что смирение, любовь, скромность, сдержанность должны соседствовать с очень важными качествами персонального лидерства - вниманием, знанием, ответственностью. А второй вопрос иного свойства: недостаток централизации - системный недостаток всей нашей православной среды, недостаток осознания того, что мы одна Церковь. И католики тут идут впереди нас. Потому что идея Папы, которую православие отрицает, компенсирует эту раздробленность. Наличие Папы в Риме помогает им противодействовать раздроблению», - продолжил он.
«Мы – православные - отвергаем верховенство папы. У нас должно акцентироваться верховенство Христа, и единство Церкви должно усиливаться. Для этого у нас есть технические средства. Это раньше если был приход, то люди видели одного лишь священника и больше никого. Сегодня каждый легко может услышать голос патриарха, патриархии, Церкви - через СМИ, интернет, ТВ и прочее. И этот голос должен быть громче, сильнее, активнее и побеждать все те отрицательные качества, о которых мы говорим. Каждый человек, приходящий в храм, должен слышать не одного священника, а голос Церкви в целом. Хочется добиться, чтобы голос Церкви громче звучал и в интернете, где он пока еще слабоват», - заключил о. Макарий.