Как сообщалось, Святейший Патриарх Кирилл предложил расширить школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» и преподавать его со 2-го по 10-й класс. «Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа?» — отметил Первоиерарх.
«Насколько реально, на ваш взгляд, ввести этот предмет во всех классах? Что должно войти в школьную программу?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, считает, что предложение Святейшего Патриарха отражает реальность, понятную всякому, кто знаком с преподаванием в средней школе. «Любая серьезная дисциплина предполагает цикличность и освоение материала на разном уровне в разных возрастных группах: в младшей, средней и старшей школе, - отметил он. - Если, как хочется верить, мы пришли к осознанию упомянутого комплекса дисциплин как значимой составляющей полного учебного плана - принципы, применяющиеся к любой фундаментальной дисциплине, должны быть применены и к этому предмету. Фактически речь идет о том, чтобы его преподавание не профанировалось, а было таким же, как и преподавание любой фундаментальной дисциплины: истории, литературы, родного языка, естественнонаучных или математических дисциплин».
«Дополнение курса может содержать знакомство с вероучением той или религии, конфессии или светско-этических доктрин, с историей Церкви, историей религии, с ее искусством, ее воплощением в богослужении, в музыке, в словесности и, конечно же, с этикой, которая по-разному преподается для ребенка второго-третьего класса и для молодого человека - учащегося девятого-десятого класса. По сути, речь идет о том, чтобы эксперимент, который, как кажется, признан состоявшимся, был расширен до полноценного школьного курса», - заключил отец Максим.
Протоиерей Александр Купцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, сказал: «Мне очень понравилась позиция Патриарха, которую он изложил в Государственной думе. Святейший смог донести насущные проблемы Церкви, ее чаяния до светской власти. И то, что у него получилось сделать это с такой авторитетной трибуны, свидетельствует о близости позиции Церкви и государства».
«У нас в православной гимназии, где дети изучают закон Божий с 1 по 11 класс, и этот опыт оказался очень удачен, - поведал пастырь. - Одного года для изучения этого предмета недостаточно - тем более при одном-двух часах в неделю. Однако есть одно "но": в нашем городе, как и в других городах, и директора школ, и учителя, выказывают явное нежелание преподавать какой-либо еще курс, помимо светской этики. Да и ее они преподают под давлением государства. Они, насколько я понял, в рамках светского образования считают это лишним и ненужным. Я же, наоборот, уверен: это нужно. Не хватает учителей, которые могли бы обеспечить правильное преподавание религиозные предметов, а их недопустимо преподавать "абы как"».
«Если приглашать преподавателя ОПК "со стороны", одного часа в неделю ему явно будет недостаточно: зарплата окажется мизерной. А преподавателей потребуется очень много, так что необходима подготовка кадров. На это уйдет как минимум 5-10 лет. Так что решать этот вопрос, на мой взгляд, следует поэтапно, - предложил отец Александр. - Сейчас мы осилили минимум – 4-й класс, дальше можно начать преподавать "Основы.." в начальной школе. А потом уже развиваться дальше. Если государство захочет поучаствовать в этом проекте, оно должно в первую очередь обеспечить его финансирование. Чтобы быть носителями православной веры, да и просто культурными, грамотными людьми, нам нужно изучать в первую очередь Православие. Истории России - это история Православия. А остальные направления второстепенны».
Игумен Агафангел (Белых), настоятель архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), уверен, что «несомненно, Святейшим Патриархом Кириллом движут самые благие чувства, когда он говорит о важности и необходимости изучения "Основ религиозной культуры…" на протяжении всего периода обучения в школе. Мы изучаем математику с 1-го по 11-й класс, но основы духовной культуры, духовной безопасности для нас важны куда больше, нежели умение делить и вычитать. В этом Святейший Патриарх Кирилл прав».
«Но как практик, еще в самом начале 2000-х преподававший в Белгородской области как раз "Основы православия", а до этого - их же в православной гимназии, скажу: сейчас от этого может быть больше вреда, чем пользы, - считает игумен. - Даже сейчас, когда "Основы религиозной культуры и светской этики" преподают только один учебный год, уровень знаний преподавателей оставляет желать лучшего. Ни справка о курсах повышения квалификации, ни какой-либо иной документ не гарантирует, что преподаватель знает свой предмет. Если же преподавать "Основы религиозной культуры и светской этики" со 2-го по 10-й класс, нужно увеличивать количество преподавателей, а взять их негде. Значит, ими окажутся "квалифицированные управдомы", библиотекари, физики, историки - да кто угодно. Свято место пусто не будет, его займут – но кто? И какова будет польза от того, что "сапоги начнет тачать пирожник"?»
«Поэтому я скептически отношусь к возможности воплощения прямо сейчас этой безусловно нужной инициативы Святейшего Патриарха Кирилла. И еще вот какой момент: если вдруг часы на этот предмет увеличат за счет сокращения часов по остальным предметам, это наверняка вызовет возмущение родителей – да и всех, кто неравнодушен к судьбе образования в нашей стране», - заключил он.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, рассказал, что «на протяжении многих лет курс "Основы православной культуры" согласно местному законодательству преподается в Белгородской области, причем именно в таком формате. Белгородская область – весьма интенсивно развивающийся регион, где уровень жизни населения выше, чем во многих других регионах страны, более высокие показатели рождаемости, вступления в брак, и более низкие - разводов. Так что на протяжении долгих лет в одном из регионов России уже проводился эксперимент, результаты которого можно распространить на территории всей страны».
«Преподавание "Основ православной культуры" со 2-го по 10-й класс даст школьникам действительно фундаментальные знания и понимание религии, что позволит им стать носителями и хранителями православной культуры, передать ее своим детям, тем самым обеспечив культурную преемственность нашего народа. Те, кто выступает против инициативы Святейшего, думаю, делают это либо в силу идеологических предубеждений против Православия, либо находятся под воздействием стереотипов, когда учителя математики говорят, что нельзя увеличивать часы на русский язык, так как дети будут плохо считать, а преподаватели русского, в свою очередь, не считают возможным увеличивать часы на математику - тогда, дескать, дети будут плохо читать. Тем не менее, я считаю: увеличение часов на изучение "Основ православной культуры" будет способствовать повышению духовной мотивации учащихся, и позволит им более эффективно изучать все остальные предметы», – заключил игумен.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что эта хорошая инициатива. «Я преподаю "Основы православной культуры" в частной школе с 2010 года, и согласен, что давать детям знания только в одном - двух классах недостаточно, - заявил он. - Потом они все забудут. Мы живем в такое время, когда дети обязательно должны быть ознакомлены с религиозными культурами традиционных конфессий: нередко именно на религиозной почве случаются конфликты. Так вот, чтобы никого не обижать, не оскорблять, мы должны знать о религиозных ценностях своего народа и знакомиться с ценностями других – тех же мусульман».
«Но ребенок должен получать базовые знания, а не фрагментарные, это очень важно. Сегодня без изучения православной культуры трудно понять даже творчество классиков:
Пушкина, Достоевского, Гоголя… Для детей многое в их произведениях - архаизмы. Я думаю, эти пробелы частично поможет восстановить изучение "Основ религиозных культур", в том числе православной. Но как практик скажу: возможно, начинать их изучать нужно не со второго класса, а позже. Учащимся начальной школы приходится объяснять все "на пальцах". Им понятны лишь такие простые категории, как "добро – зло". Более сложные вещи дети не воспринимают. По учебникам о. Андрея Кураева, который написан для учащихся 4-5 классов, учить второклашек невозможно. При написании учебников и составлении программ необходим комплексный подход, неплохо бы подключиться к этому и светским специалистам», - предложил пастырь.
«А вот школьникам четвертого уже можно рассказывать о каких-то серьезных вещах и лучше таких, какие они могли бы применить в жизни. В старших классах можно, например, рассуждать о том, чем настоящая любовь отличается от влюбленности, почему Церковь против сквернословия, осуждения, зависти - это будет понятно современным детям», - убежден отец Святослав.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, уверен, что Патриарх и митрополит Меркурий не имели в виду обязательное внедрение этого курса во все государственные школы. «Речь идет, как мне кажется, о некоем мировоззренческом курсе, который существует во всех европейских школах и вообще в системе мирового образования, - полагает он. - У нас в каком-то смысле роль такого курса выполняет предмет "Обществознание", но там преподают начатки знаний в области экономики, философии и других гуманитарных наук, которые в школе не изучают. Он больше ориентирован на практическую сторону жизни, отвечая на вопросы, кто такой гражданин, какова его роль в обществе и т.п. На главные вопросы – о смысле жизни, о нравственности, об этике в современной жизни – там ответов нет. И если мы говорим о формировании определенного мировоззрения молодого поколения, и оно формируется в русле религиозной традиции, то увеличение курса ОРКСЭ до многолетнего изучения необходимо. Тем более родители могут выбирать нужный модуль – Православие, ислам, иудаизм, буддизм или светскую этику. При таком многообразии курс не будет выглядеть навязыванием, - хотя и это зависит от поведения администрации, родителей учителей».
«Нас всех пугают клерикализацией, но люди самых разных воззрений должны признать, что такой курс необходим, поскольку все общество держит нравственный стержень. И если не прививать детям принципы нравственного поведения, основанного на некотором нравственном абсолюте, категорическом нравственном императиве, мы не сможем ничего добиться в плане общественной морали. Этот вопрос многих беспокоит, он важен для формирования нравственного климата. Многие беды современного общества происходят из-за смещений понятий добра и зла: представления об этих понятиях у некоторых вообще отсутствуют, - такие люди руководствуются прагматическими принципами: попросту говоря, что им выгодно, то и делают. А этот курс основан на нравственных традициях и будет представлен с альтернативой с другими традиционными религиями и со светской этикой, так что он, безусловно, необходим», - заключил отец Андрей.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Решение расширить этот школьный курс – совершенно верное. У меня лично было желание всегда преподавать этот предмет, но останавливало то, что в 4 классе трудно разговаривать с детьми о таких серьезных вещах. Если бы это был 9-10 класс, то преподавание было бы более серьезным, осмысленным и эффективным».
«Конечно, - продолжил он, - для расширения курса необходимо больше учителей, а здесь мы определенно отстаем. И готовить учителей надо более эффективно и целенаправленно. Мне кажется, этот курс, в первую очередь, должен рассказывать не столько о вероучении, сколько об истории и культуре в самом широком смысле. Митрополит Меркурий прав в своих оценках этой разработки, говоря о включении в курс знаний по другим предметам».