Уже и секира при корне дерев лежит

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Пастырская проповедь 
0
891
Время на чтение 7 минут
Крещение Господне — начало проповеди Иисуса Христа. Мы слышим за Божественной Литургией начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Этого Евангелия, благой, радостной вести, в которой нераздельно соединены судьбы человеческие с тайной Бога. Это весть от начала, которое у Бога, в Превечном Совете. И история человечества от начала до конца в ведении и видении Господнем, и мы не должны ничего страшиться. И мы принимаем участие в Божием Совете, не в отдаленном будущем, когда все победит Господь, а сейчас, среди того, что совершается вокруг нас.

Приготовить пути Господу, идущему сегодня к людям, прямыми сделать стези Его, призван каждый из нас. Слушая слова Предтечи, обращенные к иудеям, мы размышляем о нашем русском народе, о втором Крещении Руси, которое не то, что не состоялось, но не исполнило нашу жизнь крепости Господней. Не потому только, что в последние времена, как сказано, люди будут более сластолюбивы, чем боголюбивы; и не потому только, что враг оказался более чем когда-либо изощрен, но и потому, что для Церкви это явилось временем упущенных возможностей. После празднования тысячелетия Крещения Руси миллионы людей жаждали услышать живое слово о Христе, народ, казалось, был открыт для принятия веры, толпы приходили в храмы, но чудо не совершилось.

Кто услышит сегодня глас вопиющего в пустыне? Из пустыни пришел Предтеча в города и веси, которые духовно были тоже пустыней. Как близко находится раскаленная эта пустыня у Мертвого моря к нашей сегодняшней жизни! Как очевидным должно бы было стать теперь для всех, что жизнь без Бога делается пустынной. И не забудем еще одного, очень понятного для нас факта: великое молчание пяти веков предшествовало пророческому голосу Иоанна. Ни на перекрестках улиц, ни в городских воротах не появлялось в течение этого времени после Малахии ни одного пророка. Если толпы бежали к Иоанну из Иерусалима, со всей Иудеи и окрестностей Иордана, то это было потому, что происходило событие поистине невероятное.

У нас в России Хрущев обещал всему народу показать по телевизору незадолго до тысячелетия Крещения последнего попа. И когда с началом перестройки все увидели на экранах первого священника и услышали колокольный звон, сердца многих дрогнули. Но вскоре всем дано было убедиться, что это только заставка, красивый узор, который к тому же почему-то непременно должен перемежаться с непристойностями.

Для нашего спрессованного времени, где все совершается со страшным ускорением, так что один год может засчитываться за десять, семьдесят лет коммунистического пленения были не менее, чем те пять веков. И сегодня, несмотря на новые страшные испытания и разочарования, после столь долгого молчания мы знаем, что народ наш, как некогда Израиль, исполнен ожидания. Это ожидание глубоко, оно бесконечно глубже, чем могут видеть политики и социологи, хотя, конечно, не на поверхности его — надежда, как некогда у Израиля, избавиться от национального унижения и окружающего всех растления.

Слово Предтечи — молитва покаяния святого Патриарха Тихона, читаемая в наших храмах. Она ставит в один ряд убийство и пьянство, разжжения и соблазны и учит духовному реализму, призывая нас быть рассудительными и трезвенными в проповеди нашей.

Святой Иоанн Креститель предстоит перед народом и предупреждает о грядущем суде, о Дне Господнем. Его окружают толпы народа и представители официальных религиозных течений. И вот его грозное слово к тем, кто лицемерно входит в храм Божий и формально принимает Крещение: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния… Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Что же делать? Покаяться, обратиться, то есть изменить путь, изменить свое сердце. Жизнь должна повернуться на сто восемьдесят градусов.

Но когда Иоанн обращается к простым людям, он не требует от них ни подвигов, ни того, чтобы они жили, как он, в пустыне. Пусть делают только то, что доступно совести каждого человека. К этим толпам, которые приходили к нему, ища очищения через крещение, которое он совершал в Иордане, святой Предтеча обращается с обычными, понятными всем без исключения требованиями. Как актуальны они всегда, и особенно сегодня, и как непросто оказывается для человеческого сердца достигнуть того, что заключено в словах пророческой простоты!

Что же нам делать? у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Кто-нибудь, наверное, мог требовать от мытарей, сборщиков налогов, чья деятельность была связана с корыстью и вымогательством, оставить это занятие как недостойное — Иоанн требует исполнять его честно. И то же самое он говорит воинам — никого не обижайте и довольствуйтесь своим жалованьем; какие бы деньги вам ни предлагали, не совершайте насилия.

Кажется, слишком простые и не особенно духовные слова. Но не забудем никогда, что их говорит первый из людей, кому дано было созерцать тайну Пресвятой Троицы. И эти слова, оказывается, могут стать решающими для судеб народа и человечества. Только тому, кто стремится жить по доброй совести, открываются глубины крещения. После святой апостол Петр скажет: «Крещение есть обещание Богу доброй совести, которая спасает нас Воскресением Христовым» (1 Пет. 3, 21).

Погружение в Иорданскую воду не было новым обрядом, но своим пророчеством Предтеча придает ему новый смысл. И самое главное — и в этом все его служение — велиим гласом он возвещает, что вслед его, после него, позади него идет Некто, Который в действительности Сильнейший его. Настолько сильнейший, что он считает себя недостойным исполнить служение раба, наклонившись, развязать ремень обуви Его: «Я крещу вас в воде, но Он будет крестить вас Духом Святым».

Господь покажет, что значит Его Крещение. Водою и Кровью, истекающими из прободенного копием ребра, водою и Духом Святым, огнем Пятидесятницы. Мы, священники, крестим сегодня тоже водою, но Господь, Который идет впереди каждого человека, через смерть и Воскресение присутствует всегда среди таинства Церкви и крестит всех Духом Святым. Когда мы произносим страшные, святые слова, небо сочетается с землей, Бог соединяется с человеком. Но принятие этого дара нами и теми, кто входит в воду, зависит от того, насколько мы все, стоящие здесь, оказываемся достойными этих слов.

Почему проповедь Иоанна была столь действенной и толпы выходили слушать его и принимали Крещение, которое было только тенью того, что совершается сегодня? Постараемся в меру своих сил научиться у большего из рожденных женами двум существенным вещам, определяющим все его служение. Это был человек, который поистине любил Бога и который поистине жил благовестием. Не только его слова — вся его жизнь была обличением современной ему жизни. Пустыня, в которой он жил, его одежда из верблюжьего волоса, и пояс кожаный на чреслах (имеющие мягкие одежды живут во дворцах, говорит Христос), и пища беднейших из бедных — акриды и дикий мед — все это вопиет о его великой простоте и причастности до конца тому, что у народа, всем его страданиям и нищете.

Не о бессмысленном внешнем подражании, как он сам учит, идет речь, а о том, чтобы боль и раны народа стали нашей личной болью и нашими личными ранами. О том, что проповедь о сокровищах на небесах невозможна для тех, кто думает, как собрать сокровища на земле. И слова о блаженстве нищеты не могут достигнуть никого, если они произносятся из душевного и телесного комфорта.

Вот образ мужества в обличении зла и растления, который дает святой Иоанн Предтеча для Церкви на все, и особенно наши, последние времена. Заключение в тюрьму и смерть Иоанна подтверждают слово Христово, что этот человек перед сильными мира сего — не тростник, ветром колеблемый. И именно это является причиной его смерти. Не напоминает ли нам этот ночной пир Ирода и развратное плясание среди нищеты народа то, что происходит порой сегодня в России? После рек крови, вместо покаяния — хохот сатанинского веселья, и вот-вот потребуют на блюде главу проповедника покаяния, чтобы исполнились пророчества о новых гонениях на Церковь.

Из пустыни, из ее одиночества, из молитвенного молчания и тишины говорит нам Иоанн, и ничего не слышно, кроме голоса Бога, кроме тех слов, с которыми вышел Христос на проповедь после Крещения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Оттого что он так Бога любил, так дорог ему был народ, и он говорил то, что глубинами сердец люди знали и узнавали, что они жаждали услышать. И когда Иоанн призывал к покаянию, в глубинах сердец человеческих обреталась решимость ответить на этот призыв. И другой Иоанн, апостол любви, возвещает: «Я не говорю вам то, что вы не знаете, но то, что вы знаете, о том говорю вам».

Никакое слово не обладает такою силой, как то, которое обращено к совести человека, и это слово становится неодолимым, когда оно произносится человеком, который заслужил право его произносить. Люди долго ждали подлинного слова Божия, и они услышали его от Иоанна. Он был узнаваем, он пришел от Бога, и слушать его было — узнавать Бога, без Которого нет человека. И он был услышан, потому что говорил о том, что превосходит человеческие силы.

Он не заслонял собою Христа — придут лжепророки и антихрист, которые попытаются это сделать. Он пришел, чтобы встретить Бога и устраниться, открыть всем Того, Кто больше и сильнее его. И люди слушали его, потому что он указывал на Того, в Ком все нуждались.

Для многих теперь ясно, что Россию спасти может только чудо. «Господи, воздвигни нам мужей силы и разума!» — молимся мы молитвой святого Патриарха Тихона. Таких, как Иоанн Кронштадтский, перед которым тысячи людей накануне грядущих бедствий исповедовались в храмах со слезами покаяния. Или впору уже прийти самому Илии, второму Предтече Пришествия Христова, в духе и силе которого пришел Иоанн Креститель? Потому что, судя по Писаниям и по характеру нынешнего народа, как говорит преподобный Силуан Афонский, конец близ, при дверех. Но в Твоей власти, Господи, — говорит он со всею Церковью, — творить чудеса. И нет большего чуда, чем любить грешника в его падении. И проповедь о секире, лежащей у дерева, и о страшном огне хочет открыть сердцу народа Духа Святого, сходящего в виде голубине, — любовь.

Если бы все, кто принимает Крещение, принимали его на самом деле, проповедь покаяния охватила бы весь мир, явилась бы спасительной для всех, потому что меньший в Царстве Небесном больше его, больше величайшего пророка.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союзам писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Уже и секира при корне дерев лежит

Особенно актуально для нашей внутренней ситуации, когда с самых высоких уровней нам предлагают ЛУКАВСТВО - во всём, которое православные адаптаторы силятся выдать за "хитрый план" и высшую мудрость...
Берест / 20.01.2015, 15:28

1. Re: Уже и секира при корне дерев лежит

Погружение в Иорданскую воду не было новым обрядом, но своим пророчеством Предтеча придает ему новый смысл

Погружение в воду не было новым обрядом, но не в Иордане, а в миквах перед Храмом. Жертвенные животные (прообраз Христа) так же омывались перед жертвоприношением. В Овчей купели.
М.Яблоков / 20.01.2015, 12:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06