«Антироссийское кино не должно финансироваться из кармана российского налогоплательщика»

Православные священнослужители о картине А.Звягинцева «Левиафан»

0
1157
Время на чтение 5 минут
За минувшую неделю одной из главных тем споров и разговоров в Сети стал фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получивший несколько престижных международных наград. Многие, посмотрев картину, отмечали, что фильм обращен в первую очередь к зарубежному зрителю, в русле тамошних стереотипов изображая Россию как вечно пьяную нищую страну, управляемую бандитами. Так, глава российского минкульта Владимир Мединский утверждал, что «Левиафан» «вообще не кажется чисто российской историей». «Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает. Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах "Левиафана" я не увидел». С ним согласен и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Очевидно, что он (фильм – РНЛ) сделан в расчете на западную аудиторию, точнее, западные элиты, так как сознательно воспроизводит расхожие мифы о России и помогает этим мифам укорениться». 

Regions.Ru попросили священнослужителей поделиться впечатлениями от фильма.
 
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты РФ, отметил, что когда-то Андрей Звягинцев брал своей углубленностью и драматичностью, сконцентрированной на нескольких образах, как, например, в фильме «Возвращение». 

«Там все строится фактически вокруг трех персонажей – двух сыновей и отца. Режиссер показывает неожиданно явленную трагедию мира, настроенность мира на этом плотном воздухе серьезных мужских отношений, когда нет повода улыбаться и нельзя смотреть на вещи поверхностно. А в фильме "Левиафан" очень много мрака, какого-то нереального отношения к настоящему. Это не фильм-притча, но тогда что это? Фильм о чем? К сожалению, как мне кажется, при всем уважении к Звягицеву, этот фильм отбрасывает его в хаос желаний 40-летнего человека, который никак не определится со своими жизненными приоритетами. Пора бы уже к этому возрасту некоторые точки расставить. Не говорю о понимании добра и зла, а хотя бы о понятии, что есть что в этом мире», - отметил священник.
 
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, заявил, что не может судить фильм с художественной точки зрения. 

«Андрей Звягинцев был известен в свое время как очень крепкий режиссер. Например, его фильм "Возвращение" был воспринят очень тепло значительной аудиторией. Знаю, что известный продюсер Александр Роднянский считает его одним из лучших современных режиссеров. Но меня больше удивляет ситуация, сложившаяся вокруг фильма "Левиафан", чем сам фильм. Очевидно, что картина получает мировое признание и такой резонанс в связи с политическим антуражем – нынче многие государства Россию активно не любят. И успехом своим фильм обязан именно спорному сюжету и тому, что картина представлена самой Россией на международных фестивалях. То есть Россия в качестве лучшей представляет работу, которая явно отрицательно изображает современные реалии, а сделана эта работа на государственные деньги. И Звягинцев считает это нормальным - снимать критический фильм на средства из госбюджета. В мире такой практики нет! В Голливуде нет фильмов, которые снимались бы на бюджетные деньги и были против идеологии США. Самый яркий пример – антивьетнамский фильм "Апокалипсис сегодня" Ф. Копполы, снятый режиссером на собственные средства. А Звягинцев, получается, на госденьги снял фильм, который Россию представляет в невыгодном свете. У меня это вызывает серьезное недоумение», - продолжил священник. 

«Думаю, и "Оскар" он получит, но это будет результатом конъюнктуры, - пока тема России модная и популярная. То есть фильм оценивают не за художественные качества, а за то, что попал в модную струю. Но кинематограф в наше время должен давать некоторое представление об идеалах, давать людям положительные эмоции, связанные с формированием определенных ценностей, культуры. А если идеалов нет, а только стремление угодить Западу – это прискорбно», – подчеркнул о. Андрей.
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что, к сожалению, под свободой слова у нас сегодня часто понимают совсем не то, что на самом деле она из себя представляет. 

«Интерпретируют ее как свободу самовыражения в творчестве, а это может только оскорблять и нести грязь и пошлость. Конечно, можно показать все мрачные стороны нашей жизни – наркотики, проституцию, убийства, разбой и прочее. Но тогда у зрителя будет складываться впечатление, что только в этом и заключается наша жизнь. Можно показывать только хорошие стороны, но и это не значит, что в жизни есть только хорошее. Так что режиссер хотел сказать фильмом "Левиафан"? Что наша жизнь такая мрачная и негодная?  Да, в Церкви тоже есть проблемы: Церковь – это отражение того общества, в котором мы живем. И если в фильме Церковь выставлена в отрицательном свете, значит, цель - отвернуть людей от Церкви. Зарубежному зрителю о России можно сказать, что это грязная и неумытая страна. Запад этому порадуется. Но нам-то не надо говорить, что у нас кроме грязи ничего нет», - продолжил священник. 

«Кстати, некогда нашумевший фильм «Царь» тоже ориентирован на западного зрителя, как и «Левиафан». Ивана Грозного там показали в крайне отрицательном свете. Но знающие историю скажут, что на самом деле царь был совсем другим. Так что расчет режиссера был на тех, кто не знал историю. Так и в "Левиафане" - расчет на зрителей, которые не знают истинной России. Я считаю создание и выпуск таких картин вредительством. Тем не менее, отмечу хорошую игру актеров. Серебряков действительно талантлив, я его люблю. Но общая концепция фильма - показать Россию в таком неприглядном виде – сыграла свою роль. Запад картину признал, а русскому это сделать трудно», - заключил о. Иоанн.
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, смотрел этот фильм и вспоминал похожие поселки, где половина домов - с пустыми глазницами. 

«У нас в глубинке таких поселков много. Неудивительно и то, что человек может с горя пить. Разрушенная Церковь, где ребята пьют, курят и матерятся, тоже вполне может где-то быть. Так что, перефразируя Станиславского, хочу сказать: "верю". Это одна из мрачных сторон нашей действительности. Правда, у меня возникло впечатление, что фильм снимался не сейчас, а в 90-е годы. Режиссер показал отдельно взятый случай - человека, у которого горе, который и сам виноват в том, что происходит. Создал отрицательный образ священнослужителя. Могло быть такое в реальности? Могло. И недостойные пастыри тоже есть. Но мы видим в фильме и хорошего священника, через которого, возможно, разговаривает сам Бог. Но по большому счету Звягинцев продемонстрировал только одну сторону медали. И поэтому фильм получился такой мрачный - в нем и тяжбы, и супружеская измена, и другие пороки. Создается впечатление ада на земле. Я смотрю уже третий его фильм, и все они мрачные. Видимо, человек так видит мир. Но я думаю, нашему Минкультуры следовало бы финансировать и другие фильмы – о милосердии, сострадании… Хороших сюжетов вокруг немало», - заключил священник.
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, заявил, что не хочет обсуждать фильм. 

«Россия - свободная страна, где каждый снимает, что хочет - хоть трехголового кота: все, что не противоречит закону. Ну да, картина ориентирована на западного зрителя и получает награды. Что в этом странного? Спрос рождает предложение. Но, разумеется, из госбюджета ни копейки за этот фильм не должны были платить, так как он сделан не для россиян, а для наших врагов и недоброжелателей. Снимать такое кино не запрещено, но почему мы должны за это платить? Так что я поддерживаю требование Виталия Милонова. Не знаю, удастся ли добиться возврата средств или нет, но такое антироссийское кино не должно финансироваться из кармана российского налогоплательщика - это однозначно», - заключил о. Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34