Хочу поговорить на тему важную и одновременно страшную, вызывающую много пререканий и препирательств, взаимных обвинений и обид. Заранее прошу прощения, если слова мои покажутся кому-то несправедливыми...
Обычно я не отвечаю на комментарии к моим статьям. Не потому, что считаю себя выше этого, а потому, что в спорах – как сие известно любому христианину – рождается вовсе не истина, а взаимное раздражение и озлобление, грубость и гнев, не более того. Но обсуждение статьи «
Можно ли избежать Третьей Мировой войны?», недавно опубликованной на РНЛ, заставило меня отступить от правил. Дело в том, что наиболее активные её комментаторы, хотя, по привычке, и уклонились от обсуждения главной темы, которой, собственно, была статья посвящена, зато ненароком подняли тему иную, ничуть не менее важную.
Это извечная и очень трудная тема отношения христианина – и, шире, вообще каждого человека – к скорбям и бедам, к несчастьям и даже мукам, которые периодически встречаются ему (т.е. каждому из нас) на жизненном пути. К необходимости, спасительности и неизбежности применения этих благодатных орудий Божьего Промысла, отечески наказующего нас на узком пути к вожделенному Небесному Отечеству.
Увы, в современном обществе, отравленном до самых своих глубин сатанинской жаждой комфорта, удовольствий и телесного покоя, тема эта находится под строжайшим запретом. Мы, современные немощные христиане, уже почти позабыли суровое, но спасительное учение Матери-Церкви об этой извечной проблеме. Может, пришло время вспомнить?..
Но сперва – несколько читательских комментариев. Вот пишет Lucia (у меня, кстати, всегда вызывали недоумение упорные попытки многих – чаще всего, наиболее скандальных и шумных – комментаторов спрятаться за псевдонимами. От кого прячетесь, братья и сестры? Бог всё равно знает, кто, да что, да как, а для людей вы и без псевдонимов недоступны: поди, знай, где кого искать... Да и зачем вообще надо прятаться? Неужели заранее стыдно за то, что собираетесь написать?)…
Да, так вот. Извольте, Люция: «Заигрались в солдатики. А воевать придется детям, а не бородатым старцам, пишущим статьи...» Ей вторит РодЕлена: «Они этого и хотят - мстят молодости за то, что у нее все впереди. Мерзкие карлы, не смиряющиеся с близким своим уходом. Надо немного продержаться, дождаться, когда они обессилеют и начнут сыпаться. Их немного, но они хотят утащить за собой всех…» И опять Люция: «Вероятно, у них нет детей и внуков. Либо они их ненавидят».
Дальше – больше: «Если война, то нужно воевать. А болтать всякие глупости, когда она даже не началась - безответственно. И радоваться тут нечему. Посмотрите на все войны, которые происходили - после каждой из них мир делался хуже. Что в древности, что теперь» (Люция). «Соответствуйте. Пошлите своих сыновей в Донбасс. Не дрогнет сердце? Не спросит душу - чья правда в той войне?.. Моя бабушка говорила: "Мужики чего хотят - баб или войны. А хлеб в поте лица своего добывать не хотят. Как видишь, что воевать засобирались, так и знай, что бабы надоели. В войну хлеб в поте лица своего кто им будет добывать? Бабы да дети". Расцвет гомосексуализма, импотенция мужского духа, лукавство и нежелание исполнения заповеди Бога - это и есть жажда (страсть) войны…
Для войны предпосылок нет. Воевать не за что, все у них уже поделено. Нужен только хаос и страх, паника и озлобленность всего мира для воцарения антихриста и организации всемiрного концлагеря, построения третьего храма Соломона. Пугалки войной надоели. Будто кто-то глупее аналитиков и будет рисковать своими капиталами и семьями, губя атмосферу. Планета-то – общая. Однако планы их не сбудутся, это Бог давно сказал» (РодЕлена).
Казалось бы – не стоит эта трескотня внимания. Ну, резвятся кумушки… У них ведь всегда и во всём мужики-сволочи виноваты. Все женские комплексы тут налицо, хоть диагноз ставь. Бабы, они ведь, известное дело, эти… Как бы поделикатнее… Ну, эти самые… Сами знаете, короче.
Но всё не так просто, как хотелось бы. Глядь, к кумушкам нашим и мужички подтянулись. Видно, из тех, которые не сволочи. Вот Hyuga активно поддерживает РодЕлену: «Согласен с Вами. Разные люди бывают - одни созидатели, а другие разрушители. И разрушители ненавидят созидателей, что созидатели умнее их, трудолюбивее их, добрее их, счастливее их. Быть счастливым дано не каждому, счастье своё надо заслужить гармонией с мiром. Вот не умеющие быть счастливыми и стремятся неустроенность своей души перенести и на весь мiр, они очень хотят, чтобы и все другие мучились и жили бестолково, как и они. Так же вот развивалась сто лет назад большевистская революция». И Писарь туда же: «Ответственность за третью мiровую войну несут не только "неадекватные западные государственные и общественно-политические лидеры", но и те, кто в глубине души, как и их "неадекватные" западные коллеги, втихаря хотели этой войны…».
«Нет, не будет никакой третьей мировой войны. Локальные войны могут быть, но мировой войны – никак… Крестовый поход Запада против России – в головах больных на голову. Надо не фантазировать сказки, а строить нормальное государство в России, но строить не умеют и всё валится из рук, и так хотелось бы, чтобы война всё списала. Но нет, не придёт война, вот только некоторым так и хочется, чтобы она пришла. Но ребята, вы хотя бы представляете современную войну и как в ней воевать? Но самое главное - ради кого и ради чего? Повторяю - крестовый поход против России чистой воды бред!» (Хьюга)
Ладно, хоть один человек («Обломов») в конце концов догадался сослаться на Слово Божие, на евангельские пророчества о неизбежности Большой Войны: «смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть...» (Мф. 24: 7). Но ему никто из «обличителей» не ответил, да это и неудивительно. Они же стремятся к «гармонии с мiром», а нас, христиан, Господь заранее предупредил: «Мiр вас ненавидит. Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр…» (Ин. 15: 18-19).
Впрочем, разбирать тексты таких обличителей с точки зрения содержания – бессмысленно. В них главное вовсе не содержание, а чувство, эмоция, дух, упакованные в текст как в подходящую словесную оболочку, которая просто подвернулась под руку по случаю. И дух этот – печально известный нам «дух мiра сего» – лукавый, пагубный, богоборческий. А эмоция эта – страх. Страх смерти. Страх страданий, бед, скорбей. Страх лишиться привычного комфорта, телесного покоя. Страх неизбежного и болезненного выбора между Богом и мiром… Отсюда же, кстати, и немотивированная агрессия в комментариях – это вполне естественная реакция испуганного и растерянного человека.
При всём том само по себе это вовсе не зазорно… Скажем, страх смерти – неизбежный результат маловерия и нечистой совести, но у кого из нас вера неколебима и совесть чиста? Да и в комфорте с телесным покоем ничего заведомо предосудительного нет, если они – не в ущерб деятельному благочестию и спасению души. Но если стремление к безопасности приходит в противоречие с обязанностями христианина по отношению к самому себе, к ближнему своему, наконец – ко Господу Богу нашему, тогда – беда!
Вспомним: «Аще без наказания есте – прелюбодейчища есте, а не сынове…» (Евр. 12: 8). То бишь, если останемся без наказания, которого никто избежать не может, то мы приблудыши, а не сыны Божии. И ещё: «Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую…» (Откр. 3: 19) Это нам, нынешним – трусливым и упрямым, ленивым и маловерным – говорит Господь: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». Нас, окаянных, пытается вразумить «апостол языков»: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает… Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12: 6-7).
Так что же мы, безумцы, бежим от этой спасительной отеческой заботы? Если хотим спасения, хотим стяжать благоволение Божие – должны достойно и мужественно принять наказание. И строго следить при этом, чтобы лукавая «мораль» не заслоняла от нас суровую правду жизни. И не пытаться подменить великие и ужасные мановения десницы Божией, ‑ возводящей и низвергающей нас по недомыслимому, промыслительному, спасительному смотрению Своему, ‑ ничтожными человеческими понятиями о добре и зле, искажёнными, как правило, нашими греховными склонностями и страстными привычками.
Всё, что приближает нас к Богу, благо. И наоборот: благо лишь то, что приближает нас к Богу. Например, страдания и скорби. И тот, кто наносит нам такие раны – истинный благодетель наш и лучший друг! То же и со злом. Зло – это то, что отдаляет нас от Бога. И только то, что удаляет нас от Него, есть истинное зло. Например, благополучие и покой. И тот, кто убаюкивает нас ими, худший враг наш и злодей…
Можно сколько угодно спорить о ценности земной человеческой жизни с христианской точки зрения. О спасительной и искусительной роли страданий и скорбей. О допустимости и духовном значении насилия в деле спасения души. О непостижимости Промысла. Можно сыпать философскими и богословскими терминами, поминая теодицею, сотериологию и эсхатологию, трансцендентность Божества, имманентность первородного греха и старину Канта с его критикой чистого разума.
Но одно очевидно: истинно христианское понимание истории и её промыслительного смысла не имеет ничего общего с дешёвым гуманизмом, лицемерно рыдающим над «слезинкой ребёнка»! Давайте скажем честно: эта гуманистическая расслабленность значительной части нынешних православных христиан коренится вовсе не в евангельской любви, не в милосердии Христовом, не в бесценных добродетелях кротости и смирения, которые на деле никогда не мешали нашим великим благочестивым предкам убивать и умирать, проливать кровь – свою и чужую – на крутых исторических поворотах «узкого пути», ведущего Русь в живот вечный через жестокие скорби и искушения, тяжкие страдания и беспощадную борьбу.
Корни такой духовной «котолеопольдовщины» ‑ в нашей прискорбной робости, боязливости, лени, в боязни и нежелании поступиться хотя б малой толикой своего бытового, земного благополучия, нарушить мнимое довольство и покой своей жизни, которую мы по какому-то недоразумению дерзаем считать жизнью христианской, церковной! Увы мне, я – первый из таковых! Остыла вера, погасла ревность, оглохла беспечная душа…
Но в богоизбранной России Господь милосердно хранит бесценную искру истинно духовного жития, влача нас, непослушных и ленивых, в Царствие Свое «сквозь огнь мучений и воду слёз»! И сквозь кровопролитные войны, в том числе. А мы, неблагодарные, хулим сей милосердный Промысл, ропща, как некогда роптали древние евреи, кричавшие Моисею: «Зачем вывел нас из Египта? Там мясо едят, а мы тут, в пустыне бедствуем…». Неужели не боимся страшных определений Божиих: «Был ты Мне в сытость… изблюю тя из уст Моих». Вот что воистину страшно! Вот чего бояться надо, а не грядущей Мировой войны, сколь бы кровавой и жестокой она ни была…
Внешняя канва нашей индивидуальной жизни, нашей личной биографии – как и мiровой истории в целом – вообще не имеет никакого самостоятельного значения. Все наши взлёты и падения, радости и невзгоды, благополучие и нищета, здоровье и болезни – равно как мир и война, столкновения народов и государств, цивилизаций и культур – всё это суета сует, по слову мудрого Екклезиаста. Смерть одного человека или гибель миллионов – сами по себе равно бессмысленны, бесполезны и безразличны с нравственной точки зрения. Ибо в конечном итоге смерть – наш общий неотвратимый удел. Всё это, все перипетии нашей жизни, все бури человеческой истории обретают смысл только в Церкви, только во Христе, в рамках чудного Домостроительства Божия. Только в процессе промыслительного устроения Благодатью Божией нашего спасения. Спасения желающих и произволяющих для блаженной, сияющей, торжествующей Вечности.
И тут счёт идёт совсем иной, нежели привычный нам, человеческий. Например, православным хорошо известен рассказ одного из древних Отцов, сподобившегося увидеть духовным взором некое адское «совещание» под руководством сатаны, к которому бесы приходили с докладами о своих пагубных «достижениях». И вот, приходили духи злобы, которым удалось в тот год наслать на род человеческий моровые поветрия и страшные болезни, смертоносные бури и разрушительные землетрясения, междоусобные распри и кровопролитные войны. Но все они подверглись порицанию от князя тьмы за то, что мало сделали для погубления рода человеческого, и были с позором изгнаны из собрания. Наконец, пришёл усталый бес, который сообщил, что он тридцать лет подряд вел в пустыне брань с одним монахом и сегодня, по истечении тридцати этих лет, наконец-то понудил сего инока к нравственному падению. Вот тут-то сатана и возликовал, этого-то беса и возвеличил, провозгласил триумфатором, украсил его собственной короной и усадил с собой на престол в преисподней…
Так что духовные интегралы спасительного жития весьма сильно отличаются от нашей земной, житейской арифметики. И счёт в небесной канцелярии ведут совсем не так, как в нашей повседневной человеческой бухгалтерии. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал в своём знаменитом дневнике «Моя жизнь во Христе»: «Мир находится в состоянии дремоты, духовного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями…».
Что ж, станем ли мы, подобно страусам, прятать голову в песок пред лицем этих спасительных Божьих врачеваний, благодатных прижиганий и промыслительных хирургических сечений, помогающих отделить гниющие члены и продлить жизнь здоровым клеткам?
В любом случае, наша суета никак не повлияет на судьбы обезверившегося человечества. То, что должно свершиться, свершится! Думаю, что дети наши, и в первую очередь, конечно, сыновья (моему недавно исполнилось восемнадцать), станут современниками и участниками очень бурных исторических событий, и даже – страшной и разрушительной мiровой бойни. Этого можно и нужно по-христиански страшиться, но изменить судьбы во зле лежащего мiра нельзя.
Впрочем, нет, можно… Есть один способ. Святой Варсонофий Великий писал почти полторы тысячи лет назад для вразумления и ободрения современных ему христиан, что он знает несколько человек (он даже указал, где они подвизаются), способных, по милости Божией, своей пламенной молитвой останавливать стихийные бедствия, разрушительные войны и эпидемии смертельных болезней. Эти угодники Божии даже самый Суд Его нелицеприятый сподобились отсрочить, добавив мятущемуся человечеству время для покаяния и исправления.
И как же мы воспользовались этой отсрочкой?
Христос, милостиво внимавший молитвам тех святых мужей, и ныне – «вчера, днесь и вовеки», по слову Писания – Тот же. Да мы-то, мы-то с вами каковы? Таковы ли как те, древние, всё отвергшие, «вся красная мира» поправшие, самую жизнь свою «вменившие нивочтоже» ради Христа, ради стяжания Святаго Духа в Царствии Небесном, в котором они пребывали душой, телом своим ещё находясь в грешном, падшем мiре нашем? Мы-то с вами – не сами ли первейшие виновники тех бед и несчастий, которые грядут на нас, приближение которых уже очевидно любому мало-мальски внимательному христианину?
Мiр безумный, развратный, безбожный, предавшийся сатанинской гордыне, бесовскому себялюбию, спешащий, похоже, испробовать всякий грех, всякое беззаконие, поскорее испить до дна всю «чашу мерзостей земных» – не сам ли громогласно призывает меч правосудия Божия, фиал гнева Господня, грозных и страшных ангелов Апокалипсиса на свою безумную голову?
Что же, воспротивимся судьбам Божиим, имеющим свершиться над нами? Да не будет сего! Ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь.
Константин Душенов, директор Агентства аналитической информации «Русь Православная»
142. ответ: Галине Стариковой и Ларисе Галкиной:
141. Re: Надо ли бояться Третьей мировой войны?
140. Re: Надо ли бояться Третьей мировой войны?
139. Надо ли бояться Третьей мировой войны?
138. Ответ на 132., Потомок подданных Императора Николая II:
137. Ответ на 136., РодЕлена:
136. Ответ на 130., Потомок подданных Императора Николая II:
135. Ответ на 134., М.Яблоков:
134. Ответ на 133., Потомок подданных Императора Николая II:
133. Ответ на 132., Потомок подданных Императора Николая II: