Есть ли у нас Русский Национальный Тост?

Протоиерей Геннадий Беловолов о праздновании Старого Нового года

Александр Сергеевич Пушкин 
0
2429
Время на чтение 7 минут

Сколько теплоты и живых воспоминаний в этих словах - Старый Новый год. Какой удивительный — чисто русский — парадокс заключен в этой непридуманной формуле. Только у нас существует Новый год, который Старый. Его глубина и обаяние состоит в том, что Он возвещает не только о наступающем новом времени, но одновременно напоминает и о прошедшем, обращает наш взор ко всему старому, доброму и дорогому, что было в нашей жизни как в прошлом, так и шире в прошедшие годы и даже века - в нашей прошлой истории. Именно этот Старый Новый год связывает нас со Старой Доброй Россией, с Россией Великих Царей и наших великих предков. Именно этот новый год встречали Пушкин и Достоевский, Ломоносов и Менделеев, Царская семья и Иоанн Кронштадтский. 

Как же нам его забыть? С течением времени он становится нам все более дорогим. 

Старый Новый год самобытное явление нашей культуры, часть нашей истории и нашей души. 

В эту старо-новогоднюю ночь за праздничные столы сядут не миллионы наших сограждан, а в лучшем случае тысячи. В эту ночь не будут выпиты тонны литров шампанского, не взлетят в воздух миллионы фейерверков, не будет стоять безудержная ржачка на голубом экране, на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге будет тихо и торжественно. В эту ночь не будет произнесено множество однотипных тостов ни о чем. 

Но каков же будет наш тост в этот Русский Новый год? 

Давно уже отметил для себя, что к национальным символам, наряду с флагом, гербом и гимном, нужно отнести и самый обычный застольный тост. Тост также выражает национальный менталитет, и даже национальный идеал, как и гимн, только в более краткой форме. Но в отличие от официальных символов тост употребляется гораздо чаще, более естественно, и что важно - в неофициальной обстановке. Тост всегда выражает пожелание, то есть то, к чему мы стремимся в жизни, а значит наши идеалы и ценности. Тост — своего рода жанр светской молитвы, краткий символ народной веры.

Я глубоко задумался о значении тостов в жизни народа после того, как посетил Осетию после трагических событий в Беслане. За первым же осетинским застольем глава дома провозгласил первый тост «За Великого Бога!» Я даже вздрогнул, у нас пить за Бога как-то не принято. Решил, что этот тост связан с произошедшей трагедией. Но распорядитель пира пояснил, что этот тост осетины произносят всегда и везде за любым праздничным столом уже в течение многих веков. «Что и в советское время произносили?» - не удержался от вопроса. «Я вам говорю, я был руководителем парторганизации на крупном предприятии, но не было ни одного застолья, где бы я не произнес этот наш традиционный осетинский тост. Попробовал бы я его не произнести хотя бы раз, меня бы перестали уважать». Осетины мне рассказали, что этот тост они хранили в течение веков, во времена нашествий и оккупаций, гонений и войн, - и благодаря ему сохранили свою христианскую веру, свое национальное самосознание. Тогда-то я осознал всю силу простого тоста.

После этого, бывая в разных странах, я стал обращать внимание на национальные тосты, какие пожелания высказывают народы за праздничном столом, в семейном кругу, и стал даже их коллекционировать (буду рад пополнить эту коллекцию!).

Наши сербские братья, поднимая бокал, первым делом возглашают: «Живеле!», что буквально означает: «Живите! Да будем живы!».

В Польше за столом поднимают первый тост за здоровье: «Nazdrowie», а в Малороссии говорят: «Будьмо!», т.е. «Будем!».

Традиционный еврейский тост «Лехаим!» означает: «За жизнь!». 

Англичане за столом лаконичны: междометие «Cheers!» значит «Ура!». В другом контексте это слово переводят как «аплодисменты», «одобрение».

Во Франции пьют за здоровье: «Santé!», так же как и в Германии: «Prosit!». В Италии и Испании поднимают тост со словом «Salud» – «Будьте здоровы».

В общем, можно подытожить: народы разные, но все они желают одного - прежде всего «общечеловеческих ценностей», пьют за здоровье и жизнь. 

У нас за столом тоже говорят «Ваше здоровье!» 

Но нам одного здоровья мало. Здоровье – великая ценность, но оно только средство, а не самоцель. На Руси есть даже поговорка о том, кто «здоровеньким помрет». 

Наш Русский Тост должен быть иным. 

Так за что же нам поднять тост в наступающий год? Каким должен быть наш первый тост за любым столом, где бы мы ни были? Есть ли у нас такой Национальный Русский Тост, такая краткая здравица, которая бы вмещала и выражала самое важное и самое главное для нас и вчера, и сегодня, и завтра? 

Этот философский вопрос становятся совершенно практическим, когда мы садимся за праздничный стол. Мне, как священнику, после молитвы за праздничной трапезой по чину нередко приходится говорить первый тост. В этот момент, действительно, хочется сказать что-то самое главное и самое важное. Здесь я испытываю потребность в нашем русском национальном тосте. За что же мы подымем бокал?

Обратимся к нашей исторической традиции. 

Прежде всего нужно вспомнить, что наш исторический гимн был ни чем иным как здравицей Царю и народу. Многие русские люди встречали Новый год именно с этими словами на устах: «БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ!» 

В наступающий Русский Новый год мы должны обязательно вспомнить и исполненные великой жертвенности слова нашего Государя Императора Николая Александровича, которые должны стать нашим вечным национальным девизом: «НЕТ ТАКОЙ ЖЕРТВЫ, КОТОРУЮ Я БЫ НЕ ПРИНЕС, ЧТОБЫ СПАСТИ РОССИЮ». 

Какой тост поднимала Россия в годы революции? Белый генерал Сергей Марков, встречая 1918 год на передовой Гражданской войны, первый тост поднял за Родину, за Императора, за Добровольческую армию... После того как юнкера грянули в ответ бодрое: «Братья, все в одно моленье души Русские сольем», - Марков сказал «последний тост Российской Империи»: «Сегодня для многих из нас это последняя застольная беседа. Многих из собравшихся здесь не будет между нами к следующей встрече. Вот почему НЕ БУДЕМ НИЧЕГО ЖЕЛАТЬ СЕБЕ! НАМ НИЧЕГО НЕ НАДО КРОМЕ ОДНОГО: ДА ЗДРАВСТВУЕТ РОССИЯ!»

Война, 70-летие окончания которой мы вспоминаем в наступающий год, закончилась победным историческим тостом генералиссимуса Сталина (в мае 1945 года): «Я ПЬЮ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗА ЗДОРОВЬЕ РУССКОГО НАРОДА ПОТОМУ ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩЕЙСЯ НАЦИЕЙ ИЗ ВСЕХ НАЦИЙ, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение». 

А вот тост из 1960-х — эпохи хрущевских гонений и покорения космоса. Писатель и журналист Эдуард Михайлович Кондратов вспоминает: «Это было 7 ноября 1962 года. Ко мне приехал мой младший брат Сашка из Ленинграда. Я его почти тащил в гости к моим друзьям. Он одел черный свитер, черные очки. Вид его был траурный. Пришли, включились в застолье... Потом встал Александр, весь в черном, как на поминках. Он сказал, что хочет выпить «в память о загубленных Романовых, в память о последнем Царе Николае…» Все встали, молча выпили. Этот тост для меня был неожиданностью. Ни он, ни я монархистами не были. Но у Александра была какая-то космическая чувствительность… Он по-особому уловил эту ноту, эту боль. Я думаю, что он сам до конца не понимал, что делает. Это было что-то мистическое, что-то ему вдруг открылось. Ведь было седьмое ноября, день революции. Как в этот день не вспомнить убиенного Царя?» Потом всех стали вызывать. На работе было большое собрание, где их ругали и им грозили. Но история тем и хороша, что хорошо заканчивалась, ни арестов, ни увольнений. 

Лучшее поздравление в наступающем 2015 году прозвучало из Крыма. Главный прокурор Крыма Наталья Поклонская сказала, наверное, самые главные слова: «ЧТОБЫ МЫ НЕ ЗАДУМАЛИ В НАСТУПАЮЩЕМ ГОДУ, ЧТОБЫ МЫ НЕ ПОЖЕЛАЛИ, МЫ ВСЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЕТ, ЧТО ВСЕ НАШИ ПОЖЕЛАНИЯ СВЯЗАНЫ С УСПЕХОМ НАШЕЙ РОССИИ».

Как весь этот исторический опыт Русских Тостов воплотить в одной краткой и емкой здравице? 

После размышления и поисков я не нашел лучшей формулы русского национального тоста как наш старинный возглас-клич: «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЧЕСТВО!»

В этой формуле названо все самое дорогое и самое заветное, что есть в душе русского человека. «ЗА ВЕРУ», - которая спасает наши души и устремляет сердца к вечности, соединяет нас с Богом. «ЗА ЦАРЯ», - который воплощает нашу Великую Историю и наш исконный идеал народной жизни, как в прошлом, так и в будущем. «ЗА ОТЕЧЕСТВО» – за нашу Великую Россию, необъятную нашу Родину, в которой мы имели счастье родиться и имеем счастье жить, и без которой не может быть Русский человек. Это тост за наш Великий Народ, который пережил не одну скорбь и не одну беду в своей истории, и победил. Этот тост — сохранение нашей памяти, нашего достоинства и чести как перед лицом наших предков, так и перед лицом грядущих поколений.

Предлагаю в Новогоднюю ночь поднять бокалы за праздничным столом с этим тостом, поднять его первым, и только потом желать здоровья, счастья, удачи и так далее. Ведь если у нас не будет Веры, Царя и Отечества, то все остальное может оказаться нам не нужным и не востребованным. Поэтому позвольте всех поздравить с наступающим РУССКИМ СТАРЫМ НОВЫМ ГОДОМ и поднять этот русский тост: «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО в Новом году! Дорогие братья и сестры!» 

Пусть звучат эти слова чаще в наших домах, 
пусть они открывает наши праздничные застолья, 
пусть они напоминает нам о наших исторических идеалах 
и зовут к будущим Русским Победам!

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

70. Ответ на 63., Наблюдатель.:

У русских всегда третий тост за родителей.

А разве не за погибших и тех кого уже нет с нами? Пьют стоя и не чокаясь бокалами.
Silvio63 / 20.01.2015, 13:46

69. Есть ли у нас Русский Национальный Тост?

"...Не для меня придет Пасха, За стол родня вся соберется, "Христос воскрес!" из уст польется – В пасхальный день не для меня..." "Не для меня придёт весна..." казачий романс, как иногда называют эту песню, исполняет аснамбль "Казачий круг". http://www.youtube.com/watch?v=lHZskOV4N7E

68. Ответ на 57., М.Яблоков:

Ничего лично, только бизнес :)

правильно.
Lucia / 19.01.2015, 22:34

67. Ответ на 62., Косьма:

Но потом заметила интересную вещь - он никогда не обижается и не заступается за себя Еще как обижается и заступается (за себя)!

Нет. Ни разу.
Lucia / 19.01.2015, 22:34

66. 61 - Сергей Владимирович

Кто бы спорил...
Анна де Бейль / 19.01.2015, 20:39

65. третий - самый русский

Похоже, что за русским столом мало кому из участников обсуждения приходилось бывать... У русских всегда третий тост за родителей. Это и есть самый национальный наш тост.
Наблюдатель. / 19.01.2015, 20:28

64. Ответ на 31, 42. Lucia:

Но потом заметила интересную вещь - он никогда не обижается и не заступается за себя

Еще как обижается и заступается (за себя)!
Косьма / 19.01.2015, 19:05

63. Ответ на 31, 42. Lucia:

Но потом заметила интересную вещь - он никогда не обижается и не заступается за себя

Еще как обижается и заступается!
Косьма / 19.01.2015, 19:04

62. Ответ на 59., Анна де Бейль:

Через определённые искушения проходим мы все, в разные периоды своей жизни. Если взять стихи А.С. Пушкина в его лицейские годы, то там тоже часто призывы у него: нальем, мол, бокалы поднимем... Но вот Пушкин в зрелые годы - это совсем другое... "Воспоминание" Когда для смертного умолкнет шумный день И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень И сон, дневных трудов награда, В то время для меня влачатся в тишине Часы томительного бденья: В бездействии ночном живей горят во мне Змеи сердечной угрызенья; Мечты кипят; в уме, подавленном тоской, Теснится тяжких дум избыток; Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток; И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. А.С. Пушкин.

61. Ответ на 44., Алекс:

За мiр во всем мире

В данном случае Вы призываете то, что от Вас лично не зависит. Так что тост вполне приемлем... Но вот что еще меня смущает. Тост есть обращение? К кому? Когда-то язычники произносили молитву, часть вина лили на алтарь, а остаток выпивали... То есть изначально - тост есть обращение к высшим силам. Но нам уместнее обращаться к Богу. Обращение к Богу есть молитва. То есть традиционный тост занимает место молитвы. Вернее, время и силы. Мы вкладываем их в винопитие и тосты, а не в молитвенное делание... Тогда приходим к тому, что для православных тост уместен только как обращение к сидящем здесь, с нами за столом... А много ли таких тостов существует? И опять-таки, почему надо произносить слова о чем-то, а не просто пойти и сделать это нечто нужное?
Андрей Карпов / 19.01.2015, 17:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
С днём Православного Священства!
О юбилейном вечере памяти 195-летия со дня рождения св.Иоанна Кронштадтского и 25-летия Мемориального Музея-Квартиры
11.11.2024
«Иоанн Кронштадтский - Жизнь во Христе»
Учреждена юбилейная медаль о.Иоанна Кронштадтского
08.11.2024
Русский ответ Хэллоуину
Учредить в день рождения о.Иоанна Кронштадтского День православного священника!
30.10.2024
Россия сдаёт экзамен на духовную зрелость
О реакции общества на возвращение душегуба Кашпировского
17.10.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 20:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06