Сколько теплоты и живых воспоминаний в этих словах - Старый Новый год. Какой удивительный — чисто русский — парадокс заключен в этой непридуманной формуле. Только у нас существует Новый год, который Старый. Его глубина и обаяние состоит в том, что Он возвещает не только о наступающем новом времени, но одновременно напоминает и о прошедшем, обращает наш взор ко всему старому, доброму и дорогому, что было в нашей жизни как в прошлом, так и шире в прошедшие годы и даже века - в нашей прошлой истории. Именно этот Старый Новый год связывает нас со Старой Доброй Россией, с Россией Великих Царей и наших великих предков. Именно этот новый год встречали
Пушкин и Достоевский, Ломоносов и Менделеев, Царская семья и Иоанн Кронштадтский.
Как же нам его забыть? С течением времени он становится нам все более дорогим.
Старый Новый год самобытное явление нашей культуры, часть нашей истории и нашей души.
В эту старо-новогоднюю ночь за праздничные столы сядут не миллионы наших сограждан, а в лучшем случае тысячи. В эту ночь не будут выпиты тонны литров шампанского, не взлетят в воздух миллионы фейерверков, не будет стоять безудержная ржачка на голубом экране, на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге будет тихо и торжественно. В эту ночь не будет произнесено множество однотипных тостов ни о чем.
Но каков же будет наш тост в этот Русский Новый год?
Давно уже отметил для себя, что к национальным символам, наряду с флагом, гербом и гимном, нужно отнести и самый обычный застольный тост. Тост также выражает национальный менталитет, и даже национальный идеал, как и гимн, только в более краткой форме. Но в отличие от официальных символов тост употребляется гораздо чаще, более естественно, и что важно - в неофициальной обстановке. Тост всегда выражает пожелание, то есть то, к чему мы стремимся в жизни, а значит наши идеалы и ценности. Тост — своего рода жанр светской молитвы, краткий символ народной веры.
Я глубоко задумался о значении тостов в жизни народа после того, как посетил Осетию после трагических событий в Беслане. За первым же осетинским застольем глава дома провозгласил первый тост «За Великого Бога!» Я даже вздрогнул, у нас пить за Бога как-то не принято. Решил, что этот тост связан с произошедшей трагедией. Но распорядитель пира пояснил, что этот тост осетины произносят всегда и везде за любым праздничным столом уже в течение многих веков. «Что и в советское время произносили?» - не удержался от вопроса. «Я вам говорю, я был руководителем парторганизации на крупном предприятии, но не было ни одного застолья, где бы я не произнес этот наш традиционный осетинский тост. Попробовал бы я его не произнести хотя бы раз, меня бы перестали уважать». Осетины мне рассказали, что этот тост они хранили в течение веков, во времена нашествий и оккупаций, гонений и войн, - и благодаря ему сохранили свою христианскую веру, свое национальное самосознание. Тогда-то я осознал всю силу простого тоста.
После этого, бывая в разных странах, я стал обращать внимание на национальные тосты, какие пожелания высказывают народы за праздничном столом, в семейном кругу, и стал даже их коллекционировать (буду рад пополнить эту коллекцию!).
Наши сербские братья, поднимая бокал, первым делом возглашают: «Живеле!», что буквально означает: «Живите! Да будем живы!».
В Польше за столом поднимают первый тост за здоровье: «Nazdrowie», а в Малороссии говорят: «Будьмо!», т.е. «Будем!».
Традиционный еврейский тост «Лехаим!» означает: «За жизнь!».
Англичане за столом лаконичны: междометие «Cheers!» значит «Ура!». В другом контексте это слово переводят как «аплодисменты», «одобрение».
Во Франции пьют за здоровье: «Santé!», так же как и в Германии: «Prosit!». В Италии и Испании поднимают тост со словом «Salud» – «Будьте здоровы».
В общем, можно подытожить: народы разные, но все они желают одного - прежде всего «общечеловеческих ценностей», пьют за здоровье и жизнь.
У нас за столом тоже говорят «Ваше здоровье!»
Но нам одного здоровья мало. Здоровье – великая ценность, но оно только средство, а не самоцель. На Руси есть даже поговорка о том, кто «здоровеньким помрет».
Наш Русский Тост должен быть иным.
Так за что же нам поднять тост в наступающий год? Каким должен быть наш первый тост за любым столом, где бы мы ни были? Есть ли у нас такой Национальный Русский Тост, такая краткая здравица, которая бы вмещала и выражала самое важное и самое главное для нас и вчера, и сегодня, и завтра?
Этот философский вопрос становятся совершенно практическим, когда мы садимся за праздничный стол. Мне, как священнику, после молитвы за праздничной трапезой по чину нередко приходится говорить первый тост. В этот момент, действительно, хочется сказать что-то самое главное и самое важное. Здесь я испытываю потребность в нашем русском национальном тосте. За что же мы подымем бокал?
Обратимся к нашей исторической традиции.
Прежде всего нужно вспомнить, что наш исторический гимн был ни чем иным как здравицей Царю и народу. Многие русские люди встречали Новый год именно с этими словами на устах: «БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ!»
В наступающий Русский Новый год мы должны обязательно вспомнить и исполненные великой жертвенности слова нашего Государя Императора Николая Александровича, которые должны стать нашим вечным национальным девизом: «НЕТ ТАКОЙ ЖЕРТВЫ, КОТОРУЮ Я БЫ НЕ ПРИНЕС, ЧТОБЫ СПАСТИ РОССИЮ».
Какой тост поднимала Россия в годы революции? Белый генерал Сергей Марков, встречая 1918 год на передовой Гражданской войны, первый тост поднял за Родину, за Императора, за Добровольческую армию... После того как юнкера грянули в ответ бодрое: «Братья, все в одно моленье души Русские сольем», - Марков сказал «последний тост Российской Империи»: «Сегодня для многих из нас это последняя застольная беседа. Многих из собравшихся здесь не будет между нами к следующей встрече. Вот почему НЕ БУДЕМ НИЧЕГО ЖЕЛАТЬ СЕБЕ! НАМ НИЧЕГО НЕ НАДО КРОМЕ ОДНОГО: ДА ЗДРАВСТВУЕТ РОССИЯ!»
Война, 70-летие окончания которой мы вспоминаем в наступающий год, закончилась победным историческим тостом генералиссимуса Сталина (в мае 1945 года): «Я ПЬЮ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗА ЗДОРОВЬЕ РУССКОГО НАРОДА ПОТОМУ ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩЕЙСЯ НАЦИЕЙ ИЗ ВСЕХ НАЦИЙ, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение».
А вот тост из 1960-х — эпохи хрущевских гонений и покорения космоса. Писатель и журналист Эдуард Михайлович Кондратов вспоминает: «Это было 7 ноября 1962 года. Ко мне приехал мой младший брат Сашка из
Ленинграда. Я его почти тащил в гости к моим друзьям. Он одел черный свитер, черные очки. Вид его был траурный. Пришли, включились в застолье... Потом встал Александр, весь в черном, как на поминках. Он сказал, что хочет выпить «в память о загубленных Романовых, в память о последнем Царе Николае…» Все встали, молча выпили. Этот тост для меня был неожиданностью. Ни он, ни я монархистами не были. Но у Александра была какая-то космическая чувствительность… Он по-особому уловил эту ноту, эту боль. Я думаю, что он сам до конца не понимал, что делает. Это было что-то мистическое, что-то ему вдруг открылось. Ведь было седьмое ноября, день революции. Как в этот день не вспомнить убиенного Царя?» Потом всех стали вызывать. На работе было большое собрание, где их ругали и им грозили. Но история тем и хороша, что хорошо заканчивалась, ни арестов, ни увольнений.
Лучшее поздравление в наступающем 2015 году прозвучало из Крыма. Главный прокурор Крыма Наталья Поклонская сказала, наверное, самые главные слова: «ЧТОБЫ МЫ НЕ ЗАДУМАЛИ В НАСТУПАЮЩЕМ ГОДУ, ЧТОБЫ МЫ НЕ ПОЖЕЛАЛИ, МЫ ВСЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЕТ, ЧТО ВСЕ НАШИ ПОЖЕЛАНИЯ СВЯЗАНЫ С УСПЕХОМ НАШЕЙ РОССИИ».
Как весь этот исторический опыт Русских Тостов воплотить в одной краткой и емкой здравице?
После размышления и поисков я не нашел лучшей формулы русского национального тоста как наш старинный возглас-клич: «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЧЕСТВО!»
В этой формуле названо все самое дорогое и самое заветное, что есть в душе русского человека. «ЗА ВЕРУ», - которая спасает наши души и устремляет сердца к вечности, соединяет нас с Богом. «ЗА ЦАРЯ», - который воплощает нашу Великую Историю и наш исконный идеал народной жизни, как в прошлом, так и в будущем. «ЗА ОТЕЧЕСТВО» – за нашу Великую Россию, необъятную нашу Родину, в которой мы имели счастье родиться и имеем счастье жить, и без которой не может быть Русский человек. Это тост за наш Великий Народ, который пережил не одну скорбь и не одну беду в своей истории, и победил. Этот тост — сохранение нашей памяти, нашего достоинства и чести как перед лицом наших предков, так и перед лицом грядущих поколений.
Предлагаю в Новогоднюю ночь поднять бокалы за праздничным столом с этим тостом, поднять его первым, и только потом желать здоровья, счастья, удачи и так далее. Ведь если у нас не будет Веры, Царя и Отечества, то все остальное может оказаться нам не нужным и не востребованным. Поэтому позвольте всех поздравить с наступающим РУССКИМ СТАРЫМ НОВЫМ ГОДОМ и поднять этот русский тост: «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО в Новом году! Дорогие братья и сестры!»
Пусть звучат эти слова чаще в наших домах,
пусть они открывает наши праздничные застолья,
пусть они напоминает нам о наших исторических идеалах
и зовут к будущим Русским Победам!
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье)
70. Ответ на 63., Наблюдатель.:
69. Есть ли у нас Русский Национальный Тост?
68. Ответ на 57., М.Яблоков:
67. Ответ на 62., Косьма:
66. 61 - Сергей Владимирович
65. третий - самый русский
64. Ответ на 31, 42. Lucia:
63. Ответ на 31, 42. Lucia:
62. Ответ на 59., Анна де Бейль:
61. Ответ на 44., Алекс: