itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Европейская мертвечина и русская жизнь

Виктор Тростников считает, что сегодня, как и во времена Ф.И.Тютчева, в мире существуют две силы – Россия и революция

0
3075
Время на чтение 4 минуты
Федор Иванович Тютчев, необыкновенно чуткий не только к жизни природы, но и к историческому процессу, сказал: «В мире существует две силы — Россия и революция». На первый взгляд, здесь сопоставляются неоднородные понятия, но это не так. Тютчев имеет в виду не страну и событие, а два мировоззрения — то, которое сохранилось в России, принявшей его на рубеже X–XI веков, и то, которое зародилось в Ренессансе, получило религиозную функцию в протестантизме и овладело Европой в результате Великой Французской революции. Эти мировоззрения несовместимы, поскольку ставят в центр разные составляющие человеческой личности, и их противостояние, по Тютчеву, определило всю динамику нового времени.

Человек создан Творцом как существо двухприродное. У него есть тело, подвластное законам материального мира, и есть душа, подвластная законам мира духовного. С самого начала человек был вынужден искать компромисса между угождением телу и угождением душе. Законы плоти познаются с помощью естествознания, медицины и повседневного опыта; законы духовные познаются с помощью религии, философии и народной мудрости. Испокон веков люди заботились и о плоти, и о душе, отдавая предпочтение то одному, то другому. Но только в XVIII веке возникло небывалое мировоззрение, согласно которому в мире существует только материя, а то, что мы называем жизнью души, есть лишь те же материальные процессы, механические и электрические, которые происходят в нашем мозгу и центральной нервной системе. Эта философия, ставшая знаменем Великой Французской революции, была подготовлена в XVIII веке французским Просвещением и была названа материализмом. Приняв эту философию, европейцы сосредоточили все силы своего ума и всю свою энергию на создании наибольшего комфорта для жизни плоти, и постепенно забота о душе и о законах, ею управляющих, у них сошла на нет. Это было вполне логично: ведь то, что предки называли душой, есть лишь производное от телесных процессов, а значит, если телу будет хорошо, то и «душе» будет хорошо. Так закончился тот процесс духовного омертвения Европы, о котором с тревогой говорили еще старшие славянофилы — Хомяков, Киреевский, Аксаков.

Сегодня Европа концентрирует все свои усилия на оптимизации земной, плотской жизни, изгоняя всякую мысль, даже малейший намек, на возможность самостоятельной жизни души, продолжающейся после гибели тела. Европа живет только на земле, не поднимая очей к небу. Понятно, что при этом земную жизнь она сделала чрезвычайно удобной. Но при этом европейцы стали, как и предсказывали славянофилы, живыми мертвецами, ибо они поклоняются материи, а материя есть неодушевленная субстанция, то есть мертвечина. А каков твой бог, таков ты и сам. Фраза Христа: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов» относится именно к таким людям, которые встречались и 2000 лет назад. Теперь они образовали гигантскую цивилизацию.

А что же Россия? Будучи неотъемлемой частью Европы и даже с большим энтузиазмом, чем сами европейцы, приветствуя материалистическую науку, мы, казалось бы, должны были бы омертветь так же, как и западные соседи. Но невозможное человекам возможно Богу. Господь провел Россию по XIX и XX векам такими тайными тропами, что наши души остались живы. Вместо отнятой у нас материализмом матери-Церкви Он дал нам мачеху в виде учения о коммунизме, вполне по внешности научного, но по духу религиозного, и даже фанатически религиозного. И эта жестокая и властная мачеха заставила и нас сохранять свою религиозность, по своим жизненным установкам вполне христианскую. Когда же помудревшая наука перестала утверждать, что Бога нет, нам легко было вернуться от этой мачехи к родной матери, и Русь стала покрываться тысячами православных храмов.

Таким образом, противостояние, обозначенное Тютчевым, не только сохраняется сегодня, но и стало более острым. Законы духовного мира, игнорируемые Западом, имеют для нас большое значение, ибо мы хотим оставаться живыми душами. Конечно, это стремление свойственно не только нам, но и многим другим народам, например, китайцам, индусам, мусульманам. Движение за исламское государство, например, ставит целью жизнь по законам шариата; эти законы, хотя и отличаются от евангельских заповедей, но относятся к жизни души и ставят интересы этой жизни выше интересов тела. Но главным и самым серьезным в религиозном и философском смысле оппонентом западной цивилизации является, конечно, Россия. Тут Тютчев совершенно прав.

Повышенная комфортность западной жизни является большим соблазном для остального человечества. Многие русские хотят жить на Западе, наводняют Европу мусульмане. Их можно понять, но это есть не что иное как род паразитирования. Дело в том, что комфортную среду необходимо воспроизводить, а воспроизводить ее может только тот, кто целиком отдает все силы этому комфорту, то есть материи, и становится гальванизированным мертвецом. Мусульмане не хотят такого отмирания души и, приезжая в Европу, ухитряются пользоваться тамошними материальными благами, сохраняя свою духовность: совершая молитвы, строя мечети и так далее. Русские, попавшие на Запад, тоже стремятся прибиться к какой-нибудь православной общине и сохранить в себе жизнь души. Но это неустойчивое равновесие. Материалистическая цивилизация Запада все равно трансформирует в конце концов личность и вытравит из нее всё духовное.

Ошибку тех людей, которые хотят служить двум господам — пользоваться европейским комфортом и в то же время угождать потребностям своей души, — повторяет нынче Украина. Она хочет стать частью Европы, чтобы на ее территории воцарилось такое же материальное благополучие, но не понимает, что это благополучие ей придется воспроизводить самой, ибо за нее никто этого делать не будет, — а для этого ее народу придется перестать быть душевным, темпераментным, горячим, любознательным, — короче говоря, живым. Но понять это можно, только убедившись на опыте, и я думаю, что этот опыт Украине необходимо пройти.

Виктор Николаевич Тростников, православный философ, богослов, писатель
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

22. Re: Европейская мертвечина и русская жизнь

"..... Я опишу своё детство..которое при любом строе почти всегда счастливо..по определению..это детство и ты с широко раскрытыми глазами входишь в мир.Но с высоты прожитых лет ты понимаешь..какое же оно было страшно нищее! Защитники социализма скажут...да этот подонок врёт! Такого не было! Мне это уже не раз говорили.К сожалению этот "подонок" не врёт ..было именно так как я сейчас опишу. 1955- 1966 год.Первые воспоминания.Избушка на берегу Иртыша в Омской области.Глухомань.тайга,север.В избушке размером 4х4 метра стоит русская печь.два деревянных сундука,две кровати..одна деревянная,колченогий самодельный стол.На кухне..которую с трудом можно назвать кухней..2мх4 метра..курятник..эимой куры жилы в избе и столик...да лавка..сидеть на чём то надо.За печкой телёнок..холодно в хлеву.Зимы холодные..20..40 градусов минуса обычное дело.Зимой в избушке вонь из за кур и телёнка.Мать инвалид.Пенсия 12 руб.Голода не знал..держала скотину,вот за эту скотину и всё лето с покоса да с огорода мы с ней не вылазили.Она одна косила на три коровы..сено за две коровы забирал колхоз..потому что на их земле косили.Бывало и в болоте за 5 км от посёлка косили и на себе на горбе вязанки таскали.От непосильного труда мать в 1966 году парализовало и я остался один.Одежда..фуфайка.Обувь.кирзовые сапоги.Зимой драные валенки..подшить некому.Сахар был всегда.За всю детскйю жизнь три игрушки.В школу ходить стыдно..у всех родители что то зарабатывают..у меня отца нет..мать лежит парализованая.Спасибо тётке..чем могла тем помогала.Пока мать не болела дрова заготовляли сами.я пацан 10 летний выезжал на Иртыш,ловил брёвна проплывающие и подвозил к берегу.С мамой в воде пилили на чурки и таскали по трапу на высокий берег.Очень тяжёлая работа.Потом сами кололи колуном.Всю жизнь с Иртыша на коромысле таскал 2 десятилитровых ведра..гнулся..но таскал..а куда деваться..поливать то надо? Жили как нищие и работали беспрерывно ,что бы выжить! Многие так жили. Как сейчас люди живут..для меня это сказка..все жалуются..не довольны всем! Эх всех бы их туда в мою деревню,да на три коровы в болоте с комарами и гнусом заставить сено косить! Наша бы жизнь им показалась сказкой!А стог из 15 копён вручную стаскать и сметать в жару при гнусе! Хиловатый и мерзковатый народ стал.Обмельчал..живёт!!!А мы выживали..благодаря мудрой политике партии и правительства! ......" попросите деда мороза..... ".....Социализм в области права оказался возвращением к бесправию. Социализм в области политической жизни дал картину самого отвратительного деспотизма с исключительными законами, неравенством граждан, повседневными насилиями, отсутствием каких бы то ни было свобод, с истязаниями в тюрьмах и участках, с массовыми и единичными расстрелами безоружных. Единственное различие между самой черной реакцией и красным социализмом сводится к тому, что у первой дела согласуются со словами, с реакционными учениями, тогда как у социализма зверская жестокость и несправедливость сопровождаются сантиментальными излияниями во славу свободы, равенства и братства. .." ".....Всякому, кто задумается над русской революцией, не может не броситься в глаза, что социализм ошибался не только в своем отношении к высшим сторонам человеческой натуры, к духовным стремлениям человека, но что он не понимал и стимулов его материальной деятельности, на которой собирался строить всю общественную жизнь и все социальные связи. Социализм боролся с религией, национализмом, патриотизмом как явлениями реакционными, служащими препятствием на пути человечества ко всеобщему счастью. Но люди, которых социализм освободил от религии, оказались даже не людьми, а кровожадными, хищными зверями, опасными для всякого человеческого общежития. Лишенные связи с Богом, так, как они Его раньше понимали, эти люди отупели и морально, и умственно. Они почувствовали себя покинутыми пловцами в безбрежном море, лишенными всякой опоры, объятыми вечным страхом окончательной гибели. Их садическая жестокость нередко бывала лишь следствием обуявшего их страха. С крушением веры в Бога у массы людей порвались и всякие социальные связи с ближними, исчез незыблемый критерий отношения к ним, т. е. исчезла основа нравственности. Под флагом социализма в русскую жизнь пришел даже не индивидуализм, законный и в известных пределах для нас необходимый, а противообщественный солипсизм, разрушающий социальные связи. Лозунги говорили о всеобщем братстве и равенстве, а в действительности всякий «социалист» действовал по правилу: каждый для себя, рви что можешь и где можешь. Никогда Русь не сквернилась таким количеством злодеяний, лжи, предательства, низости, бездушия, как в год революции..."
Lucia / 06.01.2015, 02:47

21. Re: Европейская мертвечина и русская жизнь

Я же просил у вас документы, а не чьи то воспоминания!

Попросите их у деда Мороза Дабы они своим видом их не смущали. Полиция их снова в "трущобы" гнала. Ведь врёт поди, подлец Крестовский? Наговаривает на "породистых господ". Не так ли?

В советское время на Невский или Красную площадь тоже далеко не всех пускали.
Lucia / 06.01.2015, 02:36

20. Ответ на 19., Lucia:

Только нельзя было выйти на улицу с протянутой рукой - на то была милиция. а так все было. и трущобы, пострашнее. чем у Крестовского, и все, что хотите.и людей мучили, и пытали

Ну и конечно же вы сами всему этому были свидетельницей! Вы наверное даже жили в тех самых "трущобах" в СССР, которые даже сравниваете с теми, о которых когда то писал Крестовский? Я же просил у вас документы, а не чьи то воспоминания! Кстати, о советской милиции, которая якобы на то и была чтобы нищие на улицу с протянутой рукой не выходила.... Читал я тот толстенный двухтомник Крестовского, который вы упомянули: "Петербургские трущобы". Так вот, Крестовский там пишет о том, что полиция очень строго следила за тем, чтобы на Невский проспект и Фонтанку, ненароком не зашёл кто нибудь из этих самых "трущоб", когда там "благородные господа" гуляли. Дабы они своим видом их не смущали. Полиция их снова в "трущобы" гнала. Ведь врёт поди, подлец Крестовский? Наговаривает на "породистых господ". Не так ли?
Туляк / 06.01.2015, 01:14

19. Ответ на 17., Туляк:

СССР - это пародия на россию Вы не увидите даже того, что у вас под носом, потому что так устроены. Было много нищих стариков, потому что пенсии в ССССР назначались очень избирательно. Только нельзя было выйти на улицу с протянутой рукой - на то была милиция. а так все было. и трущобы, пострашнее. чем у Крестовского, и все, что хотите. и людей мучили, и пытали. А что касается детей, то приведу всего лишь первый пример в длином списке и вы уже завопите - "Весной 1929 г. на Соловки приехал Максим Горький. Горький должен был успокоить мировое общественное мнение. Он много общался с заключенными. Сорок минут один мальчик рассказывал ему о том, что творилось в лагере. «Буревестник революции» не мог сдержать слез. Через 3 дня Горький уехал. Мальчика потом никто не видел. После посещения Соловков в 1930 году в журнале "Наши достижения" (!) Горький опубликовал восторженный очерк о соловецких чекистах....2 Конечно, такие как вы скажете, что это были плохие дети,так их и нужно было, Знаем. Слышали.
Lucia / 05.01.2015, 21:53

18. Re: Европейская мертвечина и русская жизнь

Интересно: комментарии опять не пропускают :) Модератор не может смириться с тем, что подавляющая часть нефтяных запасов РФ находится отнюдь не в пределах Золотого кольца? Это к вопросу о том, кто, как и за чей счет достигает благополучия.
рудовский / 05.01.2015, 17:31

17. Ответ на 16., Lucia:

Конечно, при СССР ничего не было видно. Ни обиженных детей, ни нищих.Милиция следила за тем. чтоб язвы были спрятаны.

Люся, а вы не расскажите нам: КУДА милиция прятала "язвы" про "нищих" и "обиженных детей" в СССР? Вы написали истинную правду, когда сказали, что в СССР этих явлений никто не видел. Никто не видел по одной простой причине - потому что их просто не существовало! Жду от вас подтверждений ваших слов не на словах, а на деле. Не на частных случаях, которых вы можете насочинять сами, или сослаться на таких же "обиженных" советской властью, а на ДОКУМЕНТЫ! Заранее зная, что таких документов не существует в природе, заранее знаю и ваш ответ. Вы либо просто промолчите, а либо отделаетесь очередной вашей демагогией, как вы это всегда и делаете, когда вас прижмут к стенке и вам нечем отвечать. И такой "ответ" лишний раз подтвердит вашу лживость. А говорить об этом называлось - "очернительство". И таких двуличных людей, как вы, это устраивало.

А как ещё назвать человека, которому взбрело бы в голову, на полном серьёзе утверждать, что СССР, это страна, в которой царствует нищенство, где детей обижают, а менты прячут концы в воду?! Даже в странах западного мира не додумались до такого, чтобы сообщить своим гражданам подобные "факты" про "тоталитарный СССР"! Даже западные идеологи, которые использовали в очернительстве СССР малейшую зацепку для своей гнусной пропаганды против него, про "нищету" и обиженных" детей ничего не писали, потому что они прекрасно знали, что в эту их ложь никто не поверит даже на западе! Зато такие вот как вы "истинно православные патриоты", сидите тут и впариваете эту ЛОЖЬ не только тем, кто жил в СССР, или, кто живёт в России, но про СССР ничего не знает, но вы ещё и продолжаете вместе с нашими доморощенными либералами-западенцами, в унисон, ОЧЕРНЯТЬ не просто СССР, а и саму Россию!!! И до ваших "светлых мозгов" это никак не может дойти! И таких двуличных людей как вы, это вполне устраивает.
Туляк / 05.01.2015, 16:24

16. Ответ на 3., Потомок подданных Императора Николая II:

Конечно, при СССР ничего не было видно. Ни обиженных детей, ни нищих. Милиция следила за тем. чтоб язвы были спрятаны. А говорить об этом называлось - "очернительство". И таких двуличных людей, как вы, это устраивало.
Lucia / 05.01.2015, 12:51

15. Ответ на 13., Евгений Шнуровский:

Тютчев без грима

Шнуровский - либеральный волк из стаи рудовского, но только матёрее - набросился на самого Тютчева.

14. Ответ на 13., Евгений Шнуровский:

Тютчев без грима Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

...отколе ни возьмись, навстречу Моська. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться Ну, так и лезет в драку с ним. "Соседка, перестань срамиться,- Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает".- "Эх, эх! - ей Моська отвечает,- Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" На КОГО вы пытаетесь лаять, Шнуровский?
Туляк / 04.01.2015, 23:43

13. Re: Европейская мертвечина и русская жизнь

Тютчев без грима "Умом Россию не понять, В Россию можно только верить" - Звучит красиво, не отнять, Но - только если лицемерить. Смыв русопятский грим-елей, Увидим Тютчева иначе: Россия - дура. Стоят ей Втройне все цели и задачи. Вот, например, сменить чтоб курс, Нужна ей непременно смута - Спалить весь жизненный ресурс И тлеть, гордясь, "как было круто"... А вот, как в ней прогресс идёт: На умных - зла аж до услады, Потом идеи их берёт Там, где таким изгоям рады... По Менделееву сейчас Должно быть русских - ...!!! Слишком смело... Ведь он умом измерил нас, А жить умом - другое дело... Какую цену заплатить Должна за дурь свою Россия, Чтоб ужаснуться и завыть: "Авось - ты бес, а не Мессия!!!"
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Тростников
Все статьи Виктор Тростников
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 17:27
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40