Протоиерей Всеволод Чаплин, дал интервью газете «Культура», пишет
Regions.ru. Отец Всеволод, в частности, сказал:
«Многие молодые люди сегодня не просто неграмотно пишут, они разучились формулировать свои мысли. Я постоянно с этим сталкиваюсь, поскольку моя деятельность на 50 процентов состоит из редактирования текстов - от сложных концептуальных документов до элементарных писем. Я все больше понимаю, что их молодые авторы просто не могут выразить ясно свои мысли.
Кто-то недавно хорошо заметил - современные средства коммуникации все больше нацелены не на создателя контента, а на его потребителя. Попробуйте написать хотя бы трехстраничный текст на планшете! Наверное, скоро появится "продвинутая примочка", которая позволит общаться с устройствами через бессвязные звуки разной эмоциональной окрашенности: зарычал - отключилась одна программа, запищал - включилась другая... Как у животных. Постепенно устная речь, не говоря уже о письменной, станет прерогативой узкого элитарного круга. Остальные, обвешанные "умными" гаджетами с ног до головы, будут только рычать, пищать и хрюкать. Вы хотите жить в таком обществе? Я – нет».
«Наблюдаете ли вы сами, что люди вокруг все хуже владеют речью и теряют способность выражать свои мысли? Чем это, на ваш взгляд, объясняется, связано ли это с распространением новейшей техники? Как можно с этим бороться?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, считает, что «говорить по-русски не просто стали хуже: можно свидетельствовать о каком-то уже пещерном уровне, просто чудовищной безграмотности - не просто о незнании литературы и истории, но о незнании элементарных норм русского языка. При этом утверждается, что не так уж и важно, как ты пишешь и говоришь - главное, чтобы тебя поняли. В результате в родной язык вносят еще и нормы иностранного».
«Во многом эту безграмотность насаждают современные СМИ, - полагает пастырь. - Мы помним дикторов еще 80-х годов: неверно поставить ударение или неправильно употребить оборот для них было немыслимо. Культура речи была высочайшая, что поддерживало планку общенародной грамотности. То, как преподается сегодня русский язык и литература, может привести только к ненависти и выработать отвращение хоть к
Пушкину, хоть к Булгакову. В обществе утвердилось устойчивое отторжение речевой культуры, невнимание к языку, торопливость, языковая небрежность, это все помножено на отсутствие источника, откуда можно бы было черпать грамотность. А тот, кто плохо говорит и пишет, плохо и думает. Необходимо уметь облекать собственные мысли в правильные формы».
«Что тут делать, трудно сказать. Надо преподавать русский язык и литературу как следует. В некотором смысле тут хороша литературная цензура - не в смысле запрета неугодных мыслей, а в смысле проверки качества произведения. Тогда бы не выходили книги с грубыми грамматическими ошибками, а слова "я так вижу" закрывали бы дорогу в печать. То есть хорошие книги и профессиональные СМИ могли бы поправить дело», - уверен отец Александр.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, согласен с тем, что за последние 15-25 лет владение устной и письменной речью заметно ухудшилось. «Причин этому, наверное, несколько, - пояснил он. - Первая и самая главная - резкое падение количества и качества читаемой литературы. Мы давно перестали быть самой читающей страной, если и были таковой когда-либо. Новая словесность, которая предлагается молодому поколению, в основном не самого высокого качества».
«Вторая причина (и я в этом глубоко убежден) - не самые правильные подходы к преподаванию литературы в средней школе, - посетовал отец Максим. - Современные школьники стали мало писать сочинений и вообще самостоятельных письменных работ, предполагающих изложение связной мысли. А если этот навык не развивать с детства, мало надежды, что он разовьется потом сам по себе».
«А вот к гаджетам я отношусь нейтрально. Как говорил Максим Исповедник, нет вещей, дурных по природе, а есть только вещи, дурные по своему употреблению. Писать, конечно, душеспасительнее гусиным пером, но в ХХ веке как-то умудрялись писать великие произведения и шариковой ручкой, и на машинке. А Достоевский так вообще диктовал стенографистке. Поэтому дело скорее не в технических новинках, а в падении престижа словесности, чтения и низком качестве преподаваемой литературы», - подытожил пастырь.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал, что «распространение новейшей техники оказывает большое влияние на способность формулировать мысли. Устная речь и речь письменная - не одно и то же. Человек, не тренировавшийся в школе писать сочинения, вступив во взрослую жизнь, вряд ли сможет связно сочинять уже более сложные тексты, которые будет требовать или работодатель, или сама жизнь».
«Современные гаджеты позволяют не писать текст на бумаге, а наговаривать его, а потом уже обрабатывать от руки. Беда в том, что даже для обработки устной речи на бумаге нужно иметь навыки составления текстов. В этом отец Всеволод прав, - согласен отец Михаил. - Конечно, умение излагать свою речь на бумаге во многом формирует литература. Если ребенок вместо того, чтобы читать умные книги, сидит перед телевизором или за компьютером, этому умению у него неоткуда взяться».
«Вообще современная культура тяготеет не столько к словесности, сколько к визуальности, - полагает он. - "Клиповое мышление" - уже притча во языцех. Дети не могут удержать внимание ни на чем больше нескольких секунд. А работа с текстами требует значительно большей усидчивости и концентрации внимания. Эту проблему изучают современные психологи».
«Раньше в России дети помимо русского знали как минимум еще один язык. Многие считают, что это было доступно лишь дворянским детям, однако каждый крестьянский ребенок в той или иной мере знал церковнославянский. Он был вполне понятен, так как звучал в храме. Знание этого языка позволяло сопоставлять различные слова и лучше их понимать, лучше чувствовать язык. Это тоже, к сожалению, от нас ушло. Только часть детей, которые учатся в воскресных школах, могут добавить к своей культурной базе церковнославянский. Так что приглашаю всех в воскресные школы - приходите учиться понимать глубину настоящего русского языка!» - торжественно заключил пастырь.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что «это все, к сожалению, очевидно. Я вижу, насколько многим людям затруднительно выражать свои мысли. Развитие новых средств коммуникации действительно предполагает не создание новых текстов, не выражение своих мыслей, а скорее выражение эмоций - знаками, символами, невнятными звуками. А в нашей системе образования отсутствует предмет, который бы способствовал развитию речи у детей, и пока мы, увы, не справляемся с целенаправленным снижением общего интеллектуального уровня».
«В чем причина? – задается вопросом пастырь, – в первую очередь, наверное, в разрушении системы образования, существовавшей в Советском Союзе. И этот процесс продолжается - методично, целенаправленно. Видимо, кто-то заинтересован в том, чтобы современный молодой человек не владел речью и родного языка толком не знал. Это, похоже, вполне конкретный заказ на снижение уровня развития общества. Не случайно же проводятся все эти реформы».
Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, сказал: «Знаете, умение детей в три года отправлять письма по "электронке" вызывает восхищение. Я сразу вспоминаю: а что я делал в этом возрасте? - А я ел песок! Но в раннем детстве закладываются основы восприятия, а родители своим желанием то ли развивать чадо, то ли освободиться от него на время, формируют у ребенка к 3-4 годам зависимость от более яркого и интересного мира внутри гаджетов, от возможностей графики и самой игры. Такой ребенок не испытывает интереса к обычным для нас, да и для всех предыдущих поколений, считалкам и песенкам - а ведь это основы восприятия литературы. Ему неинтересны обычные детские игры - а это репетиции его будущего поведения в социуме, фундамент его физического развития».
«Так вот, - продолжил пастырь, - меня тревожит не только ухудшение письменной речи молодежи или детей, которое очевидно и не нуждается в комментариях. В три года надо есть песок - пусть мама возмутится, зато ребенок на всю жизнь поймет, что есть грязь нельзя, и не будет этим заниматься в качестве "протестного перфоманса" в 25 лет. Развитие в играх со сверстниками и родителями, спортивные и творческие секции - вот что необходимо ребенку. А отправлять почту он научится и на уроках информатики в 12 лет - научились же мы этому в 30!»
«Впрочем, - добавляет отец Александр, - еще не все потеряно. Недавно в Аничковом дворце учащиеся студий дизайна делали игрушки для акции Детского хосписа "Мечты сбываются". Нужно было видеть их живые лица, горящие глаза! Сегодня есть и поэтические студии, и кружки авиамоделирования, и географические клубы - просто Дворцы творчества юных и их ученики не так разрекламированы, как Samsung Tab kids».
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, отметил, что «оскудение словесной культуры наших соотечественников и современников, справедливо подмеченное отцом Всеволодом, кажется мне прежде всего следствием массового расцерковления людей, их отлучения от высокого стиля русского языка, незнания даже основ церковнославянского, незнакомства с Псалтирью. Разумеется, мастера и знатоки искусств скажут о кризисе различных жанров. Я к таким знатокам не отношусь, но понимаю, что недостаток привития внимания к хорошей литературе в школе и вузах серьезно влияет на среднестатистическую речь россиянина».
«Конечно, - продолжил он, - сама бездуховность делает человека заинтересованным только в утилитарном и примитивном, довольствующимся подобно Эллочке-людоедке только несколькими междометиями и определениями. Так что речь есть только отражение духовного уровня народа. Чем больше внимания будет уделяться на всех уровнях образования приобщению к традиционной для России православной культуре, тем скорее мы переменим обозначенную тенденцию к деградации на противоположную».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, не думает, что «люди совсем разучились говорить, читать и писать. Просто раньше круг людей, которые были заняты в СМИ, литературе, общественной сфере, был невелик. А в наше время, когда электронные изобретения позволяют каждому участвовать в информационной среде, этот круг резко расширился. Конечно, это приводит к потере качества. Это не значит, что люди разучатся говорить, читать и писать».
«Да, - пояснил он, - уровень общения и правда снижается. Но те же блоги, "живые журналы", соцсети дают возможность общаться активнее, чем раньше, когда общение было только личным или в переписке. Так что это издержки возможности активнее выражать свои мысли. Думаю, литература не пострадает, поскольку умение писать и создавать большие настоящие произведения так и останется прерогативой узкого числа людей. Выражать свои мысли, хорошо читать и писать – это само по себе не так уж и мало. Но главнее - содержание. Вот когда нечего сказать, нечем поделиться - это беда. Тогда остается только форма и внешние ухищрения, причем бессодержательные, и это хуже, чем засорение речи жаргоном и другие болезни языка».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, признался, что поспорил бы с отцом Всеволодом. «На мой взгляд, развитие технологий – это лишь одна сторона медали, - считает он. - Другая - доступ к познанию мира. Раньше, чтобы создать научный труд, нужно было перелопатить множество книг в библиотеках. В Москве в них выстраивались даже очереди. Сегодня каждый может обогатить свои знания при помощи интернета. Представители различных слоев общества, разных профессий - будь то профессор или санитарка - могут самостоятельно найти любую информацию».
«Но правда в словах отца Всеволода, безусловно, есть. Я преподаю основы православной культуры школьникам и студентам, и заметил такую странность: они хорошо ориентируются в сложных названиях, но порой не могут дать определение простым словам. Например, почти никто не смог ответить на вопрос: "что такое кротость"? Это слово для молодежи уже архаизм. Только одна ученица сравнила кротость со скромностью. Кроме того, из-за гаджетов мы лишаемся общения, все больше отдаляемся друг от друга», - посетовал отец Святослав.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, сказал: «Дело в том, что люди перестали читать, а если человек не читает, он перестает думать, разучается красиво и правильно разговаривать. Еще Дидро сказал, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Скорость прогресса – это скорость развития человеческой лени. Нам лень писать, формулировать. Мы хотим, чтобы это кто-то делал за нас. Человеку ничего не стоит надиктовать слова на гаджет, чтобы он перевел их в текст. Компьютер сам подчеркивает ошибки – ни стараться, ни задумываться не надо. В итоге не складывается навыка формулировать свои мысли, а уж тем более излагать их на бумаге».
«А как с этим бороться? - прививать ребенку любовь к чтению. У человека, который много читает, будет собственная точка зрения, им труднее манипулировать. А пока что развитие прогресса облегчает манипулирование людьми, заставляет их с жаром излагать чужую точку зрения как свою собственную. И существующая система образования, построенная на тестах, именно на это и направлена», - заключил отец Михаил.