itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Россия воцерковляется медленно, но неуклонно

Православные священнослужители о движении значительного числа российских граждан в сторону Церкви

0
766
Время на чтение 12 минут
Исследовательская служба «Среда» обобщила итоги 2014 года в религиозной жизни России. По данным социологов, в частности:

- В 2014 году в России отмечено рекордное число причастников.

- Снижается число не верящих в Воскресение (в 2011 году их было 54%, в 2014 стало 44%).

- Снижается число тех, кто хотел бы слышать в храмах не церковнославянский, а русский язык (37% в 2011, 30% в 2014).

- Об оторванности православного духовенства от народа в 2010 году говорило 20% россиян, в 2014 – только 15%.

Суммировать эти данные можно словами «население России медленно, но неуклонно воцерковляется».

«Совпадает ли это с вашими наблюдениями? Видите ли наряду с этими тенденциями какие-нибудь не столь положительные?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что в Орской епархии количество причастников, во всяком случае, точно растет.

«Я это связываю в первую очередь с просветительской работой. Наши священники посещают общеобразовательные школы, колледжи, университеты, читают лекции, отвечают на вопросы. Я сам в этом году читал лекции более чем в двадцати местах. В результате интерес к церковной жизни неуклонно растет среди самых разных слоев населения. С нашей молодежью мы нередко обсуждаем сложные и интересные вопросы. А еще хочу сказать, что молодежь рада поддержать все хорошие начинания. Студенты неоднократно помогали сажать деревья возле храмов, в общественных местах, собирать мусор вокруг стадионов и речки. А если у нас такая активная молодежь, значит, у Орской епархии есть будущее», - заключил владыка.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что действительно люди воцерковляются - тенденция такая есть.

«Но вот что касается системы – правоохранительной, судебной, экономической, энергетической, которая действует в стране, - здесь нет прогресса. Ведь главное, чтобы не только каждый отдельный человек сам по себе верил в Бога, а чтобы общество в своей деятельности преследовало цели спасения. А когда, например, в правоохранительной системе появляется верующий - он честный, не берет взяток, не участвует в криминальных делишках, не нарушает нравственных законов, не матерится, не курит, соблюдает посты, молится - он оказывается изгоем. И это бывает очень болезненно. Так что важно, чтобы люди не только сами по себе проявляли дела веры, но и чтобы система относилась к этому адекватно. Порой система тратит невероятные средства на развращение людей. Например, на днях я был в метро - переход с Белорусской-кольцевой на радиальную, и там, где проходит толпа людей, висит плакат, на котором изображены улыбающиеся голые мужчины и женщины - реклама какого-то фильма и явно безнравственная. И ведь кто-то повесил плакат, люди деньги делают на рекламе разврата. Почему я, верующий, должен это видеть, куда я могу пожаловаться, чтобы это сняли? Мне же все равно скажут: «Не ваше дело». Но как же не мое?! Почему мне все время суют под нос эту мерзость? Так что система у нас по-прежнему антинравственная. Вот когда во главе угла будут не прибыль и нажива, а духовно-нравственные ценности, тогда все изменится. Еще у нас очень активно показывают по ТВ, как люди совершают преступления: грабят, убивают, насилуют. Да, при этом говорят - мол, преступники - это плохо. Но зачем тогда показывать и разжигать низменные страсти? На самом деле они стараются, чтобы человек приобщился к мерзости, грязи, ненависти и злобе. Так что грех системы налицо и пока неясно, где силы, которые смогут убрать эту нечистоту из нашей жизни», - подчеркнул священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что статистика фиксирует положительные изменения и ее выводы вполне совпадают с его наблюдениями по всем перечисленным пунктам, что его, конечно, радует.

«Растет количество причащающихся и людей и тех, кто все более благосклонно относится к церковнославянскому языку - это все закономерный процесс воцерковления. Тенденции иного рода, конечно, тоже есть. Происходит своего рода поляризация. Выявляются люди, которые не приемлют православие. Их меньшинство, но они есть, и это неприятие у них усиливается, становится более ожесточенным. Дай Бог, чтобы это меньшинство не было облечено властью и не чинило препятствия православию. Кроме того, можно отметить усиление активности мусульман. Их религиозная активность усиливается под влиянием православия, как мне кажется. Они не хотят отставать от православных в религиозной активности. Само по себе это, конечно, вовсе не плохо, если распространяется традиционный ислам, а не ваххабизм. Очень жаль, что министерство образования не дает учащимся общеобразовательных школ достаточных знаний о православии. Я замечаю очень большие недостатки в преподавании «Основ православной культуры». Если бы здесь в большей степени доверились Церкви, было бы лучше для всех. Сейчас это тормозит воцерковление, хотя оно все равно идет», - подчеркнул священник.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что, конечно, воцерковление людей постепенно происходит.

«Они, регулярно посещая храмы, со временем приобретают больше знаний о церковной жизни. Сейчас и в свободном доступе много информации о Церкви. А вот приток новых прихожан сейчас не так велик. Лет десять назад было больше людей, которые приходили в храм искать ответы на свои вопросы, хотели пообщаться со священником. Сейчас, на мой взгляд, наступила пора некоего успокоения: многими в духовном плане уже выбрана определенная позиция, и человек ее старается придерживаться. Так что я бы охарактеризовал происходящее ныне скорее как постепенное приобщение к церковной жизни», - заключил он.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, считает, что, безусловно, население воцерковляется.

«Церковь уже двадцать лет не знает гонений, люди могут свободно прийти в храм, за веру никого не наказывают, у нас полная свобода. В 90-е годы было немножко модно быть религиозным, потом мода прошла, и люди стали приходить в храм по зову сердца. Конечно, что воцерковляются все, сказать никак нельзя. Но я вижу, что большинство людей уже не просто заходит в храм поставить свечку, а интересуются церковной жизнью, очень многие стараются причаститься хотя бы раз в год. Так что Церковь уже стала одной из реальностей общественной жизни. И еще в стране нашей периодически возникают проблемы и сложности, что тоже людей приводит в храм - духовно укрепиться и попросить у Бога помощи. Конечно, в большинстве случаев воцерковление, по крайней мере поначалу, касается только внешнего. Тем не менее, человек, который даже просто интересуется православием, рано или поздно становится полноценным членом Церкви. И участвовать в таинствах люди стали чаще. Раньше для многих венчание было просто внешним обрядом, они не понимали, какую ответственность берут на себя. Сейчас венчание так же популярно, но люди более осознанно к нему подходят. Сказывается катехизическая деятельность Церкви в миру. Сейчас, например, просто так нельзя окрестить ребенка, надо обязательно пройти подготовку, беседу со священником. А перед таинством венчания надо исповедоваться и причаститься. Не надо забывать, что мы семьдесят лет были оторваны от духовных корней, поэтому воцерковление бывает и с перекосами, есть духовные болезни, но это и естественно. Через это надо пройти, чтобы построить новую Церковь в свободном обществе», - заключил о. Гермоген.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил, что для него воцерковление никогда не выражалось в статистических данных.

«Конечно, всегда радостно, если видишь в храме на празднике, на воскресном богослужении не пять человек, а, скажем, пятьдесят. А еще более радостно, если из них 30-40 причастников. Но для меня воцерковление выражается не в количестве людей, соблюдающих внешние ритуалы и обряды, а в приобщении их к таинствам Церкви - исповеди, причастию… Неважно, какой язык желает слышать в храме человек – церковнославянский или русский. Главное, чтобы он хотел жить по Евангелию, согласно правилам, которые мы получили от Бога. К сожалению, есть люди, которые только внешне участвуют в таинствах Церкви. Но там, где проходило в последние годы мое служение, многие люди стремятся быть с Христом. Правда, говорить о подъеме религиозности в стране я бы не стал: он был в конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда все вдруг стало можно, но не все было понятно. Люди очередями шли в храмы. На Пасху не протолкнуться было. А сейчас к моменту причастия на Пасхальной Литургии часто бывает вполне свободно уже. И с началом сознательной подготовки к крещению очередей к купели также не наблюдается. Есть попытка связать патриотическое движение с нашей традиционной религией - но думаю, это профанация. Если оставить живущих по Евангелию, живущих Таинствами, это будет то же самое "малое стадо", что и во времена Христа», - подчеркнул о. Агафангел.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на Московской области, отметил, что, возможно, изменения связаны с тем, что теперь в большинстве храмов не крестят без предварительных катехизических бесед. И это очень хорошо.

«По личному опыту знаю: уровень не то что воцерковлённости, а просто элементарных знаний о христианстве у людей чрезвычайно низок. В нашем немноголюдном деревенском храме число причастников заметно не увеличилось, зато уменьшилось количество крестин. Я составляю миссионерские отчеты по нашему церковному округу и поэтому знаю статистику по району за последние годы. Я спрашиваю у других священников - картина похожая. Думаю, теперь приходят креститься и крестить детей более осознанно. Тех, кто хочет покрестить детей просто по традиции, обязательность бесед не устраивает и они уходят. У меня вообще был вопиющий случай, когда пришла бабушка, ещё не старая женщина, с просьбой окрестить внука, но в процессе разговора она настойчиво подчеркивала, что у них в семье все атеисты и воспитывать в вере они ребёнка не будут. "Нам это всё не нужно", - говорила она. "А зачем крестить? - Хотим, чтобы был крещёный, мы все крещёные". Договориться нам не удалось. Так что, думаю, обязательная катехизация дает плоды. Люди больше узнают о вере, приходят в Церковь осознанно. Бывает, приходят люди, собирающиеся стать крёстными, то есть наставниками в вере, и они даже и не знают, что для христианина обязательно причащаться. Они и не слышали об этом. Мы им об этом рассказываем, и они начинают участвовать в таинствах. Когда беседуешь с людьми, которые раньше никогда не общались со священником, рассказываешь им о христианстве, просто общаешься по-доброму, они уже не воспринимают священника как инопланетянина, и не считают, что духовенство оторвано от народа, живет в каком-то параллельном мире. Но 44% не верящих в Воскресение - это конечно очень много. Это невежество, которое ещё предстоит исправлять», - заключил батюшка.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что ему как человеку верующему приятно думать, что он живет в стране, где религиозность населения повышается.

«У меня на этот счет никакой статистики нет, но в московском храме, где я служу, причастников и прихожан и впрямь становится все больше. Не верящих в Воскресение, быть может, всего один человек на несколько тысяч прихожан. Там, где священник, прежде всего, служит, священнодействует, исполняет требы, все остальное прилагается. В этих храмах растет количество прихожан, число причастников. У людей появляется своего рода религиозная уверенность. И, кстати, как это ни парадоксально, если священник думает в первую очередь о богослужении, при этом отказываясь от обязательных пожертвований за какие-то церковные действия, доход храма не уменьшается, а, напротив, возрастает», - подчеркнул о. Филипп.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что статистика не всегда отражает реальное положение дел.

«До революции практически вся Россия причащалась, велся учет причастившихся, чиновники были обязаны говеть - иначе их считали неблагонадежными. Это привело к тому, что осталась только форма, а смысл таинства был утрачен. Святейший неоднократно говорил: не нужно проводить мероприятие ради мероприятия, необходимо заниматься реальной работой. Священнослужители должны быть ближе к народу. А цифры…. Возьмем район какого-нибудь провинциального города, где проживет 100 тысяч человек. В воскресный день, когда человек должен посвящать себя Богу, в храме этого района, уверен, едва ли наберется 100 человек. Ну и много ли толку в этих «повышениях процентов»? Когда Христос пришел в мир, за Ним пошли не все. Многим Его проповедь неудобна, некомфортна. Христос ставил своей задачей спасение всех людей, но все никогда к нему не повернутся. Кто-то приходит в храм по зову души, кто-то - отдавая дань своего рода моде. Но, в конечном счете, это все не так уж важно. Если человек хочет жить по заповедям Христа, он должен показывать это на примере собственной жизни. На днях я видел в новостях, как в Ханты-Мансийском округе сотрудник правоохранительных органов перегородил своим автомобилем дорогу, чтобы не допустить столкновения грузовика с автобусами, где находились дети. Так вот, не нужно рассчитывать, что кто-то преобразит за нас мир: мы сами должны его преображать, как этот человек», - заключил он.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что он наблюдает приток в Церковь людей, в общем-то, от нее далеких.

«У меня каждое воскресенье исповедуется один-два человека, делающих это впервые. Это много – и действительно, число таких людей растет. Это очень повышает ответственность священнослужителей: если человек пришел в первый раз, нельзя встретить его, не удовлетворив хотя бы минимальные запросы. С другой стороны, у воцерковленных людей, зачастую из верующих семей, я нередко наблюдаю критическое отношение к Церкви, к духовенству, к священноначалию. Некоторые люди ждут от Церкви большей динамики, что ли. А кто-то, наоборот, считает: Церковь стала слишком динамичной, и хотят большего консерватизма. Кроме того, появились люди, которые раньше не были воинствующими атеистами, относясь к вере индифферентно, а сейчас таковыми стали. И число таких людей тоже растет. Из этого я делаю вывод: идет активизация всех групп общества. Но для меня самый важный показатель - люди, которые приходят в Церковь в первый раз. Приходят с надеждой», - заключил батюшка.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что большинство инициатив Святейшего Патриарха и Священного Синода последних восьми лет сводятся к тому, чтобы священнослужители были ближе к людям, и те имели возможность обратиться к ним по любому вопросу.

«Этому способствует деление больших епархий на маленькие и наличие там собственных архиереев. В числе инициатив - активизация работы с молодежью. В годы советской власти было разрешено только проводить богослужения. Проповедовать, не говоря уже о том, чтобы вести беседы перед крещением или выступать перед светской аудиторией, священникам не разрешалось. Сейчас такое происходит повсеместно. Социальная и миссионерская работа помогла организовать общинную жизнь на приходах. Верующие общаются, могут вместе углубленно изучать Библию, заниматься волонтерством, совершать паломничества. Так происходит и в Санкт-Петербургской митрополии, и во многих других. Кроме того, мы постоянно рассказываем, какую роль Церковь сыграла в нашей истории, чем уникальна христианская религия. Ведь многие светские люди, считающие себя неверующими, живут, сами того не осознавая, по христианским принципам, а почему – им неведомо. Конечно, осведомленность населения в различных церковных вопросах в последнее время возросла. С другой стороны, все более изощренными средствами пропаганды нам пытаются навязать нехристианские, антихристианские принципы жизни. И нельзя сказать, чтобы это оставалось совсем без последствий», - заключил он.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает: опросы отражают то, что люди думают, т.е. только их мнение, а не объективные факты. А в таком деле как православная вера трудно найти объективные данные успеха.

«Помню митрополита Виталия (Устинова) до его болезни, когда он был во главе Русской Православной Церкви Заграницей, - в одной из проповедей сказал прихожанам: «Как вы думаете, чего ищет архиерей? Каждый архиерей надеется и желает, чтобы в его епархии был хотя бы один святой». То есть не статистический отчет важен, а один святой. Это очень правильная позиция и альтернативный взгляд на успех нашего общего дела. А так я готов согласиться с наблюдениями социологов. И по своим наблюдениям, и по общим могу сказать, что вижу и слышу в СМИ и церковных кругах то же самое. Эти отклики общественного мнения суть свидетельство не просто реального подвига воцерковления народа, но улучшенной нашей информационной работы. Причащаются больше – слава Богу, значит, до людей достигает слово о том, что такое Православие. Перестают рассуждать о недостатках русского или церковнославянского? Потому что услышали правильную оценку со стороны церковных СМИ, с амвона, из интернета. То есть я рассматриваю это как свидетельство успеха церковно-информационной просветительской миссии. Судить о вере отдельного человека мы вряд ли можем, а о качестве информационной работы – вполне», - подчеркнул о. Макарий.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам. директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что есть определенный оптимизм в социологическом исследовании, и хочется верить, что действительно ситуация меняется в лучшую сторону.

«Сам я служу в центре Москвы и не скажу, что тут идет приток населения в храмы. Но люди-то в основном живут на окраинах, в спальных районах, и изменения в их жизни на нашем храме просто не сказываются. Зато я точно могу сказать, что отрицательно на церковную жизнь сегодня влияют только скандалы в прессе», - подчеркнул священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06