«Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как Вы в целом охарактеризовали бы 2014 год? Какие события и тенденции Вы выделили бы как главные, определяющие для этого года? Что Вы ожидаете от 2015 года?».
Сегодня на эти вопросы отвечает ветеран Великой Отечественной войны, доктор исторических наук, вице-президент Академии военно-исторических наук, профессор Михаил Иванович Фролов.
Позволю высказать несколько своих соображений. Прежде всего, как мне представляется, уходящий 2014 год был неоднозначным годом. Его нельзя оценить какой-либо отдельной краской. Он был сложным годом и годом противоречивым, впитавшим в себя, как события, которые имеют, безусловно, положительное значение для нашей страны, нашей Родины, так и те негативные тенденции, которые проявились и поставили нашу страну в нелегкое положение.
Если говорить о событиях, которые войдут в историю вместе с 2014 годом, – это воссоединение Крыма. Люди старшего поколения внутренне всегда ощущали, что Крым – это не часть Украины, а неразрывная часть нашей матушки-России. Когда была произведена совершенно необъяснимая передача Крыма из РСФСР на Украину, я служил в армии. Даже в те годы, когда не осуждались действия правительства, мы себя спрашивали – зачем это надо, в чем тут суть, почему это необходимо, когда истинно русская земля, политая кровью русских людей в борьбе за освобождение от очень опасных соседей, вдруг, ни с того ни с сего, отдается добрым жестом дружескому народу? Тогда никаких других мнений не было в отношении украинского народа. Кстати, передали только Крым. А столицу не передали, это был город союзного значения. И он так до конца и находился бы в таком статусе, не будучи законодательно даже передан тогда в состав Украины. Возвращение Крыма без применения оружия, возвращение, как волеизъявление абсолютного большинства жителей Крыма, это знаменательное событие уходящего 2014 года, событие, которое обеспечит этому году вход в нашу историю в дальнейшем. О нем будут вспоминать россияне, как о годе, когда совершилась историческая справедливость.
Вместе с тем, если говорить о внешней политике – это год резкого обострения наших внешнеполитических отношений с западными союзниками. И, в первую очередь, с Соединенными Штатами Америки и странами ЕС. На мой взгляд, зря ведут разговоры, что есть угроза возвращения к холодной войне. Холодная война уже бушует в мире между Россией и нажимающими на нее западными странами. Все атрибуты холодной войны налицо. Чем характеризовалась холодная война после Второй мировой войны? Прежде всего яростным идеологическим противоборством. Если вы случайно попадете в информационные источники Соединенных Штатов Америки, вы ужаснетесь, что они вещают о нашей матушке-России, как интерпретируют нашу внешнюю и внутреннюю политику, подчас не останавливаясь перед оскорблениями не только отдельных лиц из руководства, но и нации и страны в целом. Холодная война характеризовалась резким ухудшением внешнеэкономических отношений. Соединенные Штаты Америки тогда приняли ряд запретов на поставки нам электроники, продукции двойного назначения. Что мы наблюдаем сегодня? Мы наблюдаем так называемые санкции, по существу говоря, это та же самая холодная война в экономике в самом ярком ее проявлении, ничем не маскируемая. И это будет еще долго продолжаться. Вы еще вспомните этот разговор, несмотря на все наши попытки средств массовой информации показать, что кто-то там сомневается. Они переступят через свой ущерб, потому что он значительно меньше, чем для нашей страны.
Во внешнеполитическом отношении этот год войдет, как год обострения отношений России с западными странами. В первую очередь с Соединенными Штатами Америки, отношения с которыми накаляются каждый день, не без усилий со стороны президента США Обамы. И, в том числе, с Европейским союзом, который принимает, на первый взгляд, не логические, экономически необоснованные, а на самом деле очень целенаправленные решения доконать Россию, поставить ее в тяжелейшее положение.
Если говорить о внутреннем положении, этот год был тоже весьма противоречивым годом. Во-первых, бушует инфляция. Если исходить из официальной статистики, то инфляция почти в два раза превысила ту, о которой говорили после окончания 2013 года, как о так называемой плановой инфляции. Для нас, простых земных людей, важна продовольственная инфляция. Она уже далеко перебралась за эту цифру. И все разговоры правительства о мерах по обузданию цен – это только разговоры. По телевидению надувают щеки, а на самом деле цены растут, как на дрожжах.
2014 год закончится годом несчастья рубля. Я беседовал с экономистами. Им надо отдать должное, они предсказывали уменьшение роли цены рубля, определенное падение, но такого обвального падения не могли предвидеть. Месяц тому назад я разговаривал с одним заведующим кафедрой политэкономии. Он говорил, что в дальнейшем будет продолжаться падение, но такого обвального катастрофического падения не предвидел. Наши средства массовой информации вещали, что украинские гривны дешевеют, а у нас рубль в два раза подешевел к доллару и евро, если не больше. Это не те ожидания, когда нам говорят, что все устаканится. Это длительный процесс, и нужны решительные меры.
Я, как обыкновенный гражданин, считаю, что в том, что произошло с инфляцией, с рублем, во многом виновато наше правительство и Центробанк. Виновато потому, что те меры, которые они в спешном авральном порядке собираются принимать, давно должны были быть приняты. Министр должен был что-то предпринять, зачем он сидит там на мягком стуле? Для чего его поставили? Это не рядовой гражданин, а руководитель огромного экономического потенциала – своего министерства. Они должны были предвидеть кризис. На них работают целые институты, экспертная команда. Где это предвидение? Как шла по своим колесам неолиберальная экономическая политика, так и шла, пока жареный петух не клюнул. Когда клюнул – поздно принимать меры. Да, какое-то будет улучшение. Но очевидно, что в ближайшее время, через три месяца, не будет никакого резкого подорожания рубля, вхождение рубля в ту стоимость, которую он в себе несет реально.
Какие мои ожидания? Ожидания 2015 года – это продолжение, мягко говоря, конфронтации с западными странами. Несмотря на все заверения, на все попытки, на все планируемые встречи, коренных улучшений не произойдет. Потому что
Украина используется не как событие, которое нам могут предъявить реально, а используется как повод для того, чтобы резко обострить отношения с Россией и нанести ощутимые потери нашему государству. А то, что формальный повод у них сохранится, – это наверняка. Порошенко заявил: мы не потерпим отдачи ни одного кусочка земли Украины, Крым не отдадим. Я молчу о будущей судьбе юго-восточной Украины. Как там будет – трудно сказать. Но Крым мы не отдадим. Потому что это дело сделанное и воспринятое. Это важное патриотическое деяние уходящего 2014 года. Это первая заслуга первого лица государства. От этого мы отказаться никак не можем и не откажемся. Следовательно, сохранится предлог, повод для того, чтобы по-прежнему отношения между нами и западными странами были натянутыми.
Что касается наших внутренних дел, я ожидаю, по крайней мере, в первой половине года рост инфляции, рост цен на товары широкого потребления и, особенно, на продовольственные товары. Изменить положение с поставками продовольствия чудом нельзя. Для этого нужны не месяцы, а годы. А мы наносили сами по себе удары – по сельскому хозяйству, а теперь говорим о импортозамещении. Чудес не бывает, если и бывают чудеса, то не в таком масштабе. Должна быть большая перестройка, которая требует кадров, финансовых вливаний. А куда вливаем? Обратите внимание – в банки. Говорят – банки будут вливать средства в промышленность. А будут ли? Последние два-три года только идут разговоры. Раньше неолибералы вообще не разговаривали об этом. А с приходом Владимира Владимировича ведут разговоры. А толку-то? Где вливание в промышленность? Как у нас не было электроники, так и нет. Как не было замещения лекарств, так и нет. А разговоры идут не один год. Мы же хотим за несколько месяцев наладить импортозамещение. Чудес не бывает. Для этого нужно очень сильное сверхъестественное деяние, чтобы произошло экономическое чудо.
Я думаю, что 2015 год будет годом дальнейшего улучшения отношений с нашими восточными соседями, в первую очередь с Индией и Китаем. Есть определенные сложности, учитывая индийско-китайские отношения. Но, тем не менее, пока идет все гладко. Это две великие державы, которые помогут нам. Если та линия резкого экономического и политического сближения, которую начали проводить в последние два-три года в отношении Китая и Индии, не будет прервана или заморожена, это позволит нам держаться на плаву и выполнить в целом те социальные обязательства, которые поставило перед собой государство. Такие мои ожидания на 2015 год.
1. Уходящий год был очень сложным и противоречивым