«Что вы можете сказать об этой истории? Следовало ли представителям Церкви вообще обращать внимание на такого рода события? Как бы вы прокомментировали жалобы на "победивший клерикализм"?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «клерикализм здесь ни при чем - мы же никого в Церковь не загоняем и не заставляем причащаться. Клерикализм - это когда церковные власти претендуют на власть светскую. Так что не надо играть терминами, надо думать головой».
«Произведение Толкина как раз о том, что хоббиты – простые и безобидные существа – смогли победить зло во всей его мощи, - рассказал пастырь. - То есть человек вроде и немощный, но может победить большое зло. И как Толкин показывает зло? Оно без всяких примесей добра, именно абсолютное зло. Так зачем же его выставлять на всеобщее обозрение? В этом смысле символика совершенно недвусмысленна, и выставляющие "око Саурона" отождествляют себя с силами зла. Бахвалиться тут нечем. Если нравится играться символами зла, повесьте у себя это в красном углу или в туалете, зачем выставлять на всеобщее обозрение? Поэтому реакция общественности и Церкви вполне правомерна. Еще Ницше сказал: "Когда долго всматриваешься в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя"».
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, сказал, что похожая история была с Бабой-Ягой. «Она произошла в одной из деревень Ярославской области, - пояснил он. - Чтобы привлечь внимание туристов, женщина построила избушку "на курьих ножках" и наряжалась, как сказочный персонаж, проводя в роли Бабы-Яги различные игры. Тогда Церковь в лице архиерея предупреждала: это не полезно - как для зрителей, так и участников такого перфоманса. Народ ерничал: сейчас, мол, Церковь запретит и Бабу-Ягу. Ну, поговорили какое-то время и замолчали. А история, между тем, имела продолжение. Спустя год Баба-Яга настолько вошла в образ, что не могла уже выйти из него ни дома, ни в общественных местах. Для женщины это закончилось психиатрической больницей».
«Церковь не предупреждает просто так, - подчеркнул пастырь. - Это продиктовано не желанием заработать рейтинг или разрушить чей-то бизнес. Некоторые вещи действительно опасны. Женщине стоило прислушаться, и трагедии не было бы. И если сегодня Церковь предупреждает жителей города Москвы, людей, которые одобряют эту акцию, им стоит прислушаться. История имеет свойство повторяться. Последствия размещения на высотке символа зла может сказаться на инициаторах этой затеи, ни в чем не повинных людях, которые в этом здании работают, или на тех, кто окажется в поле зрения "Ока Саурона"».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «на произошедшее следовало обратить внимание – хотя бы для того, чтобы не задеть чувства верующих. Понятно, что роман Толкина - художественное произведение, но все-таки оно имеет христианский подтекст. В Америке, конечно, установили статую сатаны, - но должна же "свобода взглядов" иметь какие-то пределы! Чувства верующей части общества необходимо уважать».
«Ну а полемика в нашем обществе естественна, ничего особенно в ней я не вижу. Всегда найдутся люди, которые скажут: "Церковь не должна вмешиваться ни в коем случае". Тем не менее, она же защищает не свои интересы. Церковь призывает уважать чувства верующих, которые, кстати, защищены нашим законодательством», – заключил отец Константин.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, сказал: «Я думаю, все, что происходит в нашем обществе, имеет отношение к Церкви – она часть жизни современного общества, хотя кое-то не хочет этого понимать и принимать. И представители Церкви правильно сделали, что обратили внимание на попытку разместить на одном из высотных зданий Москвы символа зла».
«У нас, по большому счету, отсутствует государственная идеология, нет строгих моральных этических устоев, - с сожалением отметил отец Александр. - Ситуацию обостряют умонастроения в обществе: многим кажется, что близится конец света. Эта мысль витает и у церковных, и у нецерковных людей, выражается в творчестве современных авторов. Наше общество, наоборот, нужно настраивать на все то хорошее и доброе, что поможет человеку ориентироваться в жизни. Мы к этому стремимся, даже если отрицаем это.
А вот все такие, казалось бы, невинные идеи вносят свою лепту в разрушение психики человека. И Церковь совершенно правильно указала на недопустимость этого».
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что «в Москве живут не только атеисты, но и верующие, интересы которых нельзя не учитывать. В самой идее этой инсталляции шутка на грани эпатажа».
«Из всего Толкина выбрать "Око Саурона"? В этом, действительно, есть какой-то вызов, - считает пастырь. - Недаром же говорит народная мудрость: "Не зови чертей: придут, да не те". И хорошо, что нашлись здравомыслящие люди, сумевшие сказать: "Давайте не будем так шутить". Не думаю, что отсутствие инсталляции ущемит чьи-либо права».
«Если бы у нас в государственном масштабе был объявлен пост, в ресторанах предписано было кормить всех только рыбой, а по средам и пятницам - овощами, - вот тогда это было бы давлением со стороны представителей клерикальных кругов, - пояснил он. - Но у нас есть выбор – поститься или нет, ходить в Церковь или оставаться дома. И даже если по телевизору идет трансляция Богослужения, всегда можно переключить канал. А тут выбора нет. Нам не предлагают: "Давайте устроим конкурс на лучшую инсталляцию, и вот ее мы разместим на башне". Тут без права выбора всем предлагают смотреть на "Око Саурона"».
«Так что это скорее разгул не клерикализма, а либерализма, - уверен он. - Либералы часто говорят о клерикализме, который якобы навязывается. Но на самом деле это они пытаются навязать всем свои взгляды. Вор кричит: "Держи вора!"»
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что «мнение отца Всеволода Чаплина отражает православное мировоззрение, и он, насколько я понимаю, говорил также от лица многих верующих».
«Появление этой инстилляции на башне Москва-Сити кажется особенно нелепым в связи с происходящими сейчас событиями, - уверен он. - В отношении нашей страны Запад ввел санкции, а в романе "Властелин колец" зло приходит именно с востока. А вообще искусство должно настраивать людей на что-нибудь хорошее. Когда с его помощью пытаются преподнести какую-то чушь, или, тем более зло, смысла в таком "искусстве" я не вижу. Есть тысячи прекрасных образов и сюжетов, которые представители современного искусства могли и должны были продемонстрировать, чтобы, наоборот, помочь людям обрести уверенность в себе или пробудить в них чувство патриотизма».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Смотришь на все эти события, и вполне естественно возникают разные ассоциации со знакомыми литературными образами. Вспомним знакомых персонажей из басни Крылова "Слон и Моська". Моська может только вопить и визжать, выражая свою злобу, а еще может получать подачки из-за рубежа – это проецируем на нашу ситуацию, ведь лай Моськи, как всякий труд, должен быть оплачен».
«А еще есть такое слово "демагогия", которое переводится с греческого как "вождь народа". Звучит хорошо, но в Греции демагогами называли лживых людей, которые путем обмана и риторических трюков пытались захватить внимание, доверие и авторитет у народа, - рассказал отец Макарий. - Те, кто кричат про клерикализм – это моськи, но есть еще компания демагогов, чья цель завладеть вниманием народа, их доброжелательным отношением и тем самым осуществить свою власть над ними. Актер цирковой – это не демагог, демагог - это уже политик. И эта история важна именно по той причине, что на фоне, казалось бы, ничтожного повода демагоги, в отличие от мосек, воздействуют на наше сознание».
«Наша задача - отрезвление и ясность мысли. Любые инсталляции любого искусства господа Гельманы и прочие могут размещать у себя на заднем дворе или в туалете, и никто слова не скажет. Но в нашей общей среде обитания надо размещать то, что отвечает общим интересам жителей москвичей и всей России. И эти общие интересы представлены не господином Гельманом, а законной властью города Москвы вместе с консультациями представителей общественных организаций, куда входит и Церковь. Заметьте, власть даже не применяла меры, организаторы просто получили от общественников предупреждение, мол, не надо так поступать, и сами пошли на попятную», - заключил пастырь.