Патриарх Кирилл: «Иногда тошно ходить по магазинам — надоедает»

Предстоятель Русской Церкви назвал общество потребления «страшной круговертью», заставляющей человека бежать на одном месте

0
133
Время на чтение 9 минут
14 декабря 2014 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение собора Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы в связи с завершением реставрационно-восстановительных работ и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru.

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского (Вятская митрополия).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Вятский и Слободской Марк; архиепископ Филарет (Карагодин); архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Яранский и Лузский Паисий; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе; духовенство г. Москвы.

Также Предстоятелю Русской Церкви сослужили архиереи Сербской Православной Церкви: епископ Бачский Ириней, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний, епископ Крушевацкий Давид и епископ Егарский Иероним.

За Литургией молились: настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Афанасия (Грошева); настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа); настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); настоятельница Иерусалимского Крестовоздвиженского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова); настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова); насельницы и благотворители Иоанно-Предтеченской обители.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д.Беглов, губернатор Кировской области Н.Ю.Белых, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству РФ И.Н.Руденский, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.Э.Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции И.А.Яровая, глава Уржумского района Кировской области В.В.Силин, глава Омутнинского района Кировской области В.Л.Друженьков.

Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Иоанно-Предтеченского монастыря (регент — Ирина Девяткина).

После сугубой ектении Святейший Патриарх вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Владимира Филиппова, клирика московского храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптево.

Проповедь перед причастием произнес священник Александр Шумский, клирик храма святителя Николая Чудотворца в Хамовниках г. Москвы.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Уржумского и Омутнинского Леонида на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Святейшего Патриарха приветствовала настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Афанасия (Грошева), которая преподнесла Его Святейшеству образ небесного покровителя обители святого Иоанна Предтечи.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Радуюсь, что Господь сподобил меня освятить этот благолепный храм после очень продолжительного периода восстановительных работ, в результате которых этот храм воссиял не просто первозданной красотой, а, думаю, такой красотой, которую он не имел даже и после его строительства. Моя большая благодарность Вам, матушка Афанасия, и всем тем, кто потрудился, включая благодетелей, внесших свои материальные средства в восстановление этого храма. Сегодня торжество освящения нового храма соединилось с торжеством рукоположения нового архиерея. Все это переполняет сердце особым чувством Божественного присутствия, не очень зримого для нас, потому что если бы оно было очень зримо, то где тогда была бы наша свобода? Мы бы все делали то, что Бог нам велит. Но Он нам оставляет очень большое пространство для собственного принятия решений: верить или не верить, поступать или не поступать по Его словам. Поэтому, когда Господь силой Своей благодати касается наших сердец, мы должны воспринимать это как особый дар свыше. Если этот дар не приводит к немедленным действиям, то, накапливаясь в нашем сердце, в нашем сознании, он способен преобразовать жизнь человека, а самое главное — дать ему силы сопротивляться злу, дать силу разумения, понимания, способности различать духов, силу способности отличать добро от зла», - отметил Его Святейшество.

«В сегодняшнем апостольском чтении (Еф. 6:10-17), в послании к Ефесянам мы слышали дивные слова апостола, который призывает нас облечься во всеоружие Божие. А для чего нам нужно облечься во всеоружие? Для чего нам нужна Божественная сила? Для того, чтобы мы могли противостоять козням диавольским. И дальше, объясняя свою мысль, апостол говорит: наша брань, то есть наша борьба не против крови и плоти, то есть не против людей, а против начальств, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (см. Еф. 6:11-12). Церковь и христианин не должны бороться с людьми. Христианин и Церковь должны бороться с грехом. Но ведь грех входит в личную жизнь людей, и не только — грех может поражать общественные связи и отношения, может проникать и проникает и в политику, и в экономику, и в социальную жизнь. Почему? А потому что и одно, и другое, и третье творится людьми. И когда порой наши современники, недостаточно вчитавшиеся в Евангелие, связывают религиозность только со своей личной или, самое большее, семейной жизнью, они совершают величайшую ошибку. Потому что козни диавола работают не только на уровне нашего сознания и сердца — они работают на уровне наших отношений с другими. А эти отношения осуществляются не только в семье или в дружеском кругу, но и там, где мы трудимся, в общественной сфере, включая экономику, политику и многое другое», - продолжил Предстоятель Русской Церкви.

«Что же делать, чтобы противостоять этим козням диавольским? Облечься во всеоружие Божие. И далее апостол говорит, что это за оружие. Нам нужно препоясаться истиной. Какой потрясающий образ! Для чего человек препоясывается? Для того, чтобы одежда не спала, чтобы быть работоспособным, мобилизованным, сосредоточенным, целеустремленным. Это образ пояса, который сдерживает нашу плоть, который поддерживает нашу одежду. И этим поясом должна быть истина. Следует препоясаться истиной, а далее — облечься в броню праведности. В то время, когда апостол писал, не было бронежилетов, а были латы, сделанные из металла. И он говорит об этой броне, используя образ воина, закованного в латы. Праведность ограждает человека так, как латы, как доспехи ограждают от удара меча. А что же дальше? Нужно взять в руки щит. Во времена апостола стреляли из луков, и тогда люди защищались щитом. И апостол говорит: нужно взять щит веры, чтобы угасить горящие диавольские стрелы. И нужно возложить шлем на главу, потому что самый страшный удар — по голове, он смертельный; в руку, в ногу ― можно пережить, а в голову — нет. Что же это за шлем? Это шлем спасения (см. Еф. 6:14-17). Вот как нужно вооружиться, чтобы быть способным противостоять козням диавольским. Истиной следует препоясаться, ибо без истины вообще ничего не поймешь, запутаешься. Тебя начинают путать и средства массовой информации, а иногда, в наше время особенно, и система образования, когда человек приходит в учебное заведение с одними мыслями, а уходит с путаницей в голове, не понимая, где правда, а где правды нет. Нередко все это поддерживается огромным информационным потоком, и люди теряются в нем. Многие еще и соблазняют, говоря: так и должно быть, потому что каждый человек свободен, он начало и конец, нет над ним никакого высшего авторитета, он сам должен определять, что есть истина, а что истиной не является. Но если будет так, то исчезнет человеческое общество. Люди объединяются вокруг идеалов, то есть вокруг некой истины. Если из нашего мира уйдет понятие истины и справедливости, идеала, то общество не сможет существовать», - подчеркнул Патриарх.

«Сегодня нам говорят: нет, совсем не так, людям хочется есть, пить, развлекаться — хлеба и зрелищ, как говорили римляне; вокруг этого надо объединяться. А для этого нужно стимулировать экономику, чтобы безгранично повышался уровень потребления, чтобы люди брали все больше, и наслаждались все больше. Вот это, и сплотит людей, ради этого и нужно работать, это и есть высший идеал. Но ведь каждый даже на своем небольшом опыте знает, что иногда тошно ходить по магазинам — надоедает, а то, что купил вчера, что было так вожделенно, сегодня уже не вожделенно, и у этого процесса нет ни начала, ни конца. Это некая страшная круговерть, подобие колеса, в котором бежит белка, думая, что она бежит по прямой, а она бежит на одном месте. Препоясаться истиной — значит обрести очень твердые жизненные координаты. Но это на уровне мысли, сознания. А как же в жизни? Для этого должна быть практика. Практика Божественной истины именуется праведностью. А почему апостол говорит броня праведности? Потому что если человек жизнью своей проверил, что такое истина, Божественная истина, его никакими раскаленными клещами не оторвешь от этой истины, потому что он в броне. Его нельзя соблазнить пустяками, цветными фантиками — он проникает в суть вещей. А шлем спасения? Спасение ― высшая ценность, прикасаясь к которой человек защищает себя от смертельного удара. Мы прикасаемся к спасению, когда получаем дар Божественной благодати, когда приобщаемся Святых Христовых Таин, когда входим через молитву в живое соприкосновение с Богом. Спасение покрывает нас, защищая от самого страшного и смертоносного удара», - отметил Его Святейшество.

«Но все равно диавол стреляет по каждому человеку своими, как апостол Павел говорит, раскаленными стрелами, и чтобы их угасить, нужен щит. И этим щитом является наша вера. Она действительно как щит. Почему удары наносились прежде всего по вере? Все мы знаем, что революция в России произошла потому, что нужно было свергнуть класс эксплуататоров и даровать всем социальную справедливость. Вот удивительно, в 1917 году свергли эксплуататоров, а после 1920 года вернули эксплуататоров в период новой экономической политики. Значит, не эксплуататоры были главной целью удара. А вот Церковь как гнали в 17-м и 18-м году, так гнали и в 20-х, 30-хи в 40-х годах, потому что вера ограждает человека от этих огненных диавольских стрел. Почему всякая революция, всякое сотрясение и низвержение некого общественного порядка всегда связаны с ударами по вере? Потому что вера ограждает людей от легкомысленного и некритического отношения к тому, что предлагается им якобы для обретения их счастья. Поэтому и в нашей стране удар был нанесен по самому главному ― по вере людей», - подчеркнул Патриарх.

По его словам, все то, о чем мы сейчас говорим, связано с обороной. «Но разве мы призваны только обороняться? Совсем нет. А как мы должны наступать, какие орудия предлагает нам апостол Павел? Мы должны обуть ноги в готовность благовествовать мир (см. Еф. 16:15). Наверное, перед взором апостола Павла представали римские легионеры, обутые в кожаную обувь, твердую, прочную. Взирая на этот облик воина, он говорил, что надо хорошо обуться, для того, чтобы нести мир людям. Одно из самых сильных оружий Церкви ― это мир, потому что самое страшное, когда мир нарушается, злоба человеческая переходит все границы и люди уничтожают друг друга. Но апостол Павел предлагает нам еще нечто. Он предлагает нам взять в руки меч! А для чего, что это за меч? Наш меч ― это Слово Божие (см. Еф. 16:17),то самое Слово, которое разделяет, как острый меч, по свидетельству Самого Христа Спасителя, человеческое сознание. Это меч, который отделяет добро от зла. Слово Божие несет такой колоссальный потенциал духовной силы и мудрости, который способен испепелить всякое диавольское действие и искушение. Может быть, кто-то скажет: а почему апостол избрал такие военные образы? Потому что воин, вне зависимости от того, совершает он добрые дела или плохие, рискует самым главным — он рискует жизнью. В воинском подвиге максимально обнажается человеческая природа: если трус, то трус, если честный, то честный, если подлец, то подлец ― все видно, все моментально обнаруживается. Поэтому апостол и избирает этот образ воина и, проводя сравнение с воинской амуницией, учит нас тому, что и мы в своей духовной брани со злом должны победить и победим только в том случае, если мы способны на такую победу, потому что в этой брани, как и в любой войне, максимально проявляются все качества человеческой души. Да поможет нам Господь, вразумившись этими великими словами апостола, быть способными отражать козни лукавого и нести миру положительное свидетельство о том, что Господь во Христе Иисусе открыл всему миру для нашего спасения. Аминь», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Кирилл вручил игумении Афанасии крест, изготовленный к 700-летию прп. Сергия Радонежского.

В дар новоосвященному собору Святейший Патриарх Кирилл передал список Пюхтицкой иконы Божией Матери.

Во внимание к помощи Иоанно-Предтеченскому ставропигиальному женскому монастырю г. Москвы и в связи с 45-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил генерального менеджера компании «Меркури» А.М. Реебока орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

Верующим были розданы иконки св. Иоанна Предтечи с Патриаршим благословением.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от р.Б.Алексий
25.06.2024 21:57
Сатанисты-глобалисты торопятся
Новый комментарий от Агафон
25.06.2024 21:45
Демарш терроризма в Дагестане
Новый комментарий от Константин В.
25.06.2024 19:44
Национальное государство – плохой выбор для великой нации
Новый комментарий от Константин В.
25.06.2024 18:00
Просвещение общества русской историей
Новый комментарий от Игорь Бондарев
25.06.2024 16:53
«С НАТО у нас идет откровенная прокси-война»
Новый комментарий от РОНОЛ
25.06.2024 15:21
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Фиалковский
25.06.2024 14:28