Крепкая Советская власть была искусственно разрушена

Известные пастыри о причинах распада СССР

Бывший СССР 
0
1027
Время на чтение 8 минут
8 декабря исполнилось 23 года со дня подписания Беловежских соглашений. В этот день в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписали документ о прекращении существования СССР и создании СНГ, пишет Regions.ru. Через несколько дней к соглашению присоединились руководители еще восьми республик, а 25 декабря президент СССР Михаил Горбачев ушел в отставку. 

В интервью «Русской службе новостей» Горбачев заявил, что не знал о подготовке соглашения: Ельцин сказал ему, что едет в Белоруссию по делам двусторонних отношений, на которую приглашен и лидер Украины. «Они сделали это, и сначала позвонили, доложили Бушу, а потом мне», - заявил экс-президент СССР.Горбачев подчеркнул, что он был против и настаивал на том, что вопрос о роспуске СССР должен принять народ. 

По его словам, если бы эта история была изолирована от других моментов, еще можно было бы рассматривать силовое решение - но выросли республики, их экономика, сформировались кадры, надо было давать им свободу. «Я был за то, что надо сохранять государство, при том, что руководители республик были за союз государств. Борьба была острой», - добавил Горбачев. 

СНГ экс-президент расшифровал как «способ насолить Горбачеву». «Я всем мешал, потому что был за союзное государство и против создания союза государств», - пояснил он. «Мне насолили, конечно. В связи с тем, что они сделали, я должен был принять решение и прекратил президентские полномочия», - рассказал политик.

По его мнению, он поступил правильно, сложив с себя полномочия. «Я не мог рисковать тем, чтобы подставить всю страну и народ под гражданскую войну, под кровопролитие. И тем более в нашей стране, переполненной оружием, ядерным оружием», - сказал Горбачев.

«Как вы оцениваете Беловежские соглашения? Была ли альтернатива распаду СССР?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал: «Конечно, альтернатива была и очень простая – оставить Союз в таком эволюционном режиме, исправлять противоречия и недостатки политической и внутриполитической системы, недостатки в экономике, в финансовой системе». 

«Я хорошо помню эти времена, а поскольку моя специализация - системный анализ, я прекрасно вижу, что к 1991 году никакого системного кризиса не было в СССР, - убежден он. - Советская власть была очень крепкой системой, и не было необходимости ее разрушать, а ее искусственно разрушили, это не было вызвано никакими причинами – ни экономическими, ни социологическими». 

«Причина была внутренняя - нравственный кризис правящей элиты, приведший к предательству своего народа и государства, – отметил он. - Сейчас-то можно сказать, что "снявши голову, по волосам не плачут", но самое удивительное, что в результате произошедшего Россия не распалась. А цель была именно разрушить Россию как империю и мощное государство. Так что мы свидетели не просто предательства, но удивительного открытия: потенциал России как тысячелетнего государства не исчерпан. Более того, народ вытянул государство, хотя не было правильной политики в отношении духовной жизни России. То есть невозможно было Церкви сплотить общество. Но и Православная Церковь поднялась после этого удивительным образом, хотя нас пугали другими верованиями». 

«Так что в результате развала СССР можно выделить два масштабных и поразительных явления: Россия и Русская Православная Церковь поднялись вопреки произошедшей трагедии», - заключил отец Александр.
 
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, заявил, что отрицательно относится к «сходке» в Беловежской пуще и ее решениям. «Они были антиконституционными и незаконными - примерно как "законы", принятые в течение этого года на Украине, - сравнил пастырь. - Между решениями Майдана и теми, что были приняты в Беловежской пуще, я бы поставил знак равенства». 

«Поскольку я не специалист в области новейшей истории, не могу рассуждать о том, лукавит ли Михаил Сергеевич, говоря, что для него это было неожиданностью. Думаю, все же лукавит. Это была продуманная и спланированная операция, в которой он играл ключевую роль, - считает отец Алексий. - Развал страны, ее экономики нанесли вред не меньший, чем это сделала бы гражданская война, и убыль населения за эти 23 года значительно превышает убыль населения за всю Великую Отечественную войну. Поэтому назвать Беловежскую встречу иначе как преступлением я не могу».
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «Беловежские соглашения - следствие многовековой международной политики, которая ставила целью распад Российской империи, а затем и Советского Союза». «Еще в начале 50-х философ Иван Ильин написал замечательную статью: "Что сулит миру расчленение России"? Так вот, эти планы вынашивались очень давно. Понятно: одолеть такую огромную страну, как Россия или Советский Союз, можно, только "расчленив" ее. То, что Ельцин сначала позвонил Бушу, а только потом - Горбачеву, говорит о многом: кого он слушал, чьи приказы выполнял», - полагает отец Александр. 

«А что касается самого Горбачева – стыд и позор президенту не знать, что происходит у него в стране. Из-за его бездарности рухнула страна, а он сейчас говорит о том, что кому-то "насолил" и "мешал". Если ты такой беспомощный, не нужно было браться руководить государством. Так что Беловежские соглашения – трагедия нашей страны, которая ввергла ее народы в пучину испытаний, вплоть до вооруженных столкновений», - заключил пастырь.
 
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил, что история не знает сослагательного наклонения. «Конечно, Беловежское соглашение, подписанное лидерами трех государств – это не вполне легитимный документ, - считает он. - Я, кстати, недавно узнал: нигде не существует его оригинала, каким-то образом он был утерян. Намеренно, нет ли, не знаю». 

«Начавшиеся вслед за развалом страны процессы самоопределения в бывших союзных республиках, выяснение всяких "исторических прав" - во всем этом, конечно, ничего хорошего нет. Как и в том, что многие жители этих республик, этнические русские, были вынуждены бежать, зачастую бросив все, - напомнил он. - А потом выяснилось, что и в нашей стране им трудно найти свое место».

«Я думаю, альтернатива распаду Советского Союза наверняка была - даже при условии самоопределения национальных республик. Но случилось то, что случилось. И, к сожалению, хорошего в этом мало. Я не за Советский Союз, не за коммунистический строй, но я прекрасно помню то время. Там тоже было много хорошего. И, увы, сейчас этого хорошего нет. А то, что было плохого - так называемый "совок" - есть у нас и сейчас. Вот такая странность», - заключил игумен.
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал: «Я читал множество различных версий того, как можно было избежать развала Советского Союза, но сам воспринимаю это событие как свершившийся факт. Что произошло, то произошло, и высказывать любые предположения бессмысленно». 

«Можно относиться к этому по-разному: осуждать Горбачева или Ельцина, копить злобу и ненависть… Мне кажется, просто нашим современным политикам нужно сделать правильные выводы, и избегать повторения подобных сценариев впредь, - призвал отец Святослав. - Наверное, нашему большому государству, называвшемуся СССР, нужно было через это пройти. Друг познается в беде. И сейчас мы видим, как люди, считавшиеся нашими друзьями, ведут себя спустя 23 года. Когда у меня спрашивают: "хотели бы вы вернуться в детство и что-то изменить", я говорю "нет". Я бы не стал тогда тем, кто я сейчас. Так и с историей: для чего-то нам нужно было пройти через это».
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, полагает, что альтернатива распаду Советскому Союзу была бы только в том случае, если бы им руководил сильный лидер, который мог объединить под своим началом такое огромное государство. «Безусловно, распад СССР - очень печальная история, - убежден отец Вячеслав. - Сейчас Горбачев придумывает оправдания, но я думаю, он лукавит. Когда был референдум, большая часть населения страны проголосовала за сохранение Советского Союза. А что сделали руководители страны? Они ее развалили - видимо, преследуя какие-то свои интересы. О народе тогда и думать никто не хотел». 

«Горбачев как руководитель оказался безынициативным и абсолютно не владеющим ситуаций. Если такой слабый руководитель находится у руководства огромной империи (а Советский Союз, вне всякого сомнения, был самой настоящей могущественной империей), сразу начинают отделяться окраины, и национальная элита тянет одеяло на себя, - других вариантов быть не может. О каких сформировавшихся кадрах говорит Горбачев? Совсем незадолго до распада Союза было землетрясение в Спитаке, и вся страна помогала восстанавливать разрушенный город. То же с Узбекистаном… А катастрофа на Чернобыльской АЭС? Эти проблемы можно было решать только сообща, всем государством. Но лидеры национальных республик руководствовались другими соображениями», - посетовал он.

«Что бы было с нашей страной, если бы абсолютно безвольный политик Горбачев продолжал ею править? Мне трудно судить, я не политолог, но я вижу, насколько неспособен был этот человек руководить таким огромным государством. Поэтому если искать виновных – виноват, конечно, руководитель страны, - уверен пастырь. - И я считаю, сейчас наша задача – потихоньку объединяться: в таможенный союз, другие организации… Чем ближе мы, прежние республики Советского Союза, будем друг к другу, тем больше шансов у нас противостоять мировой агрессии. Нам нужно понимать: с учетом той огромной территории, которой мы сегодня располагаем при таком маленьком населении, никто не даст нам спокойно жить ни одного дня. И цель происходящего на территории Украины, Закавказья одна - дестабилизировать и затем развалить Россию, чему мы, конечно, должны дать мощный отпор. Нынешнее руководство нашей страны занимает в этом вопросе правильную позицию».
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что для историков, занимающихся новейшим периодом, это вопрос очень интересный и глубокий. «А для обывателей это можно охарактеризовать как махание кулаками после драки, - полагает он. - Надо видеть историческую картину ХХ века в России, тогда все становится на места. Россия должна была освободиться от власти большевизма. Это тяжелый кризис - сбрасывание с себя 70-летних оков. Как это произошло, в каких границах осталось Российское государство - вопрос второстепенный. Первостепенно то, что победа над злом, которое царило 70 лет, состоялась. Мы с трудом прошли через эти испытания, с потерями, скорбями, болезнями, но все же прошли и находимся сейчас на верном пути освобождения».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06