«Попадают в финансовую кабалу от бездуховной жизни»

Известные пастыри об опасности банковских кредитов

Новости Москвы 
0
1339
Время на чтение 10 минут
На днях первый зампред Банка России Сергей Швецов рассказал, что в разных странах используются разные механизмы ограничения ростовщической модели финансирования населения, в частности, запрет на увеличение долга больше чем в 4 раза относительно основного долга, пишет Regions.ru. Он сообщил, что сейчас ЦБ рассматривает возможность внедрения таких мер в России и, возможно, выйдет с соответствующей инициативой в парламент и правительство. 

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал агентству «Интерфакс-религия»: «Сам факт того, что первый зампред Банка России говорит об ограничении ростовщической модели финансирования населения, считаю очень важным шагом. А ограничение объема штрафных процентов по займам сделало бы наше общество гораздо более человечным, чем сегодня, и предотвратило бы многие жизненные трагедии». 

По словам отца Всеволода, хорошо известно, что часто людей, берущих займы, не ставят в известность о возможных последствиях невыплат, «и в результате происходят чудовищные трагедии: люди работают только на то, чтобы выплачивать штрафы, кто-то кончает жизнь самоубийством, распадаются семьи, а коллекторские агентства, даже не имея на руках судебных решений, начинают терроризировать должников». 

«Причем господин Швецов не случайно упоминает ситуацию, что долг может увеличиться в четыре раза по отношению к первоначальной сумме займа. Это не просто несправедливо, это форменный грабеж, особенно в тех случаях, когда человек не вполне понял, каковы условия получения займа», — отметил протоиерей. 

При этом он подчеркнул, что сами люди, получающие кредит, должны помнить об ответственности, в том числе перед своими близкими, которые могут в результате пострадать, «но самое лучшее — это все-таки положить, по крайней мере, некоторые пределы ростовщичеству, и государство здесь должно сказать свое слово». 

«Сегодня слышишь и на исповеди, и просто из рассказов людей о том, как происходят совершенно немыслимые для христианина и вообще для честного человека истории: люди берут кредиты, начинают жить не по средствам, перекредитовываются на все большие суммы, иногда у неформальных теневых заимодавцев, которые заставляют людей работать фактически только на выплату процентов. В итоге — полное разорение, тюрьма, самоубийство, попытка скрываться», — констатировал представитель Церкви. Он убежден, что в обществе в принципе не должно быть механизмов, «которые доводят наивных людей до таких жизненных ситуаций». 

Как известно, ростовщичество осуждается и в Библии, и в Коране. Однако если в исламских странах к этому относятся очень серьезно – там создана самостоятельная банковская система, не предполагающая ростовщического процента, - то в странах Западного мира и в России этот запрет почти забыт, и «жизнь взаймы» в общем считается в порядке вещей. 

«Как бы вы прокомментировали предложение Швецова на государственном уровне ограничивать проценты по кредитам? Не следует ли духовенству больше говорить о духовной составляющей экономической деятельности – в частности, о кредитах?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, напомнил, что еще преподобный Амвросий Оптинский говорил, что долги хуже грехов. «А попадают в финансовую кабалу от бездуховной жизни, - отметил пастырь. - Люди живут не по средствам, они недовольны тем, что у них есть, и хотят иметь все. Но ведь счастье, смысл в жизни не в этом. И хорошо, что от представителя Центробанка исходит такое разумное предложение». 

«Мне не раз приходилось слышать истории, подобные тем, о которых говорит отец Всеволод Чаплин, - признался отец Георгий. - У одной моей знакомой сын занял миллион, потом повесился, а она выплачивала долг, и не знала, как ей избавиться от этого ярма. Помог хороший человек, оплатил за нее долг, а женщина потом вернула ему эти деньги без процентов. И такие случаи, когда люди залезают в долги, а потом не знают, как расплатиться, сплошь и рядом. Люди не думают, что им придется предстать перед Богом, что наша жизнь конечна, а ее смысл не в дорогих машинах и красивых вещах. Господь не призывал, чтобы мы жили в роскоши и к ней стремились. Он говорит нам о Царствии Божьем. А роскошь - это обман, и люди на него поддаются. Почему так происходит? Потому, что у них нет веры в Бога». 

«Мы, духовенство, должны своим примером показывать, как жить духовно, заслужить Царствие Божье. Я недавно узнал, что и некоторые молодые священники берут кредиты в банке, и был этому очень удивлен. Если уж священники этого не понимают – просто беда!» – посетовал пастырь.
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что духовенству нужно больше говорить о духовной составляющей экономической деятельности. «А по поводу ростовщических процентов могу сказать следующее: у нас были очень жесткие ограничения до революции и щадящие условия кредитования в Советском Союзе, - напомнил он. - Я с этой проблемой знаком не понаслышке. Знаю о ней и от прихожан, которые также попадают в долговую яму. Вообще такое - позор для Российской Федерации. После 1991 года почти официально было заявлено, что мы наконец-то живем в капитализме. Одни вспоминают о минувшем с энтузиазмом, другие со скорбью. Я скорблю не о том, что социализм закончился, а о том, что мы попали из него в капитализм, минуя то состояние, в котором наше общество находилось до революции. Тогда от ростовщичества люди были более защищены. Им гораздо в большей степени было гарантировано приемлемое существование - во всяком случае, не голодное. Этому мифу о бесчеловечности, "тюрьме народов" в дореволюционные годы пора положить конец. Мы фактически плюем в свое историческое прошлое». 

«Да, - продолжил отец Александр, - тогда тоже было много примеров бесчеловечности, но никогда не было такой вакханалии беззакония, которая началась после 1990 года. И даже в советское время мы были защищены от этих грабительских процентов, долговых ям. Это для нас всех позор, а для православных вдвойне: мы считаем себя православной цивилизацией, а сейчас наблюдаем владычество над нами Золотого тельца. Это не метафора, а очень жестокая реальность. Хочется, чтобы и Церковь говорила об этом на самых высоких иерархических уровнях». 

«Мы, пастыри, предупреждаем людей, чтобы они не связывались с тем, что называется кредитованием. В современных условиях это очень опасно, - предостерег отец Александр, - люди порой даже не подозревают, что им уготовано. Мы говорим: "найдите людей, у которых можете занять, не можете - оставьте свой проект до лучших времен". Один из факторов, стимулирующих общество к потреблению, - реклама. Девиз "ты этого достоин" заставляет стремиться к комфорту, к роскоши. Это идеология общества потребления. Дай Бог, чтобы мы от этого избавились. И задача Церкви – избавлению способствовать».
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, подчеркнул, что с христианской точки зрения ростовщичество подлежит осуждению. «Банки кормятся с процентов – это так, такова система. За счет полученных средств оплачивается в том числе труд банковских служащих. Но, когда речь идет уже о явных попытках неправедного обогащения, нужно принимать меры», - считает отец Андрей. 

«Нельзя ставить человека в такое зависимое положение, когда он не может выплатить грабительские проценты. Это неприемлемо и с точки зрения христианской морали. Если предложение Центробанка будет способствовать более нравственному ведению кредитной политики, и приведет к более спокойной, нравственной атмосфере в обществе, я его поддерживаю. Следует ли духовенству больше говорить о духовной составляющей экономической деятельности? Наверное, да. Но чтобы рассуждать на такие темы, нужно быть специалистом в этой сфере, а далеко не все священники имеют соответствующее образование. Ну а нравственную оценку происходящему духовенство может и должно давать», - заключил пастырь.
 
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, подтвердил, что ислам и христианство запрещают ростовщичество. «Банкинг в исламских странах подразумевает, что банк в качестве «вознаграждения» за предоставленные средства получает не процент, а некую долю от прибыли предприятия, - отметил игумен. - Это, с одной стороны, делает банки более ответственными, с другой - позволяет мусульманам соблюдать свои религиозные установления». 

«Запрет на ростовщичество характерен и для христианства, однако исторически сложилось так, что в странах Европы и, соответственно, в России, которая в последние годы формировалась по европейскому образцу, возникает противоречащая Божественному откровению система ростовщичества, - посетовал он. - Мое поколение воспитывалось на классической литературе. В произведениях классиков часто в центре сюжета - должник. Его поступки приводят впоследствии к трагедии. Вспомнить хотя бы Раскольникова, который, живя в нищете, совершает преступление. Это наглядный пример социального напряжения, которое было когда-то в России. Сейчас мы тоже видим в обществе колоссальное социальное напряжение. И тем, кто никогда не делал долгов, трудно понять, под каким психологическим (и не только) гнетом находятся люди, которые взяли кредиты и не могут их отдать». 

«Я не экономист, - продолжил пастырь, - и мне трудно понять, почему во многих странах мира дают ипотечные и прочие кредиты под невысокий процент, а у нас он такой большой. Наверное, в некоторых странах выдача кредитов населению призвана стимулировать экономику, а в нашей стране, похоже, главная цель кредитования – получение прибыли банками. Но последние события, связанные с отзывом лицензий, демонстрируют, насколько неэффективна экономическая политика наших банков. В результате у нас не стимулируется развитие спроса в секторе экономике и в банковском секторе. Напротив, мы видим поломанные человеческие судьбы». 

«Возвращаясь к вопросу: "почему христианство запрещает ростовщичество", отвечу: не только в силу неких метафизических причин, связанных с тем, что человек не вправе распоряжаться будущим, а в силу причин нравственных. Ростовщичество - орудие убийства, и мы не находим в классической литературе ни одного положительного образа ростовщика. Проценты по российским кредитам для населения – вопиющее нарушение принципов социальной справедливости, оскорбление нравственных чувств человека, проявление цинизма и жестокости. К тому же это плохо влияет на развитие экономики и банковской системы. Отрадно сознавать, что голос Православной Церкви в лице отца Всеволода Чаплина и голос Центробанка звучат единым призывом остановить это беззаконие», - заключил игумен.
 
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, сказал: «Меня всегда удивляли слова Господа: "И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же" (Лук.6:34). Оказывается, если ты хочешь получить обратно - нет, не с процентами, а "столько же"! - ты поступаешь как грешник! У нас сейчас если кто-то хочет получить обратно "столько же" - то это чуть ли не святой человек. Как мы далеки от Евангельских заповедей!»

«Так что предложение господина Швецова - это прямо-таки шаг в сторону Евангелия, - отметил отец Игорь. - Я думаю, государству совсем нелишне будет ограничить жадность ростовщиков. Есть ли вообще "духовная составляющая" у экономической деятельности? Наверное, правильнее будет говорить о честности и нравственности. Думаю, что духовенству нужно больше говорить о Царстве Божием и правде Его, а всё остальное приложится (ср. Мф. 6:33)».
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, полностью поддержал предложение Сергея Швецова. «Буквально на днях подвозивший меня водитель рассказывал, как попал в кабалу к банку. А в это время ему позвонили сотрудники этого же банка и предложили взять еще один кредит. Он и по первому не может расплатиться, а ему уже предлагают второй. Заинтересованность банков понять можно: они этим живут, но государство должно регулировать высокие процентные ставки, которые оставляют человека за чертой бедности, - считает отец Святослав. - Как правило, большинство людей, наслышанных о кабальных условиях, берут кредит лишь в экстремальной ситуации, когда деньги действительно необходимы. И что в результате? Человек раздавлен жизненной трагедией, и еще не оправившись, попадает под гнет. Особенно это печально, если он понимает: выплатить долг не сможет. Банки сегодня действительно требуют слишком высокий процент, не обращая внимания на благосостояние того или иного человека. Для бизнеса, особенно, крупного, повышенные кредитные ставки, может, и не будут ощутимы, но для обычных граждан эти кабальные условия неприемлемы». 

«У нас при епархии есть организация "Покров", где стараются помочь попавшим в сложную жизненную ситуацию, - рассказал пастырь. - У многих своя история о кредитах. Мне тоже несколько раз предлагали взять кредит, но, наслушавшись разных историй, я опасаюсь залезать в долговую яму, из которой потом нельзя будет выбраться. И я поддерживаю предложение умерить аппетиты банков, работающих на территории Российской Федерации». 

«Что же касается духовенства – да, рассказывать о духовной составляющей экономической деятельности священники могли бы, но, наверное, не прихожанам, которые и сами все осознают, а людям, пока не воцерковленным, не понимающим сущности христианского вероучения, используя для этих целей площадки СМИ, блоги, социальные сети, - считает священник. - Не помешали бы тематические беседы с представителями бизнеса, банковской системой - если такие встречи вообще возможны и кто-нибудь захочет слушать священника». 

«Ужасно, что некоторые люди, не сумевшие расплатиться по кредитам, заканчивают жизнь самоубийством. Мне почему-то сразу вспоминается Америка в период депрессии, когда самоубийства носили массовый характер. Люди выбрасывались из окон офисов, квартир. Не хочется, чтобы такое повторилось в России. Нельзя загонять людей в угол, тем более в условиях кризиса и выросших цен. Они и так уже находятся в стрессовом состоянии, а тут на них еще это бремя. В этой ситуации людей нужно защитить, поддержать. Граждане России поддержали же действия власти на геополитической арене, и за эту поддержку, мне кажется, людям нужно отплатить благодарностью, а не повышением процентных ставок», - заключил отец Святослав.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Vladislav
18.09.2025 21:36
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Человек
18.09.2025 20:50
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 20:32
Фантазия или реальность?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.09.2025 17:22
«Освежить голову вежеталем… и умереть»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:34
«Без импорта и экспорта Израиль не продержится и года»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:02
«Будущее Отечества в руках Учителя»
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 12:55