«Попадают в финансовую кабалу от бездуховной жизни»

Известные пастыри об опасности банковских кредитов

Новости Москвы 
0
1336
Время на чтение 10 минут
На днях первый зампред Банка России Сергей Швецов рассказал, что в разных странах используются разные механизмы ограничения ростовщической модели финансирования населения, в частности, запрет на увеличение долга больше чем в 4 раза относительно основного долга, пишет Regions.ru. Он сообщил, что сейчас ЦБ рассматривает возможность внедрения таких мер в России и, возможно, выйдет с соответствующей инициативой в парламент и правительство. 

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал агентству «Интерфакс-религия»: «Сам факт того, что первый зампред Банка России говорит об ограничении ростовщической модели финансирования населения, считаю очень важным шагом. А ограничение объема штрафных процентов по займам сделало бы наше общество гораздо более человечным, чем сегодня, и предотвратило бы многие жизненные трагедии». 

По словам отца Всеволода, хорошо известно, что часто людей, берущих займы, не ставят в известность о возможных последствиях невыплат, «и в результате происходят чудовищные трагедии: люди работают только на то, чтобы выплачивать штрафы, кто-то кончает жизнь самоубийством, распадаются семьи, а коллекторские агентства, даже не имея на руках судебных решений, начинают терроризировать должников». 

«Причем господин Швецов не случайно упоминает ситуацию, что долг может увеличиться в четыре раза по отношению к первоначальной сумме займа. Это не просто несправедливо, это форменный грабеж, особенно в тех случаях, когда человек не вполне понял, каковы условия получения займа», — отметил протоиерей. 

При этом он подчеркнул, что сами люди, получающие кредит, должны помнить об ответственности, в том числе перед своими близкими, которые могут в результате пострадать, «но самое лучшее — это все-таки положить, по крайней мере, некоторые пределы ростовщичеству, и государство здесь должно сказать свое слово». 

«Сегодня слышишь и на исповеди, и просто из рассказов людей о том, как происходят совершенно немыслимые для христианина и вообще для честного человека истории: люди берут кредиты, начинают жить не по средствам, перекредитовываются на все большие суммы, иногда у неформальных теневых заимодавцев, которые заставляют людей работать фактически только на выплату процентов. В итоге — полное разорение, тюрьма, самоубийство, попытка скрываться», — констатировал представитель Церкви. Он убежден, что в обществе в принципе не должно быть механизмов, «которые доводят наивных людей до таких жизненных ситуаций». 

Как известно, ростовщичество осуждается и в Библии, и в Коране. Однако если в исламских странах к этому относятся очень серьезно – там создана самостоятельная банковская система, не предполагающая ростовщического процента, - то в странах Западного мира и в России этот запрет почти забыт, и «жизнь взаймы» в общем считается в порядке вещей. 

«Как бы вы прокомментировали предложение Швецова на государственном уровне ограничивать проценты по кредитам? Не следует ли духовенству больше говорить о духовной составляющей экономической деятельности – в частности, о кредитах?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, напомнил, что еще преподобный Амвросий Оптинский говорил, что долги хуже грехов. «А попадают в финансовую кабалу от бездуховной жизни, - отметил пастырь. - Люди живут не по средствам, они недовольны тем, что у них есть, и хотят иметь все. Но ведь счастье, смысл в жизни не в этом. И хорошо, что от представителя Центробанка исходит такое разумное предложение». 

«Мне не раз приходилось слышать истории, подобные тем, о которых говорит отец Всеволод Чаплин, - признался отец Георгий. - У одной моей знакомой сын занял миллион, потом повесился, а она выплачивала долг, и не знала, как ей избавиться от этого ярма. Помог хороший человек, оплатил за нее долг, а женщина потом вернула ему эти деньги без процентов. И такие случаи, когда люди залезают в долги, а потом не знают, как расплатиться, сплошь и рядом. Люди не думают, что им придется предстать перед Богом, что наша жизнь конечна, а ее смысл не в дорогих машинах и красивых вещах. Господь не призывал, чтобы мы жили в роскоши и к ней стремились. Он говорит нам о Царствии Божьем. А роскошь - это обман, и люди на него поддаются. Почему так происходит? Потому, что у них нет веры в Бога». 

«Мы, духовенство, должны своим примером показывать, как жить духовно, заслужить Царствие Божье. Я недавно узнал, что и некоторые молодые священники берут кредиты в банке, и был этому очень удивлен. Если уж священники этого не понимают – просто беда!» – посетовал пастырь.
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что духовенству нужно больше говорить о духовной составляющей экономической деятельности. «А по поводу ростовщических процентов могу сказать следующее: у нас были очень жесткие ограничения до революции и щадящие условия кредитования в Советском Союзе, - напомнил он. - Я с этой проблемой знаком не понаслышке. Знаю о ней и от прихожан, которые также попадают в долговую яму. Вообще такое - позор для Российской Федерации. После 1991 года почти официально было заявлено, что мы наконец-то живем в капитализме. Одни вспоминают о минувшем с энтузиазмом, другие со скорбью. Я скорблю не о том, что социализм закончился, а о том, что мы попали из него в капитализм, минуя то состояние, в котором наше общество находилось до революции. Тогда от ростовщичества люди были более защищены. Им гораздо в большей степени было гарантировано приемлемое существование - во всяком случае, не голодное. Этому мифу о бесчеловечности, "тюрьме народов" в дореволюционные годы пора положить конец. Мы фактически плюем в свое историческое прошлое». 

«Да, - продолжил отец Александр, - тогда тоже было много примеров бесчеловечности, но никогда не было такой вакханалии беззакония, которая началась после 1990 года. И даже в советское время мы были защищены от этих грабительских процентов, долговых ям. Это для нас всех позор, а для православных вдвойне: мы считаем себя православной цивилизацией, а сейчас наблюдаем владычество над нами Золотого тельца. Это не метафора, а очень жестокая реальность. Хочется, чтобы и Церковь говорила об этом на самых высоких иерархических уровнях». 

«Мы, пастыри, предупреждаем людей, чтобы они не связывались с тем, что называется кредитованием. В современных условиях это очень опасно, - предостерег отец Александр, - люди порой даже не подозревают, что им уготовано. Мы говорим: "найдите людей, у которых можете занять, не можете - оставьте свой проект до лучших времен". Один из факторов, стимулирующих общество к потреблению, - реклама. Девиз "ты этого достоин" заставляет стремиться к комфорту, к роскоши. Это идеология общества потребления. Дай Бог, чтобы мы от этого избавились. И задача Церкви – избавлению способствовать».
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, подчеркнул, что с христианской точки зрения ростовщичество подлежит осуждению. «Банки кормятся с процентов – это так, такова система. За счет полученных средств оплачивается в том числе труд банковских служащих. Но, когда речь идет уже о явных попытках неправедного обогащения, нужно принимать меры», - считает отец Андрей. 

«Нельзя ставить человека в такое зависимое положение, когда он не может выплатить грабительские проценты. Это неприемлемо и с точки зрения христианской морали. Если предложение Центробанка будет способствовать более нравственному ведению кредитной политики, и приведет к более спокойной, нравственной атмосфере в обществе, я его поддерживаю. Следует ли духовенству больше говорить о духовной составляющей экономической деятельности? Наверное, да. Но чтобы рассуждать на такие темы, нужно быть специалистом в этой сфере, а далеко не все священники имеют соответствующее образование. Ну а нравственную оценку происходящему духовенство может и должно давать», - заключил пастырь.
 
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, подтвердил, что ислам и христианство запрещают ростовщичество. «Банкинг в исламских странах подразумевает, что банк в качестве «вознаграждения» за предоставленные средства получает не процент, а некую долю от прибыли предприятия, - отметил игумен. - Это, с одной стороны, делает банки более ответственными, с другой - позволяет мусульманам соблюдать свои религиозные установления». 

«Запрет на ростовщичество характерен и для христианства, однако исторически сложилось так, что в странах Европы и, соответственно, в России, которая в последние годы формировалась по европейскому образцу, возникает противоречащая Божественному откровению система ростовщичества, - посетовал он. - Мое поколение воспитывалось на классической литературе. В произведениях классиков часто в центре сюжета - должник. Его поступки приводят впоследствии к трагедии. Вспомнить хотя бы Раскольникова, который, живя в нищете, совершает преступление. Это наглядный пример социального напряжения, которое было когда-то в России. Сейчас мы тоже видим в обществе колоссальное социальное напряжение. И тем, кто никогда не делал долгов, трудно понять, под каким психологическим (и не только) гнетом находятся люди, которые взяли кредиты и не могут их отдать». 

«Я не экономист, - продолжил пастырь, - и мне трудно понять, почему во многих странах мира дают ипотечные и прочие кредиты под невысокий процент, а у нас он такой большой. Наверное, в некоторых странах выдача кредитов населению призвана стимулировать экономику, а в нашей стране, похоже, главная цель кредитования – получение прибыли банками. Но последние события, связанные с отзывом лицензий, демонстрируют, насколько неэффективна экономическая политика наших банков. В результате у нас не стимулируется развитие спроса в секторе экономике и в банковском секторе. Напротив, мы видим поломанные человеческие судьбы». 

«Возвращаясь к вопросу: "почему христианство запрещает ростовщичество", отвечу: не только в силу неких метафизических причин, связанных с тем, что человек не вправе распоряжаться будущим, а в силу причин нравственных. Ростовщичество - орудие убийства, и мы не находим в классической литературе ни одного положительного образа ростовщика. Проценты по российским кредитам для населения – вопиющее нарушение принципов социальной справедливости, оскорбление нравственных чувств человека, проявление цинизма и жестокости. К тому же это плохо влияет на развитие экономики и банковской системы. Отрадно сознавать, что голос Православной Церкви в лице отца Всеволода Чаплина и голос Центробанка звучат единым призывом остановить это беззаконие», - заключил игумен.
 
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, сказал: «Меня всегда удивляли слова Господа: "И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же" (Лук.6:34). Оказывается, если ты хочешь получить обратно - нет, не с процентами, а "столько же"! - ты поступаешь как грешник! У нас сейчас если кто-то хочет получить обратно "столько же" - то это чуть ли не святой человек. Как мы далеки от Евангельских заповедей!»

«Так что предложение господина Швецова - это прямо-таки шаг в сторону Евангелия, - отметил отец Игорь. - Я думаю, государству совсем нелишне будет ограничить жадность ростовщиков. Есть ли вообще "духовная составляющая" у экономической деятельности? Наверное, правильнее будет говорить о честности и нравственности. Думаю, что духовенству нужно больше говорить о Царстве Божием и правде Его, а всё остальное приложится (ср. Мф. 6:33)».
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, полностью поддержал предложение Сергея Швецова. «Буквально на днях подвозивший меня водитель рассказывал, как попал в кабалу к банку. А в это время ему позвонили сотрудники этого же банка и предложили взять еще один кредит. Он и по первому не может расплатиться, а ему уже предлагают второй. Заинтересованность банков понять можно: они этим живут, но государство должно регулировать высокие процентные ставки, которые оставляют человека за чертой бедности, - считает отец Святослав. - Как правило, большинство людей, наслышанных о кабальных условиях, берут кредит лишь в экстремальной ситуации, когда деньги действительно необходимы. И что в результате? Человек раздавлен жизненной трагедией, и еще не оправившись, попадает под гнет. Особенно это печально, если он понимает: выплатить долг не сможет. Банки сегодня действительно требуют слишком высокий процент, не обращая внимания на благосостояние того или иного человека. Для бизнеса, особенно, крупного, повышенные кредитные ставки, может, и не будут ощутимы, но для обычных граждан эти кабальные условия неприемлемы». 

«У нас при епархии есть организация "Покров", где стараются помочь попавшим в сложную жизненную ситуацию, - рассказал пастырь. - У многих своя история о кредитах. Мне тоже несколько раз предлагали взять кредит, но, наслушавшись разных историй, я опасаюсь залезать в долговую яму, из которой потом нельзя будет выбраться. И я поддерживаю предложение умерить аппетиты банков, работающих на территории Российской Федерации». 

«Что же касается духовенства – да, рассказывать о духовной составляющей экономической деятельности священники могли бы, но, наверное, не прихожанам, которые и сами все осознают, а людям, пока не воцерковленным, не понимающим сущности христианского вероучения, используя для этих целей площадки СМИ, блоги, социальные сети, - считает священник. - Не помешали бы тематические беседы с представителями бизнеса, банковской системой - если такие встречи вообще возможны и кто-нибудь захочет слушать священника». 

«Ужасно, что некоторые люди, не сумевшие расплатиться по кредитам, заканчивают жизнь самоубийством. Мне почему-то сразу вспоминается Америка в период депрессии, когда самоубийства носили массовый характер. Люди выбрасывались из окон офисов, квартир. Не хочется, чтобы такое повторилось в России. Нельзя загонять людей в угол, тем более в условиях кризиса и выросших цен. Они и так уже находятся в стрессовом состоянии, а тут на них еще это бремя. В этой ситуации людей нужно защитить, поддержать. Граждане России поддержали же действия власти на геополитической арене, и за эту поддержку, мне кажется, людям нужно отплатить благодарностью, а не повышением процентных ставок», - заключил отец Святослав.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Сергей из НН
27.11.2024 15:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
27.11.2024 14:22
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от C. Гальперин
27.11.2024 14:05
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 13:54
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02