«XX век стал периодом применения масштабных практик по искоренению русской идентичности. Сегодня нужны не менее масштабные усилия по ее реабилитации», - начинает политолог и публицист, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов свою статью «
Реставрация "русского"».
Он отмечает, что документы
XVIII Всемирного русского народного собора затрагивают вопросы, которые с самого начала постсоветской России старались обходить. Это, в частности, признание того, что табуирование русской идентичности из соображений государственного единства «многонациональной России» является прямым и верным путем к разрушению этого единства.
Regions.Ru уже не раз писали, что слово «русский» почти во всех словосочетаниях стало «неполиткорректным», и его всюду, где только можно, заменяют на «российский» и «россиянин». «Блокирование русского национального самосознания достигается двумя основными путями: угрозами и лестью. Угрозы сводятся к тому, что национальное самоутверждение русских оттолкнет представителей других народов и подорвет их лояльность России. А лесть звучит примерно так: русские — такой великий народ, что ему не к лицу эгоизм; к этому народу принадлежит абсолютное большинство населения страны, глава государства, его язык является государственным, поэтому как-то специально беспокоиться о его правах и интересах нет никаких оснований, они будут реализованы просто «по факту существования России», - пишет Ремизов.
Народ, подобный русскому, нельзя ассимилировать, но можно расколоть, отмечает эксперт, и напоминает, что в течение ХХ века населению
Украины и Белоруссии сумели внушить, что они не русские – причем «основной вклад в дерусификацию западнорусских земель внесла национальная политика
Москвы советского времени, нацеленная на «коренизацию» и профилактику «великорусского шовинизма».
После истребления опорных социальных групп русского этноса большевиками (раскулачивание, расказачивание, террор против духовенства и дворянства) и краха советского проекта возникло ощущение общей исторической неудачи русских, отмечает автор статьи. «В результате возник эффект так называемой негативной идентичности — когда осознание принадлежности к той или иной группе сопровождается неприятными переживаниями и, как следствие, стремлением по возможности дистанцироваться от нее. Это может происходить через поиск и акцентирование «нерусских корней», мазохизм "самоненависти", через распространение квазинациональных идентичностей. Возникает парадоксальная ситуация, когда региональные, субэтнические идентичности — те же "поморы", "казаки", "сибиряки" — начинают подаваться и восприниматься не в качестве дополнения, а в качестве альтернативы русской идентичности. По характерному признанию одного из активистов "поморской идеи", все дело в том, что «государство ставит своих граждан в такие условия, что они мечтают стать нерусскими», - пишет он.
Статья предупреждает: «При определенных условиях "выписываться" из русских начнут уже не поодиночке, а большими региональными группами. В конце концов, если это произошло в случае с "западнорусскими", то можем ли мы быть уверены, что этого не произойдет с "южнорусскими", "северорусскими", "восточнорусскими" людьми? Дерусифицирующий регионализм способен подорвать единство страны куда в большей мере и куда в большем масштабе, чем сепаратизм этнических окраин. Табуирование русской идентичности из соображений "неразжигания розни" будет этому только способствовать. В итоге государство, готовое принести "национальную гордость великороссов" на алтарь территориальной целостности, само готовит почву для будущего территориального раскола».
«Основная повестка русского вопроса сегодня заключается не в приобретении каких-то особых прав, а в преодолении "заветов Ильича" в национальной политике, признание того, что большой народ, так же как средние и малые народы, имеет право заботиться о себе», - констатирует Ремизов.
«Согласны ли вы, что русская национальная идентичность сейчас табуируется и что она нуждается в восстановлении? Действительно ли сейчас распространено «желание стать нерусскими»? Видите ли вы опасность дальнейшего (после отпадения украинцев и белорусов от общерусской нации) дробления русского народа?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что опасность, конечно, существует. По его словам, подавление русской идентичности, начиная с провозглашенной
Лениным борьбы с «великодержавным русским шовинизмом», сводилось к двум направлениям: уничтожение православия как доминирующей в русском народе религии и уничтожение носителей этой веры, в том числе и физическое.
«Все это должно было изменить сознание народа. Так что восстановление должно в первую очередь идти в духовной сфере - в осознании своей принадлежности к великому народу и великому государству. Здесь часто возникает проблема, которую мы видим на примере Украины и Белоруссии: вмешиваются другие силы и пытаются разрушить то, что можно определить как этноконфессиональное сознание, что позволяет некоторым русским почувствовать себя представителями иного племени, даже несмотря на близость кровного родства. А когда собственные предки забываются, начинается фантазийное формирование иных событий, что служит разделительной чертой. В частности таким событием может быть создание искусственного государства и границ, как с Украиной: одни части ее территории принадлежали Великому княжеству Литовскому, а потом Речи Посполитой, а другие Австро-Венгрии. Оккупированному народу надо было сохранить идентичность, но она разрушилась, вот и возникает представление о себе, как об особой нации. Это сопровождается еще одним разрушением – лингвистическим, когда начинает формироваться свой язык, обособленный от русского ствола. Все это приводит к кризису, к формированию новой идентичности и утрате собственной, чем начинают пользоваться внешние силы, направленные на окончательное уничтожение народа и его государства. Поэтому должны приниматься и применяться меры стабилизации. Первейшей из них я считаю формирование этноконфессионального сознания, без которого мы не можем правильно понимать историю, видеть ее сакральный смысл. И значение Церкви здесь особое и основное. Так что необходима поддержка и укрепление Церкви государством. Церковь духовно сплачивает народ, но сейчас этому мешает состояние нашей нынешней системы образования: она абсолютно не соответствует задачам, которые решает народ и государство», - заключил священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что, конечно, опасность есть. Утрата русской идентичности лишит нас возможности осуществлять себя как русскую цивилизацию в отношениях с другими народами.
«Стержневая константа, которая Русский мир делает русским, это православие. Причем не в абстрактном качестве, как некое частное осуществление своих религиозных потребностей, и не как крайний фундаментализм, а именно как всецелое осуществление христианской жизнедеятельности здесь на конкретной земле и обращенное всецело ко Христу. Говорят же святые: чтобы обрести во всей полноте Царство Божие, нужно всецело посвятить себя Господу, а не Бога использовать в своих религиозных потребностях. Именно это делает русского русским. У нас во главе угла никогда не стояли корысть, нажива, сребролюбие. А сейчас нам западное общество внушает, что надо следовать вслед за ними – за этими ценностями, что неминуемо приведет к утрате нашей идентичности. Настоящий Запад – именно христианский, но там уже утратили веру и хотят, чтобы и мы стали островками потребительского общества. Последуем за ними – тоже утратим идентичность, что приведет к гибели Русского мира», - заключил он.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заявил, что позитивный опыт сохранения русской идентичности может назвать только один – «в период Российской Империи, где все стояло на своих местах, не унижались никакие народы, а честь называться русским была весьма притягательной для других народов России».
«Кстати, я отлично помню, хоть и был ребенком, как еще в 1950-е годы для детей восточных и иных народов в нашей деревне высшей похвалой от взрослых были слова: "Ну, ты совсем наш, совсем русский". Дети от этого были просто в восторге. Сейчас, к сожалению, как минимум не всех такой комплимент порадует. Чтобы русские обладали авторитетом, называться русским должно быть высокой честью. Это отнюдь не значит, что своей русскостью мы обязательно должны чваниться. Чванство – это как раз унижение чести быть русским. Общество такое не приветствует, как и шовинизм, - такие грехи в церкви замаливать надо. Исторически обладание таким авторитетом было возможно только когда наша родина имела одну официальную религию и одну официальную идеологию. Сейчас мы конституционно лишены возможности развивать в себе русскую идентичность, поскольку у нас запрещена национальная идеология. Поэтому мы находимся в состоянии угрозы потери идентичности», - продолжил он.
«Идеология – это государство, народ и культура. Если лишают человека идеологии, лишают и идентичности. Так что первым делом надо определиться с идеологией. Далеко ходить не надо - она существует в сознании людей. Граф С.Уваров определил все словами "Православие-Самодержавие-Народность". Как эта триада в нынешних реалиях будет выглядеть, не знаю, но Православие должно быть на первом месте. Другие народы всегда считали за честь прийти под скипетр православного царя, потому что он поддерживал другие культуры и религии, никогда не ущемляя их. А те, кто не уважает свою культуру, не будут защищать и другую. Поэтому когда угнетается главный государствообразующий народ, будут угнетаться и другие народы», - добавил священник.
По его словам, выработка концепции национального развития – это важный вопрос. Рецепты Запада – идеи мультикультурализма, американского «плавильного котла» – провальные и не срабатывают. Единственное, что есть у мира, это прецедент тысячелетней истории России. И это не пустые слова. Священник рассказал, что разговаривал как-то с помощником посла Германии о нашем 400-летнем опыте мирного сосуществования с мусульманами, и он сказал: «Мы от вас, от русских, ждем помощи в улаживании этих проблем в нашем обществе».
«Значит, есть там люди здравомыслящие, которые готовы воспользоваться историческим опытом России. И этот опыт надо поднимать из глубины веков и завалов позднейших идеологий – советской, перестроечной, либеральной – и, внимательно изучив, надо создать ту концепцию, которая будет отвечать нынешним условиям», - заключил о. Александр.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что начало геноциду русского народа было положено Октябрьским переворотом.
«Результатом своей деятельности многие лидеры нового большевистского государства видели уничтожение русского народа, русского самосознания. И в этом отношении ничего в нашей внутренней политике пока не изменилось – та же установка сохраняется и по сей день. Слово "русский" - "табу" в нашем информационном пространстве, его избегают при обсуждении различных вопросов, и в этом тоже нет ничего удивительного. Мировая элита видит основную угрозу для продвигаемых ею в мире процессов в православной вере. А носители православия - преимущественно русские. Поэтому нас и хотят всеми силами лишить православия – сюда и направлен главный удар. Этот вопрос давно уже поднимали, и как мне кажется, благополучно для себя разрешили многие философы и мыслители, например, Александр Сергеевич Панарин – удивительный, выдающийся философ современности. Наша задача - объяснить миру: русский народ - не биологическое сознание, не национальность в классическом ее понимании. Это удивительная общность людей, которые похожи друг на друга в связи с тем, что говорят на одном языке, живут в одной огромной стране и воспринимают ее как свою Родину. Они выбрали для себя самое лучшее в этом мире - Истину, которая открывается благодаря православной вере. Если мы хотим, чтобы у нас было будущее, нет другого пути, кроме как вернуть русскому человеку русский мир. Или русскому миру - русского человека. Поэтому нам нужно понимать - основной удар придется именно по этим позициям. И нам нужно быть сильными. Кстати, это понимали все руководители нашего государства. Как только нам становилось совсем невмоготу, мы сразу пытались из создаваемого гомункула извлечь русского. Вспомните выступление Сталина на банкете, посвященном Победе в Великой Отечественной войне. Он не смог тогда удержаться и высказал свое отношение к русскому народу», - продолжил он.
«Вспомните не менее выдающуюся речь Владимира Владимировича
Путина, произнесенную им после присоединения Крыма, где рефреном звучало слово "русский". Но коль скоро и после победы в войне, и после присоединения Крыма стало понятно: нужно полностью менять вектор нашего развития, и произнести до конца все, что в связи с этим необходимо, слово "русский" опять вышло из употребления. Наша власть пока еще считает себя преемницей участников процесса, начавшегося в начале XX века», - заключил о. Алексий.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, отметил, что «когда предпринималась попытка создания советской империи, куда бы входили представители разных этносов, возможно, было и уместным не выделять государствообразующий народ».
«Но сегодня, в условиях информационной войны и геополитических интриг, думаю, настало время сказать о его связующей роли. Россиянами – я специально интересовался этим вопросом – назывались люди, которые не были по национальности русскими, но проживали в России, - подданные Российской Империи. Мне очень нравится высказывание моего любимого писателя, классика философа, мыслителя Федора Михайловича Достоевского. Он говорил, что русский человек определяется не составом крови, а отношением к Православию. Почти у всех нас много корней: польские, еврейские, болгарские – каких только нет. И определять, русский человек или нет, по составу крови или размеру черепа бессмысленно», - продолжил он.
Священник отметил, что ему интересно еще такое наблюдение: слова «немец», «японец», «француз», «чех» и т.д. – это все существительное. А «русский» - прилагательное. То же и с Православием: есть «католик», «буддист», «мусульманин», но «православный». Так что, скорее всего, слова «русский», «православный» имеют отношение к сфере духа, это метафизические понятия, отмечает батюшка.
«И потом, вспомним времена, когда русским именоваться не было стыдно. Русский народ был терпеливым, прекрасно уживался с другими народами, не забывая при этом, что в Российской империи именно он - государствообразующий. Нас почему-то все время призывают быть толерантными в ущерб себе. На Западе предлагают быть толерантными к однополым бракам - но ведь это в ущерб традиционным семьям. Вот и нам сегодня говорят: давайте мы не будем касаться ничего русского, мы россияне и этого достаточно. А почему мы должны стесняться? У русских множество причин для гордости. У нас столько поэтов, писателей, ученых, философов, сколько не дал миру ни один народ. Святейший Патриарх на Всемирном русском народном соборе сказал, что мы должны перестать стесняться слова "русский" и начать снова вводить его в обиход. Так давайте же действительно гордиться тем, что мы русские. Я даже у себя в паспорте в пустой графе карандашом (чтобы не испортить документ) написал "русский". Это служит для меня еще одним напоминанием, кто я», - заключил священник.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил, что нужно дать возможность любому народу называться так, как он желает, и не руководствоваться необходимостью называться именно русскими.
«Иная самоидентификация украинцев и белорусов никак не препятствует их русской идентичности. Нам следует понимать: пытаясь всех сделать русскими бездумно, механически, мы действительно ограничим свободу этих людей на их самостоятельность в вопросе собственной самоидентификации. А вопрос о самоидентификации русской нации, как один из наиважнейших, вынесли на повестку Собора. Кстати, было предложено еще поработать над ним. Поэтому, я думаю, нам с одной стороны нужно предоставить людям возможность называться, как они хотят. Разве плохое слово "россияне"? Россияне - это те, кто живет в России. Иначе мы будем несправедливы к остальным народам - например, к татарам, которые на втором месте по численности после русских», - заключил о. Агафангел.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил: нужно стремиться, чтобы понятие «русский» и слово «русский» получило свое достойное место в нашем обиходе.
«К сожалению, Россию и русских не любят и боятся в Европе уже не один век. Подрыв нашего авторитета и вообще всего русского очень приветствуется как там, так и либеральным сообществом у нас. Появляется очень много пропагандистских работ, статей, которые чаще всего порочат русского человека. Тут надо бы проводить ответную работу по усилению нашего авторитета. Это можно сделать разными способами, - например, с помощью СМИ. Но это внешняя сторона нашего самосознания. Должна быть работа направлена еще и на внутреннюю сторону, которая складывается из двух вещей. Первая - экономическое положение: чем хуже будут жить русские, тем больше им будут присущи разные пороки. И второе, самое главное - духовная жизнь. Русский человек всегда был силен своей верой, и никому не нужно было объяснять, кто такой русский. Это верующий православный, добродетельный, нравственный, семейный человек. В этом была наша сила, и это мы утеряли. Так что как ни пропагандируй понятие "русский", но если мы не сможем вернуть духовную составляющую русской жизни, то большинство нападок на нас будут иметь основания», - продолжил он.
Священник отметил, что желание быть «нерусским» распространено, когда центр слаб: авторитет русского человека подорван, а наша власть никак не заинтересована, чтобы этот авторитет поднять.
«Как раз нынешние события с Украиной способствовали усилению русского сознания, потому что заговорили о Русском мире, единстве, что не может не радовать. Но за этими словами должно быть реальное дело. А опасность дробления есть всегда. Но что-либо надо делать не из страха, а именно ради укрепления русского духа. Тогда и бояться станет нечего, и ни один народ не захочет отсоединяться. Как было в XIX веке: если ты русский - ты принадлежишь к великой Империи, а если нерусский, то на обочине истории. То есть залог нашей жизни и того, что русский народ будет объединяющим для прочих народов в нашей стране, заключается в нашей состоятельности и силе нашего государства», - заключил о. Иоанн.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, полагает, что «дробления русского народа не произойдет – для формирования наций сейчас нет ни исторических, ни культурных, ни территориальных предпосылок».
«Когда мы говорим о каком-либо народе, всегда следует помнить о факторах, которые его формируют. Это не только язык, но и культура, территория, быт. Культурная и бытовая основа большинства нашего народа сформировалась во времена Советского Союза. Кардинально она не поменялась, и в ближайшее время меняться не будет. Казачество – это служивые люди, они имели свой быт, производство. Их сегодняшнее возрождение немного искусственно, а искусственное восстанавливается медленно и может пойти своим путем. Что касается малых народов, в частности, мордвы, которых под давлением режима автоматически причисляли к русским, - может, они сейчас и не захотят таковыми считаться, но я ничего страшного в этом не вижу. Если живо национальное самосознание народа, что же в этом плохого? А вот опасения, что уральцы, пензенцы и т.д. тоже захотят "отделиться", мне кажутся беспочвенными. Вопрос же заключается в идентификации русского человека. Как раз на последнем Соборе очень тактично пытались к нему подвести, избрав взвешенную формулировку. Конечно, кто-то может с ней не согласиться. Но, во всяком случае, для меня в этом обсуждении на Соборе очевиден объединяющий момент. Ни в коей мере процесс выявления русской «самости» не оттолкнет другие народы, которые понимают: русский народ был таковым не только из-за языка. Начинать возрождать национальное самосознание надо с языка, с исторических традиций, но без лубочности, псевдонациональности. С другой стороны, у нас даже русского языка, культуры речи не осталось. Раньше хотя бы дикторы говорили на правильном русском, а сейчас у нас русских песен - и тех нет. Они вроде бы на русском, но нерусские. И отечественный кинематограф не отражает потребностей национальной природы. Все какое-то среднеевропейское. Вот сейчас поднимают шумиху, но на самом деле боятся, что народ действительно начнет возвращаться к истинным ценностям русской культуры, а предложить-то ему будет нечего. Это огромная проблема», - добавил священник.
Кто такие «русские» – полный ответ на этот вопрос, полагает он, мы получим не скоро.
«Есть и другой вопрос. А где те люди, за которыми пойдет русский народ? У любого малого народа есть выразительные национальные герои. У нас, украинцев, это Леся Украинка, Тарас Шевченко, а кто будет выразителем интересов для русских? Культура не может быть безликой, должны быть герои, воплощающие национальную идею и национальный дух. И мы также не должны забывать вот о чем: русская национальность, это одно, а русский мир, русский дух – более широкое понятие. Многие (и я в том числе) считают: мы неотделимы от этого русского мира, мы живем в нем и развиваемся. И я думаю, все эти разговоры - очередной шаг мелких личностей, которые хотят себя пропиарить, для чего и поднимают бурю в стакане. Вопрос национальной самоидентификации длительный, его нужно рассматривать внимательно и вдумчиво, не впадая из крайности в крайность. Есть естественный исторический процесс, который все расставит по местам. А наше вечное желание революционных процессов – хватит уже революций, а тем более в таком деликатном вопросе, как национальная самоидентификация», - заключил священник.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что сейчас, наверное, говорить о возрождении русской идентичности немного преждевременно.
«Не нужно закрывать глаза на очевидное: русских очень мало. Все наши показатели рождаемости - за счет Кавказа. Кроме того, мы долгие годы сами себя уничижали, - мол, русская нация спивается, она погрязла в преступлениях и пороках. К тому же русский человек очень восприимчивый. Всю эту мерзость, которую нам навязывал Запад, мы воспринимали как свидетельство цивилизованности. Но у русских свой путь развития. Мы никогда не будем такими, как немцы или итальянцы. Мы другие. У нас своя культура. И вот это нужно признать и гордиться этим. Русская идентичность невозможна без нашей культуры, без веры, доставшейся нам от предков. Если у человека ничего этого нет, он легко поддается внушению. Нас на протяжении всей истории пытаются переделать под какой-то стандарт. А нам нужно перестать позволять ставить над собой эксперименты, вернуться к своим корням, и тогда все встанет на свои места», - подчеркнул он.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, напомнил, что еще в плане «Ост» Третьего рейха предлагалось то, от чего пытается предостеречь автор статьи, а также принятая на недавно прошедшем Соборе декларация русской идентичности.
«А там предлагалось: пускай жители Иванова будет считать себя жителями Ивановской области, москвичи – Московской, но не русскими. Именно эту задачу ставил перед собой один из самых страшных врагов человечества и русских, России, за всю историю бытия. Есть и другие, более ранние примеры того, как политическую, экономическую и иные победы над русскими связывали с расколом единого русского народа. Я не могу согласиться с утверждением, что украинцы и белорусы уже откололись и не осознают себя частью единого народа, так же как не могу согласиться, что те, кто говорит сегодня о своем происхождении казацком или сибирском, противопоставляют себя русским. Думаю, это не совсем так или совсем не так. Мы имеем дело с очень искусной и агрессивной пропагандой, в которой с каждой стороны много лжи – и со стороны неправого дела, и, увы, со стороны правого», - продолжил он.