Как сообщалось, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила против полного запрета на применение физических методов воспитания детей в семье.
«Где та грань, за которой государство должно вмешиваться в отношения между родителями и детьми? Как вы сами относитесь к идее устрожить ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои (т.е. против законодательного запрета прибегать к физическим наказаниям при воспитании детей)?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», сказал: «Патриаршая комиссия не одобряет побои детей - это понятно. Но менять законодательство в этой области надо взвешенно. А то реальная практика такова, что мы движемся в сторону ювенальных технологий: продолжаются необоснованные изъятия детей из семьи. Понятно, что жизнь и здоровье ребенка государство должно защищать, но поскольку сейчас не существует ни общественного консенсуса, ни понимания того, как эти законы будут применяться, то есть опасения, что их используют не для пользы ребенка».
«Чем логика лоббистов западных технологий отличается от логики Церкви, детских психологов и родителей? – задается вопросом пастырь. - Мы говорим, что ребенку всегда лучше в родной семье, за исключением ситуаций, когда реально есть опасность его физическому и психическому здоровью. Мы предлагаем сначала договориться, а потом законы применять. А лоббисты говорят, что просроченный йогурт в холодильнике или слова ребенка о том, что его обидели, - что, как правило, преувеличено, - это повод для изъятия ребенка из семьи до суда. Им достаточно, например, показаний соседей и все».
«А грань должно определять государство, как и все свои прочие отношения с обществом, - считает отец Максим. - И сегодня эта грань проходит не только по линии жизни и здоровья ребенка, она проходит и по линии образования. Например, если родители не отдают ребенка в школу, его могут изъять из семьи. В нынешней практике это касается в первую очередь маргинальных семей. А если детей начнут отнимать у родителей, отказывающихся от прививок, или от электронной идентификации, или еще чего-нибудь в этом роде? Тогда законы могут быть использованы против детей, которых начнут массово изымать и тут же передавать в приемные семьи».
«Поэтому очень важно, чтобы в нашем законодательстве был зафиксирован приоритет семьи и никаких досудебных изъятий не было, кроме самых крайних случаев, когда очевидно, что жизни ребенка грозит опасность, - предложил пастырь. - Кстати, хорошо видна политика ювенальной юстиции по работе сотрудников органов опеки. У меня много знакомых многодетных семей и в том числе с приемными детьми. Так вот: сотрудники, которые работают по старинке, стараются помочь семьям. Ведь часто родители сами обращаются за помощью, - например, к психологу в центр социального обслуживания, где он реально старается помочь семье. И государство помогает материально и организационно».
«А к тем сотрудникам, которые работают по новой методике, просто страшно обращаться. Одна моя знакомая обратилась к ним за помощью по поводу приемного ребенка-подростка. Это нормально, что в воспитании таких детей хорошим и благополучным семьям порой требуется помощь. Но психолог тут же нажаловался и ребенка изъяли бы - хорошо, что его успели отправить в деревню к бабушке. А теперь женщина вообще боится обращаться за помощью: органы опеки встают в позицию не помощника, а контролера. Это очень важно изменить», - убежден отец Максим.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что семья существует столько же, сколько человечество. «А государство - явление временное, - продолжил он. - К примеру, на наших глазах рухнуло советское государство. Во все времена воспитание было строгим. Это совсем не значит, что ребенка позволительно избивать. Речь о другом: необходимы строгие правила воспитания, которые диктует любовь родителя к ребенку, их совесть, здравый смысл, терпение и опыт».
«Внедрение государственного контроля в жизнь семьи ни к чему хорошему не приводит, - считает отец Александр. - Хотелось бы спросить: а сколько тяжких преступлений происходит в детских домах? Это, насколько я пониманию, "закрытая" статистика, а ее надо рассекретить. Так вот, дети, возможно от того, что они живут вне семьи и лишены родительской любви, жестоко относятся к тем, кто слабее их. Может, воспитатели не в состоянии проявить бережное отношение к своим подопечным, так как очень перегружены. К тому же они - не родители, а значит, не могут любить деток так же».
«Древо узнается по плодам: и если дети воспитываются в прочной семье, вот на эти семьи должно обратить максимальное внимание наше государство, - уверен пастырь. - Не множить контролирующие организации, которые сосут деньги из бюджета, а значит, из кармана тех же самых семей, но обеспечить семье поддержку. Когда семья живет радостно и свободно, никаких стрессов не случается, атмосфера в ней будет радостной и непринужденной, и члены семьи будут относиться друг другу с любовью».
«А если родители загнаны в угол и вынуждены сводить концы с концами, жизнь их безрадостна и бесперспективна, вполне возможно, они будут проявлять жесткость - и по отношению друг к другу, и к детям. Оказывается, это социальная проблема. Государство должно защищать своих детей, а взрослые – тоже чада государства. И опираться для этого нужно на тысячелетний опыт существования семьи во всем мире и во все исторические эпохи. Никогда государство не позволяло себе столь тотального контроля, который сейчас предлагают люди, у которых-то и семьи, возможно, нет, - полагает он. - Интересно, сколько у них было жен да любовниц? А сколько у них детей? Могут ли они сами управлять большой семьей? Если да, очень хорошо, тогда мы их выслушаем. А если нет, почему они тогда нам указывают? Так что мне кажется, решение Патриаршей комиссии очень правильное. А те, кто вносит такие проекты законов в Госдуму, демонстрируют свою несостоятельность – и как родители, и как законодатели».
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, подчеркнул, что в этом вопросе солидарен с Патриаршей комиссией. «Государство не должно вмешиваться в процесс воспитания детей, - пояснил он. - Иначе - что дальше? За подзатыльники детей начнут отбирать? Это приведет сначала к уничтожению одной конкретной семьи, а затем и института семьи в целом. Если ребенок пойдет к пропасти, а мы его остановим, а потом дадим подзатыльник, чтобы он туда больше не ходил, он не пойдет и в результате останется жив. Господь нам тоже говорит: "Кого люблю, того наказую". Мы в своей семье можем и наказать детей, и поощрить, и знаем, что для них хорошо, а что плохо».
«Пусть государство занимается воспитанием детей, которые находятся в детдомах, а своими детьми должны заниматься родители. А иначе детей отдаляют от родителей, родителей - от детей, причем пытаются сделать это под благовидным предлогом. Ну а что касается семейного насилия, мне кажется, это следствие безнравственной жизни. Неужто верующий отец или мать будут истязать своего ребенка? Может, мы лучше обратимся к Богу, а не будем выдумывать какие-то законы? Станем правильно воспитывать своих детей, и тогда нам не придется придумывать, как исправлять ситуацию», – заключил отец Георгий.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает инициативу Патриаршей комиссии правильной. «За такими поправками, - казалось бы, не столь уж значимыми, - кроются серьезные вещи, подрывающие устои семьи в нашем обществе, - считает он. - А семья сейчас главное. Слишком много бед у нас происходит из-за разрушения семей, от недоощенки семейных ценностей. Семью пора оставить в покое. Родители должны самостоятельно решать вопросы воспитания своих детей. Это межличностные отношения, и грубое вмешательство со стороны не поможет. А случаи, когда действительно необходимо вмешательство, уже предусмотрены Уголовным кодексом».
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, полагает, что это трудный вопрос. «К сожалению, у нас есть вопиющие случаи, когда органы правопорядка никоим образом не реагируют на факты семейного насилия, не смотря на сигналы соседей, - посетовал он. - И напротив: реагируют, когда повода к этому нет. И мне уже становится страшно – кажется, любой подобный закон обязательно будет применяться во вред. Я не вижу, чтобы такие законы успешно работали».
«А ведь семейное насилие – тяжелейшая травма для ребенка, - пояснил пастырь. - Результаты этой травмы дают о себе знать и в 40 лет. Они накладывают отпечаток на всю оставшуюся жизнь маленького человека. Ко мне приходят взрослые, в основе сегодняшнего состояния которых - детские травмы, причем такие, которые нельзя отнести к физическому насилию. Это унижение, насилие моральное. И с такими людьми приходится долго работать. Для них даже молитва "Отче наш" подчас звучит как страшилка, потому что слово "отец" олицетворяется с тем ужасом, который они перенесли в детстве. Это действительно проблема».
«Травма, - продолжил он, - нанесенная взрослым ребенку, трансформируется и в другие страшные последствия. Я знаю одну семью, где дед избивал отца, отец - сына, сын - внука. Такая вот непрерывная цепочка насилия. Причем все они были очень уважаемыми людьми. А внук потом отсидел семь лет в колонии строгого режима за убийство пенсионера. Поэтому здесь важна воспитательная работа – и может быть, именно Церкви. Церковь должна учить родителей, что любовью можно достичь гораздо большего, нежели побоями или унижением. А законодательство, боюсь, никак не поможет решить проблему. Нам нужна школа родительства. Нужно воспитывать новое поколение родителей "без плетки" в руках - тогда мы сбережем хотя бы наших детей и внуков».
Иерей Димитрий Симонов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена, считает, что государство ни в коем случае не должно навязывать какие-то формы воспитания. «Основная его функция - делать комфортной жизнь людей, а как оно может это сделать? Государству необходимо отслеживать ситуации, когда ребенок действительно может оказаться беззащитным. Родители – люди, которые любят своего ребенка, хотят ему блага; они его защитники и помощники и т.д. Но если кто-то из родителей перестал быть таковым, задача государства - спасти ребенка от домашнего насилия, - уверен он. - Физические наказания бывают разными. Одно дело, когда ребенка слегка шлепают, и совсем другое, если в гневе, или, того хуже в нетрезвом виде, нещадно стегают шнуром от электроприбора».
«На мой взгляд, государство должно, прежде всего, воспитывать родителей. Об этом, кстати говорит и Церковь: родители не имеют полной власти над своими детьми. Ребенок, даже когда он маленький, принадлежит Богу. Мы поэтому и совершаем пострижение волос после крещения, и именуем ребенка "раб Божий" - он принадлежит Ему и никому больше. Богу, который дает свободу. А родители должны научить ребенка жить в этой свободе. И они обязательно должны понимать: если их любовь оскудела, и они превысили свои полномочия, будут отвечать не только перед Богом, но и перед законом - за то, что поступили дурно», - заключил отец Димитрий.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сказал: «Нанесение побоев или легкого вреда здоровью – это если драка на улице и постороннего человека ударили, что уже сопряжено с хулиганством и другими асоциальными явлениями. Иногда может быть вред здоровью причинен невольно. У нас во дворе в 60-е годы одна женщина сгоряча толкнула своего ребенка, и он получил тяжелую травму. Я видел огромное горе этой женщины, как она страдала из-за этого».
«Государство не имеет права вмешиваться в отношения между родителями и детьми там, где есть любовь, - убежден он. - Когда родители любят своих детей, то имеют право и отшлепать, наказывая за серьезную провинность. А там, где нелюбовь, мы в лице родителей видим морально опустившихся людей: пьяниц, наркоманов, которые ненавидят своих детей – вот там вмешиваться надо. Конечно, в законе эту разницу оговорить трудно, но, думаю, каким-то образом можно».
«Ведь мама накажет – мама и пожалеет. Мы должны жить по правде, а она бывает выше закона. Закон не может сформулировать те или иные нормы общения между людьми. И когда родители любят детей, закон в этой семье будет работать как слон в посудной лавке, а он не должен быть таким. Вот по какому поводу должны беспокоиться депутаты. А если они такие дурные законы издают, это говорит об их профнепригодности. Так что здесь должны работать не только юристы, а ответственные люди, которым понятны родительские чувства, и уж точно не с оглядкой на западное общество», - заключил отец Георгий.