Члены Общественной палаты РФ предлагают резервировать участки под храмы на стадии планирования районов в
Москве и других городах.
«Рассмотреть возможность включения строящихся храмов, мечетей и синагог в Генеральный план города Москвы и других городов, в территориальное планирование новых районов, что позволит существенно снизить конфликт различных интересов, создаст эффективный механизм профилактики социальных направлений», - говорится в рекомендациях членов ОП, опубликованных на сайте палаты.
Наряду с этим при решении вопроса о строительстве культовых и иных объектов необходимо, по мнению участников слушаний, рассмотреть возможность изучения мнения местных жителей в форме опросов, референдумов и прочих демократических процедур, проводимых до принятия решений и исключающих произвольные решения и конфликты в последующем.
Авторы рекомендаций считают правомерным предоставление земельных участков для строительства православных храмов в пределах особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, иных территорий с наличием зеленых насаждений. Они указали, что строительство новых православных храмов, мечетей и синагог в Москве востребовано верующими жителями города, особенно когда речь идет о новых районах, где культовое строительство не производилось во время гонений и ограничений, налагавшихся на религиозную жизнь.
Действительно, в России сложилась парадоксальная ситуация: храмы, как правило, сконцентрированы в центре города, где жителей мало, а в «спальных» районах их либо вовсе нет, либо посреди массива на тысячи, а то и десятки тысяч жителей стоит церквушка, рассчитанная на небольшую деревеньку.
Вместе с тем не так уж редко строительство новых культовых зданий натыкается на сопротивление части местных жителей. Иногда оно организуется извне – «летучими» организованными группами, настроенными резко антицерковно или ксенофобски, - но иногда продиктовано теми или иными соображениями местных жителей: например, когда место, отведенное под храм, они привыкли использовать для прогулок, под автостоянки или еще в каких-нибудь целях. Если бы участки под церкви (мечети, синагоги) были запланированы заранее, как заранее закладываются в проекты школы и торговые центры, таких протестов было бы гораздо меньше.
«Согласны ли вы с рекомендациями ОП? Почему, на ваш взгляд, потребность жителей в культовых сооружениях не учитывалась до сих пор?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что обычно у архитекторов и проектировщиков оправдание стандартное: Церковь отделена от государства, вот и не учитывают при планировании районов строительство храмов, пока верующие не соберут подписи или митинги не проведут.
«Даже не знаю, доживем ли мы до времени, когда действительно в планы будут вносить культовые учреждения. Безусловно, это будет очень хорошо. А так у нас до сих пор еще не завершен план по строительству двухсот храмов в Москве. Знаю, что были организованы "протесты трудящихся" – это было и будет всегда, и этому надо уметь противодействовать силами не только духовенства, но и наших прихожан. Но, как это часто бывает, у нас верующие ведут себя не так активно, как их противники. Надеюсь, активность все же постепенно будет нарастать. Нас в этом смысле немножко стимулируют мусульмане - они своей активностью, иногда даже чрезмерной, побуждают к деятельности и православных. Возможно, большую активность проявлять нужно и нашему епископату, чтобы священноначалие благословляло прихожан на такого рода выступления. Уповать на власть бессмысленно, надо уповать на милость Божию и на активность православных», - заключил он.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что у нас по инерции с советских времен не думали всерьез о потребности людей в храмах.
«Понятное дело, что лучше в планы все вносить заранее - с привязкой к инфраструктуре, расположению района, - а то потом попробуй задним числом что-то построй, когда все спланировано. Ведь и электричество, и газ, и канализация нужны. В готовом городском районе это всегда вызывает дополнительные сложности. Так что с рациональной - архитектурной, инженерной - точки зрения более чем уместно заранее все планировать. А ориентироваться на мнение местных жителей непросто, поскольку неизвестно, насколько честно людей опрашивают. Да и человек - существо такое: сегодня он против строительства храма, а завтра внезапно возникает потребность сходить в церковь – кто-то из близких заболел или еще что-то случилось. И вчерашний атеист может сегодня стать верующим. Кстати, раньше все русские крещеные люди были приписаны к приходам и храмам, которые в совокупности фактически охватывали всех. То есть велся учет, в связи с которым и строили новые храмы», - заключил он.
Протоиерей Сергий Баранов, секретарь Орской епархии, отметил: чем меньше конфликтов, тем лучше.
«Если предлагаемое решение сократит их число, будет замечательно. Людей, выступающих против строительства храмов, не так уж много. Но эта небольшая группа конфликтна и криклива, поэтому создает впечатление большой силы. Верующие обычно ведут себя более корректно. В план строительстве новых микрорайонов включают школы, автостоянки, детские сады – все, что необходимо человеку. Почему бы, действительно, не планировать и храмы - сейчас же в них ходят очень многие», - подчеркнул священник.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, заявил, что полностью поддерживает инициативу Общественной палаты.
«Действительно, конфликтных ситуаций по поводу строительства храмов много. У нас в Благовещенске есть заброшенный сквер. Пока там собирались бродгяи, всех все устраивало. Как только было дано разрешение на строительство храма, и спилили часть разросшихся деревьев - жители начали бурно выражать протест. Однако это место еще пять лет назад было выделено администрацией. Мы не просили конкретно его - взяли, что нам дали. Некоторым вообще кажется, что Церковь "лезет всюду". Но после того, как сдается очередной новый микрорайон, верующие жители начинают оббивать пороги чиновников, прося выделить место под храм. А тут уже может сыграть роль человеческий фактор – например, кто-нибудь из чиновников окажется либо воинствующим атеистом, либо сектантом. Реализация такой инициативы позволила бы все расставить по своим местам, сняла бы социальное напряжение», - заключил священник.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, отметил, что, конечно, когда строится новый микрорайон, надо заранее подумать обо всем, что необходимо, чтобы людям было удобно жить - начиная от храма и заканчивая парковками.
«Почему раньше потребность жителей в храмах не учитывалась? - а была ли она, эта потребность? В советские времена даже наличие самого культового сооружения, уж не говоря о проповеди в нем, людей озлобляло. Они вообще были агрессивно настроены, в том числе к Богу. Сейчас, бесспорно, отношение изменилось. А наши города постоянно растут. Как замечательно сказал отец Андрей Ткачев: «многоэтажка - село, поднятое в воздух». В селах у нас проживает мало людей, но даже и там изыскивают возможность строить храмы. Нередко этого добиваются губернаторы регионов. А в городе храмов нужно много. А выступать за строительство храмов должны сами жители. Нужно для этого немногое - всего-то собрать несколько десятков или сотен подписей, пойти на прием в администрацию и заявить о своем желании. Тогда храм будет. Но в новых районах такое строительство, действительно, должно планироваться заранее», - подчеркнул он.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что, конечно, не учитывать мнения местных жителей, если собираются возводить храм или иное культовое сооружение, нельзя.
«Парковых зон у нас осталось не так уж много, особенно в крупных городах. Может, таких мест, где у мам есть возможность погулять с детьми, на весь город – одно-два. Но строить храмы в спальных районах нужно: действительно, там проживает много людей, а до ближайшего храма порой чуть не час добираться. А вообще храм, как мне кажется, должен строиться, если есть мир в сердцах. Если этого нет, неизбежен конфликт, и значит, начало святого дела неуместно. В России много земли, найдется место и для храмов. Так что решение Общественной палаты правильное: это позволит избежать конфликтов с населением. Какие могут быть вопросы, когда в плане строительства храм уже есть? Гражданское общество формируется на протяжении долгих десятилетий. Наверное, сейчас мы дошли до того момента, когда голоса обычных людей стали звучать все громче. Хотят они храмы – их и строят. А почему раньше не учитывалась потребность жителей - это вопрос скорее к чиновникам», - заключил он.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что предложенная идея, безусловно, резонна.
«Действительно: если планируется строительство районов, там надо отвести место храмам – разумеется, с согласия большинства жителей. К тому же храм может быть доминантой в ансамбле остальных сооружений, и важно, чтобы он вписывался в общий стиль. Ну а что касается игнорирования потребностей жителей в культовых сооружениях - думаю, это наследие советского прошлого. От него еще многое осталось в нашей Конституции, да и вообще в законодательстве. Постепенно мы от этого отказываемся и избавляемся», - подчеркнул о.Николай.