О храмах надо думать заранее

Православные священнослужители о предложении Общественной палаты резервировать участки под культовые сооружения

Новости Москвы 
0
141
Время на чтение 6 минут
Члены Общественной палаты РФ предлагают резервировать участки под храмы на стадии планирования районов в Москве и других городах. 

«Рассмотреть возможность включения строящихся храмов, мечетей и синагог в Генеральный план города Москвы и других городов, в территориальное планирование новых районов, что позволит существенно снизить конфликт различных интересов, создаст эффективный механизм профилактики социальных направлений», - говорится в рекомендациях членов ОП, опубликованных на сайте палаты. 

Наряду с этим при решении вопроса о строительстве культовых и иных объектов необходимо, по мнению участников слушаний, рассмотреть возможность изучения мнения местных жителей в форме опросов, референдумов и прочих демократических процедур, проводимых до принятия решений и исключающих произвольные решения и конфликты в последующем. 

Авторы рекомендаций считают правомерным предоставление земельных участков для строительства православных храмов в пределах особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, иных территорий с наличием зеленых насаждений. Они указали, что строительство новых православных храмов, мечетей и синагог в Москве востребовано верующими жителями города, особенно когда речь идет о новых районах, где культовое строительство не производилось во время гонений и ограничений, налагавшихся на религиозную жизнь. 

Действительно, в России сложилась парадоксальная ситуация: храмы, как правило, сконцентрированы в центре города, где жителей мало, а в «спальных» районах их либо вовсе нет, либо посреди массива на тысячи, а то и десятки тысяч жителей стоит церквушка, рассчитанная на небольшую деревеньку. 

Вместе с тем не так уж редко строительство новых культовых зданий натыкается на сопротивление части местных жителей. Иногда оно организуется извне – «летучими» организованными группами, настроенными резко антицерковно или ксенофобски, - но иногда продиктовано теми или иными соображениями местных жителей: например, когда место, отведенное под храм, они привыкли использовать для прогулок, под автостоянки или еще в каких-нибудь целях. Если бы участки под церкви (мечети, синагоги) были запланированы заранее, как заранее закладываются в проекты школы и торговые центры, таких протестов было бы гораздо меньше. 

«Согласны ли вы с рекомендациями ОП? Почему, на ваш взгляд, потребность жителей в культовых сооружениях не учитывалась до сих пор?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что обычно у архитекторов и проектировщиков оправдание стандартное: Церковь отделена от государства, вот и не учитывают при планировании районов строительство храмов, пока верующие не соберут подписи или митинги не проведут. 

«Даже не знаю, доживем ли мы до времени, когда действительно в планы будут вносить культовые учреждения. Безусловно, это будет очень хорошо. А так у нас до сих пор еще не завершен план по строительству двухсот храмов в Москве. Знаю, что были организованы "протесты трудящихся" – это было и будет всегда, и этому надо уметь противодействовать силами не только духовенства, но и наших прихожан. Но, как это часто бывает, у нас верующие ведут себя не так активно, как их противники. Надеюсь, активность все же постепенно будет нарастать. Нас в этом смысле немножко стимулируют мусульмане - они своей активностью, иногда даже чрезмерной, побуждают к деятельности и православных. Возможно, большую активность проявлять нужно и нашему епископату, чтобы священноначалие благословляло прихожан на такого рода выступления. Уповать на власть бессмысленно, надо уповать на милость Божию и на активность православных», - заключил он.
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что у нас по инерции с советских времен не думали всерьез о потребности людей в храмах. 

«Понятное дело, что лучше в планы все вносить заранее - с привязкой к инфраструктуре, расположению района, - а то потом попробуй задним числом что-то построй, когда все спланировано. Ведь и электричество, и газ, и канализация нужны. В готовом городском районе это всегда вызывает дополнительные сложности. Так что с рациональной - архитектурной, инженерной - точки зрения более чем уместно заранее все планировать. А ориентироваться на мнение местных жителей непросто, поскольку неизвестно, насколько честно людей опрашивают. Да и человек - существо такое: сегодня он против строительства храма, а завтра внезапно возникает потребность сходить в церковь – кто-то из близких заболел или еще что-то случилось. И вчерашний атеист может сегодня стать верующим.  Кстати, раньше все русские крещеные люди были приписаны к приходам и храмам, которые в совокупности фактически охватывали всех. То есть велся учет, в связи с которым и строили новые храмы», - заключил он.
 
Протоиерей Сергий Баранов, секретарь Орской епархии, отметил: чем меньше конфликтов, тем лучше. 

«Если предлагаемое решение сократит их число, будет замечательно.  Людей, выступающих против строительства храмов, не так уж много. Но эта небольшая группа конфликтна и криклива, поэтому создает впечатление большой силы. Верующие обычно ведут себя более корректно. В план строительстве новых микрорайонов включают школы, автостоянки, детские сады – все, что необходимо человеку. Почему бы, действительно, не планировать и храмы - сейчас же в них ходят очень многие», - подчеркнул священник.
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, заявил, что полностью поддерживает инициативу Общественной палаты. 

«Действительно, конфликтных ситуаций по поводу строительства храмов много. У нас в Благовещенске есть заброшенный сквер. Пока там собирались бродгяи, всех все устраивало. Как только было дано разрешение на строительство храма, и спилили часть разросшихся деревьев - жители начали бурно выражать протест. Однако это место еще пять лет назад было выделено администрацией. Мы не просили конкретно его - взяли, что нам дали. Некоторым вообще кажется, что Церковь "лезет всюду". Но после того, как сдается очередной новый микрорайон, верующие жители начинают оббивать пороги чиновников, прося выделить место под храм. А тут уже может сыграть роль человеческий фактор – например, кто-нибудь из чиновников окажется либо воинствующим атеистом, либо сектантом. Реализация такой инициативы позволила бы все расставить по своим местам, сняла бы социальное напряжение», - заключил священник.
 
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, отметил, что, конечно, когда строится новый микрорайон, надо заранее подумать обо всем, что необходимо, чтобы людям было удобно жить - начиная от храма и заканчивая парковками. 

«Почему раньше потребность жителей в храмах не учитывалась? - а была ли она, эта потребность? В советские времена даже наличие самого культового сооружения, уж не говоря о проповеди в нем, людей озлобляло. Они вообще были агрессивно настроены, в том числе к Богу. Сейчас, бесспорно, отношение изменилось. А наши города постоянно растут. Как замечательно сказал отец Андрей Ткачев: «многоэтажка - село, поднятое в воздух». В селах у нас проживает мало людей, но даже и там изыскивают возможность строить храмы. Нередко этого добиваются губернаторы регионов. А в городе храмов нужно много. А выступать за строительство храмов должны сами жители. Нужно для этого немногое - всего-то собрать несколько десятков или сотен подписей, пойти на прием в администрацию и заявить о своем желании. Тогда храм будет. Но в новых районах такое строительство, действительно, должно планироваться заранее», - подчеркнул он.
 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что, конечно, не учитывать мнения местных жителей, если собираются возводить храм или иное культовое сооружение, нельзя. 

«Парковых зон у нас осталось не так уж много, особенно в крупных городах. Может, таких мест, где у мам есть возможность погулять с детьми, на весь город – одно-два. Но строить храмы в спальных районах нужно: действительно, там проживает много людей, а до ближайшего храма порой чуть не час добираться. А вообще храм, как мне кажется, должен строиться, если есть мир в сердцах. Если этого нет, неизбежен конфликт, и значит, начало святого дела неуместно. В России много земли, найдется место и для храмов. Так что решение Общественной палаты правильное: это позволит избежать конфликтов с населением. Какие могут быть вопросы, когда в плане строительства храм уже есть? Гражданское общество формируется на протяжении долгих десятилетий. Наверное, сейчас мы дошли до того момента, когда голоса обычных людей стали звучать все громче. Хотят они храмы – их и строят. А почему раньше не учитывалась потребность жителей - это вопрос скорее к чиновникам», - заключил он.
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что предложенная идея, безусловно, резонна. 

«Действительно: если планируется строительство районов, там надо отвести место храмам – разумеется, с согласия большинства жителей. К тому же храм может быть доминантой в ансамбле остальных сооружений, и важно, чтобы он вписывался в общий стиль. Ну а что касается игнорирования потребностей жителей в культовых сооружениях - думаю, это наследие советского прошлого. От него еще многое осталось в нашей Конституции, да и вообще в законодательстве. Постепенно мы от этого отказываемся и избавляемся», - подчеркнул о.Николай.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06