Практически незамеченной для российских федеральных СМИ прошла новость о том, что 17 ноября в Нижнем Тагиле в ходе операции «Нелегальный мигрант» полиция совместно с сотрудниками ФСБ и ФМС пресекла деятельность нелегального цеха, в котором 46 граждан Китая шили обувь под логотипами известных мировых брендов, сообщает наш корреспондент. Подпольная обувная фабрика располагалась на территории хлебозавода «Тагилхлеб». Иностранцы здесь не только работали, но и проживали на территории нелегального цеха в комнатах от четырех до восьми человек. Местные жители называли эту фабрику «депутатской». Как сообщают уральские СМИ, подпольную фабрику на территории хлебозавода приютил генеральный директор «Тагилхлеба»
Станислав Бойко, который по совместительству является депутатом и руководителем одной из фракций в городской думе Нижнего Тагила.
Как сообщает корреспондент «Русской народной линии», выясняются новые подробности деятельности подпольного обувного цеха. По информации источника в правоохранительных органах, работавшие на «депутатской» фабрике граждане КНР пользовались системой нелегального перевода денег в Китай, которая известна под названием «фэй чьен» или «хуикуан». Среди азербайджанских и среднеазиатских мигрантов действует аналогичная схема, известная как «хавала». Суть системы «фэй чьен» состоит в том, что финансовые средства перемещаются из страны в страну нелегально без сопроводительных финансовых документов. Схема такова: гастарбайтер передаёт нелегальному финансовому агенту наличные деньги, уплачивая определённую сумму за перевод. После этого финансовый делец сообщает по телефону или электронной почте своему контрагенту в Китае или другой стране, что родственникам передавшего деньги гастарбайтера можно выдать наличные на эту же (переданную) сумму. Как и в случае с легальными системами денежных переводов, в «фэй чьен» не происходит непосредственного перемещения денег – транзакции осуществляются на основе своповых сделок (своповая сделка, swap deal – обмен информацией о перемещенных ценностях и их взаимозачет), основанных на взаимном доверии. Учитывая, что финансовые транзакции осуществляются в ходе своповых операций, то отследить эти потоки государственные контрольные органы не в состоянии. Как указывалось выше, информирование сторон происходит по телефону или электронной почте.
Как сообщил корреспонденту «Русской народной линии» источник в правоохранительных структурах, среди работавших на нелегальной обувной фабрике в Нижнем Тагиле граждан КНР были лица уйгурской национальности из Синцзян-Уйгурского автономного района КНР, которые являются приверженцами нетрадиционного для России направления ислама.
Также выяснилось, что фабрику периодически посещали проповедники запрещённой в России радикал-исламистской организации «Таблиги джамаат» из числа среднеазиатских мигрантов. За наличный расчёт «таблиговцы» приобретали оптом обувь, которую затем в розницу реализовывали на рынках, в т.ч. за пределами Свердловской области. Посещавшими фабрику «таблиговцами» были граждане Казахстана и Киргизии уйгурской и дунганской национальностей (дунгане – китаеязычные мусульмане, проживающие в Киргизии). Пока правоохранители выясняют, посещали ли «таблиговцы» фабрику только в коммерческих целях (для приобретения обуви с целью последующей перепродажи), либо одной из их целей была проповедь среди граждан КНР. По сведениям из правоохранительных органов, члены «Таблиги джамаат» в России также пользуются системой нелегального перевода денег известной как «хавала».
По информации
Российской института стратегических исследований (РИСИ), бизнес-лоббирование миграции из Средней Азии и Китая происходит в России на высшем законодательном уровне. Российские бизнесмены, заинтересованные в использовании дешёвого труда мигрантов, имеют своих лоббистов в парламенте. В частности, один из членов фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Илья Пономарёв в августе 2013 г. так прокомментировал ситуацию с мигрантами: «Российская экономика нуждается в мигрантах, поэтому их число будет только расти».
Одним из ярких примеров миграционного «лоббирования», по мнению аналитиков РИСИ, является позиция уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей Бориса Титова, неоднократно предлагавшего амнистию нелегальных мигрантов. Предельно либеральный подход господина Титова почему-то фокусируется исключительно на сомнительной экономической целесообразности использования труда мигрантов, игнорируя опасность распространения радикального исламизма, и не принимая в расчёт культурную дистанцию между принимающим обществом и приезжими, последствия миграции и ее конфликтогенный потенциал.
На фоне бизнес-лоббирования миграции на таком высоком уровне никого и не удивляет, что в использовании труда китайских мигрантов в провинциальном Нижнем Тагиле был заинтересован депутат местной городской думы, по совместительству являющийся директором одного из предприятий. Как считают сотрудники полиции, депутату городской думы Нижнего Тагила Станиславу Бойко с большой долей вероятности удастся уйти от ответственности (хотя и придётся при этом понести определённые финансовые издержки). Примечательно, что некоторые интернет-СМИ Уральского региона уже удалили со своих сайтов материалы о причастности депутата к деятельности нелегальной обувной фабрики. «Всё будет делаться для того, чтобы дело "замять"»,- сообщил корреспонденту «Русской народной линии» источник в правоохранительных структурах.
Уже после полицейской операции на «Тагилхлебе» инициативной группе жителей Нижнего Тагила удалось побывать на территории предприятия. О результатах они поведали в интернет-сообществе «Тагил» в соцсети: выяснилось, что на территории предприятия до сих пор находятся граждане КНР из Синцзян-Уйгурского автономного района. Иностранцы лежали на койках, уткнувшись в «айфоны», однако охотно вступили в беседу на английском языке. Граждане КНР сообщили, что надеются на продолжение работы фабрики (в данный момент оборудование обувного цеха остаётся на месте).
Видеорепортаж о посещении обувной фабрики после полицейской операции опубликовала в сети интернет-газета «Новый регион». Журналисты издания также обнаружили на территории «Тагилхлеба»
граждан Китая.
Съемочная группа «Нового региона» также посетила местную «Рублёвку» – поселок Черноисточинск под Нижним Тагилом. Здесь на улице Больничной находится личный загородный особняк Станислава Бойко. В связи с чем появились вопросы: на какие средства возведены хоромы, не на доходы ли от использования труда нелегальных мигрантов? Увиденное впечатляет – роскошное жилье и инфраструктура
соответствует высоким европейским стандартам.
По оценкам сотрудников полиции, «депутатская» обувная фабрика в Нижнем Тагиле кормила несколько сотен мигрантов по всей России, в т.ч. за пределами Уральского региона. Среди тех, кто кормился с этой фабрики, есть и приверженцы идеологии радикального исламизма из числа приверженцев «Хизб-ут-Тахрир» и «Таблиги джамаат». Уже известно, что производимая на территории «Тагилхлеба» обувь гражданами Таджикистана (среди которых были и «хизбуттахрировцы») реализовывалась на рынках
Москвы и Казани (так, полицейским известно, что в Казани эта обувь реализовывалась на рынках «Вьетнамский» и «Новая Тура»). Граждане Киргизии дунганской национальности (часть которых была адептами «Таблиги джамаат») реализовывали обувь с этой фабрики в Саратовской области. Закупая на фабрике обувь по оптовым ценам, мигранты продавали её на рынках в 2, а то и в 3 раза дороже. Большая часть заработанных таким образом денег уходила за пределы России, в т.ч. через систему нелегального перевода денег «фэй чьен».
По информации РИСИ, на территории России проживает более 1 млн. китайцев, большей части которых необходимо пересылать деньги оставшимся на родине родственникам. Благодаря миграции в России создана целая индустрия, содействующая многомиллиардному оттоку капитала из России. По данным РИСИ, опирающегося на сведения от Службы внешней разведки (СВР), больше половины денежных средств поступает в Китай, минуя официальные каналы. Однако Китай не является основным адресатом денежных средств, отправляемых мигрантами из России. По ежегодным суммам легальных денежных переводов, осуществляемых физическими лицами, лидируют государства Средней Азии и Грузия. По данным Центрального Банка РФ, посредством денежных переводов, осуществленных физическими лицами, в 2013 г. из России было отправлено 23,59 млрд. долларов США. 22,36 или почти 95% от этой суммы составили переводы из России в страны СНГ, Грузию и Китай. За последние восемь лет (с 2006 по 2013 гг.) только через легальные денежные трансферты из России в страны СНГ, Грузию и Китай было отправлено в общей сложности более 106 млрд. долларов. За рассматриваемый период произошел более чем четырехкратный рост годового объема денежных переводов: с 5,2 млрд в 2006 г. до 22,36 млрд. в 2013 г. Многомиллиардные денежные переводы от мигрантов являются позитивным обстоятельством лишь для экономик этих стран, включая откровенно враждебную проамериканскую Грузию, а также для тех, кто зарабатывает на легальном или нелегальном переводе денег. Для российской же экономики массовая трудовая миграция является фактором негативным в связи с многомиллиардным оттоком капитала из России.