Запустение российского села становится все более острой проблемой. Глава комиссии Общественной палаты России по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина предлагает решать ее путем улучшения стандартов и качества жизни, пишет
Regions.ru. Для этого, по ее мнению, нужно вернуть селам статус административно-территориальных единиц, восстановить в них органы власти, обеспечить благоприятную социальную среду, создать рабочие места, развить инфраструктуру.
В Госдуме решили более радикально подойти к вопросу возрождения села, предложив отдать русские деревни трудолюбивым китайцам. Такую идею в интервью «Русской службе новостей» выдвинул член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутат от ЛДПР Илья Дроздов. Кроме китайцев он предлагает завозить на опустевшие земли также северных корейцев и японцев.
«У нас за последнее время производительность труда повысилась, в том числе в аграрном секторе. Но, к сожалению, у нас образовалось очень много опустевших деревень», - отметил он.
«Уже сегодня из той же Средней Азии едут заселять российские земли - но это происходит незаконно, никаких налогов не поступает, государство ничего не получает, идёт серая экономика», - рассказал Дроздов.
«Давайте создадим орган, который сядет и посчитает, сколько нам нужно. Может быть, нам скажут - мы справляемся, в России никого не надо. Тогда мы должны принять жёсткие меры, чтобы выжать за пределы России даже тех, кто уже есть. А может, нам скажут, что надо 100 тысяч или миллион», - отметил депутат.
Массово заселять китайцами российские земли опасно, уверен руководитель института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский. «В Китае существуют определенные притязания на российские территории. Китайцев в десять раз больше, чем русских. Представьте: заселим мы приграничные территории, а через несколько лет они придут на защиту своих китайцев. Точно так же, как мы сегодня пришли на защиту русских на
Украине. ... У нас на Дальнем Востоке на одной стороне Амура живут примерно 6 миллионов россиян. А на другой стороне реки - больше 100 миллионов китайцев. Кто им может помешать? Многие возразят - мол, "Китай наш друг, он не захочет". Но и мы же не говорим, что это произойдет завтра. А если через 20-30 лет?» - заявил эксперт «Ленте.ру».
В то же время, Вишневский уверен, что без миграции России не обойтись, но в этом вопросе нужна стратегия, поскольку если «просто открыть границы и звать всех-всех, то лет через двадцать в заселенных территориях действительно забудут про русский язык».
«Многие государства вводят систему квотирования, когда из определенной страны в год к ним могут приехать сколько-то человек. Если контингент будет разный по национальностям, им придется учить русский язык, чтобы коммуницировать друг с другом. ... Мигрантов-колонизаторов не надо рассматривать как командировочных, которые пожили и уехали. Я вижу в них людей, которые обжились на месте, обзавелись семьями. И ставку нужно делать не на первое поколение приезжих, а на их детей и внуков. Они будут учиться в российской школе, знать русский и так далее», - говорит эксперт.
«Как вы относитесь к предложению заселить пустующие деревни китайцами, японцами, корейцами? Надо ли для спасения российского села делать ставку на миграцию? Если да, то как уменьшить возникающий риск?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что сначала надо разобраться, кто мы такие. «Все знают, что русские - одна из самых трудолюбивых и жизнеспособных диаспор в любой другой стране, - отметил он. - Поэтому надо бы нашим русским людям предоставить нормальные условия для развития, чтобы они реализовали свои способности - трудолюбие, способность выживать в труднейших экстремальных условиях, чем мы как раз и отличаемся от других: мы же более живучи, чем китайцы. Так что я просто уверен: сегодня не предоставлены достаточные условия для развития и выживания русским в регионах, где сейчас мало населения».
«А если мы будем процветающим народом, который умеет развивать свою культуру, укрепляться в своей духовности и самобытности, осваивать несметные сокровища данные нам нашими предками, то китайцы, корейцы, японцы сами придут и скажут: "Научите, русские, нас жить, как вы живете, чтобы мы тоже могли так процветать и так радоваться жизни!" Тогда мы ответим: "Приезжайте, наши миссионеры готовы для вас открыть школы Православия, научат вас той духовности, которая нас сподвигает так успешно развиваться. Приезжайте и вливайтесь в дружную семью русских православных народов!" А то, что предлагает компания Жириновского, звучит просто провокационно, - уверен пастырь. - Возможно, ЛДПР таким образом хочет, чтобы русские зашевелились? Но это не тот способ, чтобы подбодрить. Надо подбадривать экономическими и социальными мерами. Никто не освоит наш Север, кроме нас самих. Китайцы могут жить в теплом или в умеренно теплом климате. Не смогут они жить на Таймыре или в Салехарде. Это только русские могут. И во многом это благодаря энергии наших предков, которую мы бездумно сейчас расходуем».
«Сейчас многие делают ставку на мультикультурализм. Но те, кто о нем пишет, не знают ничего о России, которая развивалась тысячелетиями, и за это время не погибла ни одна культура: все имели возможности развиваться и беречь свои традиции. Каким термином назвать ту среду обитания, которую нам надо воссоздать? Одним словом не обозначить, а вот определение может быть таким: русская традиция жизни народов в единой семье различных культур, наций и вероисповеданий под скипетром, державой и омофором нашей Русской Православной Церкви», - предложил отец Александр.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, полагает, что если делать ставку на мигрантов, то только с одной с целью – упростить процедуру отторжения этих земель России. «У нас уже есть опыт, когда предыдущее правительство
Москвы соглашалось отдавать целые кластеры экономики приезжим с Кавказа, и сегодня их вернуть практически невозможно, – посетовал он. - С трудом отбили только один рынок, и то после трагических событий позапрошлого года, связанных со смертью молодого человека. Чтобы решить эту проблему, не нужно отдавать территорию ни китайцам, ни корейцам, достаточно изменить процент, закладываемый на развитие сельского хозяйства, с одного процента на десять».
«Нужно понимать: китайцы и корейцы приехав, привезут с собой деньги. А кто платит, тот и заказывает музыку. И если приехавшие инородцы вложат деньги, оформят собственность, то, как чеченцев из ночных клубов и торговых центров, мы никогда их больше не выгоним с наших территорий. Это будет их земля. А пока она принадлежит нам, нужно делать ставку на свой внутренний ресурс. Создавать условия, чтобы люди из городов, "белые воротнички", сделали шажок в сторону села. Кстати, очень многие хотят это сделать, но нужны условия. Решение однозначно находится в плоскости перераспределения бюджета, - уверен отец Алексий. - Не распила, а именно перераспределения».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что в данном предложении все перевернуто с ног на голову. «Нужно сохранить имеющееся село, этим сейчас необходимо заниматься, - убежден он. - Нужно сохранить то сельское население, которое у нас есть сейчас. Ну и развивать его, чтобы удержать людей на селе, заинтересовать их. У нас свои хорошие многовековые традиции, - вспомните, как веками работали на селе крестьяне. Не нужно звать к нам инородцев. Это искусственные, надуманные вещи».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал: «Я как житель Амурской области, граничащей с Китаем, хочу заверить депутата ЛДПР и прочих представителей власти, занимающихся в Москве созданием прожектов, ничего общего не имеющих с реальностью: китайцы ассимилироваться не будут. Они объединяются по национальному признаку, у них с нами очень много различий, высокий языковой барьер. Да, это трудолюбивый народ, но если мы увеличим им квоту, они попросту вытеснят русских отовсюду: из строительной отрасли, общепита, торговли…. Наши предприниматели (малый средний бизнес) окажутся за рамки правового поля и нормального честного бизнеса».
«Однозначно, китайцев сюда пускать нельзя, - уверен он. - Это не выход. К тому же они не будут относиться к нашей земле как своей. Своими удобрениями они ее уничтожат. После их обработок через несколько лет на ней вообще ничего не сможет вырасти. А лес для них вообще золотая жила. Китайцы выжигают его делянками, а потом выкупают по заниженной цене и вывозят в Китай. Если мы хотим именно этого - ну давайте их пригласим. У нас уже, кстати, предпринимают обратные меры: уменьшают квоты активным китайским бизнесменам. Что касается японцев – я сомневаюсь, что они поедут поднимать наши деревни».
«Я бы предложил упростить процедуру получения российского гражданства нашим бывшим соседям по Советскому Союзу, а также жителям европейских стран, которые у себя подверглись дискриминации из-за отстаивания традиционных ценностей, в том числе из-за вероисповедания. Это, помимо прочего, помогло бы решить и демографическую проблему. Нужно также оказывать всяческую поддержку фермерам, понижать им банковские ставки и т.д. - чтобы у людей был стимул заниматься сельским хозяйством», - призвал отец Святослав.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что не стоит заселять наши деревни китайцами, японцами и корейцами. «У нас разная культура, традиции, язык, - отметил он. - Попытки ассимилировать китайцев, привить им азы Православия в истории уже были, но ощутимого результата не принесли. Может, при трудолюбивых миссионерах это и произойдет, но не ранее, чем через десятилетия. Это все равно, что сейчас попытаться обратить в Православие мусульман. То же касается и корейцев. Если они или китайцы сюда приедут, создадут государство в государстве».
«Пусть лучше господа депутаты задумаются о том, что в нашей стране ежегодно убивают 10 миллионов не рожденных младенцев (а это население города Москвы), - предложил отец Андрей. - Почему они не поднимают эту проблему? Почему только сейчас задумались о спайсах? Почему депутаты думают о китайцах, но не думают о своем народе? Я не нахожу ответ на этот вопрос. Не секрет: Китай смотрит на нашу землю, его жителям не хватает своей. А российские территории лакомый кусок. Сейчас много мигрантов приезжает к нам с Украины, нужно приглашать и наших братьев-славян из других бывших союзных республик. Почему бы не создать им условий, чтобы люди трудились на селе, заводили свое хозяйство, обживали дома? Нужно построить хорошие школы, детские сады, обеспечить людей работой. И тогда село начнет подниматься. За образец можно взять Белгородскую область – там в селах европейская техника, двухэтажные дома. А мы хотим пустить в страну людей совершенно чуждых нам по духу людей. Мне кажется, этот проект просто кто-то лоббирует».
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, сказал: «Убить деревню легко - убрать оттуда фельдшерско-акушерский пункт, школу, почту - и все, деревня умерла. Что в свое время и было сделано, когда деревни укрупняли. Чтобы люди согласились жить в деревне, нужно создать им нормальные условия: построить нормальные дома, а не дачные домики, школы, детские сады; провести водопровод и газ. Кроме того, в деревнях действительно должны быть органы самоуправления и медицинские пункты. И обязательно школьные автобусы, которые возят детей в школу, объезжая дом за домом. Нужно позаботиться и о дорогах, чтобы без проблем можно было подъехать к любому райцентру. И хозяйствование на земле не должно быть убыточным. Тогда, может быть, в деревни захотят переехать и горожане. Жители других стран, если они будут знать русский и станут православными – пусть приезжают. Главное, чтобы они любили землю, любили нашу страну и ее историю».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что в предложении депутата затронуто сразу несколько аспектов. «Если говорить о вопросе экономическом и хозяйственном, то поддержка сельского хозяйства с помощью государственного финансирования – это практика всех цивилизованных государств, особенно европейских, - пояснил он. - Сельское хозяйство служит костяком, скелетом нации, это знают все. Крестьяне исполняют национальный долг гораздо лучше, чем жители городов. И мы, горожане, обязаны им помогать всеми средствами».
«Другая сторона вопроса - преодоление советского наследия. Меры, которые мы предпринимаем, тащат за собой наследие советской бюрократии и прочих неприятностей, которые нам достались. Коммунисты уничтожили деревню: в 1920-30-е годы была коллективизация, шло истребление крестьянского сословия, - напомнил он. - И восстановление требует больших мер, терпения, рассуждения и т.п. Сами хозяйства как грибы после дождя не возродятся».
«Что касается экономики, то благодаря санкциям у нас возник протекционистский режим по отношению к крестьянам. Это хорошо, - уверен отец Макарий. - Почему до сих пор так не происходило и все товары шли из Европы? Потому что это было невыгодно. Вот в Иваново обычный лук привозят из Израиля, - мы шутим, что это лук аж со Святой земли. А оказывается он дешевле, чем наш. Так что законодательные, ограничительные меры, таможенные пошлины должны быть выгодны для нашей страны, чтобы российский производитель сельскохозяйственных товаров мог поднять свое хозяйство».
«Что касается приезжих китайцев и прочих мигрантов, это уже геополитическая и демографическая проблема. Понятно, что национальная воля России противоречит тому, чтобы нам импортировали в больших объемах иностранную рабочую силу. Но если, как говорит отец Андрей Кураев, ввести в качестве критерия для получения права на въезд в Россию принятие приезжими Православия, то почему бы и нет. Конечно, миллионы желающих не поедут, но тем людям, которые согласятся, можно дать преференции. И такие люди будут здесь уместнее даже не с хозяйственной точки зрения, а с социальной и гражданской, чем люди иных вероисповеданий», - считает пастырь.
«Что касается нелегальной миграции, то если поставить жесткий заслон вплоть до лишения свободы, это окажет правильное воздействие на нарушителей. А жители ближнего зарубежья – тех стран, которые входили исторически в состав России, должны иметь преимущество. Если человек окончил русскую школу или исповедует Православие, то почему не дать ему возможность въехать в Россию. Иными словами эффективная законодательная, исполнительная и судебная база нужна в этих вопросах. Это большой спектр различных проблем, и когда их смешивают в кучу, это мешает только делу. Так что пусть каждый исполняет свои обязанности – каждое ведомство, каждый человек должны быть на своем месте», - заключил отец Макарий.