Как сообщалось, в рамках XVIII Всемирного русского народного собора в Союзе писателей России прошла секция «Язык и литература: история и современный русский мир». Участники секции приняли Резолюцию и ряд обращений к руководству страны.
«Как бы вы прокомментировали опасения и предложения авторов документа? Кажется ли вам «осовременивание» классики опасным для русской культуры? Что значит «охрана культуры» и как она должна выглядеть?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», считает, что ситуация не столь черно-белая, как выглядит в этом контексте. «Классика жива только тогда, когда она пытается говорить современным языком, - подчеркнул отец Максим. - В принципе ничего страшного нет в том, что появляются всевозможные особенные прочтения и варианты на тему. Главное, безусловно, жил первоисточник, то есть чтобы ведущие театры, - те же Большой или Мариинка - не позволяли себе вольностей с классикой, а другие театры могли бы в этой области экспериментировать, и было бы понятно: вот это – классика, а это - эксперимент. Дело в том, что и сюжетов не так много в культуре и литературе, так или иначе классический сюжет будет обыгрываться снова и снова, и каждое новое поколение будет находить свой путь к классике, и всегда будут антиклассические вызывающие интерпретации».
«В советское время никаких экспериментов с классикой не было, – напомнил он. - Но были в народе матерные частушки на тему классики, и их же не враги распространяли. Это как раз говорит о том, что классика жива. А когда остается лишь монументальная бронзовая версия, значит, классика умерла».
«Я постоянно сталкиваюсь с тем, что при прочтении классики в школе дети не понимают, что в ней хорошего и зачем вообще ее читать. Например, попробуйте современным детям почитать былины – это же классика! Но дети их не читают в принципе: ну не играет сейчас никто на гуслях, не живой это жанр! И если бы не были поставлены известные современные мультики про трех богатырей, пусть в голливудском, а не классическом варианте, то кто и где бы из детей услышал имена этих богатырей? – задается вопросом пастырь. - Да, экранизация не самая удачная, калька с Голливуда и т.п. Но в результате такой живой интерпретации имена русских былинных героев остались жить еще на одно поколение. То же самое и в театре, и я не имею в виду неприличные варианты, когда происходит нарушение законодательства».
«Я в свое время знал "Евгения Онегина" наизусть и до сих пор могу процитировать многое, это вообще мое любимое произведение, - признался он. - Но я вовсе не отношусь к
Пушкину как к Священному Писанию. И если интерпретация в рамках приличия, то есть из романа не делают порно-оперу, то я не вижу в этом ничего страшного. И я интерпретации и постановки оперы Петра Чайковского "Евгений Онегин" знаю во вполне современных декорациях с героями в пиджаках и юбках, а не в одеждах XIX века, и знаю молодых людей, у которых после этого пробудился интерес и к опере, и к Пушкину. Так что эксперименты допустимы».
«А государство должно поддерживать традиционную интерпретацию, - считает отец Максим. - Вот есть классическая постановка "Лебединого озера" в Большом, - пусть таковой и останется. Но если другой театр будет экспериментировать с Чеховым или Островским, но при этом, не нарушая законов о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних, о защите чувств верующих и прочие, то ничего страшного. Я даже помню, как мы - советские пятиклассники – ставили в школе спектакль "Отелло" на современный лад. Благодаря этому я прочитал в 5 классе "Отелло". А кто из наших современников знает слова оттуда, кроме как "молилась ли ты на ночь, Дездемона?" А мне было весело, я играл роль Отелло, и это до сих пор живо в моей памяти. Я помню, как шел из дома в школу по улице раскрашенный в черный цвет, прикрываясь тазом и пугая встречных старушек».
«Так что классику надо оберегать, сохраняя канон, и государство должно этот канон поддерживать, ограничивая свободную интерпретацию классики только в соответствии с законодательством», - полагает пастырь.
Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, считает, что осовременивание классики не должно вызывать таких резких заявлений. «Каждое поколение перечитывает ее по-своему, отражая свое видение в спектаклях, кинофильмах, новых музыкальных и литературных произведениях, - отметил он. - Так возникают аллюзии; так возникает новый литературный язык и новый стиль каждой эпохи. Вспомните самое очевидное: "Roll over Beethoven"и "Я Вас любил. Любовь еще (возможно,/что просто боль) сверлит мои мозги". И бороться с таким осовремениванием не нужно. Да и любой хороший учитель литературы обращается к детям с просьбой представить себя на месте D-503 или Татьяны Лариной».
«Но то, что описывается в резолюции - это один из самых отвратительных видов переработки классики, - уверен пастырь. - И не только в эстетическом, но и в духовном плане. Это искоренение духовности, смыслов ради того, чтобы "эго" режиссера перекрыло известность классического автора. Ведь Бродский наращивает смыслы на стихотворение Пушкина, а "секс в яблоках" вырывает эти смыслы из "Онегина" кусками».
«Да, нужно задавать определенные векторы, развивать гуманитарное образование в стране, поднимать его престиж. Не стоит винить в отсутствии вкуса и разгуле гордыни "европейские стандарты". Ориентированность на "практическое применение" (потребление) знаний у нас уже развилась, потому и высшая математика в вузах забыта, и к литературе в школах презрение. Начнем "охрану культуры" со своей семьи - возьмем, по примеру последнего императора России, в руки Чехова и почитаем его вечером вслух», - предложил отец Александр.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», полагает, что осовременивание классики происходит в любом случае. «Каждое поколение прочитывает классические произведения по-своему, - пояснил он. - Более того, даже один человек на протяжении всей своей жизни, читая одно и то же произведение в школе, в более зрелом возрасте, и в старости, каждый раз открывает в нем для себе что-то новое».
«У каждого поколения свое понимание классических произведений, и это, на мой взгляд, нормально. Но наша русская классика обладает таким свойством, как нравственность - это заметно каждому непредвзятому человеку. И если вдруг новые режиссеры или иные интерпретаторы классических произведений привносят в ее прочтение что-то безнравственное, это искажение того главного содержания, которое несет нам русская классика. Такого, я считаю, быть не должно. Безнравственности и попыткам искажать русскую классическую литературу и культуру должна быть поставлена преграда», - призвал отец Михаил.
«Поддерживать же классику, безусловно, необходимо: она, в отличие от современных произведений, ориентирована на читателя вдумчивого, обладающего культурным багажом и иногда нелегка для восприятия просто потому, что переворачивает что-то в душе. А сегодня массовая культура в основном ориентирована на следование инстинктам зрителя, читателя слушателя. Чаще всего - низменным. Человек, который привык потреблять такой суррогат культуры, привык и воспринимать ее не как некий труд по совершенствованию своей души, но как развлечение, ему, наверное, иногда трудно воспринимать образцы классической культуры. Поэтому важно, чтобы изучение русской классики поддерживалось в школах, а спектакли и фильмы на ее основе входили в программу обучения подрастающего поколения», - считает пастырь.
«Каким именно образом это осуществить, нужно подумать специалистам в области воспитания и образования. Конечно, все это потребует государственной поддержки, в том числе финансовой, но зато и даст очень хороший результат. Мы начнем себя осознавать не людьми, только появившимися на свет, но наследниками великой культуры, одной из вершин культуры мировой», - заключил отец Михаил.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, убежден, что поднятая на Всемирном русском народном соборе тема актуальна. «Верна и констатация о востребованности классической российской словесности XVIII-первой половины XX веков, - отметил он. - Формы поддержки, вероятно, могут быть различны: от финансового и организационного стимулирования коллективов, которые развиваются в лучших традициях русской национальной культуры, до укрепления школьных библиотек и библиотек иных уровней, поддержки различных издательских проектов, качественных экранизаций классической словесности - как на телевидении, так и кинематографе».
«Я думаю, здесь не нужно изобретать велосипед – формы этой поддержки известны и в нашей стране, и в европейских странах. Единственное, что хотелось бы пожелать – чтобы формы поощрения преобладали над запретами, и помощь по взращиванию добрых ростков оказалась в центре этой деятельности. Всегда проще создать какой-то цензурный комитет и начать что-нибудь запрещать, и очень трудно - не оказаться в рамках той или иной вкусовщины, частных интересов и более узкого понимания классического наследия. Ну а если то, что вызывает несомненное приятие, будет поддержано на государственном, федеральном уровне, это, несомненно, можно только приветствовать», - заявил отец Максим.
«И особо хотелось бы отметить: юбилей Михаила Васильевича Ломоносова - конечно, не региональный, а общероссийский праздник, и если его в какой-то момент начали воспринимать как региональный, это стыд и срам, ибо Ломоносов – наше все: наш университет, начало русской науки, русской литературы. Очень важно, чтобы его личность была представлена максимально полно и объективно. Я вспоминаю восьмисерийный фильм "Ломоносов" с прекрасной музыкой композитора Владимира Мартынова, снятый в конце советской эпохи, и мне хочется пожелать появления равных по уровню произведений или близких к нему, посвященных Михаилу Васильевичу, и сегодня», - пожелал пастырь.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, сказал: «На протяжении долгого времени в нашем обществе наблюдалось недолжное отношение к нашей культуре, что проявлялось, в частности, в пренебрежении к памяти наших классиков, в утрате способности к вдумчивому чтению, в замене классических произведений современными произведениями массовой культуры. Яркий пример - празднование в этом году 200-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, которое прошло почти незаметно».
«И, конечно, - продолжил он, - сейчас пришло время обсуждать то отношение к русской литературе, русской классике, которое было даже в советское время, а уж тем более до революции, потому что русская культура - важная духовная скрепа нашего общества. Она хранит в себе тот способ бытия русского человека, который сделал Россию великой».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что опасения авторов документа небеспочвенны. «Сегодня все, кому не лень, глумятся над великими классиками, перевирают цитаты из их произведений, а сами произведения пытаются склонять на новый лад в современных постановках, - посетовал он. - В результате остаются лишь имена героев. В кинематографе тоже такое происходит».
«Когда выворачивают наизнанку тексты, на которых воспитывались целые поколения, на такое больно смотреть. Это же литературный катехизис для культурного становления людей. Поэтому, несомненно, что-то нужно предпринять для защиты наших великих классиков от такого посягательства, - предложил отец Святослав. - Если мы отдадим нашу классическую литературу на растерзание новым буревестникам творческой революции, мы потеряем уважение мирового сообщества и выбьем почву у себя из-под ног».
«Мне кажется, нам следует использовать опыт развитых европейских государств, где есть различные комиссии, комитеты и даже целые исследовательские институты, которые пытаются охранять национальную культуру, язык. Возможно, подобные организации существуют и у нас, - значит, их нужно наделить полномочиями по защите культурных ценностей. А ценности эти необходимо защищать в любом случае», - убежден пастырь.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, согласен с тем, что принятая на Соборе резолюция является правильной и важной. «Поднимать все эти вопросы нужно было намного раньше, - уверен он. - Хорошо, что это произошло хотя бы сейчас. За последние 20-30 лет, когда мы начали развиваться по западному образцу, произошло оскудение русской души. Назовите хотя бы одного художника уровня Шишкина или Васнецова? - Их нет. Нет у нас также поэтов и писателей, подобных нашим великим классикам. Мы забываем о своей культуре, многовековой истории, ищем красоту в глупости человеческой, считая произведениями искусства то, что за них нам выдают».
«Конечно, - продолжил он, - нам нужно возрождать нашу культуру, и как можно быстрее. Мы запустили и воспитательный процесс. Это неприемлемо. Хорошо, что начала бить тревогу интеллигенция. Нам необходимо вернуться к своим истокам. Народ к этому готов. И молодежь у нас хорошая, нужно только, чтобы им не забивали голову всякой ерундой, а рассказывали о подлинных сокровищах нашей культуры. То, что мы начали все это осознавать - естественно. Мы понимаем, что подошли к черте невозврата. Перешагнув ее, мы исчезнем как христианская цивилизация».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что осовременнивание классики вызвано, прежде всего, тем, что человек в XXI веке активно использует информационные технологии: различные средства связи, соцсети и иные возможности интернета. «И ожидать, чтобы он появился в театре, можно лишь, эксплуатируя какой-либо человеческий порок, - отметил он. - В прошлом году был скандал с постановкой пьесы в театре Олега Табакова, где на сцене происходило совершеннейшее непотребство. Актер позволяет себе быть обнаженным на сцене – это привлечет зрителей, спектакль принесет сборы. Этот подход не нов. Человеческие пороки, слабости начали эксплуатировать еще со времен первых людей: съешьте плод с этого запретного дерева, и будьте такими же, как Бог. Стремление к власти, к обладанию чем-то приводит человека к грехопадению. И об этом нужно было начать говорить уже давно. Наконец-то это произошло».
«Нам нужно не просто знать, что у нас есть классика, а понимать: она - наше сокровище, и защищать ее, - призвал отец Филипп. - Да, мы живем в такое время, когда сокровища культуры нуждаются в защите, и увы, в том числе, от представителей народа, которому принадлежат эти сокровища. Не от всех, конечно. С потерей своей культурной идентичности человек утрачивает и собственное "я". И это произойдет, если нашу культуру не защищать. Не с помощью запретов, хотя и они тоже необходимы. Если тот, кто извращает великое произведение великого поэта, вынужден будет отвечать, я думаю, люди задумаются. Причем если к ответу призовут всех - от директора театра до актера, играющего роль (если речь идет о театральной постановке). Какое право имеет учреждение, существующее на средства налогоплательщиков, в таком виде выставлять сокровище культуры? Я как налогоплательщик не согласен с тем, чтобы мои деньги тратились на какую-то ерунду».
«Но наша главная задача - не поймать режиссера и не препираться потом с ним в суде о сути постановки - свобода ли это его самовыражения или посягательство на нашу с ним общую культуру. Нам нужно воспитать иное отношение к этой культуре, - предложил отец Филипп. - То, которое было полностью утрачено за последние 20 лет, и только начинает возрождаться. Увы, это чувство пробуждается, только когда есть внешняя угроза – она сплачивает, заставляет высокоинтеллектуальную элиту общества задумываться».
«Да, культуру защищать нужно, но, понимая необходимость этих мер, нужно понимать и их бесперспективность. Запретительные меры эффективны недолго, и только в комплексе с другими мерами: прежде всего, со школьным образованием; политикой государства в плане поддержки семьи, и традиционных ценностей вообще. И, конечно, важно взаимодействие с государствоообразующей религией - Православием, и его институцией - Русской Православной Церковью», - заключил пастырь.
Священник Андрей Пастернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Осовременивание классики - это не специфическая российская особенность, а некий факт, который присутствует в современном постмодернистском пространстве - а именно так можно охарактеризовать происходящее в мире культуры. Такого рода осовремененные постановки типичны почти для всего мира. Я не могу сказать, что это хорошо: такой дух времени связан с тем, что современная культура основана не на традиционных ценностях, она воинственная, агрессивная, антихристианская, антитрадиционная. Ее смысл – в отсутствии смыслов, глубинное отчаяние, мозаичность и прочее. Она по своей сути прямо противоположна тем ценностям, которые хотелось бы возродить у нас в стране. Пусть у большинства они не будут ассоциироваться с христианскими, но традиционные ценности - это здоровое начало, благодаря которому у общества может быть будущее. А если не будет семьи, исторической памяти, то народ обречен на вымирание».
«Но запретами тут ничего не добьешься, это вызовет только противостояние внутри общества, - считает отец Андрей. - Вот если будет формироваться просто хороший вкус среди молодых людей, то это многое могло бы изменить. Безусловно, все должно начинаться в школе, и не просто с увеличения часов на уроки литературы, а чтобы на этих уроках действительно читали классику. А то у нас и традиция чтения уходит в прошлое, современное поколение воспринимает классику не просто в суррогатах, а в пересказе, видеоряде каком-то. И традиционные формы восприятия, как та же книга, театр, уходят из современной культуры, как и просто классические постановки времен Станиславского и Немировича-Данченко уходят».
«А ведь российская культура была всегда сильна поиском смыслов. Вся наша классика призывает человека не просто мыслить, а научить себя осознавать в мире и обществе, двигаться вперед и совершенствоваться. Но когда культура призывает не к благим целям, а к отсутствию нравственных преград, это, естественно, ведет к духовной деградации. И СМИ должны работать в этом направлении: пропагандировать и показывать лучшие образцы театральных постановок, кинематографа. И если будет выбор, то любой образованный молодой человек сделает его правильно. А то сейчас они видят не лучшие примеры, и благодаря этому формируется представление, будто осовремененный суррогат – это как раз норма. Если будет выбор, то и проблема решится», - заключил священник.