itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Слезы, кровь, потеря территорий – это все плоды революции»

Православные священнослужители о революционных событиях 1917 года и их последствиях

0
1157
Время на чтение 6 минут
В эти дни отмечается 97 лет Октябрьской революции. Россия пока еще не готова к объективной оценке Октябрьской революции из-за преобладания антисоветского дискурса в этом вопросе, считает известный блогер Борис Рожин, пишет Regions.ru.

«Если переоценка роли Сталина уже произошла, если нападки на Великую Отечественную войну были отбиты, то Октябрь еще ждет своей переоценки, когда судьбоносная революция, изменившая Россию и мир, будет очищена от позднесоветской лакировки и от постсоветской чернухи, дабы ее грандиозный масштаб и последствия были осознаны обществом.

Франция, пережившая целую серию революций, в конечном итоге нашла в себе силы принять и признать значение Великой Французской Революции, уважение к которой выражено даже в официальном гимне республики. России этот процесс еще предстоит, ибо нельзя прятаться от своей истории, представляя ее помойной ямой. Особенно когда наши великие предки не дали уничтожить страну и обустроили ее на принципах народовластия и социальной справедливости», - пишет Рожин в своем блоге.

«Какой, на ваш взгляд, является объективная оценка событий 97-летней давности, очищенная «от позднесоветской лакировки и от постсоветской чернухи»? Как вы относитесь к мнению, что Россия должна относиться к ним с таким же уважением, с каким Франция относится к своей революции?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что начало нового пути России связано с этим днем - 7 ноября 1917 года.

«Сразу вслед за этим последовал красный террор, стали убивать лучших людей. Многие спасались бегством, уезжая за границу. Священнослужители, верующие оказывались в тюрьмах только по той причине, что верили в Бога. Рядом с ними там находились и просто порядочные люди, которые не захотели поддержать власть, или были ей чем-то неугодны. И сказать: "мы что-то приобрели благодаря революции", нельзя. Сократилась численность населения, территория. Брестский мирный договор был подписан теми, кто совершил эту революцию – хотя победа у России была уже в кармане. Странно гордиться тем, что мы подписали самый позорный договор за всю историю России. Так что никаких плюсов в революции я не вижу. А вот минусы – да. Слезы, кровь, потеря территорий – это все плоды революции, которая, к тому же отодвинула экономику России не на одно десятилетие», - заявил владыка.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, считает, что разница между Французской революцией и нашей, конечно, огромна.

«Хотя бы потому, что в это время погибли умнейшие, интеллигентнейшие люди нашей страны. Нужно смотреть правде лицо, не стоит пытаться обелить черные пятна нашей истории. Кроме того, революция 1917-го была спровоцирована. Схожий сценарий развивался десятилетиями позже в Иране, Ираке, Ливии. Оправдывать такое не стоит, нужно дать правдивую оценку этим событиям», - заключил он.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, отметил, что у Церкви есть наиобъективнейшая оценка – несколько сотен тысяч мучеников, которых перемолола репрессивная машина.

«Поэтому восхищаться этой датой православные христиане России точно не будут. И какова была цена революции? Если не ошибаюсь, несколько миллионов людей, погибших в гражданской войне. Это как если бы спустя 50-70 лет наши потомки начали рассуждать в блогах: "Майдан на Украине - это же была страница нашей истории, давайте вспомним, как там стояли люди и мечтали о светлом будущем". Я вообще не склонен романтизировать государственные перевороты - они всегда приводят к жертвам, поэтому лично для меня 7 ноября - черная страница в истории нашей страны. Если нам начинать романтизировать нашу революцию, нужно деканонизировать сотни тысяч святых, погибших от пуль и штыков. А Церковь в эту мясорубку попала в первую очередь - как классовый враг. Но именно революция разделяет людей на классы. Если уж осознавать ее последствия, нужно признать все преступления, которые были тогда совершены. Во Франции вольны делать, что угодно: стоять на голове, узаконивать однополые браки, выгонять человека с работы за то, что он носит крестик. Мы не должны оглядываться на опыт других стран, давая духовно-нравственные оценки происходящему в своей стране», - подчеркнул священник.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что любая революция влечет за собой террор.

«Что произошло, то произошло, но плоды революции мы пожинали потом долгие десятилетия. Россия пережила голодомор, репрессии. Большевики яростно уничтожали красу земли Русской - взрывали памятники культуры и искусства, например, храм Христа Спасителя, да и многие другие храмы по всей Руси. Нам пытались навязать идеологию, которая шла вразрез с сознанием русского человека. Хотели построить рай на земле по марксистской доктрине, а в результате получили безликое общество. Последствия революции аукаются нам до сих пор. Большевики насаждали сексуальную распущенность, аборты, расстреляли цвет нации. Наша страна по всем показателям занимала первые места, а из-за нее на долгие годы затормозилась в развитии. Революция всегда совершается ради группы людей, которые пытаются захватить власть, а простым людям она приносит зло. Оценивая произошедшее, я прихожу к выводу: мою страну убили в 1917-м году, убили сильную Россию», - заключил священник.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что навряд ли в ближайшее время будет выработано какое-то общепринятое итоговое мнение по этому вопросу.

«С Французской революции прошло два столетия, и по поводу нее тоже нет однозначного мнения, - хотя к ней, конечно, относятся спокойнее. Но два столетия - это серьезный временной промежуток, который позволяет обществу взглянуть трезво и объективно на прошедшие события. А у нас еще и столетия не прошло. Еще живы люди, которые воспринимают революцию по живым свидетельствам тех, кто ее совершал и непосредственно в ней участвовал. Так что в нашем обществе оценка этих событий в ближайшее время будет острой, живой и дискуссионной. Сам же я из тех, кто смотрит на нее как на крушение великой Российской Империи, что, кстати, было предсказано великими писателями – скажем, Достоевским в «Бесах». Общество ощущало, что будет революция, и не как нечто созидательное или как воплощение райской жизни, а как террор и жестокая диктатура, как общенациональная трагедия. Но это не значит, что я готов в печальных красках рисовать прошлое. Каждый человек должен относиться к своей истории с глубоким почтением. Как своих родителей он должен историю почитать, если не любить, и стремиться осознать и с благоговением хранить ее. Так что я противник того, чтобы все огульно критиковать, рисовать в черных тонах и представлять революцию только как мрачную страницу истории. Это страница и современной жизни: современная Россия плотью и кровью тесно связана с теми событиями. Наследие советского времени еще живо в нашем обществе, отрицать этого нельзя. И осмысление этих событий должно способствовать пониманию того, что такое Россия сегодня и чем должна стать в будущем. Чем скорее наше общество разберется со своим прошлым, тем легче будет жить современным молодым людям, чтобы не быть "Иванами, не знающими своего родства", - а они часто вообще не понимают, в каких условиях сформировалось новое поколение и к каким целям должно идти. Если у общества нет цели и идеалов, оно обречено на гибель», - подчеркнул он.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, напомнил, что в течение более 70 лет в России создавался культ всего, что связано с революцией и с теми событиями.

«И на таком воспитании - насаждении этого культа - выросло не одно поколение. До сих пор в каждом городе или поселке стоят статуи Ленина. Я думаю, по-настоящему переоценка может начаться только тогда, когда культ Ленина будет преодолен. Начинать надо с этого. А что касается уважения к революции, то само по себе это такое обтекаемое понятие, под ним можно понимать разное. Думаю, никакого особенного уважения к тем, кто развалил великую страну, испытывать не нужно, это даже по отношению к истории преступно. А объективную оценку надо дать и необходимо принять, что это у нас действительно было, и в этом виноват не какой-то заокеанский злой гений, а сами русские люди. И оценка этим событиям должна быть дана как трагическим», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30