Великое дело исторического просвещения народа

Впечатления Анатолия Степанова о выставке «Моя история. Рюриковичи»

Новости Москвы 
0
1219
Время на чтение 6 минут
Наконец-то мне довелось побывать на выставке «Моя история. Рюриковичи», которая открылась в Москве, в Манеже, в День народного единства, 4 ноября. Вчера в Манеже проходил круглый стол, посвященный 900-летию преставления основоположника исторической науки в России преподобного Нестора Летописца. К сожалению, у нас эта дата широко не отмечается. Стоит поэтому, пользуясь случаем, сказать слова благодарности Русскому культурному центру имени святителя Василия Великого  его руководителю Василию Вадимовичу Бойко-Великому, которые организовали этот круглый стол, пригласив на него одного из корифеев современной исторической науки петербургского ученого Игоря Яковлевича Фроянова. Но об этом круглом столе мы, надеюсь, еще сообщим подробнее.

По окончании круглого стола я посетил выставку. Первое, что меня поразило, – это огромное количество народа, прямо, столпотворение. Причем, много молодежи, детей, которые с большим интересом смотрят выставку, подходят к мультимедийным экранам, изучают внутреннюю структуру представленного материала. Все-таки современные мультимедийные методы притягивают молодежь, и тот формат, который придумали организаторы еще на прошлой выставке, посвященной Династии Романовых, нельзя не признать очень успешным. Возможно, большое количество людей было связано с тем, что вчера был воскресный день, а в будние дни, может быть, людей на выставке и меньше, но вчера было действительно не протолкнуться. Это очень отрадно, поскольку многие ученые, общественные деятели, священнослужители в последнее время с тревогой говорят о том, что уровень исторического просвещения нашего народа и особенно молодежи сегодня крайне низкий.

Я, конечно же, смотрел больше на содержание, на интерпретацию и методы подачи исторического материала. Выставка «Моя история. Рюриковичи» продолжает традицию прошлогодней выставки «Романовы», которая была посвящена 400-летию Династии Романовых, также организованной трудами настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) и его команды единомышленников. Выставка «Моя история. Рюриковичи» выполнена в той же стилистике, с использованием тех же методов подачи материалов, которые были апробированы на выставке, посвященной Романовым. На мой взгляд, несомненной удачей прошлогодней и нынешней выставок является наглядное представление об изменениях территории государства Российского. Каждую эпоху сопровождают карты, показывающие примерно, какую территорию занимала Русь в этот период. Конечно, впечатляет динамика прироста территории, когда видишь, как от узенькой полоски земли у Балтики времен Рюрикова государства Русь превращалась в могучую державу, какой она стала ко времени последних Рюриковичей – первого русского Царя Иоанна Грозного и его сына Федора Иоанновича.
 
Кстати, о Феодоре Иоанновиче. Обычно в учебниках истории, в исторических исследованиях ему уделяют крайне мало места. Федор Иоаннович оказывается чуть ли не вычеркнут из русской истории, мол, это был слабый правитель, который уходит в тень на фоне его могучего и неоднозначно до сих пор оцениваемого историографией отца, первого русского Царя – Иоанна Васильевича Грозного. Часто историки утверждают, что, мол, страной в это время правил его шурин, будущий Царь Борис Годунов, а Федор Иоаннович, мол, только санкционировал своей царской волей его решения, что, конечно, искажает историческую действительность. Организаторы выставки разрушают это представление о Федоре Иоанновиче, который, кстати, на многих изображениях того времени представлен с нимбом и которого многие современники считали святым на Русском престоле. Федору Иоанновичу посвящен целый стенд на выставке, где рассказывается подробно о достижениях его царствования, о новшествах, которые появились на Руси в эту эпоху.
 
Еще одной удачей организаторов является, на мой взгляд, такой метод подачи материалов (который был использован и на прошлой выставке), когда отдельно выделяются стенды, посвященные интересным фактам из той или иной эпохи, разъясняющие происхождение слов или каких-то явлений, связанных с бытовой жизнью народа. Посетители выставки неизменно задерживаются у этих стендов и с интересом изучают происхождение явлений и понятий, терминов, которые зачастую хорошо известны, но происхождение которых не все знают.

Несомненной удачей этой выставки является оформление зала и представление личности преподобного Сергия Радонежского, 700-летию которого и посвящена выставка. Организаторы выставки показывают преподобного Сергия как центральную фигуру русской истории доромановской эпохи. Зал, посвященный преподобному, оформлен в виде храма, по бокам несколько мониторов и цитат известных ученых и общественных деятелей, оценивающих роль преподобного Сергия в русской истории. Казалось бы, что еще можно сказать нового о преподобном Сергии, особенно в год 700-летия со дня его рождения?! Но организаторы сумели, используя современные средства, передать дух эпохи и колорит личности великого русского человека - преподобного Сергия Радонежского.

В целом, организаторы выставки взялись за крайне сложную задачу – показать на небольшой территории выставки и специфическими средствами более чем 700-летнее правление династии Рюриковичей. Время, наполненное такими эпохальными событиями, как Крещение Руси, монголо-татарское иго, становление Русского Царства и Русской Церкви, рождение Патриаршества, когда менялась стилистика эпохи и причудливо менялись правители. Конечно, выставку «Моя история. Рюриковичи» невольно сравниваешь с выставкой, посвященной Династии Романовых, и понимаешь, что было не слишком трудно показать зрителю царствование Династии Романовых, когда один Государь сменял другого, когда есть возможность дать оценку их деяниям и их царствованию. С Рюриковичами это сделать гораздо сложнее, поскольку порядок престолонаследия в домосковской Руси (так называемый родовой порядок наследования власти) был очень сложным и запутанным. Это стало одной из причин раздробленности страны во время правления рода Рюриковичей, и, как справедливо отмечали многие наши мыслители и ученые, понадобился монголо-татарский плен для того, чтобы установить на Русской земле правильный порядок престолонаследия, который выработался у наследников Александра Невского, московских князей, начиная с Иоанна Даниловича Калиты. Поэтому, московские князья представлены на выставке достаточно полно, как и периоды их княжения.

Выставка, посвященная Династии Романовых в прошлом году, как известно, имела большой успех. Не удивительно, поэтому, что организаторы выставки пытались использовать апробированные модели и алгоритм подачи материалов, который был ими придуман в прошлом году. Иногда это, как уже отмечалось, было убедительным, иногда не очень. Так, в частности, несомненной удачей выставки, посвященной династии Романовых, было противопоставление светлых и темных сторон русской истории, показ тех сил, которые выступали, условно говоря, за Россию и против России. Организаторы выставки попытались применить этот ход и к эпохе Рюриковичей, но не всегда это было удачно. Если со Святополком Окаянным, Данилой Галицким, изменниками, типа князя Курбского, князьями, оспаривавшими престол у законных Государей, это смотрится удачно, то изображение только черной (точнее красной) краской великого князя Игоря Рюриковича и великого князя Святослава Игоревича не совсем уместно. Есть на выставке и, так сказать, московский уклон, на ней почти не представлены святые князья Олег Рязанский и Михаил Тверской, оспаривавшие у московских князей право на престол.

Выставка, понятно, организуется в определенных исторических условиях, поэтому некоторые сюжеты пытаются вписать в современные политические реалии, что вполне понятно. Так из соображения политической толерантности присоединение Казани к Московскому государству организаторы представили как присоединение «осколков Золотой Орды». Видимо, чтобы не обидеть некоторых чувствительных татар, ежегодно одевающихся в траур в день взятия Казани. Вместе с тем, нельзя не отметить, что организаторам выставки удалось дать точное и корректное представление такого сложнейшего явления русской истории, как опричнина, названного ими как чрезвычайные меры по сохранению государства.

Выставка «Моя история. Рюриковичи», как и предыдущая выставка «Моя история. Романовы», выполняет благородную просветительскую миссию в условиях, когда историческое сознание народа находится на крайне низком уровне. Уже за одно это мы должны поблагодарить организаторов этой выставки, и, прежде всего, низкий поклон архимандриту Тихону (Шевкунову), который, собственно, и был инициатором, организатором прежней и нынешней выставок. Бог весть, как ему удается при его занятости заниматься и этой просветительской работой, но, видим, что удается и на очень хорошем уровне.

К сожалению, прошлогоднюю выставку не удалось показать, как замышляли организаторы, всей России – она побывала только в Петербурге и в одном из центров нашей нефтяной промышленности. Выставка «Моя история. Рюриковичи» закрывается в московском манеже 20 ноября. Вроде решен вопрос о ее постоянном экспонировании на ВДНХ, но хорошо бы ее показать и жителям других городов. Но это уже не к организаторам, а к Министерству культуры, которое, будем надеяться, окажет на этот раз им содействие. И прекрасную выставку, посвященную нашей древней истории, увидят дети, молодежь, взрослые и в других городах нашей необъятной Родины.
 
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 7., рудовский:

Слишком мало запросили))))), ведь о стоимости этих двух проектов молчание)))), даже неловко поинтересоваться)))))). Главное, чтобы теперь хоть не выкинули все это добро. Хорошо, что много графики, видео, они -электронная много места не занимают, их хотя бы в сети разместили и доступ школ разрешили, а всю показуху на банерах распечатанную, бесплатно из сети выкачанную))))) куда -нибудь на склад засунут. дело известное. Славянофил,я запускал почти такой проект, о котором вы говорите (при поддержке гос-ва)... причем требовалось-то немного - всего 40 тысяч рублей в месяц... Но "наверху" решили, что такой проект не нужен, и все накрылось медным тазиком.

Славянофил / 24.11.2014, 23:33

7. Re: Великое дело исторического просвещения народа

Славянофил, я запускал почти такой проект, о котором вы говорите (при поддержке гос-ва)... причем требовалось-то немного - всего 40 тысяч рублей в месяц... Но "наверху" решили, что такой проект не нужен, и все накрылось медным тазиком.
рудовский / 22.11.2014, 11:15

6. Традиция правды

Выставка Рюриковичи, продолжая стилистику прошлогодней Романовых, позволила создать сжатую, пусть по мнению знатоков упрощенную, но целостную картину истории России. По замыслу она лишь современными средствами повторяет - проект 1904 года " Альбом для школ и народных библиотек - ИСТОРЯ РОССИИ В КАРТАХ И ПОРТРЕТАХ" (который бесплатно распространялся), и важно, чтобы эта просветительская функция была бы доведена до конца. Проведена огромная работа по созданию мультимедийных материалов( ЗD карт сражений, архитектурных уомлексов древних городов и крепостей, особенностей быта и жизни народа) - и лучшим вариантом было бы создание интеренет ресурса с бесплатным доступом ко всему этому контенту, выпуск копий всего этого контента на мобильных устройствах, и бесплатное распространение их, как приложений к новому учебнику истории. Жаба , конечно будет душить, и попытаются бизнесмены наварить на этом проекте свои три копейки, но это большая ошибка.госкорпорации, которые спонсировали эти выставки и все работы для них, уже оплатили авторам их гонорары и хорош. По сути это народ своими пожертвованиями оплатил выставки - так отдайте это знание народу!
Славянофил / 21.11.2014, 20:24

5. Re: Великое дело исторического просвещения народа

Хорошая выставка. Кстати, РГО-фест тоже оказался отличным мероприятием.
рудовский / 11.11.2014, 11:26

4. Re: Великое дело исторического просвещения народа

Выставка, конечно, своего рода "попса". Но, к сожалению, именно такой уровень сейчас и необходим, поскольку народ задичал как-то совершенно. Выставка рассчитана на человека "с нуля". Он входит с нулем, выходит уже чем-то наполненным. Воссоздается национальная идентичность, накладывается национальная память... Но за несколько дней до Рюриковичей был на Фестивале РГО (проходил с 1 по 6 ноября в ЦДХ). Поэтому невольно сравниваешь... Фестиваль РГО содержал также массу совершеннейшей попсы. Также много всего было ориентировано на детей. Однако, помимо этого было и еще два плана, - скажем так, для любознательных (тех, кто уже имеет определенную базу) и для "тех, кто в теме" - на уровне серьезной науки. Вот этой многоплановости "Рюриковичам" не хватает. Я также бы пожаловался еще на свет - при всей игре света местами - совершенно темно. Мой слепой взгляд отказывался воспринимать информацию, хотя, я понимаю, что так подчеркивались "темные" периоды. Но символика не должна идти в ущерб семантике. И со звуком определенная проблема - он накладывался друг на друга, понижая порог восприимчивости. Звук решали с помощью децибел, а можно было бы просто увеличить количество динамиков, чтобы негромкий звук сопровождал посетителя и давал нужный фон в каждой точке...
Андрей Карпов / 11.11.2014, 10:47

3. Re: Великое дело исторического просвещения народа

И снова на просторах мифологии. Когда только закончится и мы займёмся трезво осмыслением. Без лишних слов и мифов.

2. Re: Великое дело исторического просвещения народа

[quoteБог весть, как ему - архимандриту Тихону (Шевкунову) - удается при его занятости заниматься и этой просветительской работой

Не всем же патриотам заниматься аналитикой и прочими разговорами, кому-то надо и дело делать.)) К сожалению, таких меньшинство. Дай Бог здравия и новых сил на пользу Родины выдающемуся деятелю современности - архимандриту Тихону (Шевкунову)!
Адриан Роум / 10.11.2014, 17:09

1. Re: Великое дело исторического просвещения народа

Да, хорошо бы на этот раз удалось провести выставку по основным городам России. В наше время постоянного перевирания истории это так важно. Какое счастье, что у нас есть такой человек, как архимандрит Тихон! Спаси Бог его, его единомышленников и весь наш народ!
Алёна / 10.11.2014, 14:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00