26 октября в актовом зале домового храма мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с факультетами психологии МГУ и РПУ состоялась лекция «Психология в жизни христианина», пишет портал «Православие и мир». Лекцию провели Борис Сергеевич Братусь, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии психологического факультета МГУ, научный руководитель факультета психологии РПУ и Наталья Владимировна Инина, сотрудник психологического факультета МГУ, преподаватель психологического факультета РПУ, практикующий психотерапевт.
Наталья Владимировна в своем выступлении, в частности, отметила:
«Очень часто мы за собой такое наблюдаем и можем видеть это вокруг - люди приходят на исповедь и говорят одно и тоже, годами, они действительно искренне пытаются что-то изменить, но ничего не получается, или получается настолько мало и медленно, что руки опускаются. Есть такая серия книг схиархимандрита Гавриила (Бунге) про гнев, про чревоугодие, про уныние. Там совершенно великолепная базовая христианская психология. Он показывает, что за этими страстями лежит очень много психологии, что если этот уровень инстинктов, или импульсов, или каких-то черт темперамента, или характера не интегрирован в сознание, если все они не освящены светом разума, то они трансформируются в страсти».
«Иными словами, - продолжила психолог, - если мы начинаем понимать, что происходит с нами, чем мы мотивированы так или иначе поступать, если мы начинаем понимать причины этих импульсов, то мы можем обеспечить обратный ход - из страсти в инстинкт или глубинный мотив, и пытаться с ним как-то работать совершенно определённым образом. Чаще всего за такого рода страстями лежат тяжелые травмы детства. Мне очень отрадно видеть тенденцию последних лет, когда многие священники отправляют своих прихожан к психологам, и более того во многих храмах уже сейчас есть приходское консультирование, которое ведет психолог, профессионал, христианский психолог. Человек работает в тандеме со священником и является вспомогательной фигурой, которая на самом деле сопровождает христианина на пути его роста, пытаясь помочь ему решить психологические проблемы, чтобы они не мешали его личностному развитию».
Выступление психолога Натальи Инины комментирует в интервью «Русской народной линии» известный священник, к.п.н., председатель Правления Собора православной интеллигенции, член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России иерей Алексий Мороз:
Наталья Владимировна не владеет святоотеческим пониманием человека – она не знакома с православной антропологией. Однажды мне пришлось разрабатывать основы православной психологии, в основе которой лежит православная антропология, подчеркивающая, что человек, состоящий из духа, души и тела, испытывает связь с Богом, материей или с миром падших духов. Благодаря такому пониманию, можно помочь понять человеку, что с ним происходит и как ему противостоять страстям, кои являются порождением психосоматических заболеваний. Человек является, прежде всего, духовным существом, в его иерархии дух занимает высшую часть, ибо именно дух был вдохнут Богом в свое создание, которое было призвано одухотворить всю материю, приведя ее к Творцу. Поэтому самое главное в жизни человека – это дух и духовное общение.
Когда начинаются сбои в духовной жизни, то человек отпадает от Бога, совершает греховные поступки, отдавая свою волю дьяволу. Это приводит к различным изменениям на душевном уровне, возникают различного рода негативные разрушительные эмоции, такие как ярость, ненависть, злоба, похоть. Эти страсти, развиваясь, становятся чертами характера, воздействуя таким образом и на тело самого человека. Эти черты соматизируются, выражаясь в различных физиологических заболеваниях. Например, психосоматической причиной онкологии являются непрощенные обиды. Когда человек ненавидит и таит в себе обиду, у него резко понижается иммунитет, активизируются раковые клетки. Но это внешнее физиологическое проявление, а в основе заболевания лежит нарушение Божией заповеди – «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Необходимо учиться терпеть, прощать и любить, ведь когда идет духовное нарушение заповедей, невольно появляются негативные эмоции, греховные привычки, провоцирующие болезни.
Прежде всего, православная психосоматика говорит о том, что нужно выявлять и устранять духовные причины болезни, коими являются грехи и страсти, преодолеваемые только с Божией помощью в таинстве исповеди, ибо только Святой Дух может изгнать нечистого духа. Поэтому психологи, одержимые страстями, не могут помочь человеку в этом деле, они способны лишь поставить различные психологические подпорки и переключить мотивацию человека на иную сферу. Однако болезнь не исчезает, ведь бес остается в болящем, проявляясь в различных формах. Например, американцы посещают психоаналитиков по 20-30 лет, оставляя все свое имущество и состояние в психотерапевтическом кабинете. Но, какими они были убогими и больными, такими они и остались! Бывая у психоаналитика в течение длительного времени, они продолжают в нем нуждаться! В чем дело?! В человеке не искореняются духовные причины страстей.
Почему на исповеди кающийся грешник, исповедуя свой грех, не оставляет его?! Потому, дорогие мои, что исповедник не правильно кается. Слово «покаяние» с греческого языка переводится как «перемена ума». Кающийся грешник должен отойти от аналоя уже другим – ненавидящим свою страсть. Например, человек впадает в блуд, предаваясь сладострастию, просматривая определенные сайты, мысленно воображая, он добровольно входит в общение с миром падших духов – блудных бесов, которые им управляют. Какой может быть в этом сердце Святой Дух?! Человек понимает всю пагубу греха, приходя на исповедь, но, однако он не желает расставаться со своим греховным услаждением, пребывая в плену бесовского сладострастия. Исповеднику необходимо всей душой возненавидеть свой грех, а не просто его назвать на исповеди. Кающемуся грешнику нужно понять, что грех уводит его от Христа и вечной жизни, вовлекая его душу во власть мерзких бесов. Стоит ли его вечная жизнь и возможность общения со Христом этого греховного наслаждения?! Надо понять, что не стоит! Грех - это смерть души, поэтому человек должен возненавидеть причину гибели - греховную страсть, и попросить у Бога силы не согрешать, а в сердце твердо запечатлеть мысль – умру, но не повторю сей грех!
Когда на человека находит греховная бесовская страсть, то нужно вскричать Богу: «Господи помоги! Если Ты не укрепишь, то впаду в грех, но Ты можешь все!» Бог обязательно услышит воззвание грешника и отгонит от его души страсть. Как сказано у святых отцов: «Даждь кровь и прими дух». Извергнуть из себя эту дурную страстную привычку также тяжело, как пролить кровь. Христос об этом говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29-30). Что такое глаз и рука?! Это символическое обозначение наших страстей, которые въелись в наше естество и превратились в часть нашей натуры, как глаз и рука. Несмотря на боль нужно приложить усилие в борьбе с греховными страстями, проявив терпение. Царство Небесное силою берется, и, употребляющие усилие восхищают его (Mф. 11:12) «…терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).
Борьба с грехом требует усилия, а современный человек часто расслаблен и привык к комфорту, желая, чтобы все происходило само по себе. Грешник не желает прилагать никаких усилий, поэтому на исповеди, просто называя грехи, он сдает отчет о проделанных грехах. Но это не покаяние, а отчет – «да, я это делал». В человеке нет решимости оставить грех, нет ненависти к этой страсти и усилия в борьбе против греховной привычки. Это не покаяние! Помочь человеку может только священник, духовное лицо, обучая его правильному покаянию, вознося о нем ко Господу молитвы, преобразуя духовную составляющую человека, обучая его правильной духовной жизни. В этом случае от человека отходит бес и страсть прекращается, он становится свободным от этой греховной страсти. В основе покаяния должна быть не психологическая помощь, а духовная деятельность!
Чем занимается психология?! Безусловно, эта наука изучает душевные явления, застарелые язвы души. Конечно, она может помочь, но не в покаянии! В этом глубочайшая ошибка психолога Ининой Натальи Владимировны! Понятие «осознание греха» - не психологическое определение, а духовное. Психолог не имеет права вторгаться на духовную территорию, принадлежащую духовенству и священству. Он не имеет от Бога благодати, поэтому это все равно, что слепой поведет за собой слепого. Психолог может заниматься психологическими сопутствующими и вторичными проблемами. Конечно, психолог может помочь страждущему человеку, но только если он состоялся как православный психолог! Другие же его коллеги, например, психоаналитики не могут! Их научное мировоззрение основано на учении Фрейда, который воспринимал человека, как животное. В психоаналитике страсти ненависти, агрессии и блуда определяют всю жизнь человека, поэтому таковые психологи способны давать только душевредные советы.
Например, если к психоаналитику придет женщина, измученная горем – изменой мужа. Как поможет ей психоаналитик?! Он ей ответит: «Ты тоже измени своему супругу! Найди любовника, испытай новые ощущения и депрессия пройдет!» Если несчастная последует этому безумному совету, то нарушит заповедь Божию и впадет в смертный грех. Конечно, греховная страсть отведет от нее депрессию, но только на короткое время, чтобы потом с двойной силой, насыщенной многообразием психических и физиологических болезней пристать к ней вновь. Затем страждущая женщина опять придет на прием к этому горе-психологу, который снова выдаст ей греховные советы, разрушающие личность человека.
Настоящее безумие пользоваться советами людей, которые основываются на чуждом для Православия мировоззрении, считая грех и страсти нормой жизни! Почему на Западе так развита психологическая и психоаналитическая помощь?! У них нет Православной веры! Мало кто из людей ведет правильный образ духовной жизни, настолько западный человек стал эгоцентричным, замкнутым на себе, что ему не с кем откровенно поговорить и поделиться своими душевными переживаниями! Но человеку это жизненно необходимо! За большие деньги его обслуживает психоаналитик, дающий безумные советы! Болящий, выговариваясь психоаналитику, получает временное облегчение, уходя от покаяния, молитвы и веры в Бога. Он становится на прямой путь, ведущий в ад, чему великолепно способствует психоаналитик.
Возможна ли помощь православных психологов на приходах?! Конечно, но она должна быть строго ограничена психологическими вопросами и, ни в коей мере не влезать в духовную область, не пытаясь ее подменить. Православная психологическая помощь может быть полезна на приходах по той причине, что весьма много людей приходит в Церковь не с духовными, а с психологическими проблемами. Часто человек не спрашивает о том, как спастись, или как научиться правильной молитве. К сожалению, эти вопросы на исповеди редки, но он спрашивает о том, как построить отношения с близким человеком, как общаться с супругой. Это вопросы психологии, которые поможет решить опытный православный психолог. Это не работа священника решать такие проблемы, хотя опытный духовник может помочь в этом деле, потому что он самый лучший психолог. Однако для молодого священника или монаха такие вопросы сложны. Повторю, хороший православный психолог может помочь решить именно такие вопросы. Поэтому необходимо строго разграничивать действия священника и психолога. Если духовник посчитает нужным, то может послать человека с психологической проблемой к приходскому психологу.
13. Ответ на 10., рудовский:
12. Ответ на 10., рудовский:
11. Re: «Необходимо строго разграничивать действия священника и психолога»
10. Re: «Необходимо строго разграничивать действия священника и психолога»
9. Re: «Необходимо строго разграничивать действия священника и психолога»
8. Ответ на 7., Ник Ликашин:
7. Ответ на 6., Анна де Бейль :
6. Ответ на 4., Ник Ликашин:
5. Ответ на 3., электрик:
4. А зачем