«Горе вам, смеющиеся ныне!»

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1115
Время на чтение 7 минут
Сегодня Господь в Евангелии еще раз показывает нам очень яркими, понятными каждому человеку картинами жизнь человеческую на земле, как она может быть лишена как будто всяких скорбей, и как она может проходить в сплошных страданиях. Евангельская притча о богаче и о нищем Лазаре хорошо нам известна.

Какой же жизнью живут эти два человека? Об одном сказано, что он одевается в пышные богатые одежды, порфиру и виссон, все выходы его к людям обставлены торжественно, и каждый день он пиршествует блистательно. Каждый день. Его пиры — как роскошные пиры в древнем Риме, описанные у известных историков, — длились без конца, переходя из одного дня в другой.

Человек в струпьях, подобно Иову Многострадальному на гноище, лежит у ворот дома, желая напитаться крошками, падающими со стола богача. Струпья, гной — это образ предельного состояния страдания человеческого тела, это то, что вызывает естественное отвращение у других людей. Им неприятно видеть этого человека, и они стараются держаться подальше от него.

Почему он лежит? Он до такой степени болен. Может, у него вообще ног нет, как мы можем сейчас иногда видеть людей, которые передвигаются на колясках, а этого, может, другие люди приносят. Он ни о чем не просит, только желает, чтобы крошки хлеба, которые падают со стола богатого пира, попадали к нему.

Псы приходят и лижут струпья его. Может быть, их привлекает запах крови на израненном теле этого нищего? А может быть, говорят святые отцы, эти животные вдруг как бы исполняются сострадания к несчастному. Люди не замечают его страданий, отвращаются от него, а животные приходят и лижут ему раны, чтобы облегчить, утишить его боль.

Вот путь жизни здесь, на земле. Отчего умирает этот нищий — от голода, от страданий своих — но он умирает. Умирает и богач.

Первым умирает Лазарь. Господь часто забирает людей благочестивых и праведных, а нечестивых оставляет благоденствовать, чтобы они до конца насладились всеми дарами Божиими здесь на земле. Сколько на наших глазах умерло людей достойных. Почему Господь отнимает их от нас? Тайна этого суда сокровенна и милостива, и справедлива по отношению к нам, незаслуживающим, быть может, иметь среди себя таких людей.

Умирает и богач. Как бы человек ни был богат, какого бы он положения не достиг в жизни, он тоже умрет. Смерть всем предлежит, и, вообще, вся земля уже близится к концу. В Евангелии сказано только о том, какой был конец у этих людей. «Умер богач и похоронили его», а о похоронах нищего не упомянуто. Похороны богача, конечно, были очень пышными и торжественными — наверное, шла трансляция по телевидению… Нет, что это я говорю — телевидения тогда не было! — но, конечно, весь город собрался, речи произносили, что великий человек умер, благодетель города нашего, отечества, человечества. И на памятнике написали имя его, которое не осталось в памяти Священного Писания.

А нищего просто закопали, наверное, в какую-нибудь яму. При жизни он все время вызывал раздражение — до каких пор он будет тут находиться! И после смерти с ним хлопот не оберешься, тоже нужно что-то делать. «Кто это умер?» — спрашивают люди. «Нищий какой-то, не знаем его имени».

Только Господь знает, и мы уже сейчас знаем. Эта смерть и эти суды Божии и суды человеческие — как они различны! Господь, как мы видим, не особенно прислушивается к судам человеческим: как бы ни возносили человека здесь, на земле, какое бы самое великое место он ни занимал, какими бы наградами его ни осыпали — это не имеет отношения к состоянию его души. И как бы ни был отвергнут человек, как бы ни был попираем всеми, Господь говорит нам сегодня, что все эти определения человеческие идут только до могилы, а дальше начинаются суды Божии.

И вот суд Божий. Мы видим, что все перевернулось. Разве Господь не говорит нам об этом заранее? «Блаженны плачущие ныне, — говорит Он — ибо воссмеетесь. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6; 21, 25). И все заповеди, которые мы слышим, предупреждают нас об этом же. Почему? Потому что здесь, на земле, все перевернуто вследствие греха, отпадения человека от Бога.

Мы видим, что богач находится в аду. В страшных мучениях он поднимает свой взор, и видит Лазаря. Не рядом с собой, а вдали — но ясно видит, как будто он рядом. Бесконечно далеко и совершенно рядом. Он находится на лоне Авраама, отца всех верующих. Все, кто жил по вере, естественно собираются на лоне Авраамовом, на том небесном пиру, где возлежат все праведники: от Авраама, Исаака и Иакова до всех святых праведников. И будучи в муках, богач умоляет — какое слово сказано, совсем несвойственное для этого человека! Он умоляет Авраама, чтобы тот послал Лазаря омочить конец пальца в холодной воде и остудить ему язык, хотя бы на одно мгновение.

Почему говорится о языке? Потому что язык — это все. От слов своих мы осудимся, и от слов своих оправдаемся (Мф. 12, 37). Что говорил богач? Все нечестивые, гордые речи, которые он произносил на пирах своих против Бога, людей, вся ложь, все оскорбление другого человека, вся лесть теперь открывается огнем геенским. Потому что язык, как говорит апостол Иаков, — огонь, прикраса неправды. «Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3, 5—6).

Язык — то, чем он вкушал всю сладость этой жизни. Все яства, самые изысканные и утонченные, все чувственные наслаждения, какие только были ему доступны, теперь открываются муками языка, гневом Божиим, горящим, как огонь совести этого человека, сознающего, что он повинен всем мукам.

И вот мы узнаем, что Бог не только милостив. Он милостив, потому что Он справедлив, потому что есть правда Божия, потому что все возможности, какие были даны этому человеку сподобиться милосердия Божия, исчерпаны. Теперь ему платят точно такой же монетой, какой он платил в течение всей своей жизни. Ему крошки хлеба было жалко для человека, который был рядом с ним, а теперь он каплю воды не может получить. Милосердие есть высшая правда, и она предлагается для каждого человека. «Суд без милости не оказавшему милости», — говорит нам сегодня слово Божие (Иак. 2, 13). И раскрывается это уже в муках будущего века.

Праведный Авраам, который отличался на земле именно милосердием, произносит это слово правды. Он говорит: «Между вами и нами утверждена великая пропасть». Не могут желающие перейти оттуда сюда и наоборот. Ни один святой не может придти туда, где находятся в вечных муках нераскаявшиеся грешники. И ни один грешник, какое бы дерзновение и отвагу он ни имел, не может перейти оттуда.

Эта пропасть раскрывает нам ту бездну греха, которая всегда разделяет людей и здесь, и в вечности. Но пока мы здесь, нет никакой пропасти. Нет никаких препятствий для того, чтобы человек мог перейти отсюда — от состояния своего греха — к Богу, на лоно Авраамово. Нет здесь, на земле, ни одного человека, который из грешника не мог бы стать святым через покаяние. Так глубока эта пропасть, и так милосердно Господь дарует ее преодолеть, чтобы мы поняли, глядя уже на не преодолимую ничем пропасть в вечности, что нам дается, и оценили этот дар Божий.

В Евангелии ничего не сказано о молитве Церкви об усопших грешниках. Есть ли для них какая-то надежда в будущей жизни? Эта тайна велика, и она, эта надежда, чуть брезжит в словах Авраама, обращенных к этому жестокому грешнику. «Сыне, вспомни, — по-прежнему называет он его сыном, — что ты получил все доброе в твоей жизни» — в полноте, что может только нечестивый человек получить, до самого предела, а Лазарь получил все злое — все скорби и страдания, какие только могут быть в жизни для праведного человека.

Есть у этого богача на земле пять братьев, которые живут подобно ему. И, может быть, нужно, пока не поздно, предупредить их, чтобы жизнь их изменилась, и они избежали вечных мук. Этим движением своей души жестокий человек как бы свидетельствует, что не до конца еще в нем потеряно все человеческое, что есть в нем еще капля живой воды сострадания к другим людям, и суды Божии предстательством Церкви сокрыты от нас. Как решится участь этого человека, мы не знаем. Но мы должны знать о том, что эти муки настолько страшны, что самый жестокий человек становится перед лицом этих страданий хотя бы немного человеком и научается состраданию и милосердию.

Обратите внимание, он просит послать Лазаря, называя его по имени. Он знает, что его самого туда нельзя отправлять — только святые могут явиться на землю, чтобы исполнить дело Божие. О милосердии и кротости Лазаря он хорошо знал на земле, и теперь как бы рассчитывает на знакомство с этим человеком. Если уж невозможно облегчить здесь, в аду, его участь, то, может быть, можно помочь его близким родственникам. Как пренебрегал он этим знакомством на земле, так необходимо оно ему здесь, сейчас, когда все раскрывается.

Что же отвечает Авраам на его просьбу? «Нет никакой нужды, — говорит он, — посылать Лазаря, потому что если не слушают Моисея и пророков, которые говорят обо всем этом каждый день в Церкви, то если кто из мертвых воскреснет, то не поверят ему». «Нет, — говорит ему богач, — если кто из мертвых воскреснет, тогда они поверят». И Авраам снова говорит ему, что если они слову Божию не верят, то и воскресшего из мертвых не примут.

Так знакомы нам слова, которые говорят иногда неверующие люди: «Вы видели кого-нибудь, кто пришел бы с того света и рассказал нам о рае и об аде? Пусть пришлет Бог нам всех эти людей, и мы уверуем».

Господь показывает, что самое главное в человеке — совесть и правда. Это должно быть живым, прежде всего. Не просто внешнее явление невидимого мира: «Ну и что, что человек умирает не полностью, наука это доказала, мы все это прекрасно знаем» — от этого жизнь не изменится нисколько, наоборот, она станет сплошным адом, потому что мы будем жить так, как нравится нам. Если человек не верит Моисею и пророкам, если не верит заповедям Божиим, если мертва самая главная глубина человека, его душа, то напрасно все остальное. Сколько приходит к нам каждый день этих, можно сказать, мертвых — не просто каких-то людей, а самых достойных и праведных: патриархов, пророков, апостолов! Каждый день приходят они к нам и говорят, что такое жизнь. «Кто из вас обличит Меня в неправде?» — говорит Христос, обращаясь ко всем самым мудрым людям, и Сам приходит к нам и говорит в Своем Евангелии (Ин. 8, 46). Сам Христос воскресший приходит к роду человеческому, и те, кто не верит Моисею и пророкам, кто не принимает жизнь по совести и правде, не могут уверовать во Христа Бога.

Только заповедь Божия, жизнь по совести и правде, по стыду человеческому может привести к Богу. Это тайна жизни. Если человек грубо попирает ее, кто даст ему большее? Кто даст ему узнать Бога и силу Его, могущую воскресить и умерших?

Будем дорожить этим даром и даром Слова Божия, которое дается нам каждый день. Будем каждый день, кто сколько может вместить, обращаться к этому слову жизни, истины, милосердия и правды. Стараться жить так, чтобы сердца нашего коснулась та вечная жизнь, о которой возвещают Моисей и пророки, и все заповеди Божии. Чтобы открылась нам благодать Воскресения Христова, и стало ясно, что это бесконечно больше, чем все остальное, что знает человек.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. О молитве за усопших грешников

У моей знакомой умер сын - задохнулся в гараже от выхлопных газов. Никто не знает, случайно это было, или он намеренно лишил себя жизни. Мать плакала и молилась о нем. И вот, спустя полгода его сестре приснился сон: брат сидит в каком-то унылом, сером месте. Она его спрашивает: "Что ты здесь делаешь?" А он отвечает: "Ничего. Нас здесь много, мы сидим и ждем, когда вы о нас вспомните". То есть они сидят ТАМ и ждут наших молитв. Но не каждая молитва доходит. Откровенно говоря, когда моя знакомая рассказала мне об этом, я была потрясена. Нет времени, нет конца ожиданию того, когда кто-то там, на земле о них вспомнит и искренне помолится. Господи, помилуй нас, грешных, и дай нам силы молиться о усопших так, чтобы наша молитва дала им хотя бы мгновение успокоения!
Алина / 03.11.2014, 16:48

4. Re: «Горе вам, смеющиеся ныне!»

Праведный Авраам прямо и решительно сказал грешному богачу: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лук.16:26). Не следует ли отсюда, что напрасны и молитвы наши за усопших, когда для грешника не возможен там переход из ада в рай, когда оттуда к нам не переходят?.. Нет, не следует, и вот почему: Прежде всего, мы знаем, что Сам Спаситель, по смерти Своей, нисходил душою Своею во ад, яко Бог, чтобы там возвестить победу над грехом и смертью и вывести оттуда ветхозаветных праведников и других, умерших с верою в Него. И потому, если уже был переход из ада в рай, — он, без сомнения, возможен, и возможен особенно стал после того, когда Господь Своею смертью и воскресением разрушил твердыни ада и извел оттуда многих. А невозможен он будет только после всеобщего воскресения и всемирного суда Христова. Потом, кто услышал от Авраама решительный отказ в переходе из ада в рай? Великий грешник, может быть, такой грешник, которому никакая молитва не в состоянии помочь, как не могут помочь и наши молитвы, например, самоубийцам, упорным, нераскаянным еретикам и т.п. Если на небе обителей много (Иоан.14:2), соответственно нравственному состоянию праведников, — то, без сомнения, и в аде есть также свои различные обители, затворы и хранилища душ, тоже в соответствие различному нравственному состоянию грешников. В одних из этих мрачных обителей люди страдают в пламени без всякой надежды на лучшую будущность, как страдают в наших темницах такие преступники, для которых по законам уже невозможно помилование, и которым уже решительно назначена смертная казнь. Но в других обитают люди, хоть и грешные, но умершие с верою и покаянием, как и ветхозаветные праведники, и вот для таких-то людей, как и для ветхозаветных праведников, переход из ада в рай, без сомнения, возможен, и возможен, конечно, не по их каким-нибудь подвигам в жизни загробной, они там невозможны, а, единственно, в силу заслуг Христа Спасителя, и в силу права, дарованного Им Церкви, — права отпускать людям грехи. http://goo.gl/fgDDJk
М.Яблоков / 03.11.2014, 07:53

3. Просьба

Не мог бы отец Александр Шаргунов поделиться своими мыслями об экуменизме и о выступлениях о. Александра Шумского против В.Н. Осипова - см. "Дискуссию" на сайте "Движения Сопротивления Новому Мировому Порядку" ?
А.Б. / 02.11.2014, 23:19

2. Ответ на 1., боеприпас:

...- В последние времена .. да и сейчас есть люди, напоминающие тех защитников. Годы и десятилетия длится их сражение с грехом. Их существование ужасно. Тяжелее всего сражение с отчаянием. Сонмы и сонмы греха собраны на них. Капитуляция немыслима .. из за сути несовместности с грехом. И длится безнадёжная борьба. Поражение неизбежно....Точнее - поражение лишь вопрос времени. --------- Какова же посмертная судьба таких людей?

Очень хочется поддержать Вас и разделить тяжесть Ваших выводов. Осмелюсь предложить небольшую цитату из старого романа : "...поэзия не погибла и гении не исчезли. Да и Маммона не приобрел власти заключать их в оковы или сражать. Придет день, и они заявят о своем существовании, о своем присутствии в нашей жизни, своей свободе и мощи. Могучие ангелы в безопасности Небес, они улыбаются, когда торжествуют низкие душонки, а слабые оплакивают их гибель. Поэзия уничтожена? Гении изгнаны? Нет! Посредственность, не допускай, чтобы зависть внушала тебе подобные мысли! Нет, они не только живы, но и царят, и дарят спасение. Без их Божественного влияния, разлитого повсюду, вы пребывали бы в аду – аду вашего собственного ничтожества!.." Почитайте комментарии на местных сайтах Новороссии - Горловки, Луганска - какие светлые, чудесные люди! Им столько приходится выносить, а они радуются первому снегу, пишут стихи, искренне помогают друг другу - это какой-то первозданный родник русского духа. Все дружно пошли на выборы, хотя догадываются о "подковерной" мерзости некоторых политических событий. "Большая Россия" - нравственный пигмей в сравнении с этим небольшим передовым отрядом нашего народа. Конечно и там - "не без уродов", предательски сбежавших от тягот "защитников", мародеров и пр. Но основная часть - просто Человеки, твердо добивающиеся исполнения своей мечты - Новороссии, стране справедливости, счастливых детей и достойной старости. Нам, скорее всего, следует смиренно попросить их взять под свое крылышко. А уж благородные Ополченцы будут твердой заботливой рукой утверждать эту вековую русскую мечту. Лучше всего какое-то реальное дело, срочно инициировать Референдум об изменении колониального статуса нашей Конституции, изучить имеющийся мировой опыт или придумать самим методы наилучшего самоуправления. Есть же прекрасные ученые и "пробивные" общественники, как уважаемая Л.Рябиченко и многие другие. А иначе зачем небо коптить? Как смотреть в глаза ветеранам? Дорогу осилит идущий. С уважением.
зиф / 02.11.2014, 13:39

1. Re: «Горе вам, смеющиеся ныне!»

Гарнизон Брестской Крепости был обречён изначально. 8 тысяч защитников крепости изначально не имели и тени надежды. Невозможно было не только отстоять крепость, но невозможно было и отступить вместе со своими войсками. ------------ Не надо описывать сверхнапряжение обороны .. и многих попыток прорыва. Чуть не тысяча .. погибли от пуль .. ран .. недостатка воды и еды.. болезней. Около 7 тысяч попали в плен. То есть - в состояние насильственной работы на врага.(( Итого - враг победил..неизбежно. ----------------- В последние времена .. да и сейчас есть люди, напоминающие тех защитников. Годы и десятилетия длится их сражение с грехом. Их существование ужасно. Тяжелее всего сражение с отчаянием. Сонмы и сонмы греха собраны на них. Капитуляция немыслима .. из за сути несовместности с грехом. И длится безнадёжная борьба. Поражение неизбежно....Точнее - поражение лишь вопрос времени. --------- Какова же посмертная судьба таких людей?
боеприпас / 02.11.2014, 03:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06