Президент Белоруссии
Александр Лукашенко поддержал инициативу МВД страны о введении административной ответственности за тунеядство, сообщает
Regions.ru.
«Хотите вернуть понятие "тунеядство" - возвращайте. Это будет понятнее для народа. Не надо ничего доброго, что было в советские времена сделано, отбрасывать, в том числе и терминологию. Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать!» - заявил Лукашенко на совещании по вопросам миграции и занятости.
«Если не хотим межнациональных конфликтов у себя в стране, то надо задействовать белорусских граждан на полную катушку, а не плодить иждивенчество среди своих и привлекать иностранную рабочую силу на так называемую непрестижную работу», - отметил белорусский президент.
Инициатива МВД Белоруссии предполагает в том числе принудительное трудоустройство граждан, которые в определенный период времени умышленно не работают.
Предложения в этой сфере уже не раз высказывались белорусским руководством. В частности, год назад председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович предложил ввести налог на неработающих граждан.
В советское время тунеядство было уголовно наказуемым преступлением. Статья 209 УК РСФСР предусматривала ответственность за разные формы «паразитического» существования: занятие бродяжничеством, попрошайничеством и ведение иного паразитического образа жизни. Под последней формой тунеядства понималось уклонение от общественно полезного труда и проживание на нетрудовые доходы в течение более четырех месяцев подряд или суммарно в течение года. В качестве наказания применялись лишение свободы и исправительные работы.
«Как вы относитесь к инициативе белорусского руководства? Не следует ли России взять ее на вооружение?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, считает, что предложение очень хорошее.
«Правильно делает белорусский президент – нужно заставлять людей трудиться. Меня также радует, что Лукашенко поднимает вопрос о мигрантах. Мне вообще кажется, что нам нужно брать пример с Японии. Любой иностранный специалист, приезжающий туда трудиться, должен зарабатывать больше, чем представители среднего класса. Таким образом, туда приезжают только специалисты высокого класса. Это очень разумный подход. Дай Бог, чтобы и в Россию из разных стран приезжали высококлассные специалисты. Плохо, что пока все наоборот. К нам приезжают люди, которые согласны за небольшую зарплату работать там, где не хотят местные жители. Это очень унизительно. Нужно каждому дать возможность трудиться, причем труд должен быть достойно оплачен. Это нелишне помнить любому руководителю. Нельзя обманывать людей, обещая им одну сумму, а выплачивая другую, гораздо меньшую. К слову сказать, все эти идеи заложены в Социальной концепции РПЦ», - подчеркивает владыка.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что к решению вопроса о тунеядстве нужно подходить очень аккуратно.
«В советское время лучше работали законы, а в наше злоупотреблений значительно больше. В этом и заключается основная проблема. Сейчас такие меры не помогут. К тому же нужно учитывать, что у нас есть определенный уровень безработицы. Часто человек хочет устроиться на работу, но долгое время не может ее найти (я с этим сталкиваюсь постоянно). Даже в столице бывает трудно найти работу по специальности, а уж в провинции тем более. Предлагаемые меры попросту станут насмешкой – работы никакой нет, а мы еще и обвиним человека в тунеядстве. Сейчас, мне кажется, нам нужно решать другую задачу – как возродить российскую глубинку», - подчеркнул священник.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что в Белоруссии совсем другое устроение жизни - республика еще похожа на Советский Союз, и если там большинство граждан поддерживает решения президента, почему бы и не принять закон о борьбе с тунеядством.
«Россия живет иначе, и не все меры, которые действуют там, подойдут для нашей страны. Понятно, что тунеядство - это порок, и государство должно с ним бороться, но не карательными мерами, а социальной политикой. Сейчас в России пока "дикий капитализм", у многих людей разные жизненные обстоятельства, из-за которых они поневоле становятся тунеядцами. В советское время человеку было гарантировано право на труд, и государство полностью обеспечивало каждого: тогда было логичным уголовное преследование за тунеядство. А в современной России это совершенно неприемлемо. С этим бороться надо с помощью создания благоприятного климата для труда. Самый простой способ - все запретить и всех посадить, но это проблемы не решит. Пока у нас капиталистический рынок труда, о каком принудительном трудоустройстве говорить? А в Белоруссии экономика хоть и тоже рыночная, но все же плановая, да и по размеру наши государства совсем разные, и миграционная политика кардинально отличается. Так что сравнивать в этом плане наши государства не стоит», - заключил о. Гермоген.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, согласен с президентом Белоруссии: все, что было хорошего в советское время, можно использовать, и не только закон о тунеядстве.
«Можно вернуть и лечебно-трудовые профилактории. Сегодня мы настолько привыкли к бездомным, что они для нас стали частью городского пейзажа. Ну, копошатся у мусорных контейнеров, и что? Раньше государство брало на себя социальную реабилитацию таких людей. Сейчас Церковь пытается подкармливать их горячими обедами, особенно в зимнее время, открывает для них ночлежки. Но это все капля в море. Даже в небольшом Благовещенске бездомных сотни, и каждую зиму они гибнут десятками – от холода, голода… Наверное, государство должно подумать, как их можно социализировать. Возможно, стоит оказать поддержку общественным организациям. Но тунеядцы – это не только бездомные. Зачастую это люди, которые сознательно выбрали такую жизнь. Многие из них сидят на шее у своих престарелых родителей, которые сами перебиваются с хлеба на квас. А тут еще сынок, который не хочет работать. Я знаком с исследованиями специалистов: если человек в течение четырех лет нигде постоянно не работал, на пятый год происходит деградация личности. Этих людей нужно как-то мотивировать. Священники часто сталкиваются с такой проблемой. Если мы не подумаем, как ее решить, неприятности не заставят себя ждать», - подчеркнул священник.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, считает, что распространения тунеядства можно избежать, повышая уровень образования и предоставляя рабочие места.
«А в России трудоустроиться сейчас очень трудно, - как, собственно, и раньше было. Нужно заинтересовывать молодых специалистов получать высококачественное образование. А сделать это можно только если потом государство гарантирует им трудоустройство. Раньше молодые люди по окончании вузов обязательно получали работу. Сейчас выпускник получает диплом и думает, чем же ему заняться. И, к сожалению, сплошь и рядом не находит ничего лучшего, чем кричать: "свободная касса". Если не ошибаюсь, сейчас у нас только выпускники медицинских вузов получают распределение. Бороться с тунеядством можно двумя способами: либо вводить налог на неработающих людей, либо заставлять таковых работать. А если заставлять работать, то кем? Если человеку не по душе какое-либо занятие, из него выйдет плохой работник. Людей нужно заинтересовывать, и в первую очередь молодых специалистов. Если мы сможем сделать это за ближайшие 15-20 лет, от тунеядства останутся лишь воспоминания», - заключил он.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что инициатива президента Белоруссии очень интересна.
«Наверное, в такой небольшой стране ее можно претворить в жизнь. А в России, с нашими обширными территориями и большим количеством населения, наверное, для этого не хватит надзорных органов. Но мне кажется, нечто подобное необходимо сделать и у нас. Не обязательно применять к тунеядцам уголовные статьи, но таких людей не помешало бы ставить на учет - например, в полиции. Такой человек может представлять опасность для общества, быть наркоманом, или, скажем, вором. Но вместе с этим необходимо предлагать людям возможность трудоустроиться в соответствии с имеющимися у них навыками и получать не самую нищенскую зарплату. Человек должен иметь возможность жить, а не выживать», - заключил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что введение трудовой повинности (а иначе это не назвать) – дело непростое.
«А как быть с домохозяйками, у которых мужья хорошо зарабатывают? Разве человек не имеет права освободить свою жену от работы? Думаю, имеет. Живут люди по-разному: нельзя ровнять всех под одну гребенку. Возможно, для неработающих стоило бы ввести специальный налог, как был в
СССР налог на бездетных. Ведь растить детей значит приносить пользу обществу. Так и про работающих граждан – от них есть польза, а от неработающих, скажем, нет. Но насильно устраивать на работу и облагать штрафами - это неправильно. Я был бы не против ужесточения миграционного законодательства - в том числе и введения стимулирующих выплат нашим местным жителям, которые устраиваются на работу, например, в строительстве. А то зачастую строительные фирмы не принимают русских рабочих, и 90% там таджиков и узбеков. Приходит русский мужичок, чтобы устроиться каменщиком или плотником, а его не берут, потому что он просто не сможет общаться с этими работниками, - или учи тогда таджикский язык. Это же абсурд! Так что надо стимулировать наших местных жителей, чтобы они шли работать на те самые "непрестижные" специальности», - подчеркнул батюшка.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что Белоруссия, конечно, дружественная России страна, но живут там совсем по-иному: нам не стоит их ни критиковать, ни копировать.
«Подавляющее большинство белорусов, кстати, поддерживают своего президента, считают, что страна идет верным курсом, и голоса, которые они отдают на выборах за Александра Лукашенко - голоса честные. Так что мы можем быть не согласны с их мнением, но нас никто не спрашивает. Мы должны исходить из принципов обычного права, а оно не заставляет никого трудиться. Общество в лице государства может принуждать людей оставить антисоциальный образ жизни, а вот каким образом они получают средства к существованию – мама и папа помогают или в кубышке накопленные средства – это их дело. Обычные правовые принципы не предусматривают того, чтобы общество интересовалось источниками чужих доходов. Так что при советской власти закон о тунеядстве шел вразрез с общепринятыми нормами. В нашей стране много неприятностей на социальном уровне. Если кто мочится человек на газонах или в пьяном ли виде шляется по улицам – его надо наказывать не за тунеядство, а за асоциальное поведение. Здесь общество будет в своем праве. Если оно такому человеку может предоставить возможность реабилитации и возвращения к нормальной жизни, то вправе и принуждать его прекратить антисоциальный образ жизни – пьянство, бродяжничество и так далее», - подчеркнул о. Макарий.