«Непрестанная молитва - неотъемлемая часть духа христианского»

Открылись VIII Феофановские чтения, проходящие в преддверии 200-летнего юбилея святителя Феофана Затворника

0
214
Время на чтение 6 минут
Вчера, 22 октября, в Издательском совете Русской Православной Церкви открылись VIII Феофановские чтения, сообщает пресс-служба организаторов мероприятия. 23-24 октября участники чтений продолжат работу в Успенском Вышенском монастыре.

Перед началом чтений в домовом храме прп. Иосифа Волоцкого Издательского совета Русской Православной Церкви был отслужен молебен. На открытии мероприятия выступил митрополит Калужский и Боровский Климент. Его слово было посвящено богословским аспектам учения о молитве святителя Феофана, Затворника Вышенского. Владыка напомнил, что VIII Феофановские чтения проводятся в преддверии 200-летнего юбилея великого христианского подвижника. Эта дата будет отмечаться в 2015 году. 

«Предстоящий юбилей — не только торжественное и радостное событие, которое свидетельствует о значении личности святителя Феофана, как учителя нашей Церкви, но и замечательный повод задуматься о том, что составляет сердцевину его учения, что нам нужно усвоить в первую очередь, в наше столь непростое, полное искушений и скорбей время, - заявил владыка. - Безусловно, в центре внимания святителя — и это прослеживается во всем его творчестве — стоит христианская жизнь, понимаемая как подвиг воссоединения со Спасителем, разрыв с Которым вызван уклонением от Евангельских заповедей, укоренившимся в людях грехом, всецелой преданностью миру с его страстями и удовольствиями. Но и в этом систематическом описании основ христианской жизни, которое содержится, прежде всего, в таких фундаментальных трудах святителя, как "Путь ко спасению" и "Начертание христианского нравоучения", есть главные, определяющие положения, без следования которым путь к Богу закрыт». 

«Так, одним из важнейших моментов, связанных с пробуждением человека от греховного сна, является, вслед за решимостью встать на путь исправления, покаянный призыв к Богу за помощью и поддержкой, - отметил митрополит. - У святителя Феофана выражение этого призыва — молитва, осознаваемая и как средство обращения к Богу, и как одна из самостоятельных целей христианской жизни (потому что молитва есть Богообщение, а ее высшая степень у совершенных подвижников — так называемое действительное Богообщение, непосредственно связанное с Боговедением). Сама горячая ревность о спасении души пробуждается не без участия молитвы. "Никто не думай сам собою родить такую силу жизни, — пишет святитель, — об ней должно молиться и быть готовым приять ее"».

«"Непрестанно молитесь", — заповедует всем христианам святой апостол Павел (1 Сол., 5, 17). Как бы подчеркивая именно этот характер молитвы, которая в идеале должна сопровождать жизнь христианина везде, при любых обстоятельствах, и всякую минуту, святитель Феофан дает ей определение: "Молитва есть возношение ума и сердца к Богу", сравнивая ее при этом с дыханием, но дыханием духовным: "Как в дыхании расширяются легкие и тем привлекают животворные стихии воздуха, так и в молитве раскрываются глубины нашего сердца. <…> И как там кислород, принятый в дыхании через кровь, расходится за тем по всему телу и оживляет его, так и здесь принятое от Бога входит внутрь нас и оживотворяет там все". Отметим, - продолжил владыка, - что, сопоставляя молитву с одной из функций человеческого организма, и притом такой, без которой человек не может жить, святитель вовсе не говорит метафорами. Как и дыхание, молитва одна из функций человека, неразвитая в особенности у тех, кто не усиливается подчинять свою физическую природу духовной. В этом смысле, применительно к человеку, учение о молитве выступает едва ли не как самая важная часть христианской антропологии. "Дух легче развивается, нежели душа, и прежде ее обнаруживает свою силу и деятельность. К нему относятся страх Божий (в соответствие разуму), совесть (в соответствие воле) и молитва (в соответствие чувству). Страх Божий рождает молитву и освежает совесть". Таким образом, где нет молитвы, там духовная жизнь человека останавливается».

«В одном из своих неопубликованных работ святитель Феофан объясняет, что значит постоянная молитва: "Молиться… всегда и непрестанно не то значит, чтобы всегда читать псалмы или написанные молитвы, и кланяться, ибо сие невозможное есть дело, потому что всякому христианину надобно, по званию своему, делать свое дело, а также и утружденная плоть требует упокоения, сна и прочего. Но значит то, чтобы часто, при всяком начинании и деле, возводить к Богу ум, сердце и воздыхание, и просить этим у него милости, помощи и защищения". В другом месте, — в толковании на уже упоминавшийся стих из первого Послания к Солунянам, он еще более заостряет наше внимание на непрестанности молитвенного делания — и опять в антропологическом плане: "Видно, что непрестанная молитва есть не случайное предписание, а неотъемлемая часть духа христианского. Жизнь христианина, по апостолу, сокровенна со Христом в Боге (Кол. 3, 3). В Боге и пребывать ему неотлучно должно вниманием и чувством, что и есть непрестанная молитва". В рассуждении о возможности молиться непрестанно святитель формулирует мысль святых отцов о том, что это так потому, что у всякой молитвы — Божественный источник и Божественное основание. Действительно, - отметил митрополит, - истинная молитва не может быть без действия Духа Святого. Говоря об этом, он уподобляет это благодатное действие зажженному фимиаму, от которого, как дым от каждения, происходит наше сердечное воздыхание, и так строится истинная молитва, приближающая нас к Престолу благодати. Но и более того — поскольку христианин есть храм Божий, то Дух Святой живет в нем и молится о нем, и учит его молиться».

«Молитва, - продолжил владыка, - одна из главных составляющих жизни человека, сообщается ему от Господа. Этот открытый для нас путь Богопознания — одно из проявлений синергии, соработничества Богу, к которому Он призывает каждого из нас. Святитель Феофан так говорит о сущности молитвы: "Дело: стать умом в сердце пред лицем Господа и говорить Ему молитву". Вслед за отцами Церкви, он понимает высшие степени молитвенного делания, как путь к максимально возможному для человека богословскому знанию, находящемуся за пределами человеческого разума».

«Как пишет один из авторов подробной характеристики его творчества, - рассказывает владыка, - данной в 1890 году по случаю присуждении святителю степени доктора богословия Санкт-Петербургской духовной академии, епископ Феофан "рассматривает высшее духовное бытие как предмет непосредственного сознания. По его суждению, только последним путем возможно убедиться в богословских истинах; рассудочное же, дискурсивное знание может дать лишь предположительность, вероятность. Такая точка зрения на предмет отличает Преосвященного Феофана от обычных систематизаторов богословского учения. Преосвященный Феофан есть <…> глубоко верный выразитель начал православного нравоучения, придавший своей нравственной системе оригинальный и притом психологический характер"».

Завершая свое выступление, владыка коснулся работы над научным изданием Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, которые проводились Научно-редакционным советом по его подготовке на протяжении последних четырех лет.

«В настоящее время в завершающий этап вступила подготовка Полного собрания творений, - отметил он. - Текстологической группой Научно-редакционного совета производится выявление канонического текста, редакций и вариантов переводов и переложений святителя Феофана, составляющих вторую серию многотомника — "Переводы". Переводы, сделанные святителем, сопоставляются с оригиналами, что особенно важно, в частности, при работе с Русским Добротолюбием. Среди текстов, подготовленных еще ранее, в 2014 году, следует отметить "Толкование на Послание святого апостола Павла к Колоссянам", "О Послании к Евреям святого апостола Павла", из переводов — "Слова подвижнические преподобного Симеона Нового Богослова. Выпуски 1 и 2", "Древний Патерик", "Древние иноческие уставы", "Добротолюбие. Том 2"».

«Особо необходимо выделить не публиковавшиеся ранее творения и переводы святителя, прошедшие подготовку в последние месяцы. Эта работа включала в себя полную текстологическую расшифровку архивных рукописей, среди которых – труд святителя "О Церкви", его "Лекции по церковному законоведению", переводы "Бесед преподобного аввы Дорофея", "Похвального слова великомученику Пантелеимону" Никиты Пафлагона, "Лествицы, истолкованной или перифразированной Афанасием Критянином", "Слов аввы Исаии", "Слов блаженного Симеона Метафраста", целого ряда фрагментов святоотеческих творений. Завершен первый том Летописи жизни и творений святителя Феофана в котором, с использованием широкого круга не публиковавшихся ранее архивных источников, представлено более 1000 новых фактов его биографии и творческой деятельности за период с 1815 по 1859 г., до поставления на Тамбовскую архиерейскую кафедру. Объем первого тома Летописи — почти 44 авторских листа. Всего предполагается выпустить 5 томов этого издания», - заключил митрополит Климент.

На пленарном заседании с докладами также выступили митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий и епископ Касимовский и Сасовский Дионисий. Игумен Лука (Степанов) прочитал доклад митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина «Святитель Феофан Затворник как наставник монашествующих».

После этого состоялась работа по секциям: «Святитель Феофан Затворник: жизнь, подвиг и богословское наследие» и «Святитель Феофан затворник в отечественной духовной и светской культуре. Новые архивные исследования». Все доклады и сообщения будут опубликованы на сайте Феофаника.ru.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06