Вчера, 21 октября, в Минске состоялось заседание Совета Министров Союзного государства, сообщает
пресс-служба Правительства России.
На встрече обсуждались различные вопросы российско-белорусского взаимодействия.
Дмитрий Медведев заявил, что со следующего года в связи с запуском Евразийского экономического союза отношения России и Белоруссии получают новое измерение.
«10 октября здесь, в Минске,
главы государств заявили, что ратификация договора о союзе завершена парламентами всех трёх стран, и мы переходим к новому этапу интеграции – обеспечению так называемых четырёх свобод: товары, услуги, капитал и рабочая сила, - напомнил глава российского правительства. - При этом, как мы и договаривались с белорусскими друзьями, и сегодня мы это обсуждали с президентом Республики Беларусь, формат Союзного государства не исчезает, а, наоборот, последовательно укрепляется. В практическом плане это означает, что взаимодействие Постоянного комитета с Евразийской экономической комиссией нам необходимо расширить, тем более что в рамках Союзного государства (и это традиционное заявление для наших встреч на таком уровне) нам всё-таки удалось продвинуться вперёд в целом ряде областей по отношению к тому, что у нас есть сегодня в Евразийском экономическом сообществе, и, соответственно, наступающем союзе, но и даже имея в виду некоторые планы, которые у нас существуют в этом Евразийском экономическом союзе».
Дмитрий Медведев отметил, что в минувшем году произошло некоторое снижение объёма двустороннего товарооборота. «Здесь причины разные, включая и ситуацию в мировой экономике, и ситуацию в наших национальных экономиках, и всякого рода внешние факторы, которые давят на экономическое развитие», - подчеркнул он.
«Мы неоднократно говорили, что возможности для улучшения баланса нашей торговли имеются, в том числе за счёт расширения поставок продовольственных товаров на российский рынок, что сегодня вполне актуально, за счёт дальнейшего снижения административных барьеров, укрепления торгово-экономических связей между нашими регионами и поддержки совместных проектов», - рассказал глава российского правительства.
«Несколько слов – о проекте бюджета на следующий год. Считаю важным, что в текущей ситуации, мягко говоря, непростой финансово-экономической ситуации, мы сохранили его объём в размере почти 5 млрд. рублей. Значительная часть этих средств предусмотрена для финансирования союзных программ и мероприятий в ключевых сферах нашего взаимодействия: это и энергетика, и строительство, и транспорт, и сельское хозяйство – всего таких проектов около 40», - отметил он.
Далее выступил премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович. «Полагаю, что нам всё-таки надо было бы ещё раз вернуться к вопросам формирования единой промышленной политики импортозамещения, - рассказал он. - Данные вопросы были в определённой степени рассмотрены группой высокого уровня. Мы разделяем те подходы, которые были обозначены группой. Действительно, геополитические реалии явно подтверждают актуальность и необходимость ещё более широкого рассмотрения и ускоренного продвижения вперёд».
«Речь идёт о том, чтобы создавать совместные конкурентоспособные компании в машиностроении, нефтехимии, волоконной отрасли, микроэлектронике, фармацевтике и многих других сферах», - пояснил глава белорусского правительства.
«Сегодня российскому бизнесу в Белоруссии принадлежит 2706 компаний, - отметил он. - Это каждое третье совместное предприятие с иностранными инвестициями в Белоруссии, причём данный сектор динамично развивается. Достаточно сказать, что только за полтора последних года число наших совместных компаний приросло практически на 200 субъектов хозяйствования, или больше чем на 15%, то есть динамика достаточно хорошая. Согласно международной статистической методике, в первом полугодии из России в Беларусь пришло 3,6 млрд. долларов инвестиций, в том числе 3 млрд. прямых; из Белоруссии в Россию за этот период поступил 1 млрд. долларов инвестиций, в том числе 900 млн. – прямые. Это говорит о том, что мы не стоим на месте, действительно развиваются совместные предприятия, и решения Совета министров Союзного государства создают соответствующую правовую и политическую основу для активного развития этого направления. Действительно, это прообраз транснациональных корпораций, то есть то, к чему надо стремиться».
«Второе предложение касается того, что нам следовало бы совершенствовать работу по долгосрочному прогнозированию, то есть переходить от отдельных проектов, годовых наших прогнозов к средне- и долгосрочным документам, - предложил Мясникович. - Это, на наш взгляд, позволит выстраивать перспективную совместную промышленную и энергетическую политику и даст целевые ориентиры бизнесу двух стран для инвестиционных решений».
Он также предложил в российско-белорусской торговле шире использовать в расчётах российский рубль.
Далее состоялась пресс-конференция Дмитрия Медведева и Михаила Мясниковича.
Глава российского правительства заявил, что у Союзного государства есть свой ресурс, заключающийся в том, чтобы показывать основной интеграционный потенциал, который существует между Россией и Беларусью. «Если в какой-то момент эти потенциалы, например, с Евразийским экономическим союзом полностью выровняются, значит, будет достигнута другая точка интеграции, тогда мы перейдём на другой этап отношений. Но пока это в силу понятных причин ещё, мне кажется, не очень близкая ситуация, поэтому будем развивать наше Союзное государство», - заверил он.
Приглашенными журналистами была затронута тема роста промышленного производства, в том числе, в рамках Союзного государства.
«В первую очередь мы стремимся к тому, чтобы снять все ограничения во взаимной торговле, - заявил Мясникович. - Нельзя сказать, что они являются сегодня какими-то доминирующими, но факты их присутствия имеются, и они проявляются, может быть, не столько на уровне правительств, сколько в рамках взаимоотношений между нашими компаниями. А для того чтобы это было нам надо иметь совместные акционерные общества, совместные компании, которые уже будут действительно позиционировать себя достаточно уверенно на рынках России и Белоруссии, нашего Евразийского союза, а также и в дальнем зарубежье. То есть нам надо объединять промышленный, финансовый, торговый капитал, для того чтобы активно работать и на экспорт. И я очень рад, что у нас есть полное понимание с Дмитрием Анатольевичем о подходах в решении этих вопросов».
Дмитрий Медведев дополнил своего коллегу, отметив, что в последнее время замедлился рост промышленного производства. «Именно это является стимулом к тому, чтобы нам согласовывать и нашу промышленную политику, - сказал он. - У нас, кстати, в Российской Федерации сейчас обсуждается законопроект о промышленной политике, надеюсь, он может применяться и к выстраиванию совместных проектов с участием Республики Беларусь, и это возможность скоординировать подходы к структурной политике и промышленной политике».
«Согласен в отношении того, что нужно снимать имеющиеся ограничения, тем более что мы живём теперь не только в Таможенном союзе, но и в ближайшее время начнёт свою работу и наш Евразийский экономический союз. Это тоже даёт возможность лучше согласовывать совместные проекты», - сказал глава российского правительства.
«И в будущем, вдолгую, что называется, нам нужно выстраивать взаимные валютные позиции, тем более что это, кстати сказать, одна из целей нашего Союзного государства. Что я имею в виду? Ровно то, о чём было сказано моим коллегой: это и возможности формирования валютных свопов, открытых, соответственно, в национальных валютах, и возможности более активного использования российского рубля в качестве платёжного средства, и, наконец, просто улучшение торгового баланса за счёт более активного использования национальных валют в качестве средства расчётов, для того чтобы не уходить в валюты третьих стран и не терять на этом дополнительные деньги», - пояснил Дмитрий Медведев.
Следующий вопрос касался ряда приоритетных инвестиционных проектов – это объединение МАЗа и КамАЗа, и сложной ситуации с «Гродно Азота».
Михаил Мясникович отметил, что эти проекты были выбраны неслучайно. «Они являются наиболее сложными и требуют действительно внимания со стороны правительств, - уверен он. - У нас без малого 3 тыс. в Белоруссии компаний с российским капиталом, они создавались и сегодня функционируют… Я приводил в своём вступительном слове цифры, что за последние полтора года рост составил около 15%, то есть ещё где-то 200 компаний приросло. Вот здесь мы говорим о том, что имеются, созданы, первое, соответствующие условия, для того чтобы этих компаний совместных было больше – как российско-белорусских, так и чисто российских в Белоруссии. Аналогично в Российской Федерации. Но есть большие системообразующие, градообразующие проекты, которые действительно непросто реализовать, будем говорить так, с чистого листа, или greenfield, как мы говорим, проекты. И в этом плане вот эти пять проектов, о которых мы говорим, а сегодня мы добавили ещё один в области химических нитей и волокон проект для совместного обсуждения, они действительно требуют очень внимательного отношения и принятия соответствующих правительственных решений».
Он отметил, что белорусская сторона не останавливается в развитии этих предприятий, но реализует подготовительные и первоочередные мероприятия по созданию этих проектов за счёт возможностей Белоруссии. «То есть мы, таким образом, капитально не отстанем в развитии этих достаточно важных проектов, - заверил Мясникович. - Безусловно, они требуют и принятия решений инвесторов, а, как правило, это будут частные инвестиции, то есть инвестиции частных компаний со стороны Российской Федерации, где-то компаний, которые имеют долю государства, – например, в космической тематике. Но мы оптимистично смотрим на развитие процесса, хотя он непростой, начиная от оценки, от доли в акционерном капитале, до механизмов дальнейшего функционирования. Не просто торопиться и подписать, а надо серьёзно продумать, как же будет обеспечиваться успешная работа этой совместной кампании».
В свою очередь, Дмитрий Медведев добавил, что «действительно по нескольким проектам мы находимся в шаге от принятия окончательного решения и подписания, но конечное решение должна принять белорусская сторона, потому что это решение о приватизации».
«Мы считаем, что это, безусловно, в интересах самой Республики Беларусь, и если наши партнёры хотят это сделать, это можно будет сделать до конца года. Если по каким-то причинам это не состоится, значит, будем смотреть на перспективы сотрудничества. Хотя по понятным причинам у каждого инновационного и, тем более, инвестиционного проекта есть свой период, в течение которого он является интересным. Ну а за рамками этого периода будем как-то, так сказать, уже двигаться по другим направлениям. Поэтому я считаю, что пора определяться», - заключил глава российского правительства.
По итогам заседания Совета Министров Союзного государства были подписаны следующие документы:
1. Постановление «Об итогах торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в 2013 году и первом полугодии 2014 года».
2. Постановление «Об основных параметрах проекта бюджета Союзного Государства на 2015 год».
3. Постановление «О проекте Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2015 год"».
4. Постановление «О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2014 год"».
5. Постановление «О проекте Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства"».
6. Постановление «О проекте Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства
на среднесрочную перспективу (2014–2017 годы)».
7. Постановление «О прогнозных балансах спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2014 год».
8. Постановление «Об индикативных балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2014 год».
9. Постановление «Об индикативных балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2015 год».
10. Постановление «О ходе выполнения Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2014–2015 годы».
11. Резолюция «О проекте Плана мероприятий по формированию и реализации единой структурной промышленной политики в рамках Союзного государства».
12. Резолюция «О ходе выполнения Плана мероприятий по формированию и функционированию объединённой транспортной системы Союзного государства на 2013–2015 годы».
13. Резолюция «Об итогах выполнения Плана мероприятий Союзного государства на 2013 год по реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011–2015 годы».
14. Постановление «О Плане мероприятий Союзного государства на 2014 год по реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011–2015 годы».
15. Постановление «О Плане мероприятий Союзного государства на 2015 год по реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011–2015 годы».
16. Постановление «О Плане совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации в 2015 году».
17. Постановление «О Плане совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства в 2015 году».
18. Постановление «О ходе реализации Плана мероприятий по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в Союзном государстве на 2013–2015 годы».
19. Резолюция «О ходе работы по реализации Основных направлений формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства и Перечне приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства».
20. Постановление «О ходе работы по формированию единого миграционного пространства».
21. Постановление «Об итогах выполнения программы Союзного государства "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации"» на 2008–2012 годы.
22. Постановление «Об итогах реализации научно-технической программы Союзного государства "Современные технологии и оборудование для производства новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей на 2008–2011 годы" шифр «Композит».
23. Постановление «Об итогах выполнения научно-технической программы Союзного государства "Повышение эффективности пищевых производств за счёт переработки их отходов на основе прогрессивных технологий и техники" на 2010–2012 годы».
24. Постановление «Об итогах реализации научно-технической программы Союзного государства "Разработка перспективных ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и оборудования для производства биологически полноценных комбикормов" на 2011–2013 годы».
25. Постановление «Об итогах выполнения научно-технической программы Союзного государства "Разработка технологий и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и пищевых продуктов на основе лактоферрина человека, получаемого из молока животных-продуцентов" ("БелРосТрансген-2") на 2009–2013 годы».
26. Постановление «О научно-технической программе Союзного государства "Исследования и разработка высокопроизводительных информационно-вычислительных технологий для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства" ("СКИФ-НЕДРА")».
27. Постановление «О внесении изменений и дополнений в программу "Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012–2016 годов"».
28. Постановление «Об имуществе, созданном и (или) приобретённом за счёт средств бюджета Союзного государства, и о приостановлении действия отдельных постановлений Совета Министров Союзного государства».
29. Резолюция «Об итогах деятельности Телерадиовещательной организации Союзного государства за 2012 и 2013 годы».
30. Постановление «О внесении изменения в Положение о премиях Союзного государства в области литературы и искусства».
31. Резолюция «О проведении согласованной политики в сфере охраны труда в рамках реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011–2015 годы».
32. Постановление «О председателе и сопредседателе Пограничного комитета Союзного государства».
33. Постановление «О порядке оплаты труда должностных лиц Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России».
34. Резолюция «О ходе выполнения решений органов Союзного государства».
35. Постановление «Об Основных вопросах к заседаниям Совета Министров Союзного государства на 2015 год и проекте повестки очередного заседания Совета Министров Союзного государства».