16 октября 2014 года агентство ТАСС со ссылкой на генерального директора Северного проектно-конструкторского бюро Владимира Спиридопуло распространило сенсационное сообщение: «После завершения модернизации российского тяжелого атомного крейсера "Адмирал Нахимов" он станет самым мощным кораблём в мире». Модернизация крейсера началась в 2012 году, а в боевой состав российского флота обновлённый корабль должен войти не позднее 2018 года, сообщают СМИ. «Это будет корабль, который далеко превзойдет по своим боевым возможностям находящийся в строю тяжелый атомный крейсер "Петр Великий" и будет нести службу еще 30-40 лет» - заявил Спиридопуло.
«Адмирал Нахимов» (до 1992 г.- «Калинин») - один из четырёх тяжёлых атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», построенных в Питере, на Балтийском заводе в 1973-1989 годах. Помимо «Нахимова» было построено еще три крейсера: «Адмирал Лазарев» (до 1992 г.- «Фрунзе»), «Адмирал Ушаков» (до 1992 г. – «Киров») и «Пётр Великий» (изначально именовался «Куйбышев», потом – «Юрий Андропов»).
«Пётр Великий» по сей день служит на Северном флоте, являясь неформальным флагманом российского ВМФ и самым тяжеловооружённым надводным кораблём в мире. Остальные крейсера, выведенные из боевого состава в «лихие девяностые», уже 15 лет находятся на консервации. Но вот теперь, похоже, все они будут возвращены в строй в новой ипостаси тяжеловооружённых платформ-носителей дальнобойного высокоточного оружия.
Такое оружие считается главной ударной силой войн т.н. «шестого поколения». До последнего времени его монопольным владельцем Вашингтон считал себя и своих союзников по НАТО, чем очень гордился. В погоне за превосходством в этой области Пентагон в середине 80-х годов прошлого века даже расконсервировал и модернизировал под носители крылатых ракет большой дальности (КРБД) линкоры типа «Айова» времён второй мировой войны».
Поясню для неспециалистов: в рамках современной западной теории военного искусства каждое поколение войн отличается от предыдущего «революцией в военном деле», т.е. качественным скачком в развитии вооружений и способах применения нового оружия. Так, войны первого поколения велись в древности исключительно холодным оружием, войны второго – уже с применением гладкоствольного огнестрельного. Третье поколение войн началось после массового внедрения нарезного многозарядного оружия, четвёртое – после появления бронетанковой техники, боевой авиации и дальнобойной артиллерии, пятое ознаменовалось развитием ракетостроения и ядерного оружия. И вот сегодня, в соответствии с этой теорией, мир вступил в эпоху войн шестого поколения, которые ведутся дальнобойным высокоточным оружием в обычном, неядерном снаряжении. Такое чудо-оружие позволяет его обладателю гарантированно уничтожать любое количество стратегических военных и гражданских целей, в то же время не вступая в боевое соприкосновение с вооружёнными силами противника и не рискуя спровоцировать глобальный ядерный конфликт.
На основании войн США в Югославии (1999) и Ираке (2003), в которых США применили более 2 000 высокоточных крылатых ракет «Томагавк», некоторые западные эксперты оценивают совокупную боевую мощь такого оружия, находящегося на вооружении стран НАТО, как эквивалентную 500-1000 единицам стратегических ядерных боеприпасов.
И вот сегодня монополия Вашингтона на ведение войн «шестого поколения» рухнула!
Ещё два года назад, в декабре 2012-го года, главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков заявил: «К 2020-му году основу группировки сил стратегического неядерного сдерживания российского флота, оснащенных высокоточным оружием большой дальности, составят атомные подводные крейсера проекта 885М, модернизированные атомные подводные крейсера проекта 949М и тяжёлые атомные ракетные крейсера (ТАКР) проекта 11442». По словам адмирала, каждый такой ТАКР после модернизации сможет нести до 80 единиц высокоточного ракетного оружия.
Российские силы стратегического неядерного сдерживания (СНС) – это и есть наш аналог американской группировки, созданной Вашингтоном для ведения войн «шестого поколения». Помимо тех сил, о которых адмирал Чирков говорил ещё в 2012 году, сегодня уже ясно, что этот потенциал в ближайшие годы будет дополнен бригадой подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» с крылатыми ракетами большой дальности на Чёрном море, соединением малых ракетных кораблей типа «Буян-М» на Каспии и кораблями, входящими в оперативную эскадру России на Средиземноморье. Притом особая важность морского компонента сил СНС обусловлена тем, что их наземную составляющую нам, как, впрочем, и американцам, запрещено развёртывать в соответствии с Договором о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) от 1987-го года.
Давайте же посчитаем, каков будет боевой потенциал перспективной российской группировки сил СНС. Сделать это точно, конечно, невозможно из-за того, что её реальный состав, так же как количество и номенклатура вооружения являются государственной тайной. Но приблизительный подсчёт на основании открытых данных, опубликованных в СМИ, произвести несложно. Итак, к 2020-му году в состав военно-морского флота России должны войти следующие носители КРБД:
Четыре ТАКР проекта 1144 типа «Орлан» с 80-тью КРБД на борту у каждого;
Восемь АПЛ проекта 885М типа «Ясень» с 32-мя КРБД на каждой;
Восемь АПЛ проекта 949М «Гранит». В обычном, немодернизированном варианте, этот атомный подводный крейсер несёт 24 противокорабельные ракеты П-700 «Гранит», весом более семи тонн каждая. Новые КРБД, которыми будут переоснащаться эти лодки, как минимум в три раза легче. Кроме того, конструктивные особенности 949 проекта предусматривают огромный запас плавучести, то есть дополнительных объёмов пространства между прочным и лёгким корпусом, которые можно использовать для размещения дополнительного вооружения. Так что в модернизированном варианте количество ракет может увеличиться как минимум вчетверо (и это, кстати, не предел, американцы в ходе модернизации установили на свои АПЛ «Огайо» по 154 КРБД «Томагавк», запихнув в каждую из 22-х шахт, ранее использовавшихся для пуска стратегических баллистических ракет, по семь крылатых «Томагавков»);
Шесть модернизированных «Варшавянок» проекта 636.3 на Чёрном море. Боезапас каждой из них составляет 16 единиц оружия (торпед или ракет, их количественное сочетание будет зависеть от боевого задания каждой конкретной ПЛ).
Девять малых ракетных кораблей серии «Буян М» на Каспии, по восемь КРБД на каждом.
Таким образом, суммарно на этих носителях к 2020-му году может быть развёрнуто до 1500 единиц высокоточного дальнобойного оружия. На вопрос
Путина про дальность таких ракет командующий Черноморского флота адмирал Витко недавно скромно ответил:
«Более полутора тысяч километров». Однако, имея в виду, что дальность КРБД предыдущего поколения – например, ракеты Х-55, которая уже давно стоит на вооружении стратегической авиации РФ – достигает 3 000 километров, можно предположить, что и новые корабельные ракеты полетят как минимум на ту же дальность, а скорее всего, ещё дальше.
Конечно, у США и в 2020-м году таких ракет будет всё-таки намного больше, чем у нас. Они не зря давно копят запас этого оружия и сейчас могут размещать свои «Томагавки» на более чем сотне разнообразных морских носителей.
На 23-х АПЛ типа «Лос-Анджелес», по 12 КРБД на каждой;
На 4-х АПЛ типа «Огайо», бывших стратегических ракетоносцах, специально модернизированных под КРБД, по 154 ракеты на каждой;
На 9-ти АПЛ типа «Вирджиния», по 12 ракет на каждой;
На 61-м эсминце типа«Арли Бёрк». В универсальном варианте вооружения этот корабль несет 8 «Томагавков», в ударном - 56;
На 22-х ракетных крейсерах типа «Ticonderoga», типовая загрузка - 26 КР «Томагавк»;
Кроме того, после 2016 года запланирован спуск на воду ещё 2-х новых эсминцев типа DDG-1000 каждый из которых сможет нести до 80 КРБД.
Таким образом, развёрнутая Вашингтоном группировка может одновременно нести более 4 000 единиц КРБД, способных поражать цели на дальностях до 2 500 километров.
И всё же, несмотря ни на что – к 2020-му году российская группировка сил СНС в Европе по своей боевой устойчивости и своим боевым возможностям превзойдёт совокупный потенциал стран НАТО. При этом не втягиваясь, как недавно заявил президент Путин, в гонку вооружений с Вашингтоном и не стремясь к количественному паритету со странами Запада.
Секрет этого мнимого противоречия прост. Соединённые Штаты Америки, обладая колоссальной военной мощью и кратным количественным превосходством над любым противником в КРБД, являющихся ядром сил СНС, в то же время взвалили на себя неподъёмную ношу мирового жандарма, и вынуждены, как масло по бутерброду, «размазывать» своей военный потенциал равномерным слоем едва ли не по всей поверхности земного шара. Причём сложившаяся сегодня геополитическая ситуация радикально ограничивает Вашингтон в свободе манёвра этими силами.
Так, например, растущая военная мощь Китая исключает возможность наращивания евроатлантической группировки сил США за счёт ослабления потенциала на тихоокеанском театре военных действий (ТВД). В свою очередь, пылающий Ближний и Средний Восток, с его «дугой нестабильности» от Туниса до Пакистана, отвлекает значительную часть натовских сил с европейского ТВД. А нарастание антиамериканских настроений в странах Латинской Америки впервые за 200 лет создаёт там для Вашингтона серьёзные геополитические и военно-стратегические проблемы. Ну, и т.д. и т.п…
Кроме того, американские корабли вооружены ракетами «Томагавк» предыдущего поколения, которые были приняты на вооружение более тридцати лет назад, в 1983-м году. Глубокая модернизация, а тем более замена этого многотысячного арсенала на новые ракеты потребует гигантских расходов, которые сегодня неподъёмны для Пентагона, вынужденного под напором мирового кризиса сокращать свой бюджет.
В то же время Россия, не повторяя геополитических ошибок
СССР, сегодня не «размазывает» свой военный потенциал по всей планете, а сосредотачивает его мощь в ключевом для нас евразийском регионе, с особым акцентом на европейский ТВД. И эта создаваемая в Европе группировка сил СНС России получит на вооружение КРБД нового поколения, разработанные российскими оружейниками с учётом опыта боевого применения американских «Томагавков» за последние 30 лет.
Притом боевая устойчивость российской группировки сил СНС будет гораздо выше, чем у аналогичных сил НАТО. Её надёжной опорой станет существенное превосходство России над странами НАТО на европейском театре военных действий в танках и тактическом ядерном оружии.
Поэтому сегодня мы можем смело сказать: США и НАТО проиграли России гонку вооружений в рамках «шестого поколения» войн. Грандиозная военная машина Запада готова рухнуть под собственной тяжестью, в то время как русские военные технологии стоят на пороге новых революционных прорывов.
Р.S. В этом материале я не рассматривал авиационной составляющей российских сил СНС. Отмечу лишь, что КРБД нового поколения Х-101, которая должна была поступить на вооружение нашей стратегической авиации ещё в прошлом, 2013-м году, имеет дальность от 3 000 до 5 500 километров (в зависимости от «профиля полёта», то есть от высоты и сложности траектории) и круговое вероятное отклонение менее 10 метров (по некоторым данным – менее 2-х). Каждый из 32-х стратегических турбовинтовых ракетоносцев Ту-95МС, стоящих ныне у нас на вооружении, после модернизации сможет нести 8 таких ракет на внешней подвеске, а каждый из 16-ти реактивных Ту-160 – до 12 ракет в двух внутренних отсеках.
Константин Душенов, директор Агентства аналитической информации «Русь Православная»
67. Ответ на 66., боеприпас:
66. Ответ на 65., Коротков А. В.:
65. Ответ на 64., боеприпас:
64. Ответ на 63., Коротков А. В.:
63. Ответ на 62., боеприпас:
62. Ответ на 60., Коротков А. В.:
61. Ответ на 57., рудовский:
60. Ответ на 56., боеприпас:
59. Ответ на 57., рудовский:
58. Ответ на 57., рудовский: