Как сообщалось, 15 октября Президент России
Владимир Путин в преддверии визита в Сербию дал интервью ведущей сербской газете «Политика». В частности, он сказал:
«Семьдесят лет назад наши народы вместе сокрушили преступную идеологию человеконенавистничества, грозившую существованию цивилизации. И сегодня важно, чтобы люди в разных странах, на разных континентах помнили, к каким страшным последствиям могут привести уверенность в собственной исключительности, попытки любыми средствами достичь сомнительных геополитических целей, пренебрежение элементарными нормами права и морали. Уверен, что свой вклад в решение этих задач внесут и юбилейные торжества в Белграде, призванные стать ещё одним проявлением искренней дружбы наших народов, основанной на чувствах взаимной симпатии и уважения, на духовной близости, братстве по оружию в годы Второй мировой войны. Рассчитываем, что сохранение исторической памяти будет и впредь помогать нам вместе укреплять мир, стабильность и благополучие общего европейского пространства.
Сербия всегда была и остаётся одним из ключевых партнёров России на Юго-Востоке Европы. Наши страны и народы объединяют многовековые традиции дружбы и плодотворного сотрудничества. Их развитию способствуют общие интересы в политике, экономике, культуре и многих других сферах.
Уверен, что предстоящий визит в Белград придаст новый серьёзный импульс традиционно дружественным российско-сербским отношениям, которые год от года будут расти и укрепляться».
Визит Путина сербы встретили с восторгом, отмечает
Regions.ru. Это неудивительно: искренние симпатии к России в Сербии действительно очень сильны. Над этим даже по-доброму шутят сами сербы: «Нас са русима двеста милиона, нас без русов пола камиона (пол-грузовика)». Или иначе: «Сколько вас, сербов? – Вместе с русскими – двести миллионов! – А без русских? – Как это без русских?! Мы русских одних не бросим!» Даже флаг Сербии намеренно выбран так, чтобы напоминать российский триколор.
В современном мире, однако, такое традиционное братство народов подвергается серьезным испытаниям: трудно даже вообразить более наглядный пример, чем антирусская повальная истерика на
Украине, которую в России вообще никогда не воспринимали как «чужую».
С другой стороны, в самой России раздаются голоса, призывающие строить строго прагматичную политику, в которой никаким чувствам, в том числе и симпатиям на основании культурной, языковой, религиозной и исторической близости, места не должно быть. Сторонники таких взглядов часто ссылаются именно на Сербию: Россия, вступив в Первую мировую войну ради защиты славян-единоверцев, расплатилась за это катастрофой 1917 года. Часто напоминают также, что «братушки»-болгары (которые и впрямь к русским в большинстве своем относятся с симпатией) в обеих мировых войнах выступали на враждебной России стороне.
«Насколько, на ваш взгляд, реально представление об особом братстве некоторых народов – в частности, русского и сербского? Какие народы, на ваш взгляд, Россия может считать братскими? Должны ли эти отношения сказываться на политике России?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что каждый народ – творение Божье.
«Каждый народ ходит перед Богом своими путями. А это значит, что как у каждого человека есть своя миссия, свое место, так и у каждого народа свое значение в истории. Но если говорить о прагматизме в выстраивании отношений, то в первую очередь надо смотреть на религиозную доктрину. Нет народа вне религии. Американцы поклоняются "золотому тельцу". В последнее время это поклонение превращается почти в прямой сатанизм: в доктрине Барака Обамы нет фашизма, там правильнее говорить о сатанизме. Западная Европа подчиняется Америке и попирает даже "золотого тельца" ради поклонения вместе с американцами культу сатаны. Для Украины это тоже очень характерно: мы говорим о фашизме в стране, но первое, что там открыли после переворота, это "Церковь сатаны". Яценюк, кстати, сайентолог, а Рон Хаббард многое брал из учения Алистера Кроули, который учредил сатанинскую «церковь». Поэтому в религиозном плане в отношениях между народами все прозрачно. Сербы как раз православные, они дружественно относятся к нам, потому что мы едины в духе», - продолжил он.
«Наше православное избранничество - вовсе не повод для превозношения над другими людьми и народами. Для сравнения: в католицизме проявляются позиции особой исключительности в этом мире. Аналогично в экстремистских направлениях ислама. У нас это наблюдалось в раскольничестве: старообрядцы многое сделали для торжества буржуазной революции. Так что надо смотреть, какая религиозная доктрина лежит в основании народа, а соответственно и созданного им государства, и тогда выстраивать отношения не только на основе прагматизма - нам надо быть во всеоружии Божьем. Потому что не знать реальных устремлений другого народа и находиться в некоем благодушии и неведении очень опасно. Необходимо относиться ко всем как к творениям Божьим и пытаться сохранять мир, понимая, что этот мир не по нашей воле и не по нашей вине может быть нарушен, если у другого народа в религиозной доктрине есть агрессия, на основе которой они выстраивают свою государственную деятельность», - заключил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что ему неоднократно доводилось бывать в Сербии и общаться с людьми, искренне выражавшими самые теплые чувства к нашей Родине.
«Очень интересное высказывание принадлежит Святителю Николаю Сербскому, который, комментируя Нагорную проповедь (а там есть такие слова: "Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю"), сказал: "Какие удивительные слова: не воинственные, не агрессивные, не многочисленные, а кроткие. И действительно, русскому народу присуща удивительная кротость". Эта замечательная черта, на которую указал, заметьте, иностранец, пусть даже близкий нам по духу и вере. Политика - дело тонкое. Я выскажу, может, крамольную мысль, но мне кажется, сто лет назад была совершена грандиозная ошибка: Россия позволила себя втянуть в Первую Мировую войну. Да, повод был очень благородный – защитить Сербию, но услуга оказалась медвежьей. В результате всем стало только хуже. Бывает такие моменты в истории, когда мир принимает неустойчивое положение. Так было и в 1914 году. Если б нашлись мудрые политики, которые предотвратили эту войну, вся история развивалась бы иначе. А так рухнули четыре империи: Российская, Прусская, Австро-Венгерская, Турецкая, а также Итальянское и Испанское королевства. Монархическому строю в Европе был нанесен сокрушительный удар. Очевидно, сербам в 1914 году можно было бы помогать по-иному - и сейчас мы вынуждены помогать маленькой и страдающей Сербии другими способами. Но это дело политическое, а я не политик и судить об этом мне сложно», - подчеркнул священник.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, уверен: «У России свой путь, свой смысл, свое слово, которое она должна громко и внятно сказать в будущем страшном апокалипсическом времени».
«Проблема заключается, в том числе, в отсутствии альтернативы тому воззрению, которое преподносится как фундамент для строительства глобального мирового государства. И единственное государство, которое способно этому противостоять и внятно сказать свое слово, отличное от того, что нам диктует так называемое "мировое сообщество", Россия. Я думаю, в этом никто не сомневается. Все ожидания связаны с Россией, все устремления направлены в ее сторону. Дай Бог, чтобы мы своей политикой, в своем новом обращении к миру, произнесли-таки те сокровенные слова, которые ждут от нас народы. Не государства, давно уже отказавшиеся от своего суверенитета, своей национальной составляющей, поместив ее в рамки этнографических музеев, народы. Конечно, если Россия будет твердить, что в мире действуют не только прагматические законы и звон монет, важны высокие мотивы в поступках, в движениях сердец и сближении народов, она будет услышана, и эти ее слова окажутся сильнее всего того информационного потока, который сейчас на нас обрушился. Я уверен: ее будут внимательно слушать. И я надеюсь, сербы - первыми, потому что у нас пока еще нет очевидного и внятного самовыражения, однако есть ожидание собственного мира, а у сербов период этого ожидания насчитывает не одно столетие», - заключил он.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, считает, что один лишь прагматизм не только в межгосударственных, но и в межчеловеческих, да хотя бы в семейных отношениях никогда не приводил к счастью.
«Даже самый надежный брачный договор, выгодный брак по расчету не приносит счастья и радости в жизни людям, заключающим этот договор. Они могут прожить долгую и вроде бы неплохую жизнь, но в этих отношениях не будет жизни и не будет счастья. И подлость всегда остается подлостью, а предательство - предательством. Если мы говорим о России и ее мнимых или настоящих друзьях, партнерах - в их отношении к России, безусловно, присутствовал прагматизм, и было предательство. За прошедшие 300 лет почти все страны, которые называли себя нашими союзниками, Россию предавали. Честь и хвала России, и ее политикам, прошлым и нынешним, за то, что мы не отвечали предательством на предательство. Может быть, великие державы, такие как Австро-Венгерская империя, балканские государства, Османская империя, рассыпались именно потому, что они сделали прагматичный, но предательский выбор. И в результате от них остались только осколки. А Россия по сей день жива, и Бог ее хранит, потому что она поступает не по расчету, а ориентируется на базовые человеческие ценности, на базовые Божественные истины. Сегодня она протягивает руку дружбы сербскому, латиноамериканским и иным народам, которые все-таки стараются жить по нормальным человеческим отношениям. И Бог будет с нами, если мы по-прежнему не будем вставать на путь предательства. Ну а что будет дальше, Бог покажет», - подчеркнул священник.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, напомнил слова Императора Александра III: «Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот».
«Да, можно говорить о братстве, произносить другие красивые слова. Но исторический опыт, к сожалению, показывает: хотя со многими народами у нас языковая, культурная, религиозная близость, с Россией все считались только когда она находилась в хорошей военной и экономической "форме". Благодаря этому, Россия как центр славянского народа может притягивать к себе другие народы. А что касается сербов… не из-за них же началась Первая Мировая, мы знаем, в чем там была причина. И Россия поступила правильно. Президент Путин как-то заметил: у Нюрнбергской прививки от фашизма закончилось действие. Да, раз в сто лет вся Европа собирается и строит козни против России. Ну что ж: в очередной раз получит отпор и успокоится. Это история, это цикличное развитие нашего общества, и никуда от этого не денешься. К сожалению», - заключил он.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что братские народы - это народы, которых объединяют вековые традиции, вера и самое главное – взаимное уважение.
«Мы можем иметь различные политические взгляды, свои собственные суждения, но если жива культура, вера, семена фашизма никогда не взойдут. Как только эти понятия утрачивают первоначальное значение, некоторые народы начинают считать себя исключительными – и мы видим, что происходит. Если раньше холодная война была завуалирована, сейчас все скинули маски, и заставили всю Европу принять свою исключительность. Они сейчас что хотят, то и творят: в Сербии, в Косове, в Ливии, на Украине... Каждый из нас знает эти очаги конфликта. Да, во времена Ельцина Россия склонялась перед США, а сейчас, несмотря на все свои трудности, поднимает голову. Но никому не нужна сильная Россия; впрочем, как и любая другая сильная мировая держава. Конечно, все православные - братья. Украинцы, белорусы, молдаване – они все нам братья. Между обычными людьми нет разногласий. Клин между ними вбивают политики. А наша главная задача – понять: без друг друга мы никогда не жили, и такая жизнь невозможна. Любое разделение уничтожает цивилизацию. Нас и так становится все меньше: женщины не хотят рожать, нам насаждают идеологию гомосексуализма…. Понятно, что наше разделение будет кому-то только на руку. Нам нужна переоценка ценностей. Если люди поймут, что так жить нельзя, что мы не враги друг другу, только тогда что-то изменится. И ни один в мире лидер, каким бы он ни был сильным, за нас это не сделает», - подчеркнул священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что вопрос очень сложный.
«Например, об украинском народе мы можем говорить однозначно как о братском. Нас объединяет очень многое – общие истоки, культура, вера, родственные связи, земли соседние. И, конечно же, братскими народами всегда в России называли единоверцев - грузин, сербов, болгар и многих других. Но когда вмешивается в этот вопрос политика, отношения рвутся, и очевидно, что этот разрыв намеренно провоцируется. Нашим врагам очень не хочется, чтобы православные единоверцы объединялись. У них уже сложился стереотип: если Россия не дай Бог с кем-то начала дружить или на какую-то территорию пытается распространить свое влияние, значит, она проводит имперскую политику, и этому надо всеми силами помешать: Россия и так, мол, чересчур велика и сильна. Очевидно, что Россию боятся. И в этом смысле ни о каком братстве речи идти не может. Наши политики говорят о братстве с Сербией, но если придет в страну другая власть, все может кардинально поменяться. Мы знаем, что на Украине пропаганда сделала свое дело, в результате братские народы оказались рассорены. Так может случиться с кем угодно. Братскими отношениями надо очень дорожить, но выбирать таких политиков, которые эти отношения не предают», - подчеркнул он.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, также считает, что вопрос очень сложный.
«Исторический подвиг русских, подвиг нашей страны во всех войнах, жертвы ради братского межславянского и межправославного чувства – все было не напрасно. Если ради братской любви идут на жертвы, и даже если эти жертвы людьми приняты не будут, а политические обстоятельства приведут к тому, что братство будет похоронено и забыто, все равно намерение тех, кто трудился, воевал и погибал за христово дело любви, ни в коем случае не напрасно. Оно важно для нашего собственного народа. Не практический результат значим, не подписание контрактов или поддержка в политике, а результат в бытии русского народа и братских народов. Потенциально и им наш подвиг идет на пользу, так как это дело любви, самоотдачи, которое приравнивается Господом к высшему подвигу: "Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя". И когда человек совершает дело любви, он приносит пользу, прежде всего, себе, а тот, кому приносит пользу, может принять ее или не принять», - продолжил он.
«Слава Богу, в последнее время единство русского народа укрепляется. А говорить о сербском, болгарском и других народах трудно, поскольку вопрос, насколько они сами едины. Югославия распалась на части, да и Сербия распадалась и соединялась неоднократно. Поэтому в силу того, что речь идет о народе как о коллективном субъекте, трудно делать выводы. Но они в любом случае о пользе поступков ради высшей любви, а их совершают люди одной нации ради другой», - заключил о. Макарий.