«Не плачь!»

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
881
Время на чтение 4 минуты
Как часто мы бываем охвачены растерянностью и смятением, даже ропотом на Бога! В этом Евангелии о воскрешении сына вдовы Наинской речь идет о Боге и о нас, о нашем восхождении к Нему через смерть, о нашем воскресении. Всякий раз, когда мы слышим это Евангелие, мы не можем не замечать сходства описанного в нем события с тем, что происходит с нами. Но Господь зовет нас идти еще дальше, потому что на самом деле речь идет о Церкви, которой мы с вами являемся и которой мы снова и снова становимся за каждой Божественной литургией в таинстве Евхаристии, когда Господь собирает нас в Себе, в Своем Теле. Вот почему слова Евангелия «и отдал его Иисус матери его» — центральные в этом Евангелии. Они заставляют нас вспомнить о центральном, решающем событии нашей жизни, когда Господь сказал: «Жено, се, сын Твой». Именно так вместе с Пречистой Своей Матерью открывает нам Спаситель суть происходящего: здесь рождается Его Церковь.

Мы видим, что в Наине собралась огромная толпа. Можно сказать, все человечество, которое, до предела разобщенное грехом, убивает сегодня своих детей и собирается вместе, только когда надо их хоронить. Но в этом событии в Наине действует прежде всего сила жизни, которая останавливает смерть, и дает жизнь. Это и есть будущая Церковь — Христос и мы. Но мы знаем, как искажена эта Церковь, и мы сами, многие из нас, более или менее сознательно участвуем в этом искажении. Мы знаем, как гонимы христиане, как продолжают убивать Тело Христово. Все говорят о христианах. А кто говорит о Церкви? Если о Церкви не говорят, то не говорят и о Христе. Но Церковь Христова — это общение христиан друг с другом. И отрицать это — значит отрицать Христа. Церковь — это совершенно новое общение. И в ней — эта Божественная сила бесконечного сострадания, более человеческого, чем все, что мы можем почувствовать и сделать. Это чудо воскрешения в Наине присутствует в нашей Евхаристии, когда Господь зовет нас воскреснуть из мертвых, и Духом Святым запечатлевает эту тайну в наших сердцах тремя истинами.

Первая — мы являемся христианами только когда по мере действия в нас Святого Духа соединяемся со Христом. Вторая — мы являемся Церковью, когда по мере действия в нас Того же Духа ищем истинного общения друг с другом. Если этого нет, мы — мертвые члены в Теле Христовом. Третья — мы пребываем в истинном общении друг с другом только когда ищем спасения, воскресения всех живущих в нашем Наине, всех людей на земле. Без этого всё только «индивидуализм» — главная и смертельная болезнь нашего времени, даже если это «благочестивый индивидуализм». Ибо индивидуализм — это антиобщение, антипричастие. Это антицерковь, это антихрист, анти-Христос, это анти-Бог, ибо Бог — это Троица, любовь и общение. Индивидуализм — это смерть, это ад, это диавол.

В чуде воскрешения в Наине можно выделить несколько моментов, которые должны быть источниками жизни для нас. Во-первых, слово Спасителя плачущей матери: «Не плачь!» Это самое прекрасное слово любви, какое Господь может сказать Своему человечеству. И это также то, что Дух Святой — Утешитель, Источник всякого утешения и терпения, и уверения в любви Христовой — говорит нам, и мы должны услышать это в глубинах наших сердец: «Не плачь! Ты знаешь, что Бог любит тебя, потому что ты — Церковь». Далее, в описании чуда в Наине мы невольно выделяем следующую подробность: Христос остановил похоронную процессию и прикоснулся к смертному одру. Это одно из редких чудес в Евангелии, когда Господь Сам проявляет инициативу. Не так было с дочерью Иаира, не так было с Лазарем Четверодневным. А здесь Господь не отвечает на чью-то просьбу. На самом деле Господь именно так всегда относится к нам. Не мы первые возлюбили Его, а Он нас. Мы пребываем в смятении, в смерти — в той мере, в какой умаляем силу избыточествующей жизни Господа всего лишь до ответа на наши прошения. Чего мы только ни просим! Да, некоторые из нас, может быть, находятся в состоянии не менее горшем, чем Иов, чем царь-мученик, как тут не отчаиваться! Но жив Тот, перед Кем мы предстоим. Его дыхание мы чувствуем в наших ноздрях, и Он всегда — перед нами. Эта непостижимая реальность проще и правдивей, чем все наши просьбы или даже плач. Речь идет о том, чтобы открыться Господу, когда Он касается нас, и касается самого сердца.

И, наконец, — третий момент, в котором все соединяется. «И отдал его Иисус матери его». «Жено! Се, сын Твой». Разве не точно так же сегодня Господь не перестает давать жизнь Своей Церкви?

Эта женщина в Наине была вдова, и вот теперь ее единственный сын умер. За этой женщиной и за всеми матерями и вдовами, узнавшими то же горе, стоит Одна, имеющая единственного Сына, Которого все люди сговорились предать смерти. Мы знаем Ее, эту Мать, превосходящую всякую любовь, но и всякое страдание. К Ней в самые трудные моменты, а лучше сказать, всегда должны мы обращаться, чтобы принять жизнь, которую Она дает нам, приобщаясь смерти Своего Сына. Церковь — Тело Ее Возлюбленного Сына. И в нее входят также, должны войти, и те, кто еще не двора сего, кто еще не знает Христа, но переживают такие же страдания утраты и смерти. Божия Матерь поистине наша Мать, рождающая нас к жизни истинной и вечной. Ей дано было узнать — и одной Ей! — у Креста Господня это страшное чадородие живого и нетленного тела Христова.

Поистине, Божия Матерь таинственнейшим и существеннейшим образом пребывает в нашей жизни. Невозможно быть в Церкви, если мы не имеем самых личных отношений с Божией Матерью. Если мы не с Ней, мы отвергаем Воплощение Христово. Вот мы несем на этом одре, о котором говорится в Евангелии, наше человечество, которое на самом деле не наше. Оно — Христово. Он воспринял его, но как часто мы противимся тому, чтобы Он мог его воскресить! И только благодаря Божией Матери, только в Ней — и мы понимаем, почему, — мы имеем дерзновение сказать: «Да будет мне по слову Твоему».

Мы исповедуем в наших молитвах, что Пресвятая Богородица — Мать жизни. За очень простым и великим, почти как Бог, словом «Жено» присутствует этот смысл. От Каны Галилейской до Креста, и до сегодняшнего дня Она — Мать всех живущих. Она — Мать Живого вовеки Сына, Бога Живого, человека живого, Мать Церкви — живого Тела Христова, наша Мать. Среди возрастающего в мире беспросветного уныния Она — Мать надежды, через Которую Дух Святой не перестает возводить нас от смерти к жизни. От нас зависит, чтобы Господь остановил нас в этом погребальном шествии человечества, идущим «путем всей земли», и воскресил нас. Нам не надо ждать, когда завершится этот путь. Каждый из нас уже сейчас (и через нас многие) по дару этой Божественной литургии может стать причастником Христова Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно
Евангелие среды (Лк, 78 зач., 15, 1—10)
27.11.2024
Все или ничего
Евангелие вторника (Лк, 77 зач., 14, 25—35)
26.11.2024
Еще одна заповедь блаженства
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
25.11.2024
Как можно ошибиться в направлении дороги
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
25.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Юродивые
27.11.2024
«Мы забыли слово «нежность...»
В день памяти свт. Иоанна Милостивого петербургскому старцу исполняется 98 лет
25.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26