Нам есть чему поучиться у сербов

Анатолий Степанов о прошедших в сербских городах Гацко и Билеча историко-литературных чтениях «Чоровичевы встречи»

0
305
Время на чтение 6 минут
18-21 сентября мне довелось принять участие в международной конференции «Чоровичевы встречи», которая проходила уже в 16-й раз в небольших сербских городках Гацко и Билеча, что в Республике Сербская в Боснии и Герцеговине. Чтения состояли из двух частей – конференции историков, которая проходила в Гацко и литературного симпозиума, проходившего в Билече. Чтения посвящены памяти выдающихся представителей сербской культуры - историка Владимира и писателя Светозара Чоровичей. Братья Чоровичи родились неподалеку от этих мест в старинном сербском городе Мостар, внесшем существенный вклад в сохранение и развитие культуры сербов. Увы, теперь это мусульманский город, в котором немыслимо провести мероприятие, славящее деятелей сербской культуры.

Гацко и Билеча – это высокогорная историческая Герцеговина, одна из колыбелей борьбы за свободу и самобытность сербов. Тут жили и живут люди особой породы. Они даже внешне выделяются среди сербов своим высоким ростом и какой-то особенной статью. И здесь давно и искренне любят Россию и русских. Я имел возможность в этом неоднократно убедиться.

Впрочем, эти места давно тесно связаны с Россией, с нашей историей и культурой. Самый яркий пример: Гацко – родина двух выдающихся деятелей российской государственности. Здесь родился Савва Владиславич, получивший в России титул графа Рагузинского, – один из ближайших помощников Петра Великого, фактический основатель военной разведки России. Граф Рагузинский погребен в усыпальнице Благовещенского собора Александро-Невской лавры. Отсюда родом также и герой Бородина граф Михаил Милорадович, погибший от пули поляка Каховского на Сенатской площади в 1825 году, когда он пытался предотвратить бунт декабристов.

Конференция и литературный симпозиум, проходящие по меркам России в маленьких уездных городках, традиционно собирают известных в Сербии и Республике Сербской историков, литераторов и деятелей культуры. С прошлого года историческая конференция стала международной, в ней приняли участие ученые из России и Греции (как и в нынешнем году). «Чоровичевы чтения» стали заметным событием в научной и культурной жизни сербского народа. В прошлом году главную премию на литературном симпозиуме получил, наверное, самый известный сербский режиссер Эмир Кустурица. В этом году в рамках исторической конференции в Гацко прошла презентация солидного двухтомника, посвященного историографии организации «Млада Босна», которую в мире знают благодаря ее самому известному члену – убийце эрц-герцога Фердинанда Гавриле Принципу, но в состав которой помимо него входил целый ряд деятелей сербского культуры начала прошлого века. Эта книга на недавней книжной ярмарке в Белграде была признана самым заметным явлением сербской книжной культуры в нынешнем году. Представлял книгу на конференции в Гацко руководитель проекта академик Воислав Максимович. Словом, участвовать в «Чоровичевых чтениях» почитают за честь видные представители сербской науки и культуры.

На конференции невольно пришла мысль, что нам есть чему поучиться у сербов, что и в России запросто могли бы проходить подобные чтения. Ведь в каждой губернии у нас можно найти выдающихся деятелей русской науки и культуры, уроженцев тамошних мест, память которых достойна почитания. В каждой русской губернии (по крайней мере, Европейской России) есть старинные городки, памятные выдающимися событиями нашей истории, в которых родились (жили, учились, бывали) достойные нашей памяти великие люди Земли Русской.

Справедливости ради надо сказать, что такие конференции и чтения у нас в некоторых местах проходят (например, ежегодные Иринарховские чтения в Борисоглебском монастыре), но они становятся событием только на местном уровне. Чтобы подобные мероприятия имели общероссийский резонанс, в них должны участвовать ученые и деятели культуры из Москвы и Санкт-Петербурга, а может быть даже и из зарубежья. А для этого у конференции должен быть какой-то бюджет.

Секрет успеха сербского форума не только в участии столичных и зарубежных гостей. Но прежде всего в том, что инициативу местных краеведов и литераторов поддержала местная и центральная власть (в этом году, правда, у них там были предвыборные трения, что отразилось на организации чтений, но представители главного телеканала Республики Сербской на открытии присутствовали). Поэтому и имеются у организаторов какие-то финансовые возможности, без которых конференцию, понятное дело, не провести.

Я был на открытии конференции в Гацко. Среди участников – глава города Гацко Милан Радмилович (знакомый мне по мероприятиям в честь открытия памятника графу Савве Рагузинскому в Шлиссельбурге), он встречал гостей, выступал с приветствием к участникам. А само мероприятие проходило в здании администрации города, и для участников пел хор из города Никшич. На закрытии литературного симпозиума, в котором принимали участие и участники исторической конференции, присутствующих приветствовал глава города Билеча. Заметно, что местные власти этих городов пекутся о сохранении своего культурного наследия. Это очень отрадно. Конечно, в маленькой Сербии (как и в еще меньшей Республике Сербской) отношения местной власти с народом носят традиционно характер домашний, почти семейный. Но ничто и никто не мешает и нашей местной власти в уездных городах вести себя таким же образом, а не залезать на постамент, чтобы оттуда общаться с обществом.

Второй секрет успеха «Чоровичевых чтений» - активное участие в них представителей духовенства Сербской Православной Церкви. В Гацко историческая конференция проходила в здании, принадлежащем местному храму, а презентация книг общества «Просвета», которое было основным организатором «Чоровичевых чтений», состоялось на территории монастыря в окрестностях Гацко. Вот бы и нашим русским священникам и архиереям проявлять такую же активность в сохранении памяти о русской истории и русской культуре.

Кстати, на обратном пути из Гацко и Билечи для участников чтений был организован обед в городе Фоча, в здании местного богословского факультета (аналог нашей Духовной семинарии и академии). Факультет в Фоче появился недавно, он был эвакуирован из старинного центра сербской духовности и культуры города Сараево, который по итогам гражданской войны был отнят у сербов и стал столицей хорватско-мусульманской федерации. Но сам обед был только завершающей частью посещения нами Фочи. Сначала нам провели экскурсию по храму и учебным корпусам. А потом была встреча семинаристов с писателями, которые читали свои произведения, встречаемые молодежью «на ура», а потом в непринужденной обстановке общались с бурсаками.

Думаю, что русские студенты и семинаристы ничем не хуже сербских и вполне могут интересоваться историческим и культурным наследием своей страны и современной литературой. И им было бы очень полезно встречаться вживую с мастерами русской культуры. Как это делают сербы.

Кстати, не всё нам стоит перенимать у сербов. Не стоит перенимать, к примеру, модернистские тенденции в богослужебной практике. В той же Фоче священник, который проводил для нас экскурсию с энтузиазмом рассказывал, как они намереваются на факультете поставить на широкую ногу перевод богослужебной литературы с церковнославянского языка на сербский. И как много уже делается в этом направлении. Еще одним предметом его гордости был факт приглашения в гости к будущим священнослужителям раввина, так сказать, для «обмена опытом». Чего греха таить, и у нас в Церкви есть подобного рода опыты, которые пытаются практиковать «передовые» священники, но это все-таки не выставляется напоказ.

Но это – досадное недоразумение, напоминающее нам о необходимости бдительности в вопросах веры. Оно не омрачило благоприятного впечатления от участия в «Чоровичевых встречах». Дай Бог, чтобы и у нас в России появились такие конференции, где государственные органы действовали бы рука об руку с представителями Русской Православной Церкви, а они вместе – чиновники и священнослужители – активно поддерживали благие начинания представителей общественности. А таковыми – энтузиастами, любящими нашу великую историю и нашу прекрасную культуру – еще, слава Богу, не оскудела земля Русская. Как и земля Сербская.

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
 
1 
 
 Памятник русскому графу Савве Рагузинскому перед администрацией его родного города Гацко.
 
1 
 
 Выступление с докладом А.Д.Степанова на «Чоровичевых встречах», 19.09.14.
 
3 
 
Открытие конференции в Гацко, 18.09.14.
  
1 
 
 Презентация двухтомника, посвященного организации «Млада Босна», на «Чоровичевых встречах», 20.09.14 (в президиуме в центре академик В.Максимович).
 
1 
 
 Храм Богословского факультета в городе Фоча.
 
1 
 
 Икона и частицы мощей преподобных Киево-Печерской Лавры (среди них мощи прпмч. Евстратия, одного из двух святых Русской Православной Церкви прославленных, как «от жидов умученные»).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. "сталинские соколы"

Думаю что зарубежные друзья знают кого приглашают. В любом случае, лучше "сталинские соколы" чем "власовские воробьи".
ranko / 15.10.2014, 19:33

1. Re: Нам есть чему поучиться у сербов

Так оно теперь и будет: зарубежные друзья России приглашают к себе в гости русских патриотов, а к ним прилетают "сталинские соколы".
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06