Петербургская самарянка Варварушка

В Санкт-Петербурге вышла книга, посвященная духовной дочери митрополита Иоанна (Снычева)

0
1266
Время на чтение 8 минут

Сегодня, 9 октября, на Никольском кладбище Санкт-Петербурга вновь соберутся православные христиане, которые глубоко чтут память митрополита Иоанна (Снычева), чьи пламенные проповеди помогли многим и многим русским людям вернуться к своим корням и обрести смысл жизни. К его могилке, особенно украшенной в этот день - день именин Владыки - цветами, придут не только петербуржцы, но и паломники из Самары, из Саратова, из Москвы, но до сих пор не верится, что больше никогда в памятные для Владыки дни здесь не встретишь его верной «докторши», золотошвейки и духовной дочери с огромными иконописными глазами, исполненными одновременно и радости, и скорби, - схимонахини Варвары (23.02.1944-1.07.1997).

Впрочем, под этим именем ее мало кто знал - постоянная спутница митрополита Иоанна в скромном платьице, сшитом собственными руками, и сумочкой, переполненной бинтами, ампулами и шприцами, запомнилась всем как Валентина Сергеевна Дюнина.

Своего будущего духовного отца она увидела еще совсем ребенком. Однажды, как обычно, Валя с мамой пришла в храм Саратовской семинарии к литургии. Прихожане пропустили девочку вперед, и там Валя вдруг увидела, что в алтаре молится красивая, кудрявая «тетя». После службы, когда верующие подходили к кресту, она, разглядев в толпе родительницу, бросилась к ней со слезами. «Ты меня обманула! - кричала Валя. - Ты говорила, что девочки и тети батюшками не бывают, а тетя в алтаре служит!»

Этой «тетей» с длинными вьющимися волосами и нежным румянцем на щеках оказался молодой иеромонах Иоанн (Снычев). Правда, личная встреча с ним произошла позднее, в 1955-м году, когда о. Иоанн, будучи профессорским стипендиатом Ленинградской духовной академии, приехал в Саратов на каникулы. И с тех пор сорок лет он вел Валентину Сергеевну по жизни, обучая сложнейшей из духовных наук - житию в полном послушании. Валентина Сергеевна так привыкла ничего не предпринимать без благословения духовного отца, что когда его не стало, очень боялась, что сама не сумеет распознать волю Божию...

Когда Валентина закончила школу и выбирала профессию, о. Иоанн (Снычев) направил ее за советом к своему духовному отцу - митрополиту Мануилу (Лемешевскому). Тот благословил девушку поступать в медицинское училище и, показав на своего келейника, игумена Иоанна, пророчески предрек: «Тебе надо быть врачом. Он-то больным-больным будет...»

Так все и вышло. Получив медицинское образование, Валентина Сергеевна не переставала лечить своего Владыку, обремененного множеством телесных недугов, а он неустанно излечивал ее от недугов духовных.

Впрочем, не только духовных. Как ни странно, но, медик по образованию, Валентина Сергеевна сама отличалась довольно хрупким здоровьем. В результате весной 1989 года врачи поставили ей неутешительный диагноз и настаивали на том, чтобы немедленно удалить часть легкого. Однако Владыка не благословил ложиться на операцию: «Возьми-ка лучше отпуск и посиди дома. Матушка будет тебе томить овес, а другого ничего не ешь», - и перекрестил больное место. Валентина Сергеевна так и поступила. А под Преполовение, выпавшее в тот год на 24 мая, видит сон: будто Владыка служил с каким-то архиереем (не Моравским ли архиепископом Мефодием, чья память празднуется в этот день?) и молил его благословить рабу Божию Валентину, которая стояла тут же коленопреклоненно. Архиерей благословил и затем, взяв ее под обе руки, втянул до пояса в алтарь. Валентина Сергеевна проснулась и впервые не почувствовала боли.

Болезнь отступила. Отступила почти на шесть лет, в ожидании, пока Валентина Сергеевна не останется без своего молитвенника и духовного отца...

Трудно и болезненно давалась Валентине Сергеевне наука жить не по своей воле, однако с самого начала она твердо усвоила, что непослушание неотвратимо приносит свои горькие плоды.

Однажды Владыка благословил ее купить три яблоньки для сада, но она, приехав в питомник, так растерялась от изобилия сортов, что купила четыре саженца. Все деревца посадили, но четвертая яблонька не прижилась и зачахла. Владыка, увидев ее, спросил: «Почему засохла? Посадили не в том месте?» Валентина Сергеевна призналась в своем грехе. Выслушав исповедь, Владыка твердо сказал: «Вот тебе вещественное доказательство, что значит не слушать отца. Ты думаешь, отец просто так говорит? Запиши себе в дневник!» Однако выдернуть засохшее деревце не благословил - перекрестил яблоньку и строго велел поливать ее утром и вечером. Ровно через неделю домочадцы вдруг обнаружили, что засохшая яблонька распускает почки. Сказали об этом Владыке. «Ну пусть растет во славу Божию», - спокойно откликнулся он.

В другой раз подруге Валентины Сергеевны предложили две бесплатные двухдневные путевки в Москву. Девушки обрадовались, что можно лишний раз побывать у преподобного Сергия Радонежского, и пошли за благословением. Между тем шел Успенский пост, а Владыка очень не любил, когда люди в праздники или в пост отправлялись в дорогу. «Нечего в пост разъезжать, - сказал он. - Благословить не благословляю, но если хотите - езжайте сами». Подруги подумали-подумали да и решились: мол, не за развлечением же едем, а помолиться... И что же? Ночью произошло крушение поезда, который шел впереди самарского. Состав стоял так долго, что горе-паломницы успели съесть все запасы и сильно проголодались. Приехали в Москву только в воскресенье, и почему-то именно в тот день не только промтоварные, но даже продовольственные магазины были закрыты. С большим трудом путешественницы отыскали дежурный гастроном, запаслись булками и лимонадом и отправились в обратный путь. Но и до Самары поезд тащился двое суток, так что вернулись «неслушницы» едва живые...

Мягкий и незлобивый по натуре, Владыка был удивительно строг с теми своими духовными чадами, в ком видел несомненные следы преуспеяния в духовном делании. Тем немногим, кому довелось хоть краем глаза увидеть внутреннюю атмосферу архиерейского дома возглавителя одной из крупнейших кафедр России, удивлялись неприхотливости и почти монастырской дисциплине его обитателей. Галина Владимировна Сырцова, которая обучалась у Валентины Сергеевны шить облачения в открытой Владыкой пошивочной мастерской, вспоминала: «Питались они очень скромно, на стол подавалось всегда практически одно и то же: на первое или щи, или суп из консервов, или уха из рыбы, которую поймал сам митрополит, на второе - макароны. Только по праздникам и в воскресные дни матушка Олимпиада пекла пирожки или оладушки. По праздникам в три часа дня все "домашние" собирались за столом пить чай, и Владыка читал вслух отрывки из творений святых отцов. После этого он при всех начинал ругать Валентину Сергеевну, будто бы все, что он прочитал, относится непосредственно к ней и будто бы это она такая неисправимая. Мне было очень жалко Валентину Сергеевну, и я внутри себя даже осуждала архиерея: почему он с ней так поступает, ведь она совсем не такая, как он о ней говорит. Но однажды Валентина Сергеевна, которая тоже очень переживала такие публичные "порки", посетовала Владыке: "Вы только меня с Надей ругаете". А тот ответил: "Валечка, пойми: порой мне нужно обличить какого-то человека, но напрямую я не могу говорить, не зная, как он себя поведет: вдруг обидится и не придет больше! А вам все можно говорить. И запомните: вы самые мои кровные!"» 

Несмотря на скорби и постоянную тревогу за здоровье своего духовного отца, Валентина Сергеевна никогда не показывала своих чувств. Любого человека она встречала с такой радостной улыбкой, будто ждала только его. «Каждое утро, - рассказывала Г.В.Сырцова, - после того как Валентина Сергеевна обработает ранки на ноге Владыки, измерит ему давление и выполнит все необходимые медицинские процедуры, она приходила в пошивочную. Ее звонкий голос мы слышали издалека - как только открывалась дверь на первом этаже нашего двухэтажного здания: Валентина Сергеевна всегда напевала молитву, и эту молитву пронизывала какая-то особая, неизбывная радость. И пока она поднималась по лестнице, эта радость передавалась всем в мастерской. Я всегда ждала ее прихода. И когда она входила, мне невольно думалось: если у этой рабы Божией столько любви, то сколько же ее у Божией Матери!.. Лицо у нее было удивительное - не лицо, а лик... Я и сама видела, как светилось лицо Валентины Сергеевны, особенно когда она была в храме или разговаривала с людьми. В ней жила любовь - и спрятать ее было невозможно. И это замечала не только я...» 

Опытные люди говорят, что духовные дары наставника нередко передаются его ученикам. За свою благочестивую жизнь митрополит Иоанн несомненно снискал у Господа дар молитвы и дар предвидения... Думается, что какая-то часть этих даров перешла и к Валентине Сергеевне. Конечно, она это тщательно скрывала, но иногда они невольно проявлялись.

Второго мая 1996 года исполнялось полгода со дня смерти Владыки. После литургии и панихиды православные во множестве пришли на его могилку. Священникам приходилось ждать своей очереди, чтобы отслужить литию. Потом Валентина Сергеевна стала раздавать угощение на помин души. Сергею Астахову, которого она знала по пресс-службе митрополита Иоанна, Валентина Сергеевна дала две конфеты: «Это вам с женой», - и яичко: «А это сыну. Георгинчик будет». Сергей удивился: какие могут быть в мае георгины? Да и сына у него еще не было. Валентина Сергеевна смутилась: «Я тут не при чем - я только что причащалась», - и принялась отшучиваться: «Владыка очень любил георгины. Он вообще всякие цветы любил...» А три дня спустя, в канун Георгия Победоносца, у Сергея родился сын, которого назвали Георгием...

Окружающие даже не догадывались, что уже в то время Валентина Сергеевна была безнадежно больна. Врачи, вырезавшие у нее двенадцатикилограммовую опухоль, удивлялись: «И как она могла с такой огромной опухолью работать!»

Владыка предвидел, что Валентина Сергеевна примет монашество. Еще в начале 70-х годов он полушутливо называл ее Варварой, Варварушкой и почему-то Варварой Тихоновной. А однажды, в день Торжества Православия, признался, что чуть не причастил ее с этим именем... Да, собственно, она и жила по-монашески - ведь бывает так, что люди и без мантий, параманов и апостольников являют собой миру истинных монахов. Это свое предназначение они чувствуют в себе с самого раннего детства и потом долгие годы, стежок за стежком, шьют и вышивают себе незримые ризы спасения. Такой и была Валентина Сергеевна Дюнина. И все же сам Владыка не постригал свою духовную дочь, опасаясь, что загруженность Валентины Сергеевны послушаниями (помимо медицинских обязанностей, она занималась уборкой в архиерейском доме и руководила пошивочной мастерской) не позволит ей полностью выполнять монашеское правило.

Ее постриг состоялся уже после кончины Владыки. Совершил его 28 января 1997 года владыка Никон (Васюков), специально приехавший из Уфы в Самару. Поскольку к тому времени Валентина Сергеевна была уже смертельно больна, то сразу же после пострига в мантию состоялся и ее постриг в схиму. А почти полгода спустя, 1 июля 1997 года, владыка Никон принял участие в отпевании новопреставленной схимницы Варвары...

Более подробно об этих и других примечательных событиях и дивных подвижниках, которых довелось встретить Валентине Сергеевне - матушке Варваре - на узком пути спасения, повествует книга «Варварушка». Она издана в этом году к 70-летию со дня ее рождения петербургским издательством «Царское Дело». 11 октября, в рамках программы «Подвижники благочестия ХХ века», на выставке «Православная Русь» состоится презентация этой книги, которая будет интересна и полезна самому широкому кругу православных читателей. В презентации книги примут участие клирик храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Андрей Алексеев, директор издательства Сергей Астахов, а также те, кто близко знал матушку Варвару. Посетители выставки смогут приобрести книгу на стенде издательства. 

Приобрести книгу можно также в издательстве «Царское Дело» по адресу: 198095, Санкт-Петербург, ул. Швецова, 41. Телефон 8­911­932-54-93. 

Обложка книги 

Обложка книги 

У яблони непослушания. 1996 год

У яблони непослушания.1996 год 

Воспоминания о духовном отце. 1996 год

Воспоминания о духовном отце. 1996 год 

Валентина Дюнина. 1974 год

Валентина Дюнина.1974 год 

На могиле Владыки Иоанна. 1996 год

На могиле Владыки Иоанна. 1996 год 

Схимонахиня Варвара. Январь 1997 года

Схимонахиня Варвара. Январь 1997 года 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Игоревич Астахов
«Передайте: я всех люблю…»
К сороковинам со дня гибели воина Василия Рахманова
10.07.2024
Посланники Божии
В издательстве «Царское Дело» по благословению о.Иоанна Миронова вышла новая книга Людмилы Шумиловой
19.06.2024
Плач сердца
Вышел из печати дневник Владыки Иоанна (Снычева)
30.06.2023
Ушел из жизни хранитель памяти о старце Григории Распутине
На кончину Дмитрия Николаевича Филатова
12.04.2023
Русский узел сегодня
В издательстве «Царское Дело» вышло новое издание книги митрополита Иоанна (Снычева) «Русский узел»
24.01.2023
Все статьи Сергей Игоревич Астахов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06