Президент Украины Петр Порошенко, находясь с рабочей поездкой во Львове, предложил наделить особым статусом не русский, а английский язык, пишет Regions.ru.
«Давайте говорить не об особом статусе русского, а об особом статусе английского - эта дискуссия была бы более конструктивной и правильной», - сказал Порошенко. По его словам, «вторым языком, обязательным для изучения в школах и вузах, должен быть исключительно английский, а уж никак не русский».
Кроме того, владение английским является обязательным для чиновников, заявил Порошенко. «Свободное владение английским должно стать вторым критерием после люстрации из требований к украинскому госслужащему», - подчеркнул он.
По мнению украинского президента, «существует связь между уровнем достатка и уровнем знания английского языка гражданами страны». В качестве примера он привел Сингапур, власти которого в 1950-е годы в принудительном порядке заставляли изучать английский: теперь прежде бедная страна превратилась в высокоразвитое государство.
По недавним исследованиям (правда, проводившимся до переворота) 83% граждан Украины в повседневном общении пользовались исключительно или главным образом русским языком.
Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать эти заявления.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что видел отличный демотиватор в соцсети у своего украинского друга. «Там изображен плакат, - пояснил он, - на котором написано: "Учили французский – дошли до Парижа, учили немецкий – дошли до Берлина. Теперь учим английский". И когда мой друг говорит "мы", он не отделяет себя от русских, считает себя русским по своей национальной, религиозной и культурной самоидентификации».
«
Украина, - продолжил пастырь, - конечно, не Сингапур, и надеяться, что в результате изучения английского удастся поднять экономику, не приходится. Когда говорят о русском языке в школе, речь же идет об изучении родного, а не иностранного языка, и это принципиальная разница. Например, я своих детей тоже заставляю учить английский: ничего не поделаешь, это язык международного общения. Важно уметь если не свободно разговаривать, то хотя бы понимать, поскольку многие события в области науки и культуры происходят в англоязычном мире и публикуются на английском языке. Но это все же иностранный язык, и изучать его надо как иностранный. То же и с русским языком. Человек, который ориентируется на Россию, должен знать русский, даже если этот язык ему не родной. Даже приезжие из Узбекистана понимают, что, зная русский, они будут получать больше зарплату. То есть с точки зрения бизнеса знание языка страны, с которой ты работаешь, важно».
«Но когда президент Украины говорит, что не надо изучать русский, а вместо него надо изучать английский, происходит серьезная подмена понятий, - убежден отец Максим. - На Украине русский – это родной язык для большинства, а не только язык для политики и экономики».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «это какая-то политическая клоунада». «Пусть тогда Порошенко отменяет использование еще и диалекта русского языка, который объявили украинским языком, - предложил пастырь. - Давайте уж тогда полностью насаждать западную культуру. Осталось определиться, какую именно: американскую или классическую английскую?»
«Украина попросту становится колонией, и это удобно всем – и колонизаторам, и тем, кто им служит, - убежден отец Андрей. - Это характерно для Запада: если не полная ассимиляция населения, то уничтожение или вытеснение, как с индейцами в США. И внутри Европы, когда происходили завоевания народов, было так же - в отличие даже от монголов, которые не покушались на языковую, культурную, религиозную идентичность русских. Я уже не говорю о Русском царстве, где старались, чтобы народы Средней Азии и Сибири подчинялись на добровольной основе, и никто не покушался на их языковые и культурные особенности».
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты России, полагает, что вопрос стоит шире. «Если Порошенко читает внимательно материалы своих аналитиков, - а он наверняка читает, - он должен понимать, что прежде всего смерть угрожает украинскому языку. Его же попросту не существует как такового: более 80% населения страны пользуется русским, 90% запросов по интернету с Украины идет тоже на русском. Так что было бы разумнее изучать русский и английский, а украинский оставить как третий язык: это не язык международного общения, он интересен только проживающим на отдельных территориях. Сам по себе украинский язык тоже неоднороден. Львовщина, Закарпатье, Житомир говорят на разных языках. Там огромное количество диалектов», - пояснил отец Александр.
«Сейчас на Украине все принимает не просто жесткие формы национализма, а фактически ультранационализма, идет геноцид по этническому признаку, - считает пастырь. - Бандеровская идеология, то есть фашистская, все больше берет вверх, захватывая детей и молодежь. Все это приведет к еще более печальным последствиям – к вражде и ненависти к другим людям, которые живут рядом, и невозможно на этом построить что-то единое».
«Идеология России – это идеология мира и примирения. В нашей стране живет огромное количество разных народов, и ненависти между ними нет. У нас один литературный русский язык, одна историческая языковая основа, единая культура. Конечно, у нас тоже много недостатков, но в то же время мы живем в идеологии согласия и солидарности, - может, не вполне социально устойчивой, но мы сохраняем свое единство и надеемся, что благодаря сильной государственной власти, усилиям религиозных организаций это единство будет сохранено. А на Украине этого единства нет, есть идея исключительности, которая становится жесткой идеологией с элементами нацизма и фашизма», - заключил отец Александр.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), сказал: «Мне кажется, президент Украины делает выводы, исходя из собственных ценностей. Возможно, для него знание английского языка - действительно путевка в жизнь. Но мы же понимаем, что это смешно. Огромное количество людей, знающих английский, живет за чертой бедности. Да и вообще такой способ войти в мировое сообщество несколько странен. Наивно думать, что, мол, мы постараемся, выучим английский, и сразу нам будут предоставлены все блага цивилизации. Конечно, это не так. В результате люди будут опять обмануты».
«Кроме того, - продолжил он, - что такое "украинский язык", вообще не очень понятно. Во всяком случае, многие, называющие себя украинцами, даже зная украинский, им не пользуются. Очередное предложение Порошенко, на мой взгляд - это еще один шаг к жуткому, неправдоподобному падению соседнего с нами государства в пропасть национализма и фашизма; неприкрытое стремление угодить носителям этого самого английского».
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил: «Знание английского языка сейчас чрезвычайно востребовано, это правда. Люди много путешествуют, да и для налаживания общественных связей английский язык - язык международного общения - необходим. Но нужен ли он большинству граждан Украины, я не знаю. Маловероятно, что люди, занимающиеся, например, сельским хозяйством, будут его активно использовать в своей жизни».
«Но дело даже не в этом, - считает отец Димитрий. - Уничижать русский язык, полагая, что он должен быть вытеснен английским, антиисторично и антикультурно. Это не принесет никакой пользы жителям Украины: для большинства из них русский - язык повседневного общения. Да и вообще связи между Украиной и Россией столь тесны и на бытовом, и на культурно-историческом уровне, что предложение Петра Порошенко можно рассматривать только лишь как очередную попытку вбить клин между нашими странами, сделать так, чтобы два братских народа стали чужими друг другу. Но эта инициатива, как и многие инициативы украинских властей последних десятилетий, не продумана и фактически бьет по самой Украине, по ее гражданам, по тем связям, которые сложились между украинским и русским народами».
«Многие предложения, которые звучат на Украине, выглядят так: «что угодно, только не русское». Мы готовы даже в повседневном общении говорить на английском языке, только не на русском. И такая непродуманная позиция, конечно, свидетельствует о неуверенности украинской власти. Складывается такое впечатление, что власти современной Украины хотят сделать из украинцев придаток англосаксонского мира, забывая, что великая русская культура, для которой они неотъемлемая составляющая, вернее, ее корень, - наше общее достояние. А знание русского языка - важнейшая составляющая наших связей, нашей общей культуры», - заключил пастырь.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что люди, которые сейчас у власти на Украине, защищают интересы не своей, а чужой страны. «Вообще говоря, таких принято называть оккупантами, - уточнил отец Андрей. - Кто такой Порошенко? - Олигарх, который зарабатывал миллионы не своим трудом и потом, как он утверждает, а используя административный ресурс. Он и ему подобные предали интересы своей страны. Порошенко все равно будет поступать в угоду своим хозяевам, которые дают ему деньги. Конечно, он не будет ни признавать русский язык, ни пытаться как-то выстроить отношения с Россией. Делая такие заявления, он попросту плюет на русскоязычное население, которое преобладает на Украине. Впрочем, от человека, предавшего в угоду корыстным интересам и государство, и собственный народ, другого я и не ожидал».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, уверен, что высказывания так называемого президента Украины недостойны человека, претендующего быть лидером народа этой страны, ее правителем. «Я не могу назвать население Украины народом этого президента, на совести которого реки крови, невинно убиенные люди – те самые граждане, интересы которых он должен представлять. К сожалению, приходится предполагать, что господин Порошенко, объявляя, что в стране обязательно нужно ввести английский язык, просто отрабатывает некий заказ», - полагает отец Филипп.
«Ничего, кроме смеха, не может вызвать его предположение, что правительство Сингапура заставило своих граждан учить английский язык, чтобы сделать Сингапур процветающим и богатым. Это уже ниже всякой критики. А еще хочется напомнить: обострение ситуации на Украине началось с попытки пересмотреть роль языка, на котором говорит большинство населения. Все заявления об урегулировании конфликта мирным путем, которые ранее делал президент Порошенко, он этим высказыванием перечеркивает. Оно свидетельствует не о желании сохранить мир, а о стремлении разжечь огонь гражданской войны», - заключил пастырь.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, сказал: «Это очень закономерное предложение - что для политики самого Порошенко, что для места, где это предложение прозвучало. Чего-нибудь в этом духе мы уже давно ждали – хотя бы потому, что трудно придумать что-нибудь абсурднее, а тем более когда в стране идет гражданская война. Украинское государство давно стремится изгнать русский язык из школ и вообще из публичной сферы – но ничего не может сделать с ним как с языком повседневного и внутрисемейного общения».