30 сентября Комиссия Общественной палаты по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию подвела итоги публичного обсуждения проекта «Основ государственной культурной политики», пишет газета «
Известия».
Заместитель руководителя рабочей группы по созданию «Основ», советник президента Владимир Толстой заявил, что этот документ должен консолидировать общество и встроить культурную политику в политику государства в целом.
Год назад, когда работа над этим документом только начиналась,
Владимир Путин на заседании Совета по культуре и искусству сказал: «Принципиально важно, чтобы задачи культурной политики были предельно понятны. Прежде всего понятны нашим гражданам, понятны молодёжи. Мы должны создать такие условия, при которых всесторонняя образованность, способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке, литературе станет для подрастающего поколения нормой, образом жизни, насущной потребностью. И здесь нужно серьёзно заняться продвижением и поддержкой фундаментального искусства. Это как и в науке: фундаментальные исследования затратны и не имеют сиюминутной отдачи, но без них научная мысль и прогресс просто остановятся».
Вместе с тем реальные шаги, которые предпринимает государство в сфере культуры, ведут скорее в обратном направлении. Культуру, как и образование, стремятся превратить в товар и услугу: показательно, например, что в сферу деятельности Министерства культуры включен туризм. Такой подход плохо совместим и с поддержкой фундаментального искусства, о которой говорит президент, и с воспитательной и образовательной функцией искусства.
«Какая политика в области культуры нужна России? По какому принципу государство должно определять, что в культуре достойно поддержки?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил, что слово культура – от корня «культ», и чем ближе культура к своему корню, тем она правильнее выполняет свое значение и свою роль в обществе.
«Конечно, уже давно существует разграничение меду культурой светской и религиозной. Разграничение должно быть, но нельзя забывать про родство корней. Пока что нам до этого далеко, но я уверен, что все равно мы к этому придем. Свести культуру к "культпросвету" пытались еще в советские времена. Но когда враг начал наступать на территорию нашей страны в начале Великой Отечественной войны, то даже Молотов и Сталин, не замеченные ранее в приверженности к религиозным ценностям, вспомнили слова «братья и сестры», вспомнили святых защитников - Александра Невского, Дмитрия Донского и прочих. А сейчас не у всех выговаривается это родство культуры и нашей русской православной духовности, не у всех укладывается это в сознание. Но ничего - главное, чтобы вообще вспомнили об этом, а то «пока гром не грянет - мужик не перекрестится». Поэтому лишь бы мужик перекрестился, а не матом выругался, иначе тогда уже конец. Сейчас наши правители демонстрируют несколько легкомысленное отношение к культуре, - значит, еще гром не грянул. Потому что только тогда начнется проверка нашего внутреннего стержня. И я уверен, проверка покажет: корень еще достаточно силен, - может и поврежден, но способен дать мощные побеги расцвета нашей духовной культуры, без которой общая культура государства бессмысленна», - подчеркнул он.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная
Москва», заявил, что ему сложно советовать государству, что нужно поддерживать или, наоборот, не поддерживать.
«Я хотел сказать бы вот о чем: наша русская культура, на которой, преимущественно, базируется воспитание подрастающего поколения, имеет религиозные корни. Если об этом не будут забывать и начнут привлекать для воспитания и образования подрастающего поколения в области культуры, в том числе, религиозных деятелей, это будет правильно. Мы долго пытались ввести в школах предмет "Основы православной культуры", но часто преподаватели препятствуют свободному и независимому выбору родителей. Под надуманными предлогами родителей и детей убеждают выбирать модуль "Основы светской этики", или, скажем, "Основы мировых религиозных культур". Мне кажется, этому вопросу стоит уделить особое внимание», - подчеркнул священник.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, отметил, что нужно учитывать мировой опыт.
«Есть культура, которая принадлежит всему человечеству. Образованный человек не может не знать Бетховена, не читать Гегеля... Любовь к культуре нужно прививать со школьной скамьи. Кроме того, нельзя забывать про огромную роль телевидения в нашем обществе. Интернет и телевидение - это основные источники получения информации, сейчас именно они формируют культуру людей. Посмотрите, какой у нас замечательный телеканал "Культура". Благодаря нему можно узнать все, что нужно знать цивилизованному человеку. Еще один немаловажный аспект – поддержка национальной культуры. Каждый народ, населяющий нашу страну, обязательно должен получать поддержку государства, чтобы развивать и укреплять свою культуру. Язык, письменность, национальные театры… Обратите внимание, как хорошо обстоит дело с башкирскими, татарскими театрами. Мне кажется, в этом направлении нам и нужно двигаться, и государство должно выделять на это деньги. Сейчас культура, особенно в небольших муниципальных образованиях, пришла в упадок. Сельские, районные дома культуры находятся в плачевном состоянии. Библиотечная сеть – просто слезы: больно смотреть, как они пытаются выжить. Как можно развивать культуру, если на это не выделяют денег? Конечно, бюджетное финансирование должно контролироваться государством. Можно, например, ввести грантовую систему. Допустим, захотело то или иное учреждение культуры провести какое-то мероприятие - пусть подтвердит, что сможет сделать это на должном уровне. Сейчас заканчивается Год культуры. Мы в своем районе хотим 23 октября провести большое культурное мероприятие, и денег, как всегда, не хватает. Поэтому для нас это наболевшая проблема», - заключил священник.
Иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела Благовещенской епархии по связям с общественностью, отметил: «Очевидно, что именно в первую очередь достойно внимания: традиционные ценности, сформировавшие наше государство».
«Христианство дало нам огромный пласт культуры: живопись, иконопись, зодчество… Большинство дореволюционных художников писали иконы. Архитектура сформировалась благодаря храмостроительству. Поэтому, на мой взгляд, и в культурной политике нам нужно уделять больше внимание тому, что внесло огромный вклад в развитие нашего государства. Я надеюсь, "Основы государственной культурной политики" этот момент не обошли стороной. Сегодня зачастую культурой называют вещи, к ней отношения не имеющие - какие-то странные перфомансы, авангардные выставки с элементами провокации, которые попросту оскорбляют чувства людей. Это не культура, это антикультура. Настоящая культура делает человека лучше, дает ему вдохновение творить, любить. Сегодня неспроста поднимают этот вопрос - в наше время все перевернуто с ног на голову, происходит переформатирование системы ценностей, а этого нельзя допустить. Эталоном должна быть культура, проверенная веками. Я не говорю, что нужно что-то запрещать, просто давайте называть вещи своими именами. Может, есть смысл создать общественный совет, куда бы вошли и общественные деятели, и деятели культуры, и религиозные лидеры, которые не давали бы обществу забывать о настоящей культуре и настоящем искусстве», - заключил он.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, полагает, что самое главное – предоставлять человеку возможность заниматься творчеством.
«Об этом хорошо сказал
Пушкин: «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит». Если люди сами что-то сочиняют, они будут читать хорошую литературу. Если пробовали рисовать – начнут интересоваться живописью. Это психологическая основа восприятия культуры. Кто у нас ценит классическую музыку? В первую очередь, сами музыканты. До революции дворяне были всесторонне развиты. Их учили всему: языкам, рисованию, музыке. А если не развивать человека, культура сведется к потребительству и станет угождать сомнительным вкусам и запросам. Поэтому нужно приучать людей к высокому искусству. Это один из важных воспитательных моментов. А еще нужно поощрять настоящее искусство. Экономически успешны только сомнительные жанры и дурновкусица. Это ужасно, когда смотришь в театрах спектакли, явно рассчитанные на дурной вкус, или, того хуже, видишь на сцене «клубничку». Но и театры тоже понять можно: им же нужно как-то выживать… Чтобы такого не было, по-настоящему высокое искусство нужно поддерживать», - подчеркнул священник.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил: «Чтобы возродить культуру, необходимо, прежде всего, ориентироваться на классиков».
«Вклад в нашу культуру выдающихся писателей и музыкантов невозможно переоценить. Но при этом жить только XVIII-XIX веками тоже нельзя. Нужно попытаться на основе традиционных ценностей сформировать образ современного россиянина и всячески его пропагандировать, больше говорить об уважении к другим людям, милосердии, сострадании. А еще попытаться объединить всех, кто заинтересован в возрождении культуры для совместного решения профессиональных вопросов. Однако культурное просвещение невозможно без религиозной составляющей. Человека нельзя заставить быть христианином, верить в высокие нравственные идеалы, да этого и не нужно. Тем не менее, он должен знать, что православие – культурообразующая религия для России, несмотря на то, что наша страна многонациональная и многорелигиозная. Культурный человек должен это знать и воспринимать православие как минимум одну из важнейших вещей в жизни общества. А то у нас как только религиозные деятели выскажут свое мнение по тому или иному вопросу, сразу кто-то начинает возмущаться: дескать, клерикализация общества, сращение Церкви с государством и т.д. Современный культурный человек должен понимать, что мнение православных тоже имеет право на обсуждение наравне с другими. Но чаще СМИ предоставляют возможность высказываться тем людям, которые пропагандируют разрушительные, а не созидательные идеи», - подчеркнул священник.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что для начала надо определить, что есть культура.
«Сейчас многие, особенно либералы, считают, что сами деятели культуры должны определять критерии: мол, вот это искусство, а это нет. Но если отбросить предвзятость, мы увидим, что критерии культуры не рождаются в ней самой, они должны быть привнесены извне. На мой взгляд, главный критерий в том, что в культуре должно воспеваться творение Божье. Там, где демонстрируется, что, несмотря на всевозможное искажение грехом, все равно действует в людях и природе благодать Божья, - там и есть подлинное искусство и подлинная культура. Если же под видом культуры пытаются пародировать творение Божье, смеяться над ним, искажать его - это уже антикультура, которая способствует разрушению, расчеловечению. Еще Платон писал, что нельзя позволять деятелям культуры развращать народ, особенно молодое поколение. В этом и состоит задача государства: содействовать духовно-нравственному здоровью народа через культуру. К сожалению, пока государство так не поступает. И вообще в России мощный консенсус в этом отношении установился пока только между нашими традиционными религиями. Зато импульс разрушения идет со стороны либеральной части, где считают, что им позволено выражать себя в первую очередь, а не заботиться о воздействии этого выражения на остальных людей. А когда им что-либо запрещают, они возмущаются. Но ведь налогоплательщики их кормят, поэтому имеют полное право спросить, на что тратят их деньги. А либералам это не нравится, они хотят полной свободы. Так что в первую очередь в формировании этой концепции должно прозвучать здравое и душеспасительное слово, которое идет в первую очередь от Церкви и всех традиционных вероисповеданий», - подчеркнул он.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, отметил, что формирование государственной культурной политики должно начаться с созидания, а не с запретов.
«Все чаще в обществе звучат идеи запретить американские фильмы и мультики, европейское кино – мол, там идеологическая подоплека. Так это же естественно - любой фильм несет в себе идеологическую нагрузку! И все равно запретить что-то в XXI веке очень сложно. Можно не допустить фильмы к показу в кинотеатре, но невозможно запретить смотреть эти же картины в интернете, скачивать с помощью торрентов. А если и возможно, то это путь Северной Кореи, который вряд ли нас может прельщать. Нужно задаться вопросом, почему западное кино пользуется успехом и сильно воздействует на умы. Ведь большинство молодежи в России идет в кино на "Аватар" не затем же, чтобы выразить свой протест - нет, конечно, просто им в самом деле интересно. И наша задача сделать наше кино, нашу литературу такой же интересной и притягательной. Нужно не просто выделять средства на съемки очередного фильма, но жестко отслеживать эффект, который он вызовет в обществе. И если государственные средства потрачены, а фильм прошел мимо публики, значит в следующий раз этот режиссер должен снимать фильмы уже за свой счет», - заключил о. Антоний.