«Песня - душа народа»

Православные священнослужители отмечают, что развитие хорового искусства может оказать огромное воздействие на развитие общества

0
261
Время на чтение 10 минут
1 октября в России стартует крупнейший в истории страны хоровой фестиваль. 

Исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло в интервью газете «Известия», в частности, сказал: 

«К пониманию того, что хор — это больше, чем элемент культуры, меня привели "Орестея" Эсхила и "Царь Эдип" Софокла. В Древней Греции хор воспринимался как метафизическое и сакральное понятие. Это был своего рода прообраз идеального государства. Поэтому я считаю, что развитие хорового искусства может оказать огромное воздействие на развитие общества… Общество приходит к пониманию того, что развитие страны невозможно без духовного, культурного, нравственного развития каждого человека. Хор объединяет людей независимо от религии, национальности, социального положения… Сейчас стоит задача в течение трех лет добиться, чтобы хоровое движение в России приобрело по-настоящему массовый характер». 

Идея это довольно давняя. О хоре как органе народного сознания, как инструменте преобразования жизни и как идеале искусства заговорили еще в начале ХХ века русские символисты – и тоже со ссылкой на древнегреческую трагедию. В 1920-х-30-х годах эту идею пытались на свой лад воплотить большевики, в культурной политике которых существенное место было отведено самодеятельным хоровым кружкам, объявленным «важнейшей формой идейно-художественного воспитания масс». 

Результаты этой политики сразу же вызвали насмешки – чего стоят хотя бы хор старух в «Двенадцати стульях», домовый хор в «Собачьем сердце» (и проникновенный монолог Преображенского по его поводу) или организованный «бывшим регентом» Коровьевым хоровой кружок из «Мастера и Маргариты». 

С другой стороны, для огромного большинства населения дореволюционной России хоровое пение (церковное, солдатское, фольклорно-деревенское) и правда было одной из основных культурных форм: многие другой музыки почти и не слышали. Правда и то, что высокая музыкальная культура многих стран (например, Германии) в значительной мере объясняется тем, что почти каждый в детстве проходит через церковный хор – что в России, к сожалению, давно утрачено. До конца советского периода хоровая музыка ассоциировалась для многих главным образом с официозной скукой – при том, что редкое застолье обходилось без хорового исполнения песен. 

Отметим, что мечта Павла Пожигайло сделать хоровое искусство массовым начала воплощаться: председатель профкома аппарата Госдумы Ольга Григорьева объявила о приеме заявок на вступление в хоровой коллектив. Прослушивания должны начаться уже в октябре. 

Павел Пожигайло воспринял инициативу Госдумы как личную победу: «Я считаю, что это результат нашей работы: несколько лет назад у нас мало что знали о хоровом пении. То, что происходит сейчас, доказывает: нам удалось возродить интерес к этой сфере культуры. Что касается Госдумы — это здорово, правильно». 

По мнению Пожигайло, вопрос репертуара хора Госдумы чрезвычайно важен: хор обязательно должен петь классику. В качестве примеров собеседник «Известий» назвал сложные хоровые партитуры: «Реквием» Верди, «Литургию» Чайковского, сочинения Прокофьева и Рахманинова. Начать же надо с популярных песен: «Считаю, что хор в юбилейный год Пахмутовой должен спеть «Команду молодости нашей» и «Орлята учатся летать». 

«Согласны ли вы, что развитие хорового искусства может оказать огромное воздействие на развитие общества? Не вызовут ли попытки его популяризовать лишь насмешки и отторжение? Как этого избежать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что насмешек не избежать никак. 

«Люди, которые смеялись над хорами, так и будут смеяться, этот их смех - это неприятие нашей духовной культуры. Потому что хор из всех музыкальных средств в духовном отношении самый развитый и сильно воздействующий как на поющих, так и на слушающих. Не зря православие не признает до сих пор никакого инструментального сопровождения для церковного хора. А тех, кто готов над этим глумиться, стоит сравнить с теми, кто не принимает православия. Уверен, корреляция двух сообществ будет близка к единице.  И если депутаты Госдумы и наша российская общественность созрели для решения о развитии хорового искусства, я могу только это приветствовать, и призываю ни в коем случае не оглядываться на тех, кому это будет претить.  И вообще не любить вид искусства, которому несколько тысяч лет, значит вообще не любить музыкальное искусство как таковое, потому что все оно вышло из хора, начиная с античности. Это основа, стержень музыкальной культуры человечества. И если мы усиливаем эту основу, то усиливаем нашу духовность и силу нашего Отечества. Это очень важное дело. Я и сам бы и записался в хор, но, наверно, уже поздновато. Кстати, в том же "Собачьем сердце" сделали пародию на хор, но хор-то вывели хороший! Не было глумления над самим пением. Хватило у этих людей чувства уважения и такта по отношению к одному из корневых видов музыкального искусства», - заключил он.
 
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что часто насмешки и отторжение вызывают любые попытки восстановить какие-то традиционные культурные ценности, так что этого бояться не надо. 

«А что развитие хоровой культуры скажется очень положительно на развитии культуры и общества, это безусловно. Пение - особое состояние души, а во время хорового пения происходит еще и особое взаимодействие между людьми. Это не просто вид искусства, а вид особого общения. Человек, занимающийся хоровым пением, развивается не только музыкально, он возвышается духовно. Сейчас в обществе царит жуткая разобщенность. Люди общаются друг с другом все больше в интернете, времени на встречи и личное общение мало. А хоровое пение – это очень тесное невербальное общение между людьми. Любой, кто когда-либо пел в хоре – народном, церковном, академическом, - скажет, что хоровое пение очищает душу, возвышает над реальностью. Я знаю многих очень загруженных на работе и по учебе людей, но они приходят петь в хоровые студии, фольклорные ансамбли, потому что там отдыхают, восполняют жизненные силы и получают то самое человеческое общение, которого не хватает, и без которого мы задыхаемся в современной жизни. Другое дело, что популяризация хорового пения должны быть разумной. А то у нас бывает, что всех насильно загоняют куда-нибудь "для галочки". Если насильно будем загонять в хоры - кроме отвращения, ничего не получим. Это должно быть делом добровольным. Так что возрождение хоровой культуры - это очень большой вклад в возрождение духовной традиции. И недаром в Церкви принято хоровое пение: оно максимально приближает нас к Богу и очищает нашу душу», - подчеркнул о. Гермоген.
 
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что развитие культуры в целом, особенно музыкальной, занятия музыкой и, в том числе, вокальным искусством, обогащают как отдельно взятого человека, так и весь народ. 

«И наоборот: отсутствие этой культуры у человека его обедняет. Это не означает, что каждый может петь, музицировать, быть композитором. Нет. Музыка - это искусство, а оно развивается по законам красоты. А там, где красота, смягчаются нравы, становится меньше зла и больше добра. Поэтому любая забота о культуре - наша первоочередная задача. И прежде всего о музыкальной культуре. Хотел бы отметить еще вот что – когда говорят «музыка», я как человек старомодный представляю музыку классическую, классическое исполнение. А современную музыку я бы вообще музыкой не называл», - подчеркнул священник.
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, отметил, что любое хорошее начинание можно превратить во что угодно. Поэтому не будем думать о плохом. 

«Подумаем лучше о том, как хоровая культура объединяет людей. В каждом храме есть церковный хор, и я вижу, как преображаются люди, которые участвуют в нем и поют церковную музыку. Я родом еще из советского времени, и прекрасно помню, какие замечательные песни пел в народном хоре мой отец. И поверьте мне: не все они были идеологическими. А когда хор исполнял песню "Хлеб всему голова", замирало сердце и трепетала душа. Тематика песен касалась самого главного – войны, хлеборобства... Любое, самое благое дело, можно извратить так, что всем будет тошно. Но я думаю, у человека, который стремится возродить хоровое пение, все получится. Оно действительно близко нашей национальной культуре. Мы, к сожалению, во многом эту культуру утратили - так почему бы не попытаться ее возродить? Единственное, не хотелось, чтобы это превратилось в попсу, низкоуровневые тексты. На днях я был в паломничестве в Греции, и на святой горе Афон встретил австрийского профессора музыки. Представляете, человек приезжает туда, чтобы найти вдохновение. С ним был еще один профессор, он строитель, но участвует в хоровом пении, и этот хор выступает в Европе; он приезжал и к нам в Россию. Хорошее, доброе начинание сближает людей, греет душу. А на различные инсинуации не стоит обращать внимания. Любое доброе начинание можно очернить. И занимаются этим те люди, которые сами ничего не хотят делать», - заключил священник.
 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что насмешки и отторжение у нас вызывает любая нормальная идея – так уж устроен человек. 

«Поэтому на это не стоит обращать внимания. Но идея, на мой взгляд, неплоха. Я считаю, любая инициатива, которая способна объединять людей, развивать в них хорошие и добрые качества, замечательна. Разве это плохо - собираться вместе и проводить время не у экранов телевизора, а занимаясь интересным делом? Конечно, нет. Этот опыт Советского Союза нам не помешало бы перенять. Вдвойне хорошо, если это начинание поддержит наша молодежь. Есть множество классических произведений, которые трогают душу, помогают раскрывать человека как личность. Будем надеяться, эта инициатива получит в народе одобрение», - подчеркнул он.
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что насмешки в нашем обществе, к сожалению, может вызвать все, что угодно.

«У нас почему-то только совершенно идиотские вещи не вызывают насмешки. А все, что серьезно, что по-настоящему ценно, принято высмеивать. В наше время все представления перевернуты. Интимная жизнь становится общественным достоянием, а рассказывать о своей духовной, религиозной жизни считается неприличным – это, мол, вопрос интимный. Хор - это действительно здорово. У нас на психологическом факультете защищала дипломную работу девушка, которая одновременно заканчивала и консерваторию. Для нее занятия хором были своего рода терапией. Исследования показали, что хоровое пение очень помогает людям в их социальной и духовной жизни. Оно действительно оказывает реабилитирующее воздействие. Я помню, когда раньше отключали электричество, а с ним пропадало телевидение, делать было больше нечего, и многие люди в семьях пели. Слышать это было замечательно! Песня - как душа народа. Мне кажется, занятие музыкой - это возвращение нашей души. Кстати, мне часто приходится ездить на разные международные конференции. Так вот, наши делегации - самые «непоющие». Все страны европейские поют и очень любят это делать, для нас же это трудно и неловко. А отсюда вытекают и многие другие проблемы. Человек всегда лучше начинает воспринимать культуру, когда сам что-то пробует. Если сам поет в хоре, ему потом станет интересна оперная и классическая музыка. Моя знакомая девушка в своем институте записалась в хор. Ей казалось, это очень забавно - выходить на сцену в кокошнике. А в результате их хоровой коллектив стал очень сильным, овладел различными техниками пения. А для нее эта «забава» оказалась делом всей ее жизни. Я знаю много случаев, когда участники хоровых коллективов благодаря пению сформировались как личности, нашли место в жизни. Единственное: нужно, чтобы люди были влюблены в свое дело. Тогда они смогут увлечь им и других», - подчеркнул священник.
 
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, сказал, что хоровое пение – это, хотя и важный и прекрасный, но все же только инструмент, который можно использовать по-разному. 

«Действительно, есть классические хоровые произведения, есть народное пение. Кстати, я бы не стал это смешивать и говорить, что до революции все пели в хоре. Все-таки народное пение, хотя и было хоровым, не предполагало той культуры профессионального исполнения, что необходима в современном классическом хоре. Люди тогда не знали нотной грамоты, пели на слух. Если же понимать, что хоровое пение – это инструмент, который объединяет людей, надо думать и том, ради чего их объединять, на какой основе. В "Собачьем сердце" высмеивается не само хоровое пение, а тот бездумный коллективизм, который хотели развить в людях. Если основа подобного единства - настоящая любовь к родной земле, уважение к живущим на ней людям, к своей традиционной культуре – это одно дело. Если это объединение одних против других – другое. Единство единству рознь… Апостол говори: "Дух творит себе форму". Есть разные музыкальные группы: детские, взрослые, несущие как созидание, так и разрушение. Пение, как мы знаем, может очень по-разному действовать на людей. Одни покидают филармонию одухотворенными. Другие, побывав на каком-то концерте, могут начать крушить все вокруг. Важно понимать: пение просто инструмент. И надеяться, что сейчас мы все запоем и мир вокруг нас станет лучше, было бы наивно. Прежде надо решить, что за единство мы хотим строить», - подчеркнул священник.
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, не считает развитие хорового искусства панацеей для духовного излечения общества. 

«Да, этот вид музыкального искусства нужно возвращать - впрочем, как и остальные. В Церкви никогда такой проблемы не было: хоровое пение зародилось вместе с появлением христианской церкви и продолжает существовать по сей день. Помимо церковного пения, можно популяризировать прекрасные народные песни, классические произведения. Но, по-моему, возлагать большие надежды на хоровое пение не стоит. А вот оказать существенное влияние на моральные устои общества, на мой взгляд, способны средства массовой информации. Нельзя, чтобы привычным зрелищем оставались фильмы и сериалы с пропагандой аморального поведения. Наверное, не помешало бы сформировать специальную комиссию из авторитетных людей мира искусства, которые могли бы выступать рецензентами - хотя бы на рейтинговых каналах, которые смотрит в том числе и молодежь», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от учитель
30.11.2024 16:17
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Лев
30.11.2024 16:11
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Новый комментарий от Наблюдатель
30.11.2024 14:58
Вперёд к Шишкову
Новый комментарий от Константин В.
30.11.2024 14:51
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Новый комментарий от Человек
30.11.2024 13:13