Как войти в радость Господа своего

Слово протоиерея Александра Шаргунова в неделю 16-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
313
Время на чтение 3 минуты
Можно подумать, что эта притча о последнем Страшном Суде. На самом деле речь идет о сегодняшнем дне, о каждом дне нашей жизни. Мы должны услышать в этой притче три вопроса. Какое сокровище вверяет нам Господь? Что означает Его отправление в чужую страну? И, наконец, что происходит, когда Он возвращается?

Сокровище, которое Он вверяет нам, — Его богатство. И это богатство — мы. Мы — Его самое драгоценное достояние. Каждый из нас — дар от Бога и Богу, единственный и неповторимый. Потому все — благодать. И мы не должны поступать как тот ленивый раб, который всего боится, потому что все время сравнивает себя с другими. В некотором смысле никто из нас не принял больше или меньше других, потому что каждый из нас — единственный и неповторимый. И все мы — драгоценное достояние нашего Господа. Со всей нашей ограниченностью, со всеми нашими недостатками и грехами. В этом — чудо Господне. Не забудем и о наших скорбях. По мере того как проходят дни и годы, все более обнаруживается очень тяжелая часть нашей жизни и нас самих. Эти скорби многоразличны. Но благодаря им все более насущной становится всеобщая церковная молитва о просвещении мира. Всюду Господь обращается к людям с проповедью о спасении, посылая им скорби. Скорби это то, что прежде всего характеризует историю человечества и особенно нашу эпоху. В наших скорбях, какими бы они ни были, сокрыто великое сокровище любви, сокровище сострадания, несущее жизнь. Где бы мы ни находились, сколь бы немощны мы ни были, нам дается возможность быть на первых рубежах этого служения любви нашего Спасителя. Потому что, принимая драгоценные Тело и Кровь Христовы, мы становимся сокровищем Бога.

Но в начале притчи сказано, что наш Господин отправляется в далекое странствие и возвращается только спустя долгое время. Что означает это отсутствие? Разумеется, не отсутствие Господа в нашей жизни. Но это означает некоторое расстояние между Его дарами, которые Он не перестает нам щедро давать, и нашим ответом на эти дары. В этом расстоянии — все наше Божественное величие: мы можем решиться рисковать нашей жизнью ради Него. Здесь — все решающий, постоянно длящийся момент: наша жизнь может стать либо плодоносной, либо бесплодной. Мы можем быть едиными с Ним, единственным Слугой всех, либо остаться одни, при своих интересах. И в этом служении Господу, в этом нашем служении, в служении Церкви не существует ни увольнения с работы, ни безработицы. Кем бы мы ни были, мы — посланные Богом. И мы должны рисковать нашей жизнью, какие бы скорби ни скрывались за этим.

Но как можем мы принести плод? Непостижимым образом в этой тайне — все Евангелие, Евангелие Креста Христова, которое нам Богом дано, и которое мы должны больше жизни своей хранить и в то же время непрестанно тратить. Да, тратить. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, — говорит Христос, — а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Это то, что превосходит всякое разумение, это безумие и соблазн для ищущих земного успеха. Истинный плод жизни обретается через растрачивание жизни. Но будем осторожны. Это не имеет ничего общего с так называемым активизмом, с такой внешней деятельностью, через которую мы пытаемся реализовать себя.

Нет, мы должны тратить сокровище, которым мы становимся даром Христовой любви, совершая исход из себя. Потому что если все освящается в нас благодатью, наши поступки должны быть поступками благодати, даже в самых великих скорбях. И особенно в них. Ибо ничто не может быть потеряно во Христе. Теперь мы можем сказать, что происходит, когда Господь возвращается. Это происходит непрестанно. «Вниди в радость Господа своего». Что это за радость? И как войти в нее? Господь говорит наТайной Вечери: «Я уже не называют вас рабами, вы — друзья Мои». Мы — чада Отца Небесного во Христе Иисусе Господе нашем, а Его служение — служение отдающей Себя любви, дружбы с Богом. Если мы друзья Его, мы можем войти в Его радость. Но это означает прежде решимость всецело принадлежать Его Кресту, Его Церкви, жизни всех, кто стенает в отчаянии, в скорби, кто ничего не понимает в своей жизни, кто не знает Бога. Всецело принадлежать Его Кресту, без которого нельзя ничего сделать.

Не будем забывать, что вхождение в радость Господа своего — иногда бывает очень горьким. Почему? Потому что чтобы войти в эти тесные врата, надо оставить многое, лучше сказать, все — перед этими вратами. И когда мы говорим, что это требуется делать каждый день (каждое мгновение), это значит, что много бывает непредвиденного в нашей жизни, и это непредвиденное прежде всего — другие, те самые нелюбимые нами «другие». И эти другие — то, что Божественно. Другие это всегда Он — Тот, Кто возвращается из странствия в час, когда Его меньше всего ждут.

Что должны мы принести Господу за сегодняшней литургией и что принесем мы Ему после нее, в каждое мгновение всей наступающей недели? Конечно же, это сокровище, которое нам вверено, эту волю рисковать нашей жизнью ради Него, ради наших братьев, не страшась никаких скорбей. В этом наше евхаристическое приношение, здесь драгоценная Кровь Христова соединяется с нашей. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха», — говорит апостол (Евр. 12, 14). Отсюда, из этой чаши приношения Господа и Его святых изливается жизнь на многих во оставление грехов. Только приобщаясь ей, становимся и мы во Христе служением миру.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Именование и образ нашей Церкви
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
06.11.2024
Три образа молитвы
Евангелие среды (Лк, 56 зач., 11, 9—13)
06.11.2024
Тайна Христовой молитвы
Евангелие вторника (Лк, 55 зач., 11, 1—10)
05.11.2024
Здесь нам открывается самая суть христианства
Евангелие понедельника (Лк, 52 зач., 10, 22—24)
04.11.2024
Бог хочет сказать нам что-то особенное
Слово в день празднования Казанской иконы Божией Матери
03.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Явление милости Божией»
По словам Патриарха Кирилла, мы не должны упускать из виду знаки Божиего благоволения, считать их стечением обстоятельств или случайностью
05.11.2024
Край завесы будущей жизни приподнят
Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
02.11.2024
Человек необычайного смирения
Евангелие субботы (Лк, 29 зач., 7, 2—10)
02.11.2024
Для чего дается нам жизнь
2 ноября — Димитриевская родительская суббота
01.11.2024
Земля никогда не должна заслонять небо
Евангелие пятницы (Лк, 50 зач., 10, 1—15)
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18