В Совете Федерации предлагают фиксировать в документах гражданина, согласен ли он на посмертное изъятие органов, пишет Regions.ru. Сенатор Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, устанавливающий, что эти данные нужно вносить в паспорт, водительские права или универсальную электронную карту.
Как пояснил Беляков, подобная практика давно используется в некоторых штатах США и в странах Евросоюза. При наступлении смерти зарубежным врачам не нужно терять время на поиск родственников умершего - им достаточно посмотреть документы и удостовериться, что человек был согласен на изъятие его органов для пересадки.
В Госдуме считают, что принятие такого законопроекта должно сопровождаться широчайшей дискуссией. «Мне кажется, что, конечно, должна быть юридически значимая и добровольно фиксируемая воля любого человека на то, чтобы в случае его смерти те или иные его органы или ткани были использованы для спасения жизни и здоровья других людей, - заявил вице-спикер Госдумы от "Единой России" Сергей Железняк. - В какой форме это должно быть реализовано, требует детального обсуждения, так как затрагивает вопросы не только правовые, но и этически-нравственные и даже и социальные и правоохранительные, и конфессиональные». «Чем более подробно будет проведена дискуссия, прежде чем будут приниматься те или иные решения, тем меньше будет вокруг них различных слухов и передергивания, - уверен парламентарий. - Важно, чтобы такие решения каждым принимались добровольно и осознанно».
Медики видят несколько изъянов в инициативе сенатора. «Сделать достоянием всего общества такой интимный, такой частный вопрос категорически нельзя, - заявил член-корреспондент РАН, директор Московского Центра интервенционной кардиоангиологии Давид Иоселиани. - Мы постоянно предъявляем свои главные документы в разных учреждениях, многим совсем не известным людям. Где гарантия, что все они честные, что они не преследуют меркантильных целей? Не станет ли больше случаев заказных убийств?»
Кроме того, как отмечает Иоселиани, для внесения соответствующей записи в паспорт у человека не должно быть противопоказаний к донорству, а для того, чтобы это выяснить, он должен быть обследован. «Реально сможем мы это сделать? У нас ведь даже обычная диспансеризация иногда становится проблемой», - указывает эксперт, добавляя, что уже после внесения такой отметки гражданин может получить противопоказание к донорству, например, перенеся инфекционное заболевание.
Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать предложенное нововведение.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, подчеркнул, что крайне отрицательно относится к изъятию органов. «Это не соответствует духу нашего православного мировоззрения, - пояснил он. - И мы как православные не сможем к этому относиться иначе. Другое дело, что никто знает, до какой степени все может дойти. Что предложение действительно увеличивает вероятность развития различных криминальных вариантов, очевидно. Думаю, наша мировая медицина сможет существовать вне такого рода действий, которые от этой медицины будут отвращать людей, имеющих ярко выраженное религиозное самосознание, иначе это не пойдет на пользу обществу».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил: «Что касается опасности роста количества заказных убийств, то и сейчас могут за углом на части разобрать независимо от того, что написано в паспорте. В США, в штате Массачусетс, где я жил, в управлении дорожной полиции стоял ящичек, в котором лежали наклеечки с надписью "Донор органов". На ящичке было написано: "Желающие, возьмите наклейку и наклейте себе в права". Все. Никаких дискуссий и специальных законов нет. Каждый, кто согласен, берет наклейку и наклеивает в свой документ. Если Господь распорядился так, что этому человеку суждено погибнуть в автокатастрофе, медики тут же берут хладный труп и проверяют, годятся органы для донорства или нет, и делают свое дело без всякой бюрократии и канцелярщины».
«А наша российская действительность пока не освободилась от ненужной увлеченности этой канцелярщиной. Многое можно сделать, если освободиться от бюрократического надзора. Хочешь быть донором – будь им, наклей в паспорт наклейку и все. А законодателям желательно заниматься более серьезными делами», - предложил отец Макарий.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, считает, что православному христианину из добрых, благих побуждений, почему бы и не внести соответствующую запись в те или иные документы. «Уважение к телесной оболочке человека после смерти не исключает возможности того, что он допускает использование своих органов для блага или здоровья других людей, - отметил отец Максим. - Но, конечно, важно, чтобы это не привело к коммерциализации. Нужно закрыть все лазейки, чтобы это не могло восприниматься как "отложенная продажа" органов для тех или иных дельцов от медицины. А уж как этого избежать – задача законодателей, которые будут разрабатывать документ».
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», пояснил, что Церковь не против трансплантации. «С согласия человека могут быть проведены операции по пересадке некоторых органов тяжело больным людям, которым это жизненно необходимо, - отметил он. - Это зафиксировано в нашей Социальной концепции. Более того, такая помощь болящим людям считается проявлением любви к ним - особой, высшей степенью сострадания. Однако немаловажно, чтобы человек дал осознанное согласие на трансплантацию – даже если она будет происходить после его смерти. Мне кажется, предложенный законопроект сокращает количество возможных злоупотреблений. Главное, чтобы все было добровольно и осознанно».
Протоиерей Сергий Баранов, секретарь Орской епархии, сказал: «К возможности трансплантации органов человека после его смерти я отношусь с осторожностью – как ко всему новому и необычному. Но, на мой взгляд, этот законопроект необходимо обсуждать всеми заинтересованными сторонами и тщательно прорабатывать».
«Конечно, - продолжил отец Сергий, - опасения врачей небеспочвенны - человеческий фактор может сыграть свою роль. Как бы не оказалось так, что возьмет верх корысть - человека нужно будет спасать, а его, извините, просто добьют. Конечно, это страшилки, но может быть всякое. Церковь наверняка тоже будет изучать этот вопрос с духовной и с моральной точки зрения».
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), считает, что «любое донорство - благое христианское дело, начиная от донорства крови и прижизненной передачи нуждающимся, например, почки или части костного мозга, и заканчивая посмертным донорством жизненно необходимых другому человеку по медицинским показаниям органов».
«Единственное – человек должен изъявить согласие, - подтвердить, что он желает быть донором, - подчеркнул игумен. - И, конечно же, он не должен иметь медицинских противопоказаний к этому. При соблюдении этих двух условий почему бы и не вносить такую запись в паспорт на добровольной основе. Что же касается опасения заказных убийств, этим все-таки следует озаботиться государству и правоохранительным органам. Но вряд ли это опасение лишит кого-то желания спасти жизнь другого человека».
Иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела Благовещенской епархии по связям с общественностью, признался: «Мне сложно это комментировать, я еще нахожусь под впечатлением от фильма "Ярик"». «Это наша, отечественная картина о том, как беспризорных детей увозят за границу и потом разбирают на органы, - рассказал пастырь. - Кстати, в этом фильме прозвучала такая информация: в год в России исчезает около тысячи детей – предположительно, их вывозят за границу. И действительно, сегодня это чудовищно циничный "бизнес"».
«Что же касается предложенного законопроекта - думаю, взрослый человек может самостоятельно принимать решение, становиться ли ему посмертно донором или нет. Мне кажется, если он сам изъявит желание, чтобы после смерти его тело послужило еще кому-то, помогло спасти чью- то жизнь, в этом нет ничего плохого. Конечно, опасения врачей небезосновательны: зная, что у человека есть подходящие заказчику органы, на него могут устроить настоящую охоту. Поэтому информация о базе данных потенциальных доноров должна охраняться законом и не подлежать раскрытию. Возможно, информация о донорстве должна быть обнародована только после смерти человека. Нужно обсудить, как это сделать, взвесить все за и против», - заключил пастырь.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Церковь относится к телу как к сосуду Святого Духа. Поэтому человек не должен сознательно наносить себе увечья, вообще уродовать свое тело. Но если он из милосердия к другому человеку после своей смерти разрешит трансплантацию органов, которые, например, спасут жизнь ребенку или многодетной матери - это замечательно».
«По окончании земной жизни душа покидает тело и возвращается к Богу, который будет вершить свой суд над ней, и затем она отправится в рай либо в ад. Это общеизвестный постулат. И если после смерти человека его органы будут использованы не в коммерческих целях, здесь ничего предосудительного нет - при условии, что человек действительно желает отдать свои органы на благое дело. В идеале подобный закон принесет пользу. Но для этого законопроект нужно тщательно проработать, чтобы чьи-нибудь корыстные интересы не подкосили половину России. А то начнется продажа органов в Европу, в США... Хотелось бы услышать мнение граждан, законодателей, врачей, чтобы в этом документе не осталось пробелов», - заключил отец Андрей.