12 июня на Первом канале показали фильм Леонида Парфенова «Цвет нации», посвященный Сергею Прокудину-Горскому — пионеру цветной фотографии, автору коллекции цветных фотографий «Достопримечательности Российской империи» начала ХХ века, сообщает Газета.ru.
Фильм студии «Намедни» посвящен 150-летнему юбилею Сергея Прокудина-Горского, отмечавшемуся в 2013 году. «Цвет нации» должен был выйти на экраны осенью прошлого года, однако премьера была отложена — хотя презентация картины состоялась 8 октября в Центре документального кино в Москве. На полке Первого канала картина пролежала девять месяцев, чтобы выйти на экраны в День России.
Второе посвящение «Цвета нации», как пояснил Леонид Парфенов «Газете.Ru», — 100-летие 1913 года. В исторической перспективе он, самый урожайный и успешный для Российской империи, оказался последним годом старого мира — в 1914-м началась Первая мировая. Эта характеристика верна для многих стран и касается политики, экономики и культуры — с показателями 1913-го сравнивала свои успехи в народном хозяйстве советская власть.
Два этих посвящения характеризуют замысел и сюжетный поворот фильма Леонида Парфенова «Цвет нации». О Прокудине-Горском уже снимали документальные ленты — одну из них сделал британский канал BBC, пять других — российского производства. Но фильм студии «Намедни», по словам Парфенова, не только и не столько о Прокудине-Горском, но и о России, которой сейчас нет и никогда не будет, о навсегда утраченном за сто лет мире.
Сергей Прокудин-Горский был фотографом, химиком, изобретателем, редактором журнала и преподавателем. Он учился у немецкого начинателя цветной фотографии — А.Митте, но усовершенствовал метод немца, значительно упростив процесс фотографирования.
Интерес к путешествиям и любовь к фотографии выросли у Прокудина-Горского в главный проект его жизни — серию фотоэкспедиций по всей России и создание «Коллекции достопримечательностей Российской империи».
Идею фотохудожника поддержал Николай II: при содействии царя Прокудин-Горский совершает несколько путешествий в Сибирь, по Центральной России и Уралу, в Среднюю Азию и на Кавказ. Всего фотограф сделал 2,5 тыс. кадров. После революции Прокудин-Горский эмигрировал во Францию и увез с собой «Коллекцию». Затем, после Второй мировой войны, наследники фотографа продали остатки собрания (1900 кадров) Библиотеке конгресса США, где коллекция Прокудина-Горского хранится и сейчас.
Съемочная группа «Намедни» во главе с Леонидом Парфеновым и режиссером Сергеем Нурмамедом проехала маршрутами Прокудина-Горского, находя точки его съемок по оставшимся кадрам и сравнивая два мира — прошлого и настоящего. Сравнение, кажется, не в пользу настоящего. Больше всего, по словам Парфенова, пострадала территория нынешней России: не сохранились церкви, дома, виды и пейзажи, люди. Восстанавливать, по мнению автора фильма, невозможно или не имеет смысла — русский мир начала ХХ века утрачен, мы живем в постсоветской стране, а изобретатель, фотограф и настоящий патриот Сергей Прокудин-Горский лежит на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
О показе фильма «Цвет нации» рассказал в интервью «Русской народной линии» гость вечера о знаменитом русском фотографе Прокудине-Горском к.филол.н., доцент Исторического факультета СПбГУ диакон Владимир Василик.
В пятницу, 19 сентября, в Санкт-Петербурге на малой сцене Александринского театра состоялся показ фильма «Цвет нации» журналиста Леонида Парфенова, посвященный замечательному русскому фотографу Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому. Этот человек одним из первых занимался цветной фотографией, развивая идеи своего учителя профессора Митте. Прокудин-Горский смог добиться изумительных результатов в своих фотографиях, оперируя тремя диапозитивами – красным, желтым и синим. Путешествуя по всей России, он создавал потрясающие картины удивительной яркости. Однако в послереволюционные дни великий фотограф эмигрировал в Париж, несмотря на намерение новой власти создать для него институт. Скончался он в 1944 году вскоре после освобождения столицы Франции союзниками. В 1948 году его оставшаяся коллекция фотографий была продана наследниками за 3 тысячи долларов в библиотеку Конгресса.
С 1970 года отечественные исследователи стали заниматься творчеством Прокудина-Горского, в частности, Гаранина и Носков. С 1980 г. наследие русского фотографа стали изучать американцы, его диапозитивами стала заниматься Библиотека Конгресса, в частности, Роберт Оллсхаус, составивший первую биографию фотографа. В Штатах постепенно оцифровывали диапозитивы Прокудина-Горского, выставив его коллекцию в открытый доступ. Существует целый ряд сайтов, где можно познакомиться с творчеством знаменитого фотографа. Также Прокудину-Горскому посвящена фильмография – это «Альбом для царевича» Елены Головни, «Цвет времени» режиссера Константина Касатова, «История в цвете» Ивана Мартынова, «Россия в цвете» Владимира Мелетина.
Недавно журналист Леонид Парфенов стал заниматься темой Прокудина-Горского, сняв фильм «Цвет нации» об известном художнике. Конечно, этот журналист выигрывает благодаря качественным фотографиям Прокудина-Горского. На деньги скандально известного олигарха Михаила Прохорова он поездил по некоторым местам, который фотографировал в свое время знаменитый русский фотограф. Парфенов хвалился, что изъездил всю Россию по следам Прокудина-Горского. Но на деньги олигарха это можно себе позволить. Парфенов сравнил два времени – дореволюционное и современное. На основании разрушенных или сильно пострадавших храмов, он сделал далеко идущие выводы о том, что мы потеряли прежнюю Россию, оставшись советскими людьми, и непонятно, заявил он, куда теперь двигаться. Парфенов предложил не восстанавливать храмы, а законсервировать их. В своих выступлениях он выражался еще жестче, что советское время – это выморочный, проклятый период. Нужно подчеркнуть, что именно в те времена Парфенов сделал себе неплохую карьеру.
Какое качество его фильма?! Сам Парфенов признался, что на журналистском факультете ЛГУ он получил весьма плохое образование. Не стоило бы говорить обо всех, но сам Парфенов сделал фильм средней руки, он оказался неблагодарным к своим предшественникам, не упоминая о них ни слова, представляя из себя первооткрывателя якобы «Терра инкогнито». В то время как о Прокудине-Горском давно было известно. Замысел этого фильма понятен – он сделан на деньги олигарха Прохорова, который возглавляет «Гражданскую платформу», под выборы. Не случайно фильм выпустили на «Пятом канале» незадолго до выборов с целью привлечь избирателей. Однако граждане проголосовали за действующую власть. На состоявшемся вечере Парфенов устраивал изменчивое шоу для того, чтобы подготовить народ для участия в майдане, т.н. «Марше мира». В этом участвовал известный диссидент, борец с властью профессор Андрей Борисович Зубов. На вечере вспоминали подлинные и мнимые советские законы, выливали негатив на советскую жизнь – образование, экономику. Очевидно, что они это делали для того, чтобы взбунтовать народ и вновь повести его на баррикады. Это мы уже проходили в 1991 году – беззаконие советского периода использовали для умножения оного, для развала Советского Союза.
На вечере открыто поднимался вопрос о том, что будет после нынешней России. Открыто заявляли о том, что действующая власть повторяет Советский Союз, а коль скоро это плохо, то надо его истреблять. Они заклинали ВЧК, НКВД, КГБ, ФСБ и прочее. Ваш покорный слуга, насколько это было возможно, пытался возражать этому безобразию, утверждая преемство нынешнего русского народа, отмечая, что советский период является органичной частью жизни России, которая никуда не исчезла. Весьма многие русские люди никуда не бежали, а остались, страдали, терпели, трудились, защищали Родину, какой бы она ни была. Публика по-разному восприняла мое выступление. Одни ругали, другие благодарили.
Конечно, зрители были подготовлены, но даже для них то, что сделал Парфенов, было чересчур! Многие подходили ко мне и искренне благодарили за здравую гражданскую духовную позицию. Трудно понять, для чего было сделано это шоу. Одно ясно, что оно было сделано не с добрыми целями. «Болото» не унимается и бурлит. Его герои не боятся завтра столкнуться с майданом, а послезавтра с гражданской войной. Они забывают об участи тех, кто в 1917 году раскачивал лодку. Бог им Судья. Нам не следует поддаваться на провокации. Будем надеяться, что у наших граждан достаточно здравого смысла, чтобы не повестись на эти провокации, а у властей достаточно сил, чтобы их пресечь.
В последнее время о Парфенове не было слышно. Поднимать его стали именно сейчас в силу известного заказа. При этом журналист представляет себя как человека, который нигде не работает. Ясно, что он трудится антисоветчиком и политическим имиджмейкером. Он выставляет главного героя в качестве эмигранта, забывая, что одновременно с Прокудиным-Горским были не менее замечательные фотографы – профессор Ермилов, генерал Вишняков. Они остались в России, несмотря на Октябрьский переворот, и трудились. На встрече выдвигались идеи необходимого признания нелегитимности не только Октябрьского переворота, но и послеревоюционного периода, т.е. всех актов советской власти. Это заявлял профессор Зубов, бывший или настоящий профессор МГИМО. Это означало бы банкротство России – политическое, дипломатическое, экономическое и прочее. Перед нами безответственная демагогия и спекуляция на прошлом, которая лишает нашей страны будущего.
6. Очень Промыслительно, что у нас есть окно в прошлое!
5. Re: «"Болото" не унимается и бурлит»
4. Ответ на 3., ortodox:
3. Статьи диакона Василика- луч света в темнейшем царстве бесноватого квазипатриотизма.
2. Re: «"Болото" не унимается и бурлит»
1. Re: «"Болото" не унимается и бурлит»