По данным ежегодного соцобследования «Москва и москвичи», в 2012 году 13% жителей столицы следовали установке «child free» (то есть сознательно выбирали бездетность). Сейчас таких уже 17,5%. «Быть свободными» хотят москвичи с высшим образованием и стабильной работой. При этом в среднем по России тех, кто заявляет, что вообще не собирается заводить детей, втрое меньше (6%), пишет Regions.ru.
Правда, как сообщила ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Алла Тындик «Ленте.ру», почти половина из тех, кто раньше не собирался становиться родителями, впоследствии меняют свое отношение к этому вопросу. Но в то же время идет общий рост бездетности. В 2002 году в Москве среди 35-39-летних (в этом возрасте первого ребенка уже почти никогда не рожают) доля бездетных составляла 10,7%, в России — 7,4%. В 2010 году - 17,15% и 11,5% соответственно. По экспертным оценкам, каждая пятая или шестая москвичка поколения 70-80-х годов не будет иметь детей. Это примерно 15%.
«Многие женщины, участвовавшие в исследовании, говорили, что если бы лет 20 назад они заявили о нежелании иметь детей, их бы заклевали. Сейчас все воспринимают спокойно. Хотя выходцы из небольших городов и сел отмечают, что, когда приезжают на малую родину, родственники и друзья давят на них. Но в целом бездетность становится социально не порицаемой позицией. Не случайно у нас постепенно повышается возраст мам, впервые рожающих детей. В России долгое время первенцы обычно появлялись в 20-21 год. Рост начался с конца 90-х годов. И сейчас «дебют» происходит в среднем по стране в 25 лет. В Москве — в 27. Лет через пять-семь эта цифра поднимется до 29», - говорит Алла Тындик.
По ее словам, есть ряд западных стран, где доля бездетных превышает 20-25 процентов. Но при этом средний уровень рождаемости не падает, поскольку там больше семей с двумя-тремя детьми. А в России и в Москве более распространена «однодетная модель» семьи.
«Как бы вы объяснили рост числа бездетных в России и в Москве в особенности? Что, на ваш взгляд, могло бы его остановить?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил несколько моментов, влияющих на то, собираются ли люди заводить семью и рожать детей. «Первая причина – экономическая. Существует так называемая демографическая теорема, в которой доказывается, что в условиях городского индустриального общества это экономически невыгодно. Причем второй-третий ребенок переводит семью на более низкий социально-экономический уровень. Люди это хорошо понимают. У бездетных две зарплаты и никаких детей, а также возможность строить планы, отдыхать и т.д. А когда появляется один, второй ребенок - по крайней мере, на время декретного отпуска вторая зарплата исчезает, зато появляются дополнительные расходы. Расходы на ребенка не меньше, чем на взрослого, а в некоторых случаях и больше. При этом многие исповедующие идеологию "childfree" считают свой выбор проявлением ответственности. Они, мол, не готовы возложить на себя бремя ответственности за рождение и воспитание ребенка, обеспечить ему должные материальные условия, дать соответствующее образование. Это первая причина», - рассказал отец Максим.
«На принятие решения о рождении ребенка, безусловно, влияют и душевно-духовные причины, - пояснил он. - Обычно рождение ребенка – душевное утешение, своего рода реализация. Многие люди, особенно те, кому уже за 30, это чувствуют. Но современное общество предоставляет человеку множество других возможностей для душевных переживаний, и ребенок - наиболее хлопотная из них».
«Третья причина – духовная. Противостоять экономическому и душевному прагматизму может только уверенность в правильности своих поступков. Такую уверенность, как правило, дает религия. Мы знаем: большинство многодетных семей - семьи религиозные. Чтобы рождалось больше детей, во-первых, необходима существенная экономическая поддержка. Если мы говорим о городах, то это в первую очередь предоставление жилья. Кроме того, хочу напомнить, что во многих индустриальных странах еще в середине прошлого века существовало понятие "социальная рента" – когда работодатель считал своим долгом за один и тот же труд платить многодетному работнику больше, чем бездетному. И в обществе к этому относились с пониманием. Неплохо бы это возродить», - предложил пастырь.
«Но на более глубоком уровне я пока не вижу возможностей изменить общество потребления. Это невозможно без серьезных социальных потрясений. Духовное перерождение тоже не происходит мгновенно. В нашей стране процент глубоко верующих людей в последние 20 лет медленно, но стабильно растет. А верующие семьи многодетны. Но здесь речь, конечно же, не об усилиях государства, а о том, приоритетны ли для людей высшие духовные ценности. И это уже область ответственности Церкви, которая прикладывает значительные усилия, чтобы как можно больше людей открывали для себя истинную красоту веры», - заключил отец Максим.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, считает, что добровольная бездетность - проявление безнравственности. «Люди, обуреваемые страстями, живут, как хотят, как им это удобно. Нас заразили развратом, а развратный народ вымирает, он сам себя уничтожает. И мы, в общем-то, добросовестно выполняем заложенную в нас программу. Единственное наше спасение – вернуться к Богу, жить по-Божьи, - убежден пастырь. - Счастлив только тот, кто живет правильно, а не тот, кто во всем ищет выгоду. Люди, живущие "для себя", живые мертвецы. Их жизнь не имеет смысла. Когда Германия напала на Россию, немецкие врачи, обследуя наших девушек, сказали: "нужно прекращать войну в России, целомудренный народ победить невозможно". А что происходит сейчас?»
«Мне кажется, нам нужно сделать выводы из происходящего на
Украине. Я раньше считал, что украинский народ верующий, православный, а теперь там творят такое бесстыдство, не говоря уже об остальном. Не исключено, что и у нас такое может произойти, если мы вовремя не одумаемся», - предостерег отец Георгий.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что причина кроется не в жизненных сложностях, а в установках людей, которые решаются на такую модель поведения. «Замечено: чем более высок уровень жизни той или иной пары или человека, тем в меньшей степени они склонны рисковать этим благополучием, - отметил отец Михаил. - Если бездетные пары или с одним ребенком могут себе позволить многое, например, ездить отдыхать два раза в год, приобрести хорошую машину, то семьи, где детей несколько, неизбежно сваливаются в финансовую пропасть. И люди, для которых материальное благосостояние - все или очень многое, оберегают свой образ жизни. А дети этому мешают».
«Многие считают: если государство будет более внимательным к детям, к семьям, если материальный уровень общества начнет расти, то и возможностей для появления новых детей будет больше. На самом деле статистика этого не подтверждает, - подчеркнул пастырь. - В западных, вполне благополучных странах, рождаемость ниже, чем в странах, где все не столь оптимистично. Как бы банально это ни звучало, я все-таки назвал бы стимулом для рождения детей настоящее христианство, приверженность Церкви. Когда для человека на первом месте не материальные, а духовные ценности».
«Важно также, чтобы в обществе был и соответствующий настрой. Известно: как только в кругу общения нескольких семейных пар возникает одна или несколько семей с большим количеством детей, у других тоже появляется стимул рожать больше, они перестают этого бояться. И Церковь в этом вопросе, думаю, могла бы повлиять на изменение системы ценностей, предложив такую, которая не зациклена на материальном потреблении», - заключил отец Михаил.
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, сказал: «В нашей церковной практике мы видим иную картину – большинство прихожан все-таки хотят иметь детей. И не одного, а нескольких. Есть семьи, у которых уже двое своих, и они хотят усыновить еще одного. Для наших прихожанок, скорее, проблема остаться без детей, не создать семью. Из чего я могу сделать вывод: видимо, среди верующей части населения тенденции к добровольной бездетности нет».
«Вероятно, - полагает он, - одна из причин, по которой пары не стремятся стать родителями - экономическая, но вместе с тем дело и в потере и традиционных ценностей. Хотя у большинства молодых людей, с которыми мне приходилось общаться, я замечал большой интерес и к вере, и к традиционной культуре, и к традиционным ценностям».
«Ну а с теми, кто не хочет иметь детей, мне кажется, ничего сделать нельзя – если люди не видят в этом своего призвания, счастья быть родителями, возможно, они просто не готовы. Желание иметь детей, настоящее родительское призвание очень важны. Если ребенок рождается в семье, где его не хотят, это не очень хорошо. Воспитывать нужно не тех, кто уже выбрал такой путь, а подрастающее поколение», - уверен отец Пётр.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, предположил, что современная жизнь устроена так, что человек не горит желанием поделиться радостью жизни. «Бог, желая сотворить мир, хотел сделать так, чтобы в его радости бытия приняли участие и другие, поэтому создал человека. И я думаю, эта мысль, может, и не явно, но присутствует в желании некоторых людей иметь детей. Понятно: дети - это забота, большие расходы, во многом именно они влияют на образ жизни взрослых. Но желание поделиться бытием и есть моральное и философское обоснование для того, чтобы иметь детей. Все остальное второстепенно», - убежден пастырь.
«Кроме того, - продолжил он, - иметь детей – значит, иметь того, кого можно любить. Да, можно любить товарища, можно супруга, но все-таки именно любовь к детям всегда считалась самым средоточием человеческой любви. Люди, сознательно лишающие себя детей, лишаются возможности исполнить главную христианскую заповедь – возлюби ближнего своего. Именно дети – самые близкие нам люди. Наше общество только формально становится более христианским - по количеству крещений, - но оно не освещено светом духовной истины. Поэтому, к сожалению, люди не понимают: быть христианином – это, прежде всего, проявлять любовь к ближним. А ближе всего нам наши дети».
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, считает, что причина кроется в людском эгоизме. «Дети - это терпение, воспитание, болезни. В общем, большой труд. А люди не любят трудиться. Идеология "childfree" и рассчитана на то, чтобы подогревать этот эгоизм, пропагандируя "свободные легкие" отношения», - полагает отец Михаил.
«Я бы предложил либо вернуть налог на бездетность, либо ввести дополнительные финансовые поощрения людям, которые имеют двух детей и более. Мы же все понимаем, что от детей, когда они вырастут, зависит наше будущее. Почему эти трудоспособные дети должны обеспечивать пенсию и тех людей, которые имели детей, и тех, которые их не рожали? – задается вопросом пастырь. - Мне кажется, это нечестно. Одни не спали ночами, отказывали себе в чем-то, а другие в это время ходили по клубам, театрам, посвящали время самим себе. Люди, которые родили двух и более детей, должны находиться в более привилегированном положении, чем те, которые не захотели иметь ни одного. Речь, конечно же, не идет о людях, не сумевших сделать это по состоянию здоровья».
«Чтобы остановить рост числа бездетных семей, государство должно обеспечить поддержку семей многодетных. К сожалению, сейчас у нас этого почти нет. На ребенка после полутора лет платят мизерное пособие, прокормить на которое его невозможно. Это просто смешная сумма. Ну и еще нужно выделять жилье, реализовывать различные программы, облегчающие многодетным родителям жизнь», - заключил священник.