«Неонацизм и русофобия – опасности одного рода», - констатирует Евгений Григорьев в «Независимой газете».
В Германии – в стране, которая после войны, казалось бы, сделала все, чтобы ужасы истребления евреев нацистами не были забыты, - антисемитизм вновь становится серьезной проблемой. На демонстрациях протеста против войны в Газе, проходивших во многих немецких городах, наряду с критикой действий Тель-Авива звучали вполне нацистские лозунги – вплоть до призывов отправить евреев в газовые камеры.
Эксперты отмечают, что этим летом участились проявления как латентно-бытового, так и политически агрессивного антисемитизма. Президент Центрального совета евреев Германии (ЦСЕГ) Дитер Грауман назвал ее «самым ужасным явлением со времен нацистской эры». По его свидетельству, «на немецких улицах звучали ужаснейшие антисемитские выпады», а «социальные сети заливала ненависть к евреям». Дело дошло даже до попытки поджога синагоги в Вуппертале. Сотни граждан еврейского происхождения стали обращаться с вопросом, не безопасней ли эмигрировать из Германии, в ЦСЕГ, который таких рекомендаций не дает, но советует осмотрительнее вести себя на улицах в ермолке и т.п.
При этом антисемитизм, с одной стороны, подпитывается мусульманской иммиграцией, а с другой опирается на традиционные предрассудки. По данным опросов, по меньшей мере 20% граждан Германии либо прямо настроены против евреев, либо в той или иной мере подвержены антисемитским предрассудкам. Проявления неонацизма, к сожалению многих немцев, не встречают настоящего отпора со стороны власти. В частности, федеральное правительство уклонилось от поддержки требования федеральных земель о запрете неонацистской Национал-демократической партии, рассматриваемого в Конституционном суде.
Одновременно, отмечает газета, в Германии в связи с украинским кризисом пресса и часть политиков развернули масштабную антироссийскую кампанию со всеми признаками русофобии. И если рост антисемитских настроений все же вызывает у властей озабоченность – в частности, 14 сентября в Берлине прошел масштабный митинг против антисемитизма, где выступила, в том числе Ангела Меркель, - то русофобия, видимо, никого не возмущает.
Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать вспышку ксенофобских настроений в Германии.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, признался, что об этом не очень задумывался, хотя вопросы о фашизме, о его природе интересовали. «Я думаю, фашизм по своей сущности вненационален, - полагает отец Александр. - Немецкий нацизм для простого населения означал антисемитизм. С другой стороны, не такие уж идиоты были среди немецкого руководства, чтобы не знать: в венах многих фашистских лидеров течет, в том числе и еврейская кровь. Официальной доктриной это осуждалось, но фактически принималось - и почти без вопросов. Так же и сейчас. Мы видим, что на Украине один из лидеров Евромайдана - Коломойский - одновременно и сионистский лидер. То есть дело-то совсем не в ненависти к евреям, а в иной идеологии. Наверное, все-таки в той, о которой писал в своих трудах Константин Леонтьев. Он говорил об идеологии "всеравенства", которая стирает личностные, национальные, культурные различия, уничтожает самобытность, делает из человека существо, лишенное национальности, признаков самобытности - серую массу. И вот мне это гораздо понятнее, нежели то, что нам сейчас внушают. Пытаются столкнуть лбами то с евреями, то с немцами… С исламским миром тоже будут сталкивать».
«Дело не в том, к кому прививать неприязнь. Дело в том, чтобы отучить людей видеть самобытность личностей, культур, наций. Этому безразличию к личностям, нациям интересное определение дал Сергей Глазьев – "еврофашизм". Людям, о которых можно сказать, что они еврофашисты, неприятно, ненавистно любое проявление личностного самосознания. Национальная, культурная самобытность ими не приветствуется, более того, осуждается и отрицается. И на отрицании этой самобытности и основывается та идеология, которую сейчас насаждают», - заключил пастырь.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что тот всплеск неонацизма, который происходит сейчас в Германии, характерен не только для этой страны. «Подобные настроения нет-нет, да и всплывают в СМИ других европейских стран и вообще Запада, - отметил он. - Мне кажется, обращения к неонацизму, антидемократические настроения, которые все большее распространяются среди простых людей, связаны с тем, что Европа, отказываясь от христианских ценностей, принимая ценности антихристианские, на самом деле порождает пустоту».
«Принять то, что сейчас пропагандируется как общечеловеческие, гуманные ценности, большая часть населения той же самой Европы не хочет и не может, но настроение в СМИ, и во властных структурах таково, что сохранить подлинные ценности обычному человеку почти невозможно. Несмотря на высокие слова о демократии, уважении прав человека, этот человек оказывается беззащитен перед властью, перед такими вещами. Поэтому неудивительно, что вместо образовавшейся пустоты в головы людей, особенно склонных к радикализму, приходят некие радикальные идеи. В том числе - неонацистские. И мне кажется, распространение подобных настроений будет продолжаться. Иначе и быть не может», - уверен отец Филипп.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), сказал: «Я не знаю, впрямь ли в Германии такой рост антисемитизма, или это просто мнение журналистов. Но в любом случае противостояние на национальной почве - признак патологии. Это касается и русофобии, и антисемитизма. И национализм тоже явление нездоровое, в какой бы форме он не проявлялся. Нам следует помнить: национализм, в первую очередь, проявляется в неуважении к другим народам, их культуре, языку и истории, а патриотизм - в любви к своей родине. Это не одно и то же».
«Ну а попытки выставить Россию в нехорошем свете, недоброжелательное отношение ко всем гражданам нашей страны, независимо от нации - следствие нынешних политических процессов. Мы все знаем о двойных, тройных стандартах... и мы это видим, прежде всего, на Западе, но и в России тоже. К сожалению, это данность нашего времени», - заключил игумен.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что любые выступления на национальной почве - признак критической ситуации в том или ином регионе, стране. «Почти всегда это контролирует группа людей, которая умело использует любую ситуацию, - пояснил он. -
Националистический настрой всегда подогревался государственной машиной. На Украине существовала определенная идеология, были учебники; молодежь в школах и институтах воспитывали в соответствии с заданной программой – вот и получили то, что получили».
«И сегодняшняя ситуация в Германии во многом результат политики, проводимой Ангелой Меркель. Конечно, здесь четко виден и американский след. В Германии, если я не ошибаюсь, более 100 баз НАТО. И о какой самостоятельности этого государства можно говорить? "Оккупированное" государство четко следует указаниям других людей. А эти процессы перестанут происходить, когда государство будет свободным, когда оно будет воспитывать людей так, как это выгодно ему самому, а не ребятам за океаном. А пока они естественны не только для Германии, но и для всей цивилизованной Европы», - заключил священник.
Иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела Благовещенской епархии по связям с общественностью, отметил: «Это проблема не только Германии, но и некоторых других стран. Сегодня в мире для манипуляций людьми разыгрывается националистическая карта: смотрите, мол, что может быть и с вами. Это политическое давление, но я надеюсь, народ Германии, памятуя, что произошло в годы войны, не даст этой группе шантажистов стать большинством, как это произошло на Украине».
«Вспомните, что происходило в Грузии, в прибалтийских республиках – Литве, Латвии, Эстонии, где и сейчас выступают против всего русского. В той же Литве были парады неонацистов. На Украине это было еще задолго до Майдана, в том числе, при Януковиче, когда власти разрешали нацистам маршировать по улицам Львова. Самые непримиримые националисты – неоязычники. Люди пытаются религией обосновать свою ненависть к другим. А вот в России всегда находилось место всем национальностям, потому что в формирование нашего национального самосознания внесло вклад православное христианство. И даже происходившие у нас национальные конфликты чаще всего случались на бытовой почве. Да, мы можем не любить тех, кто "понаехал", но, скорее, в силу каких-то социальных причин. А вот на Украине эту ненависть возбуждали на протяжении нескольких лет. Мне, кажется, мы должны помнить наше призвание – примирение. Но, чтобы кого-то примирить, нужно определиться с понятиями и терминами, и назвать вещи своими именами», - заключил отец Святослав.