Глава синодального Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Георгий Коваленко считает, что жители юго-востока страны нарушают евангельские заповеди, передает «Интерфакс-Религия».
«Сепаратизм - это раскол. Сепаратисты - раскольники. И наоборот. Раскол - это сепаратизм. Раскольники - это сепаратисты. Господь заповедовал своим ученикам единство. Поэтому раскол нужно уврачевывать», - написал священник на своей странице в соцсети. По его словам, Церковь призывает народ Украины к единству. «Целостность страны нужно сохранять и восстанавливать», - добавил представитель УПЦ. По его мнению, украинская власть сегодня защищает «добро от зла».
Это уже не первая критика со стороны отца Георгия в адрес ополченцев. Недавно получило резонанс еще одно высказывание спикера Украинской Православной Церкви – он заявил, что Крым «должен быть возвращен в состав украинского государства».
Отметим, что все публичные представители собственно Московского Патриархата подчеркнуто сохраняют нейтралитет в украинском вопросе, настаивая лишь на необходимости мирного разрешения конфликта и напоминая, что в
Донецке и Ужгороде равно живут прихожане единой Церкви.
«Как бы вы прокомментировали это высказывание о. Георгия? Кто для вас защитники Новороссии - сепаратисты или ополченцы? Что бы вы ответили на обвинения представителя УПЦ?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, напомнил, что на территории УПЦ есть такое место – Свято-Успенская Почаевская лавра.
«И там жил, как бы сейчас бы сказали, один сепаратист, которого, правда, почему-то все-таки почитают в Православной Церкви как святого. Его зовут Иов Почаевский. Он отстаивал православие и боролся против попыток соединить Православную Церковь с Католической. Наверное, сегодня пресс-служба Украинской православной церкви и отец Георгий Коваленко назвали бы Иова Почаевского сепаратистом, так как он выступал за отделение православных от католиков. По моему разумению, он все-таки был Святым подвижником, который не дал возможность стереть православие с Украинской земли. А вот отец Георгий смешивает вещи, которые смешивать нельзя: политику и веру. Их нужно разделять. Нельзя планы людей, желающих уничтожить Украину, оправдывать евангельскими словами», - заключил священник.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что здесь все понятно.
«Президент Украины Петр Порошенко объявил: для достижения украинского мира необходимо вести войну с русским миром. Вполне возможно, что люди, которые не захотели соотносить себя с миром европейским - американским, западным миром, - а захотели остаться и чувствовать себя частью русского мира, вынуждены были ответили на этот вызов, взяв в руки оружие, и отказавшись умирать просто так, не защищаясь. Обвинить их в этом было бы то же самое, что обвинять жертву в сопротивлении своему убийце. Отнестись к происходящему иначе как к убийству я не могу. Поэтому утверждения (неважно чьи), которые ставят населению Донбасса особые условия, запрещая им сопротивляться и вообще высказывать свою точку зрения, я воспринимаю как высказывания людей, одобряющих строительство уничтожение русского мира на территории исторической Руси. Я не могу относиться к этому спокойно», - заключил он.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил: «Очень печально, что такие мнения появляются именно сейчас». «Я думаю, нам, православному духовенству, нужно остаться в пространстве молитвенного общения, не затрагивая вопросы политические, так как они неясны и переменчивы. Если ты имеешь свое мнение, ты можешь его высказать в кругу близких, но если ты официальный представитель Церкви, нужно согласовывать его с мнением священноначалия. Вряд ли это мнение было согласовано. А комментировать эти слова я не хочу даже как частное лицо. Я очень сожалению, что официальный представитель Православной Церкви опирается лишь на свое мнение. Это не красит ни его лично, ни те структуры, которые он представляет», - подчеркнул о. Александр.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), напомнил: «У Палестины, завоеванной Римской империей, было куда больше прав на вооруженную борьбу за независимость, чем у Киева или Донбасса, и многие видели в Мессии именно политического лидера, который должен был бы возглавить правую борьбу за защиту добра от зла. Однако ни слова, ни полслова Господь не сказал о тогдашней политике, призывая разделять земное и небесное».
Формальным же поводом для распятия Христа, продолжил о. Агафангел, было как раз обвинение в попытке отделения от метрополии. Когда Понтию Пилату сказали: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем», Пилат испугался доноса в Рим, обвинений в поддержке сепаратистов, так как «всякий, делающий себя царем, противник кесарю», и отдал Спасителя на казнь.
«Я думаю, нам во всем следует стараться уподобиться Христу: не смешивать Божье и кесарево, и понять: любые обвинения кого-либо в нехристианстве имеют и обратную силу», - отметил о. Агафангел. Можно называть как угодно другую сторону в конфликте, но как только мы призываем на свою сторону Евангелие, этим самым утверждаем, что готовы перед этим Евангелием ответить: «Какой мерой меряете, такой и вам отмерено будет».
«Грех есть нарушение Христовых заповедей, Божественной воли, а не оказание предпочтения той или иной стороне в политическом процессе. Человеку, закончившему Курскую духовную семинарию, сие должно быть ведомо. А судьба Крыма может быть решена только самим народом Крыма. Крым имеет древнюю историю и заявить на него свои права теоретически может множество стран: та же Турция, например. И
Украина будет стоять ближе к концу этого списка. Поэтому вопрос государственной принадлежности полуострова нужно решать самим его жителям», - заключил игумен Агафангел.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что ополченцы Новороссии борются против фашизма и зла.
«Нельзя подменять понятия: сепаратизм – это одно, а духовный раскол - совсем другое. Его Церковь и правда не оправдывает, всегда выступая за единство, взаимопонимание и братские отношения.
В нашу Орскую епархию приехала семья с пятью детьми, у которых отец-священник погиб. Какое же это единство? Священников, да и вообще мирное население там просто уничтожают физически. И почему при этом говорят красивые слова? Это же неправда! Ни о каком расколе здесь речи не идет, люди просто спасают свои жизни. Мне даже не верится, что так мог сказать священник. Возможно, это какая-то ошибка. А мы молились и будем молиться, чтобы Господь утвердил на Украине мир», - подчеркнул он.
Иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела Благовещенской епархии по связям с общественностью, отметил, что, во-первых, хочется отметить непоследовательность «главного речника» УПЦ отца Георгия Коваленко.
«Помнится, в самом начале конфликта на Украине он призывал не политизировать Православие. Церковь должна быть над политическими баталиями, говорил отец Георгий», - добавил священник.
Потом, продолжил о. Святослав, мы могли наблюдать, какие метаморфозы происходили в его взглядах в связи с событиями на Майдане. Отец Георгий на сцене Майдана выступал вместе с раскольниками «Киевского патриархата», греко-католиками, которые сегодня устраивают провокации и даже отбирают православные храмы на захваченных украинскими войсками территориях.
«Странно: почему-то батюшка не вспоминает обстрелянные, взорванные храмы, погибших священников и прихожан. Более того, я был очень удивлен, если не оскорблен, когда узнал, что этот священник благословлял участников АТО, которых жители Донбасса небезосновательно называют карателями. И он официально, от лица УПЦ, благословлял эту военную операцию. На Украине сейчас идет гражданская война. Вполне возможно, на стороне ополченцев есть и российские добровольцы, но ложь о регулярных российских войсках не выдерживает никакой критики – их там нет. Те, кто утверждает обратное, не могут представить никаких доказательств. Воюет народ Донбасса. Не видеть этого - значит, быть недальновидным, политически ангажированным. И если священник благословляет операции, в которых гибнут мирные жители, я не понимаю, как он потом будет смотреть в глаза своей пастве, - ведь на Донбассе тоже его паства? Я не могу понять, что это за позиция. Ну а решать какие-то геополитические вопросы, - например , чьим должен быть Крым, в каком статусе ему находиться, - все-таки не священнослужителям, а политикам», - заключил священник.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что если следовать логике о. Георгия, тогда и благословение Сергия Радонежского, которое он дал Дмитрию Донскому на битву с Мамаем, теряет свой смысл.
«Ведь Русь находилась под властью монголо-татар, - так что же, нужно было проявить смирение и остаться под этой властью, жить по тем законам, которые она устанавливала? Но преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на великий бой, на освобождение Руси от захватчиков. Оценивать власть мы должны прежде всего по ее отношению к гражданам собственной страны. Власть, стремящаяся мудро управлять своим государством, никогда не будет проливать кровь беззащитных людей. Когда в Одессе сжигают живьем людей, когда льется кровь детей, когда власти уничтожают собственный народ, как к ним можно относиться? Люди, защищающие рубежи Донецкой и
Луганской областей, борются за мирную жизнь своих близких. Я не политик, и глубоко в политику не вникаю, но я вижу тысячи людей, которые покинули дома. И они рассказывают об отношении к ним киевской власти. Я считаю высказывания отца Георгия просто человеческой слабостью, и надеюсь, что думает он по-другому. Никто же не знает, как его вынудили это сказать. У него тоже есть родные и близкие, и я его не осуждаю», - подчеркнул он.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на Московской области, отметил, что не настолько ясно представляет себе политическую ситуацию, чтобы давать определения.
«Это же в любом случае мнение субъективное. Но в словах отца Георгия мне видится некое передергивание. Христианство нельзя использовать для политической борьбы, если грубо не выдергивать Евангельские слова из контекста. Можно ведь процитировать и другие слова Господа: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его" (Матф.10:34-36) - и этим оправдывать гражданскую войну. Но это тоже было бы передергиванием и большим грехом. Мы за каждой Литургией молимся Господу о мире на Украинской земле - и это лучшее, что можно сделать. Не стоит священникам объявлять кого бы то ни было злом. Так никакие разделения не уврачуешь», - подчеркнул он.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что духовенство обязано ориентироваться на Предстоятеля нашей Церкви, на голос Священного Синода.
«А они воздерживаются от политических высказываний и постоянно напоминают: вопросы политики находятся вне компетенции Церкви. Те, кто пренебрегает этим разумением, ответственны перед Господом и священноначалием. Задача православных священников, которые сохраняют каноническую и духовную верность своему священноначалию - воздерживаться от политических заявлений. Воздерживаться следует и от суждений в адрес тех, кто по той или иной причине нарушает это установление. Если некие священнослужители совершили ошибку или нарушение, пусть их судит священноначалие по канонам Православной Церкви», - продолжил он. А клирикам, добавил о. Макарий, такой власти не дано, а следует прислушаться к словам Спасителя: «Не судите, да не судимы будете».
«Единственное, что можно здесь добавить: да, Церковь не выносит суждения о гражданской власти, а вот кровопролитие, злоба, ненависть ложь, предательство Церковь должны волновать - как и любые грехи, которые совершают люди», - заключил о. Макарий.