В пятницу, 12 сентября, Евросоюз расширил санкции против России, сообщает РИА Новости. Новая волна ограничений коснулась доступа к рынкам капитала, нефтяной и оборонной сфер, товаров двойного назначения и чувствительных технологий. Попали под санкции и некоторые физические лица.
В
Москве заранее предупредили, что считают эти шаги Евросоюза неуместными, недальновидными, и пообещали без ответа их не оставить. Сами же фигуранты европейского санкционного списка отреагировали довольно спокойно. Некоторые сумели в этих непростых условиях даже укрепить свои позиции на рынках. В первую очередь это касается нефтяной отрасли, ставшей одной из главных целей санкций ЕС. Так, акции «Роснефти» на торгах растут на 0,3%, «Транснефти» и ЛУКОЙЛа — на 0,2%.
Более нервно повел себя рынок валюты. Курс доллара расчетами «завтра» сегодня обновил исторический максимум, поднявшись на 18 копеек — до 37,69 рубля.
11 сентября глава Евросовета Херман ван Ромпей заявил, что новый пакет санкций ЕС в отношении России все-таки вступит в силу. Соответствующий документ действительно был опубликован в официальном журнале Евросоюза сегодня утром. В нем, в частности, говорится, что Евросоюз запретил европейским компаниям предоставлять российским партнерам услуги по разведке и производству глубоководной и арктической нефти, а также для проектов сланцевой нефти. Речь идет о бурении и геологических исследованиях скважин. Причем ранее ЕС уже ввел запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для нефтяной сферы.
Евросоюз также ограничил доступ к рынкам капитала ЕС российским компаниям «Оборонпром», ОАК, Уралвагонзавод, «Роснефть», «Транснефть» и «Газпром нефть». Инвесторам из ЕС — как частным лицам, так и компаниям — будет запрещено выдавать им кредиты сроком более 30 дней, приобретать и торговать их новыми облигациями, акциями и подобными фининструментами сроком обращения более 30 дней. Ранее ограничения не касались кредитов, а также ценных бумаг сроком обращения до 90 дней.
ЕС расширил санкции в отношении оборонного сектора России и запретил европейским компаниям поставлять продукцию двойного назначения девяти российским предприятиям. В список вошли концерн «Калашников», ОАО «Тульский оружейный завод», АО «Сириус» (производит оптоэлектронику для военного и гражданского использования), ассоциация «Станкоинструмент» (специализируется на механической инженерии), компания «Химкомпозит» (производит материалы для оборонной промышленности). Также в списке производящий боеприпасы НПК «Технологии машиностроения» («Техмаш»), производитель вооружений ОАО «Высокоточные комплексы», уже фигурирующий в списке индивидуальных санкций ЕС оборонный концерн «Алмаз-Антей» и научно-производственное объединение «Базальт», производящее боеприпасы.
Кроме этого, ЕС внес в свой санкционный список еще 24 физических лица. Среди них зампредседателя Госдумы Владимир Жириновский, депутаты Светлана Журова, Владимир Левичев, Игорь Лебедев, Иван Мельников, Александр Бабаков, гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Попали в список и представители самопровозглашенной
Донецкой народной республики: лидер ДНР Александр Захарченко, Владимир Кононов, Мирослав Руденко, Андрей Пинчук, Андрей Родкин, Александр Караман, Георгий Мурадов, Михаил Шеремет. А также премьер ЛНР Геннадий Цыпкалов. Таким образом, список индивидуальных санкций расширится до 119 человек.
Российская сторона была разочарована подобным развитием событий. «Мы сожалеем в связи с принятием решения о введении очередных санкций со стороны стран ЕС. Неоднократно выражали свое несогласие и непонимание по поводу тех санкций, которые принимались ранее, и считали, и считаем их незаконными», — заявил накануне пресс-секретарь Президента России
Дмитрий Песков.
Он добавил, что решение ЕС «абсолютно не поддается пониманию и объяснению на фоне тех усилий, которые в последние дни, руководствуясь в том числе и мирными инициативами Президента Владимира
Путина, прикладывает Россия для того, чтобы способствовать прекращению кровопролития, а также мирному урегулированию конфликта на юго-востоке
Украины». Песков отметил, что российская сторона с сожалением воспринимает предпочтение стран ЕС «продолжать разговор на языке санкций вместо того, чтобы не на словах, а на деле вносить вклад в мирное урегулирование».
«В данном случае для нас очевидно, что в Брюсселе либо не видят, либо упорно не хотят видеть реальное положение дел в Донбассе и не хотят располагать информацией о тех шагах, которые предпринимаются сторонами в русле урегулирования», — сказал пресс-секретарь Президента.
По его словам, санкции, безусловно, «доставляют определенный дискомфорт для российской стороны». «Вместе с тем нельзя не понимать, что так или иначе платить по счетам за эти санкции придется и европейским компаниям, а также налогоплательщикам, что, собственно, уже и происходит», — отметил он. При этом, по словам Пескова, Россия намерена и дальше способствовать стабилизации ситуации на юго-востоке Украины.
В свою очередь, МИД России пообещал адекватно ответить на санкции ЕС. «Это абсолютно недружественная линия, которая противоречит, в том числе и интересам самого Европейского союза. Уже на многих уровнях политическое руководство России давало понять, что мы примем адекватные меры и ответ наш будет вполне соизмеримым с тем ущербом, который наносят эти санкционные меры экономикам наших государств», — заявил официальный представитель ведомства Александр Лукашевич.
Российские предприятия, против которых нацелены санкции, паниковать не собираются. Рособоронэкспорт, например, вообще не видит в этом проблем. «С учетом стоящих задач по импортозамещению мы не ожидаем существенных влияний на наши поставки. За рубежом пользуются теми видами вооружений и техники, которые являются чисто российским производством. Мы не зависим от санкций», — заявил замглавы компании Сергей Гореславский.
С похожим заявлением выступила и ОАК. «Потребность в заемном капитале корпорация целиком покрывает за счет привлечений на рынке капитала России, — сообщил РИА Новости вице-президент корпорации по экономике и финансам Дмитрий Елисеев. — В этой связи ограничение заимствований ОАК на рынках иностранного капитала не окажет существенного влияния на финансовую деятельность корпорации».
В банковской же сфере признают, что некоторые сложности санкции Евросоюза принесут, но в целом на стабильности системы не отразятся. «Это будет накладывать ограничения на рост баланса — на кредитование. Может упасть эффективность использования капитала, то есть рентабельность. Вот такие эффекты, но на стабильность банков, на их способность функционировать это, конечно, никак не повлияет», — считает экс-первый зампред ЦБ, ранее возглавлявший Федеральную службу по финансовым рынкам, ныне председатель совета директоров МДМ банка Олег Вьюгин.
Акции нефтяных компаний России отреагировали на сообщения о санкциях со стороны ЕС слабо, некоторые даже растут, свидетельствуют данные Московской биржи. Такая реакция бумаг нефтяного сектора, имеющего существенные экспортные доходы в резервных иностранных валютах, объясняется их устойчивым финансовым положением на фоне ослабления рубля. Кроме того, госкомпаниям, скорее всего, будет оказана финансовая помощь, говорят трейдеры.
Аналитики, опрошенные РИА Новости, тоже считают, что расширение санкций Евросоюза не приведет к обвалу отечественной нефтяной отрасли, а наоборот, может стать толчком для развития собственных технологий.
В ДНР над санкциями Евросоюза вообще посмеялись. «Я заплакал! А если серьезно, то счетов у меня нет, а отдыхать можно и здесь», — сказал премьер-министр непризнанной республики Александр Захарченко. Он высказал мнение, что эти меры со стороны ЕС могут оказать даже какой-то положительный эффект — переговорный процесс с Киевом может активизироваться: «Это значит, что признают нашу силу».
В свою очередь, заместитель председателя Народного движения Донбасса Мирослав Руденко считает, что попасть в санкционный список Евросоюза означает признание заслуг. «Могу только порадоваться. Это признание заслуг. Наконец-то. Спасибо им», — сказал Мирослав Руденко.
Он отметил, что санкции Евросоюза никак не могут повлиять на деятельность людей, которые включены в списки. «Тут люди взялись за оружие, чтобы отстаивать свои права, и списками никого не напугать. Люди в Евросоюзе не понимают реалий. Списки — это вроде фигового листа», — пояснил Мирослав Руденко. Про себя лично он заявил, что счетов в банках не имеет и посещать ЕС не стремится.
Экспертное сообщество в связи с новой волной санкций отмечает их бесполезность и даже вредность для самого Запада. «Известно, что западные страны рассчитывают и публично говорят о том, что санкции призваны изменить поведение России. Прежде всего, имеется в виду поведение в конфликте на Украине. И если эта заявленная цель является реальной, то необходимо признать, что при помощи давления санкциями поведение России изменить нельзя», — сказал политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Алексей Зудин.
Что касается ответных мер России, то они выглядят гораздо более аккуратными и взвешенными, полагает эксперт. Российская линия поведения сводится к тому, что ответные санкции должны идти на пользу российским производителям и не наносить ущерба российским потребителям, пояснил Алексей Зудин.
«Скорее всего, новая волна санкций приведет к мобилизации российского общества, к его сплочению на патриотической основе. То есть западные страны получат эффект, прямо противоположный тому, на который они рассчитывали», — добавил политолог.
Заведующая Центром политической интеграции ЕС Института Европы РАН Людмила Бабынина, в свою очередь, назвала санкции ЕС серьезным просчетом Брюсселя. «То, что ввели новые санкции без каких-то видимых причин, на фоне продолжающегося пусть хрупкого, но перемирия, на мой взгляд, — большая ошибка», — считает она.
Неясность причин введения нового пакета санкций отмечает и заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Николай Кавешников. «Вызывает удивление то, что санкции были приняты после того, как в Минске было заключено перемирие и начался реальный мирный процесс между Киевом и ополченцами на Востоке Украины. Причем этот мирный процесс начался при очевидном содействии России. Возникает вопрос: за что, за какие действия ЕС наказывает Россию?» — задается вопросом эксперт.
Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов считает, что эти санкции в конечном итоге бьют по самому ЕС. «Причем не только по экономике, бизнесу, который сотрудничает с Россией, но и по политическому единству (ЕС), поскольку сегодня уже понятно, что страны ЕС голосуют за санкции, потому что они не готовы разрушать это единство, но внутренний протест против подобной политики нарастает. Возникает конфликт интересов», — отмечает Дмитрий Данилов.