Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий заявил, что преподавание «Основ православной культуры» (и, очевидно, других модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики») следует распространить на среднюю и старшую школу, пишет Regions.ru.
«Ориентир, к которому мы стремимся, - преподавание "Основ православной культуры" со 2-го по 10-й классы общеобразовательной школы. Причем преподавать должны педагоги, которые были бы подготовлены по программам бакалавриата педагогических вузов по профилю "Культура конфессий"», - сказал владыка.
В ответ в Минобрнауки России пообещали до 1 ноября подготовить предложения по расширению школьного курса «Основ православной культуры» на среднюю и старшую школу - вплоть до 10 класса. «Министерство обсудит инициативу Русской Православной Церкви и представит свои предложения в правительство к 1 ноября», — сказала пресс-секретарь министра образования и науки России Анна Усачева. Она отметила, что в Минобрнауки придерживаются позиции, согласно которой любые изменения нужно проводить только после всестороннего общественного обсуждения.
Сейчас курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподается только в четвертом классе, один час в неделю, и есть сложности, наиболее актуальная из которых - обеспечение свободы выбора модулей курса ОРКСЭ на всей территории России». По закону родители школьников имеют право выбирать один из шести модулей: «Основы православной культуры», основы исламской культуры, иудейской, буддийской, историю религий или светскую этику. На практике же в некоторых регионах выбор оказывается гораздо yже, а подчас выбора вообще нет - родителей просто ставят перед фактом, что все дети будут изучать светскую этику.
«Как вы расцениваете идею изучать данный предмет не один год, а девять лет? Реально ли, на ваш взгляд, обеспечить всем родителям свободу выбора в данном вопросе?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, считает, что если это полноценный предмет (а конечно, «Основы православной культуры» - предмет полноценный и необходимый), ограничивать его изучение одним годом явно не стоит. «Понятно, что в свое время его введение было своего рода компромиссом, - вспоминает он. - Помню, сколько копий сломали по поводу возможности появления этого предмета в сетке школьных часов. Естественно, у детей 10, 12 и 16 лет разные уровни восприятия. Первым нужно знакомиться с азами. Для детей постарше уже необходимо соединение религиозных знаний с классической словесностью, традициями мировой культуры, с их собственным мировоззрением. Если ориентироваться на классическую европейскую традицию, безусловно, эта дисциплина должна занимать существенную часть школьного учебного плана».
«Обеспечить полноценное преподавание, конечно, нелегко. Подготовить квалифицированных преподавателей, а не тех, кто спешно переквалифицировался из физкультурников или преподавателей математики, - актуальная и непростая задача. Будем надеяться, ее в обозримом будущем удастся решить. А вот возможность равного выбора должна обеспечиваться государством. Мне кажется, Министерству образования и Рособрнадзору нужно внимательно следить за тем, чтобы конституционные права граждан были реализованы в полной мере. И только соблюдение российской Конституции и равноправия граждан вне зависимости от их религиозных и иных воззрений поможет нам решить эту проблему», - уверен пастырь.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, предполагает, что предмет «Основы православной культуры» был введен не для того, чтобы сказать что-то детям в четвертом классе о религиозной культуре, а они бы об этом тут же забыли. «Предполагалось, что он будет способствовать нравственному воспитанию личности, - напомнил он. - Невозможно за год изучить русский язык – это слишком серьезный предмет. И для воспитания нравственной личности одного года тоже недостаточно. Это задача не одного, не двух и даже не пяти лет».
«Ну а самая, на мой взгляд, большая сложность с подготовкой преподавателей – системно, глубоко их до сих пор не готовили. Мне трудно представить, в каком положении находится учитель, когда он стоит перед классом, где выбрали три, четыре религиозных модуля. Что ему делать, если он и в одном предмете не очень-то разбирается? Поэтому преподавателей действительно нужно обучать в педагогических вузах по программам бакалавриата. Чтобы учитель мог сказать: "Да, я готов преподавать ученикам религиозную культуру одной, другой, третьей конфессии, и смогу сделать это качественно и профессионально". Если удастся решить эту задачу, думаю, и выбор модулей в школе будет более правильным, более честным», - полагает пастырь.
Иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела Благовещенской епархии по связям с общественностью, задался вопросом: «Стоит ли преподавать "Основы православной культуры" со 2-го по 10-й классы?» «Честно скажу, не знаю, - признался отец Святослав. - Мне кажется, все нужно решать экспериментальным путем. Я начал преподавать "Основы православной культуры" в начальных классах частной школы Благовещенска с 2010 года, - задолго до того, как в нескольких регионах стартовали пилотные проекты преподавания этой дисциплины. И я считаю, "Основы православной культуры" нужно преподавать детям среднего и старшего возраста. Из своего опыта я понял, что детям начальных классов даже обучение по одобренному учебнику о. Андрея Кураева дается с трудом. Термины, богословские определения они воспринимают плохо. Им можно рассказывать о добре и зле, о любви к Богу, о притчах – это они понимают, а в более сложных вопросах «плавают». Например, когда мы изучали устройство храмов, дети зевали».
«У меня также есть опыт преподавания основ Православия в одном из колледжей города. Подросткам рассказывать легче, я вижу их внимательные глаза, они задают осмысленные вопросы. У них уже есть опыт собственной веры, им этот материал ближе. А у детей младшего возраста религиозное чувство еще не развито. Вообще у меня возникает желание пересмотреть программу - эта идет тяжело», - отметил он.
«А по поводу обеспечения свободы выбора модулей курса – такие факты, к сожалению, были и у нас в Амурской области. Родителям выдавали анкеты, где графа с одним из модулей уже была заполнена. В этом году процент выбравших Православие по сравнению с прошлым годом очень низок. Я думаю, все-таки сказывается подключение административного ресурса. Школам проще купить одну книгу, настроить преподавателя на один предмет, нежели прилагать усилия и тратить дополнительные деньги. Но выход все-таки нужно искать, если мы хотим называть российское образование демократическим», - заключил пастырь.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, сказал: «Несомненно, инициатива главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации очень важна: духовное развитие нашей молодежи – важнейшее направление воспитательной работы. Важно также, чтобы люди, которые преподают этот предмет, были квалифицированными, подготовленными, а конфессии оценивали бы программы и принимали участие в подготовке преподавателей: зачастую в министерстве образования нет квалифицированных сотрудников, которые могли бы оценить учителей. Хотелось бы избежать ошибок, которые могут встретиться на этом пути - прежде всего подмены преподавания "Основ православной культуры" Законом Божьим. Закон Божий - замечательный предмет, но он рассчитан на людей подготовленных, которые уже живут церковной жизнью».
«Что касается возможности обеспечить родителям выбор модулей курса – очевидно, что в стране, где абсолютное большинство населения называют себя православными людьми, большинство же и будут выбирать предмет «Основы православной культуры». Да, есть конфессии, которым в силу малочисленности их представителей затруднительно найти преподавателей. В местах компактного проживания представителей этих конфессий таких проблем, конечно, не будет, но в остальных регионах они могут возникнуть. Однако среди предлагаемых модулей есть и религиоведение, которое предполагает равное объективное рассмотрение религий многих конфессий. А преподавателей религиоведения у нас в стране много», - отметил отец Димитрий.
«К тому же не обязательно, чтобы "Основы православной культуры" изучали только лишь православные. Их могут изучать и дети и из других конфессий, - предложил он. - Религия там не навязывается, как некоторые ошибочно предполагают, - просто дается объективное представление о Православии. До революции на Закон Божий часто приходили представители других конфессий. Александр Бенуа, который был католиком, с большим энтузиазмом рассказывал, как он посещал эти уроки. Когда абсолютное большинство населения было православным, эти вопросы как-то решались. Ну а в наше время их тем более можно решить».
«Ну и, наконец, есть светская этика. Правда, у этого модуля, скорее, атеистическое, антирелигиозное направление. В любом случае, проблемы, о которых идет речь, думаю, можно преодолеть. Я преподаю на курсах повышения квалификации, где готовят преподавателей "Основ православной культуры", и могу сказать: хотя многие учителя не очень хорошо знакомы с предметом, у них есть энтузиазм. Они отзываются на все инициативы со стороны Церкви и с благодарностью принимают знания, которые мы им предлагаем. Поэтому есть надежда, что ситуация будет меняться в самые ближайшие годы: квалифицированных преподавателей будет появляться все больше», - заключил отец Димитрий.
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, признался: «Честно говоря, изучением этого вопроса я не занимался, но знаю, что владыка Меркурий со многими консультировался по этому поводу. Мне кажется, "Основы православной культуры" - предмет для учащихся старших классов. Может, в младших преподавать его и не нужно. Он требует знания истории, других предметов».
«На мой взгляд, - продолжил пастырь, - правильнее было бы преподавать "Основы православной культуры" в 9-10 классах. И, конечно, родителям должен быть предоставлен выбор. Хотят они, чтобы их дети изучали светскую этику – пожалуйста. Конфессиональную - тоже их право. Ну и еще немаловажно, в каком регионе живет семья школьника. Я сам, если бы, например, жил в Казани, хотел, чтобы мои дети знали основы исламской культуры. Знать основы религиозной культуры народа, среди которого ты живешь, на мой взгляд, не помешает. А если родители - представители другой конфессии, пробел в знаниях ребенка об основах ее культуры можно восполнить в воскресной школе».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что реально или нереально обеспечить всем родителям свободу выбора, могут определить только специалисты, которые работают в сфере образования и подготовки кадров. «Они наверняка владеют информацией и знают, сколько вузы могут подготовить преподавателей, - полагает он. - Зачастую бывает так: преподают светскую этику или православную культуру педагоги, которым нужно набрать часы, и которые не только не специалисты именно в этих вопросах, но и вообще не специалисты. Им фактически приходится изучать предмет вместе с учениками. Другое дело, если бы нам все-таки позволили помочь, и в наши вузы приглашали высокообразованных священников - а таких много. Может быть, тогда удалось бы сформировать кадры для преподавания».
«Я не знаю, стоит ли преподавать "Основы православной культуры" со второго класса. Конечно, программу можно составить таким образом, что она будет насыщенной даже в больших объемах. У нас же есть семинарии, в которых люди учатся по пять лет, изучая в год по десять предметов», - заключил отец Георгий.