Об ошибках некоторых неофитов

Протоиерей Олег Стеняев о неправильном понимании чина присоединения к Православию

0
1046
Время на чтение 5 минут
В последнее время часто приходится слышать вопрос: что делать, если чин присоединения захочет пройти не совсем склонный к Православию человек из-за своих личных, корыстных соображений?

Конечно, такое возможно, и распознать подобную ситуацию представляется достаточно сложным. Только о сыне Божьем сказано: «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2: 24-25). В то же время сказано: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…» (Первое соборное послание Ап. Иоанна Богослова 4:1). Но, чтобы испытывать, необходимо, как минимум, иметь дар различения духов. С другой стороны, христианин скорее должен с подозрением относиться к самому себе, чем проявлять маниакальную подозрительность по отношению к другим. И если Господь говорит: «и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37), то тем более, кто мы такие, чтобы нам самим решать, кто достоин, а кто нет быть православным?! Впрочем, быть православным - это не великое преимущество, но прежде всего - великая ответственность. 

С другой стороны, сын Божий Сам повелевает нам не отсортировывать, кто в этой жизни пшеница Бога, а кто плевелы. «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» (Мф. 13: 29). Блаженный Иероним также пишет: «Между пшеницей и плевелами, которые мы называем сорной травой, пока она еще трава и ее стебель не превратился в колос, великое сходство, и для того, чтобы отличить одну от другой, признаков либо вовсе нет, либо их можно заметить с большим трудом. Поэтому Господь предупреждает нас, чтобы мы не спешили произносить приговор, когда возникает некое сомнение, но оставляли окончательное решение Богу, Который и есть Судия, чтобы при наступлении судного дня Он извергнул из собрания святых не подозреваемого в преступлении, но очевидного виновника. А Его слова о том, что снопы плевел предаются огню, пшеница же собирается в житницу, показывают, что все еретики и лицемеры в вере должны быть сожжены огнем геенны, а святые, именуемые пшеницей, принимаются в житницы, то есть в небесные обители» (Иероним Стридонский, Комментарий на Евангелие от Матфея). 

И все же, как обезопасить себя священнику, решающему присоединять или нет человека к Святому Православию? Ответ на этот вопрос содержится в той клятве, которую по чину присоединения и дает присоединяемый на кресте Евангелия: «Аз (имя) от протестантизма ко христианстей вере приходяй, днесь пред всевидящим Богом клятвою моею извествую, яко не по принуждению или страху, или чрез притеснение от единоверных ми, и не корысти ради, или иныя утаенныя мною вины…» Вот эти слова, или «утаенныя мною вины» и могут обезопасить принимающую сторону от случайных людей, возлагая в данном случае всю ответственность за неискренность и, тем более, скрытый умысел на них самих. То есть человек, читая эту клятву, а клятва есть то, что заклинает его, имеет и некую утаенную им причину, то такое присоединение оказывается для него проклятьем от Бога. И наоборот, если все нормально, то благословлением от Бога. Со своей стороны, принимающая сторона должна подготовить человека или группу лиц к осознанию той великой ответственности, которая ложится на их плечи. 

Если же говорить о людях, которые и вовсе не хотят иметь никакого дела с заблудшими еретиками и брезгливо замечают, что у них нет ничего общего с нами, то я бы послал их к известному наставлению святителя Иоанна Златоуста: «И не говори мне таких бессердечных слов: "Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего". У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь…»  

Я лично могу сказать о себе, что в свое время я был настоящим «интернет-хулиганом», когда высказывал сектантам какие-то замечания. И иногда, может быть, я даже слишком резко, по-молодости, обращался к ним и, может быть, клял их. О подобных поспешных клятвах Иоанн Златоуст учит: «Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю (Мф. 25: 31-33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповедь, отлучали еретика от церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это исторжением правого глаза (Мф. 56: 29),  выражая сожаление отлучающих. Объясняя тяжесть этого слова (анафемы), употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин - и сам и его сообщники предаются смерти, как тираны; так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя себе достоинство Сына Божия»

Далее Златоуст дает совет, как надо обличать упорного еретика: «…без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру: а если он умер, то - тем более. Почему? Потому, что он «своему Господеви стоит или падает» (Рим. 14: 4), не находясь более под властью человеческою».  

Святитель Феофан Затворник писал в письме, отвечая на некоторые недоумения, связанные с сектантами: «зачем он (т.е. сектант) приходил к вам? вы должны были помочь ему… Мне думается, что вы хорошо сделаете, если, встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можно сказать: "Я тогда немного вспылил, прошу извинения. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш"»

Многие неофиты, недавно пришедшие в Церковь, особенно не из числа славян, привносят в нее дух нетерпимого отношения к любым формам несогласия с их собственным мнением. И порою христианские истины защищают совсем не христианским образом. Я и сам в молодости поступал подобным образом. 

Оканчивая клятву причины присоединения, присоединяемый говорит: «в ознаменования клятвы моей я целую слова Господа моего и его святой крест». И с этого момента благословение или проклятие будет для него зависеть только от него самого. 

Единственное религиозное мировоззрение, которое сопротивляется обращению в свои ряды другим людям - это талмудический иудаизм, который категорически против того, чтобы не евреи, люди других вер присоединялись бы к ним.

Протоиерей Олег Стеняев, богослов, сектовед
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., М.Яблоков:

Иначе не было бы ни ашкеназов, ни сефардов. Это все не этнические евреи, и к Аврааму не имеют ни малейшего отношения

Да ладно - именно по этому вполне по секуляристки в отношеннии чернокожих иудеев проводились программы стерилизации. Отсюда - возможный вывод - стерилизация - это проявление чисто фашистской сути современного иудаизма, который уже абсолютно отдалился от ветхозаветной веры.
Лебядкин / 06.09.2014, 09:08

1. Re: Об ошибках некоторых неофитов

Единственное религиозное мировоззрение, которое сопротивляется обращению в свои ряды другим людям - это талмудический иудаизм, который категорически против того, чтобы не евреи, люди других вер присоединялись бы к ним.

Да ладно! ) У них всегда миссионерство и прозелитизм были на высоте. Иначе не было бы ни ашкеназов, ни сефардов. Это все не этнические евреи, и к Аврааму не имеют ни малейшего отношения.
М.Яблоков / 05.09.2014, 09:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Стеняев
Все статьи Протоиерей Олег Стеняев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
21.11.2024 20:59
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07