Во вторник, 2 сентября, министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил и ответил на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Тунисской Республики М.Хамди, сообщает пресс-служба российского
внешнеполитического ведомства.
«Тунис – проверенный временем партнер Российской Федерации в регионе Северной Африки и Ближнего Востока, - заявил Сергей Лавров. - Мы приветствуем продвижение политических преобразований в дружественной нам стране. Уверены, что это поможет еще более активно развивать наши двусторонние связи».
«Подтвердили заинтересованность в поддержании тенденции к увеличению товарооборота, рассмотрении и согласовании проектов, которые будут предполагать участие российских компаний в тунисской экономике, - отметил российский дипломат. - Вступили в силу Программа культурного сотрудничества на 2014-2016 гг. и Соглашение о сотрудничестве в области туризма. За последние два года количество россиян, посещающих эту прекрасную средиземноморскую страну, удвоилось. В этом году ожидаем рост еще на 20 %».
«В очередной раз констатировали совпадение или близость наших подходов по международным и региональным делам. Россия и Тунис выступают за соблюдение таких основополагающих принципов международного права, как уважение Устава ООН, право народов самим определять свою судьбу без вмешательства извне, урегулирование любых споров политико-дипломатическими средствами. У нас общая решимость объединять усилия в двустороннем плане и в многосторонних форматах, чтобы более решительно и эффективно бороться с главной угрозой региона Ближнего Востока и Северной Африки – угрозой международного терроризма, - подтвердил министр. - По нашему общему убеждению, последовательная, без двойных стандартов нацеленность на борьбу с терроризмом является наилучшим общим знаменателем и основой для эффективного сотрудничества всех государств со странами региона. Именно в контексте этого принципа мы рассмотрели ситуацию в таких странах, как Ирак, Сирия, Ливия, Мали и в целом в Сахаро-сахельской зоне. Во всех этих точках нужно не допускать, чтобы террористы взяли вверх, и одновременно продвигать политические подходы к мирному урегулированию всех конфликтов».
«Убеждены, - продолжил Сергей Лавров, - что, несмотря на все новые конфликты и кризисы, мы не имеем права забывать о самом застарелом конфликте в регионе – палестино-израильском. Наша позиция заключается в том, чтобы все отказались от насилия и приложили усилия для скорейшего возобновления переговорного процесса. Поддерживаем шаги, которые в этом направлении предпринимаются Египтом, Лигой арабских государств. Заинтересованы в том, чтобы крепить наше взаимодействие с арабским миром по всем этим вопросам. По нашей общей оценке, сегодняшние переговоры будут способствовать дальнейшему развитию российско-тунисских отношений на благо наших стран и народов. Будем продвигать позитивную повестку дня в соответствии с имеющимися планами».
Отвечая на вопрос журналиста об оценке заседания Контактной группы по
Украине, российский дипломат отметил, что данная встреча была первой с участием представителей Киева и ополченцев
Луганской и
Донецкой народных республик. «Обсуждались вопросы политического урегулирования, - пояснил он. - До вчерашнего дня дискуссий в таком формате не было. Это уже само по себе важно. Как я понимаю, на вчерашней встрече стороны обменялись позиционными документами с конкретными предложениями о путях урегулирования ситуации и договорились продолжить работу в таком формате уже на этой неделе. Надеюсь, что такую договоренность можно воспринимать как достигнутое понимание, что работать нужно не через навязывание противоположной стороне какой-то одной точки зрения, а через поиск компромиссов. Мы призываем в ходе дальнейших переговоров опираться на общую, согласованную в международном плане базу – на Женевское заявление от 17 апреля с.г., в котором идет речь о необходимости полноценного равноправного участия всех регионов и политических сил в определении путей дальнейшего развития Украины».
«Что касается инициативы кабинета министров Украины по внесению в Верховную Раду предложения об изменении законов с тем, чтобы отказаться от внеблокового статуса Украины и взять курс на вступление в НАТО, обращу внимание на один очень любопытный факт. Это предложение появилось как раз тогда, когда после встречи в Минске наметились договоренности о том, чтобы в рамках Контактной группы постараться найти общеприемлемое решение нынешнего внутриукраинского кризиса, - отметил он. - "Партия мира" пыталась и пытается продвинуть переговорное политическое решение по всем основным вопросам, с которыми сейчас сталкиваются украинцы, а "партия войны" в Киеве предпринимает шаги, однозначно нацеленные на подрыв всех этих усилий. К огромному сожалению, подобные настроения в пользу укрепления в Киеве позиций "партии войны" активно подогреваются и подстегиваются из Вашингтона, некоторых европейских столиц, все чаще из Брюсселя и штаб-квартиры НАТО, генеральный секретарь которого по поводу и без выступает с заявлениями, которые совсем не относятся к его компетенции».
«Мы знаем, что серьезные ответственные политики в Европе и США выступают против каких-либо провокаций, понимают бессмысленность и бесперспективность продолжения конфликта через требование капитуляции ополченцев, понимают необходимость конкретного, предметного, содержательного диалога с целью найти компромиссы о будущем украинского государства. Рассчитываем, что их голос все-таки возобладает», - выразил надежду Сергей Лавров.
«Не требуется какого-то специального прозрения, длительного анализа, чтобы сделать вывод о бесперспективности попыток решить конфликт на Украине (как и любой другой) военным путем и о безальтернативности политического урегулирования, - считает глава МИДа. - Таких призывов было уже немало и, наверняка, будет еще больше. Призывов недостаточно. Нужны договоренности и обеспечение их выполнения. Такие договоренности достигались и не раз, начиная с 21 февраля с.г., когда было подписано Соглашение между оппозицией и бывшим президентом В.Ф.Януковичем в присутствии министров иностранных дел Германии, Франции и Польши, первым пунктом которого было обязательство создать правительство национального единства. Создание такого правительства – прекрасный метод политического урегулирования. Но, к сожалению, через день после подписания этого Соглашения состоялся антиконституционный госпереворот, и оппозиция, захватив власть, раздумала и забыла про национальное единство».
«Потом были Женевские договоренности России, США, Украины и ЕС от 17 апреля с.г., в которых прямо было записано обязательство немедленно начать конституционный процесс с участием всех регионов и политических сил и сделать это транспарентно и подотчетно. Это тоже прямой путь к политическому урегулированию. Напомню, необходимость такого процесса была записана в апреле с.г. Сейчас мало кто вспоминает о Женевском заявлении. Недавно мы интересовались во всех европейских столицах, сохраняется ли их приверженность этому документу, под которым стоит подпись Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон. Нас заверили, что приверженность сохраняется, но почему-то ни в одном из последних заявлений Евросовета о Женевском заявлении не говорится ни слова», - посетовал министр.
«2 июля с.г. в Берлине прошла встреча министров иностранных дел России, Франции, Германии и Украины, где был принят документ, в котором записано общее обязательство добиваться незамедлительного прекращения огня без предварительных условий. Это тоже хороший способ начать создавать почву для политического урегулирования. Но безусловного прекращения огня, к сожалению, не состоялось – после принятия этого документа киевские власти стали выдвигать предварительные условия, - напомнил он. - Поэтому я бы приветствовал не новые призывы абстрактного характера, а если бы авторитетные политики, такие как генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, выступали в пользу необходимости выполнять то, о чем уже неоднократно договорились в ходе украинского кризиса. Почему-то эти договоренности нашими западными и украинскими партнерами забываются».
«Самая главная задача сейчас – урезонить "партию войны" в Киеве, и реально сделать это могут только США, - считает дипломат. - Вашингтон имеет прямое влияние на украинских силовиков, и фактов тому немало. Очень важно использовать влияние и в целом возможности США для того, чтобы послать необходимые сигналы в пользу перехода от попыток решить ситуацию военным путем к политическому процессу.
Было объявлено, что 18 сентября Президент Украины П.А.Порошенко собирается с визитом в США. Вероятно, это будет хорошей возможностью для того, чтобы расставить точки над "i" в том, что касается американской заинтересованности или незаинтересованности в политическом урегулировании на Украине. Белый дом уже объявил, что визит будет использован США для выражения поддержки Украине в ее стремлении к демократии, независимости и стабильности. Надеюсь, что это не будет демократия по-иракски или по-ливийски, и Вашингтон будет оказывать поддержку именно всей Украине, а не определенной части украинского политического истеблишмента, взявшего курс на силовое подавление части собственного народа. Очень важно, чтобы США и наши европейские партнеры активно поддержали необходимость поиска общеприемлемых компромиссов в рамках начатого вчера в Минске процесса. Тогда, наконец, многочисленные призывы к политическому урегулированию смогут материализоваться. Мы будем активно это поддерживать».
Также пишущая братия поинтересовалась у министра иностранных дел России о том, как он относится к высказыванию своего австралийского коллеге, призвавшего не приглашать Президента России на саммит «Группы двадцати» в Брисбене.
«Я такого заявления не читал, но не удивлен, что, судя по Вашему вопросу, оно было сделано, - ответил российский министр. - Я бы посоветовал вспомнить о базовых положениях, касающихся функционирования "Группы двадцати". Речь не идет о том, что Австралия решила созвать этот саммит у себя. Эта страна просила предоставить ей право провести очередную встречу лидеров Группы, и это право было ей предоставлено. Но, как известно, вместе с правом накладываются и обязательства, самое главное из которых – способствовать успеху дискуссий в рамках "двадцатки", в том числе о том, как выполнить договоренности четырехлетней давности – я имею в виду первый этап реформы международной валютно-финансовой системы».
«Ситуация в мировой экономике и финансах отнюдь не радужная. Принципиально важно использовать возможности ведущих экономик мира, которые объединены в "Группу двадцати", чтобы постараться ее улучшить, - считает Сергей Лавров. - Если наши австралийские коллеги намерены обсуждать тематику "Группы двадцати" в рамках Североатлантического альянса, то, наверное, это говорит о многом в том, что касается их способности адекватно реагировать на мировые проблемы. Может быть, они убедились в том, что не смогут обеспечить результативное проведение саммита "Группы двадцати" по вопросам экономической и финансовой повестки дня, и сейчас пытаются отвлечь внимание через создание неких политических скандалов. Это совсем несерьезно».
В беседе с журналистами была затронута тема «Исламского государства» и террористических угроз на Ближнем Востоке.
«Нельзя поддерживать экстремистов-радикалов (как это было в Ливии, когда свергали М.Каддафи) под лозунгом борьбы за демократию, - убежден российский дипломат. - Нельзя после свержения режима объявить, что демократия установлена, а потом оказаться перед необходимостью бороться с последствиями ливийской революции, которые ощущаются уже как минимум в 14 странах, куда попадает оружие и проникают и активно действуют боевики. Это ярчайший пример двойных стандартов. Точно также нельзя решительно бороться с "Исламским государством" в Ираке и оказывать помощь иракскому руководству, а в Сирии, несмотря на то, что Б.Асад борется с теми же самыми бандитами, заявлять, что с "ним сотрудничать нельзя, и мы руки ему не подадим". На такой основе двойных стандартов мы ничего не добьемся. Нужно всем объединиться на прочной почве борьбы с терроризмом во всех его проявлениях, не оправдывать террористов, не делить их на "хороших" и "плохих", на тех, кто в конъюнктурных соображениях действуют против неугодного тебе режима, и поэтому на них можно закрыть глаза, и на тех, кто пытаются действовать против твоих целей. Это бесперспективная позиция».