1 сентября
исполнилось 10 лет одному из самых страшных терактов в истории России – захвату школы в Беслане чеченскими сепаратистами.
«В последующие годы кто только не предавался веселым шуткам по поводу выражения "Россия поднимается с колен". Странно, что шутники молчали в начале сентября 2004 г., когда Россия была поставлена Басаевым на колени. Либо уступить террористам, сдать все земли, завоеванные кровью, и сделать угрозу Югу России неизбывной, либо смотреть, как Басаев расчетливо умучивает людей жаждой на адском пекле. "Народ стомильонный от боли рычит" — это про такие ситуации сказано, причем от бессильной боли, ибо выхода нет. Как же тут не посмеяться по поводу пребывания на коленях — ведь это так забавно», - саркастически пишет известный публицист Максим Соколов в статье «Тот сентябрь».
Отметим, что и сегодня находится предостаточно тех, кто в жертвах «Норд-Оста» и Беслана обвиняет не террористов, а российские власти, - за то, что те не пошли на уступки террористам. Правда, эти обвинители в последние года испытывают острый недостаток в слушателях.
С другой стороны, модным полемическим приемом стало сравнение ополченцев Донбасса с чеченскими сепаратистами, и, соответственно, карательной операции Киева в Донбассе – с действиями России в Чечне.
«Что бы вы ответили на такое сравнение? Чему, на ваш взгляд, научили Россию теракты вроде бесланского?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил: «Совершенно ясно, что сравнение не подходит, потому что террористы отличаются именно тем, что ставят политические или военные задачи, но пытаются добиться результата за счет жизней невинных – даже детей, что совершенно невозможно простить». «А вот ополченцы в этом отношении как раз борются с терроризмом, потому что надо говорить о государственном терроризме на Украине. Именно там решают политические задачи за счет убийства мирных граждан, в том числе и детей», - продолжил священник.
Он напомнил, что часто именно вор кричит: «Держи вора!» «И в этом случае вор - украинская власть. Она пришла за счет госпереворота, собрана из людей националистического и экстремистского характера, и эти люди соответствующим образом выстраивают свои действия через шантаж, террор, убийства. Играть на чувствах людей и искать виновных там, где их нет, как раз свойственно либеральной прослойке интеллигенции, которая любит переворачивать все с ног на голову. И на Западе есть такие люди, которые обвиняют Россию в том, что она поддерживает морально и гуманитарно ополченцев Украины, а не борется с ними, т.е. не стоит на стороне тех, кто разрушает города из пушек, бомбит самолетами жилые кварталы. И госпереворот на Украине оправдан в мыслях таких людей, которые потеряли устойчивый критерий добра и зла. Чему нас научил Беслан? Чему учит нынешняя ситуация на Украине? В образовании не уделяют должного внимания воспитанию нравственности. Произошедшее 10 лет назад и происходящее на Украине сегодня – это наглядный урок того, что люди готовы совершать преступления, оправдывая их благими целями, считая себя героями и защитниками, но только не преступниками. Литература и история должны воспитывать из наших граждан патриотов. А сегодня результаты опросов показывают, что чуть не каждый третий молодой человек мечтает уехать из России за лучшей жизнью. И тут не родители и СМИ виноваты, а образовательная система России. Значит, учебники написаны и литература для чтения подобрана, настраивающая на такое отношение к стране, народу и культуре», - заключил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, полагает, что если постараться беспристрастно взглянуть на произошедшее, можно уверенно сказать - между боевиками Басаева и ополченцами Новоросии нет сходства.
«Басаев прикрывался беззащитными родителями и детьми, а новороссийские ополченцы, напротив, закрывают собой мирных жителей от бандформирований, которых на них натравливают различные сообщества, используя правительство Украины. А что касается самих трагедий… Думаю, многие читали гениальное произведение покойного Владимира Богомолова "Момент истины" – автор описывает наших контрразведчиков, которые должны были взять живыми опытных агентов. И они эту задачу решили блестяще. Роман заслуженно пользуется любовью и популярностью. Можно задать вопрос: почему не было столь же мастерски проведено задержание и обезвреживание современных бандитов, как это происходило в годы Великой Отечественной? Ведь агенты, которых готовила фашистская Германия, были гораздо лучше подготовлены! Но любители делать весьма сомнительный гешефт на трагических событиях недавнего прошлого, к сожалению, были и будут. Это прискорбный факт. На них в значительной степени лежит ответственность за кровь, которая проливалась и будет проливаться. Их слова кому-то несут смерть. Эти, мягко говоря, недобросовестные люди должны отдавать себя отчет: такие выступление, такая идеология чревата кровью невинных», - подчеркнул он.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, подчеркнул, что сравнение несправедливое.
«Достаточно посмотреть, что из себя представляла Чечня накануне первой чеченской войны. Эта была полностью бандитская территория. Там не могли нормально ездить поезда, автомобили. Я читал воспоминания людей, живших там в этом время. Русскому, или вообще не-чеченцу, находиться там было невозможно. Как это можно сравнивать с Донбассом, с
Луганском, где все было спокойно, не грабили поезда, не продавали людей? Ввод российских войск в Чечню был продиктован аномальной ситуацией внутри республики, а причиной конфликта на Украине послужила аномальная ситуация в Киеве. Поэтому аналогия неуместна. Что касается попыток обвинить в произошедших бедах наши спецслужбы и войска – ну, давайте тогда мы будем отпускать и террористов, захватывающих самолеты. Международная практика не предусматривает возможности заключать соглашения с террористами, которые захватывают те или иные объекты. Эта практика, которая возникла на крови жертв, погибших, когда требования террористов выполнялись. Поэтому все обвинения - жалкая попытка укусить, уколоть людей, принимавших ответственные, трудные решения и не шедших у террористов на поводу», - заключил священник.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, напомнил: «Это уже не новость, что Россию обвиняют почти во всех бедах, которые когда-либо происходили. Это делается для того, чтобы унизить нас и оскорбить, а также найти виновного – признавать собственные ошибки никто не хочет».
«Чему научили нас теракты? Наверное, тому, что, вместо того, чтобы решать проблемы, нужно стараться их предотвратить. Но на Украине из этого выводов не сделали, хотя вполне реально было разогнать толпу на Майдане, как у нас на Болотной площади. Разогнать, пока она еще не стала агрессивной, пока в ход не пошли коктейли Молотова. Когда ситуация становится критической, в ход идет оружие. И в результате ложной толерантности, лицемерного человеколюбия все зашло слишком далеко – там, где могли пострадать десятки, сейчас страдают тысячи», - заключил он.
Иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела Благовещенской епархии по связям с общественностью, подчеркнул, что теракты для России - это беда.
«Но она делает людей сплоченнее, помогает ощутить себя перед лицом опасности единым целым, почувствовать боль других людей. Действительно, мне приходилось слышать о таких сравнениях. Я как блогер знаю: есть люди, в том числе и россияне, которые поддерживают украинские власти. Они говорят "в Чечне происходило то же самое". Да нет, там все было наоборот. Львиная доля полевых командиров были арабами. Там воевали иностранцы, которые состоят в различных радикальных группировках, воюют сейчас в Сирии, в Ираке. Кстати, активисты "Правого сектора" тоже воевали на стороне чеченских боевиков. Можно сказать, та Чечня – сегодняшний Киев, которым управляют кукловоды: США, отдельные политики Евросоюза. Если мы вспомним чеченские войны, и первую и вторую, вспомним также, что говорили тогда европейские западные правозащитники. Они утверждали: чеченцы – угнетаемый народ, а российские власти поступают неправильно. Сейчас Запад, заметьте, защищает Киев, а не ополченцев», - подчеркнул священник.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на Московской области, напомнил, что в последнее время идеологическая борьба крайне обострилась и мы видим, как и с той и с другой стороны растет волна преувеличений (это в мягком варианте), а то просто лжи и клеветы.
«Безусловно, это очень и очень печально. Очень много стало воспринимающих события виртуально и дающих советы и оценки исходя из личной предвзятости или ангажированности. Коль надо обвинить, так будут обвинять в чем угодно, а реальное положение вещей не так уж и важно. Меня очень удивляет например, что некоторые до сих пор считают (или делают вид), что Россия напала на Грузию шесть лет назад. Что касается сравнения ополченцев Донбасса с чеченскими сепаратистами, так разве в России был тогда переворот и незаконный захват власти, как на Украине? Разве ополченцы нападали на Украину и похищали людей в рабство, как делали это боевики в России? Кстати, на стороне боевиков тогда воевали украинцы и прибалты. Никто же не говорил, что
Украина воюет с Россией! Конечно, относительно чеченских войн есть много вопросов, которые, к сожалению так и останутся без ответов. Но что касается терактов, то это всегда очень подлое действие, направленное против беззащитных людей и совершаемое исподтишка. Привыкнуть к этому невозможно: каждый раз действовать приходится по ситуации. Надеюсь, что антитеррористические службы набираются опыта и будут впредь действовать успешнее. О жертвах же мы скорбим и молимся. Дай Бог, чтобы меньше гибло и страдало невинных людей», - заключил батюшка.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, подчеркнул, что «Россия - свободная страна, и в условиях свободного общества можно говорить что угодно, кроме того, что запрещено законом, - а запрещено довольно мало».
«И каждый человек, а особенно группа влияния, действует согласно своим интересам. Они пишут и что-то заявляют согласно установкам, получаемым из-за океана, потом пытаются заставить окружающих поверить в это. Отсюда понятно, почему некоторые требуют, чтобы Россия капитулировала, другие обвиняют Россию в поддержке населения Новороссии, которое истребляет фашистская хунта. Это их работа, за это они получают деньги и этим живут. Действительно, влияние этих информационных групп в последнее время сократилось, и это радует. Значит, или за океаном видят, что от них толку мало, или наши люди начали фильтровать и отделять яд от нормальной пищи. Так что все к лучшему. Чем увереннее наши сограждане будут отделять добро от зла, тем будет лучше жить. Чему научили нас теракты? У боксеров есть понятие «держать удар». Вот мы этому учимся. Причем на ринге боксеры понимают, откуда идет удар, а в жизни мы этого можем не чувствовать и не ожидать. Но такие события как бесланская трагедия и последующие – до украинской – уроки нашему народу. Удары в информационной среде, нравственной, среди массового общественного сознания надо уметь обнаруживать и выдерживать», - заключил о. Макарий.