Вчера, в праздник Успения Божией Матери, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.ru. Его Святейшеству сослужили: митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, митрополит Истринский Арсений, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Орловский и Болховский Антоний, архиепископ Егорьевский Марк, епископ Подольский Тихон, наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), благочинные и духовенство Москвы. На богослужении присутствовали избранный президент Республики Абхазия Р.Д.Хаджимба, полномочные представители Президента России А.Д.Беглов и М.В. абич, председатель комитета Государственной Думы по делам СНГ Л.Ю.Слуцкий и другие гости.
На малом входе, в связи с образованием Орловской митрополии, Предстоятель Русской Церкви возвел архиепископа Орловского и Болховского Антония в сан митрополита. После чтения Евангелия Его Святейшество произнес проповедь.
«Сегодня великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы, - сказал Патриарх Кирилл. - В честь этого события на Руси освящены многие кафедральные соборы, в том числе главный из них, собор всея Руси - Успенский собор в Московском Кремле. Неслучайно народ наш так почитает именно этот праздник - в событии Успения Пресвятой Богородицы явилась вся слава Божия, которая почила на Ней».
Напомнив, что во время службы читался отрывок из послания апостола Павла к жителям греческого города Филиппы в Македонии, в котором апостол призывает уподобляться Спасителю во смирении, Патриарх Кирилл сказал: «В сознании современных людей, далеких от Церкви и Евангелия, смирение - это проявление слабости. Что значит быть смиренным? Постоянно поддаваться другим? С унылым видом склонять голову, не умея отстоять свою точку зрения, свои убеждения, свой взгляд на жизнь? Какая же это добродетель? С таким чувствованием жить нельзя! Примерно так оценивают эту христианскую добродетель люди, далекие от Евангелия. Но как не согласуется этот современный стереотип с тем, что мы видим во Христе Иисусе! Его главным чувствованием было смирение, но какая в Нем была сила, какая смелость, какое дерзновение! Христос не побоялся бросить вызов обществу и, что самое главное, власть имущим. Он обвинил их в лицемерии, в отступлении от веры, в искажении того откровения, которое было дано Моисею и пророкам. Именно поэтому Его слова вызвали такую ответную злобу, такую страшную реакцию, которая и привела Его - ни в чем не повинного, оклеветанного, оболганного Человека - на Голгофу. Нет, никак не согласуется этот современный стереотип, это ложное понимание евангельского смирения с образом Спасителя».
«Что же тогда есть подлинное смирение, и почему именно на него указывает апостол Павел, говоря о чувствованиях Спасителя? Для того чтобы нам, людям XXI века, понять смысл смирения, мы должны оттолкнуться от того, что противоположно ему, - от более привычной для нас гордости, которая сейчас нередко воспринимается как норма человеческого бытия, - пояснил Предстоятель. - Что такое гордость? Ее не нужно путать с поведением, когда неразумный, плохо воспитанный человек хочет показать себя более значимым, чем он есть на самом деле. Люди, особенно обладающие острым умом, тут же подмечают и нередко высмеивают подобное бахвальство и хвастовство. Но гордость и бахвальство - это разные вещи: человек может быть очень воспитанным, скромным, но невероятно гордым. Гордыня - это не способ коммуникации с другими людьми, а внутреннее состояние человека, для которого существует только одна ценность - его собственное "я". Если в центре жизни человека - он сам, а все остальное второстепенно, ничтожно, на периферии, - это и есть гордыня. Внешне гордыня может даже походить на смирение. Иногда так и говорят: смирение паче гордости. Человек устремляет взор долу, застенчив в общении, а внутри исполнен гордыни. Гордость противоположна смирению, потому что отец гордости и ее олицетворение - диавол. В центре его бытия - он сам. Именно с этого и начался отход ангела Денницы от Господа: в его жизни не осталось места Богу, все было поглощено собственной личностью. Так Денница превратился в сатану, бесконечно отдаленного от Создателя. Если человек погружает себя в стихию своего собственного "я" и в его душе практически не остается места для других, то там нет места и для Бога. Гордый человек неспособен установить связь с Богом, он неспособен молиться, неспособен сознавать свою неправду, неспособен приносить покаяние».
«Смиренный же человек - это тот, который расчищает свое внутреннее пространство, теснит свое собственное "я" и уступает центральное место в жизни Богу. В душе такого человека - забота о других, через нужды своих ближних он воспринимает и самого себя. Конечно, повинуясь законам бытия, он должен заботиться и о себе: о пропитании, одежде, доме, как и о своих близких и родных, но в центре его жизни - Бог. Такой человек очищает сосуд своей души, и Господь входит в это свободное пространство человеческого сердца и дарует особый дар благодати. Чем более человек теснит свое собственное «я» к периферии той системы ценностей, которую он исповедует, тем больше пространства заполняется Богом, тем сильнее связь с Господом, тем обильнее поток благодати», - отметил в своей проповеди Патриарх Кирилл.
«Мы в полной мере осознаем, насколько трудно современному человеку принять слова о смирении, - отметил Его Святейшество. - Современному человеку гораздо легче принять совсем другие слова. Однако жизнь по закону собственного "я", стремление к постоянному удовлетворению своих потребностей, полное исключение из собственной жизни других людей, - разве все это приводит человека к счастью? Кто из нас может показать рукой на такого человека и сказать: какой он счастливый? Только тот, кто не знает его жизни. Человек может ездить на красивых машинах, жить в прекрасном доме, наслаждаться высоким общественным положением и со стороны казаться счастливым и преуспевающим, но сам он понимает, что все это не так. Жизнь его превращается в страшную круговерть, потому что постоянно возникают все новые и новые препятствия, которые нужно преодолевать, чтобы удовлетворить потребности своего "я", - в некий бег в замкнутом пространстве, подобно белке в колесе, при котором нет движения вперед. Малейшая трудность, срыв в карьере, болезнь, конфликт жестоко ранят человека, а нередко вообще выбрасывают его на обочину жизни. Как много там, на этой обочине, гордецов, которые не достигли поставленных перед собой целей! И особенно такие люди страдают, когда с переменой внешних обстоятельств они лишаются возможности удовлетворять свои потребности».
Смиренный же человек, подчеркнул Предстоятель, «несет в себе постоянный потенциал счастья, вне зависимости от окружающих условий жизни. Вне зависимости от собственного положения смиренный человек всегда имеет радость в сердце, потому что с ним Бог, с ним божественная благодать, а значит, и полнота жизни. Смиренный человек - всегда счастливый человек, даже если внешне он совсем не кажется таким».
Поэтому, резюмировал Святейший Патриарх, для достижения человеческого счастья «не нужно никаких революций, нужно совершить самую главную революцию - внутри самого себя, переформатировать свое сознание, свою систему ценностей, чтобы обрести Бога и чтобы Господь вошел в это расчищенное нашими усилиями внутреннее пространство души и явил нам великую силу Своего присутствия» и пример тому - пример Царицы Небесной - Девы Марии.
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Затем были вознесены молитвы о упокоении души новопреставленного Преосвященного Лонгина, архиепископа Клинского, скончавшегося 25 августа 2014 года на 69-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. По окончании Литургии было совершено славление Божией Матери.
В заключение Патриарх Кирилл, сердечно поздравив всех с праздником, сказал: «Мы верим, что предстательство Царицы Небесной Пресвятой Девы Марии пред Богом приклоняет милость Божию и к людям, и к народам, и к странам; и многовековой опыт духовной жизни нашего народа свидетельствует, что Русь находится под Покровом Пресвятой Богородицы. Ведь на протяжении тысячи лет сколько раз вопрос о том, существовать или не существовать нашему единому многонациональному великому народу, который по милости Божией на огромных географических пространствах осуществляет свое историческое бытие! И когда порой очень опасный и во много крат превосходящий нас противник старался разрушить жизнь народа нашего, то неизменно наталкивался на героическое сопротивление, которому нет обычных объяснений; и победа оставалась за народом нашим. И поскольку все эти победы были соединены с очень сильной молитвой народа, которая востекала к Господу Спасителю нашему и к Его Пречистой Матери, то и укоренилось глубочайшее убеждение, что Отечество наше - под Покровом Пречистой Царицы Небесной. Но Божественная сила не действует автоматически и магически. Одними этими словами, когда мы говорим об особом отношении к нам свыше, не привлечь благодати Божией. Мы должны быть достойны того, что Бог через Мать Свою Пресвятую Деву, через Своих святых угодников изливает на наш народ и на нашу землю. И самым верным и правильным ответом на эту милость является укрепление нашей веры, нашей духовной жизни, нравственного начала и в семье, и в обществе, и в государстве. Вот тогда мы действительно будем достойны особых милостей Божиих и сила Божия всегда будет пребывать с нами».