Не отвергающий зло отвергает Божие прощение

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
408
Время на чтение 4 минуты
Мы все знаем, что должны прощать, но очень часто не знаем как. И вот, в сегодняшнем Евангелии Господь говорит нам: чтобы научиться прощать, мы должны научиться принимать прощение, которое нам дано. Принять прощение и обрести способность прощать — это одно и то же. Есть один только непрощаемый долг — когда мы не прощаем другим. Желая научить нас истинной жизни, Господь прощает наш огромный долг, совершенно несопоставимый с тем, что нам должны другие. Никогда и ничем невозможно оплатить наш долг, а Господь прощает его. Если мы примем этот дар Господень, мы сделаемся способными прощать другим.

Ужасной ошибкой будет полагаться на свои силы, думая, что как-нибудь я заглушу обиды, постараюсь все забыть. Простить — не значит забыть. Забыть — значит предать все быстротекущему времени, которое постепенно стирает все. Здравым и счастливым характером обладает человек, умеющий забыть мелкие обиды, не делающий из мухи слона. Но невозможно забыть то, что серьезно. Когда то, что разрушено, — важно и существенно для жизни, забвению нет места. Это очевидно для всех не только в зримых вещах.

Отказываясь забыть, сохраняя долг памяти, люди сохраняют свое достоинство. Уроки истории преподаются нам Богом для того, чтобы мы не отупели нравственно и не допустили повторения торжества зла. Забыть — значит примириться с убийством святой царской семьи, с ужасами ГУЛагов, с расстрелом в октябре 1993 года, с сегодняшней войной против нашего народа. Такое забвение — полное бессилие, в то время как прощение, наоборот, — свидетельство великой духовной силы.

Прощение не может быть примирением со злом. Подобная ложная добродетель, для которой все относительно — так что уже нет ни добра, ни зла, ни истины, ни лжи, а есть только так называемая стабильность в душе человеческой и обществе, — не имеет никакого отношения к христианству.

К несчастью, и среди христиан имеет все большее распространение этот отказ видеть и анализировать события апокалиптического масштаба, быть терпимыми ко всему и тем самым не препятствовать приходу самого худшего.

Прощение не имеет ничего общего с такой терпимостью. Нельзя простить, пока не будет увидено и названо по имени зло, которое совершилось. И, конечно же, прощение — это не извинение. Извинение бывает там, где все произошло как бы нечаянно, по случайной ошибке. Прощение тут не при чем. Потому что прощение стоит лицом к лицу с тем, что не извинимо. С подлинным злом, совершенным по отношению к человеческой личности.

Тот, кто прощает, видит зло. Он не действует по первому чувству — боли, страха, гнева или отвращения. Он действует любовью. На самом деле прощение — избыточествующая любовь, которая никогда не отвергает человека. Тот, кто прощает, не дает победить себя злу, причинившему ему страдания. Он не остается безучастным, он реагирует. Но реагирует, не разрушая, а напротив, восстанавливая то, что было разрушено. Восстанавливая разрушенное —любовью, сила которой преодолевает все. Тот, кто прощает, исполнен уважения к тому, кто сделал ему зло. Потому что он не хочет уничтожить его, смешать его со злом, умалить его до зла, которое он сделал. Тот, кто прощает, не ведет себя так, будто ничего не произошло. Но он ясно видит, что происходит. Он не старается извинить, покрыть все туманом неясных формулировок.

В действии прощения любовь являет себя такой, какая она есть. Она обращена к тому, кто сделал зло, потому что любит его. Не зло любит, которое он сделал, — зло она ненавидит. И чем больше любит человека, тем больше ненавидит зло, губящее его. Любовь не обманывается тем, что этот человек из себя представляет. Именно поэтому она знает, что человека нельзя низвести до зла, которое он сделал. Прощение Божие обладает такой силой любви. Бог дает ее нам. И Он дает по правде, Он дает до конца Своей самоотдачи, Своего Божественного дара.

Есть в образе дара Божия нечто превосходящее наше разумение. Праведный Иов вопрошал Бога о непрестающем торжестве зла. Бог сказал ему, что у Него есть еще в запасе время. Когда пришла полнота времен, Господь наш Иисус Христос явил Себя как прощение Божие в действии.

Его благовестие началось с прощения людей. До последнего Своего дыхания Он прощал. Он ел и пил с грешниками, Он простил самарянку и во многие грехи впадшую жену в доме Симона фарисея, и женщину, осужденную на побиение камнями. Он спас их. Он молился за тех, кто пронзил Его тело и душу. Он простил Петра, отвергшегося от Него трижды, и распинавших Его. Прощение Божие явилось во плоти. Таков путь прощения, потому что это путь любви.

Но любовь — это высшая правда. «Идет князь мира сего, — говорит Господь, — и во Мне не имеет ничего». Его правда — свет, в котором нет никакой тьмы. И потому прощение Христово, как имя Божие, не может быть произнесено всуе. Только по мере того как человек устремляется покаянием к правде Божией, может он принять прощение от Христа. В противном случае будет не только поругание святыни прощения, но и уничтожение человека как личности, способной отделять добро от зла.

То, что делает Бог, превосходит всякое воображение. Где умножается зло, там избыточествует благодать Божией любви. И мы должны увидеть все происходящее сегодня в этом свете. Прощением, воссиявшим от гроба, до конца будет прощать Бог, возвращая к жизни всех Своих блудных сыновей и блудниц, глухих и немых, слепых, прокаженных. Но в этом свете прощения мы должны так же ясно видеть, что зло всегда неправедно, и в нем — разрушение жизни. Оно никогда не может быть оправдано, и оно должно быть отвергнуто до конца. Не отвергающий зло отвергает Божие прощение. Только любовью Божией, Его прощением может быть измерено наше покаяние и наша свобода. Потому что жизнь каждого человека и вся история человечества находит свое завершение у Креста Христова.

Христос победил диавола, чтобы мы не были побеждены им. И потому имена наши написаны на небесах. Христос — Победитель, потому что Он Сын Божий, и мы победители, потому что Он даровал нам Свою победу.

Он дал нам наступать на всю силу вражию, чтобы мы не были больше побеждаемы его хитростью и ложью ни с той, ни с другой стороны. Чтобы не приняли мы духа злобы его и не допустили обессоливания соли любви. Чтобы победа, которой мы обладаем во Христе, Победителе ада и смерти, была нашим спасением и вечной радостью, принятием Христова прощения и принесением миру дара прощать.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Не отвергающий зло отвергает Божие прощение

о. Александр пишет "Прощение не может быть примирением со злом. Подобная ложная добродетель, для которой все относительно — так что уже нет ни добра, ни зла, ни истины, ни лжи, а есть только так называемая стабильность в душе человеческой и обществе, — не имеет никакого отношения к христианству." Верю, что это так. Но как тогда понимать такое - "МОСКВА, 25 авг — РИА Новости. Россия выступает за гармонизацию отношений между Таможенным союзом, Украиной и Европейским союзом, и возможность договариваться об этом есть, заявил в понедельник глава МИД РФ Сергей Лавров. "Мы за то, чтобы искать пути гармонизации отношений Украины и с Таможенным союзом, и с зоной свободной торговли СНГ, и с Европейским союзом в сфере экономики. Убеждены, что при наличии доброй воли," - ну, например, тут - http://goo.gl/oxafsV
Лебядкин / 25.08.2014, 09:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06