В 80-е годы, когда я учился в духовных школах в стенах Троице-Сергиевой Лавры, будущий митрополит запомнился своим аскетизмом и глубоко духовными проповедями. Помню его еще келейником наместника Лавры архимандрита Иеронима (келейничал он вместе с нынешним архиепископом Хустским и Виноградовским Марком). Однажды, когда о.Онуфрий был уже благочинным Лавры, а я только рукоположился в сан иеродиакона, я побывал у него в келье. Нужно было согласовать вопрос о моем участии в лаврском богослужении. Бросилась в глаза скромность кельи, какая-то ее пустынность. Запомнилась на стене большая карта тогда еще единой страны. В начале 90-х годов, я в один из своих отпусков решил посетить Буковину. Владыка Онуфрий благословил приехать. «Благочестивый, почитаемый народом архиерей» - отметил тогда я для себя. Жил я при архиерейской резиденции на улице Русской в большом спальном помещении вместе с иподиаконами, ставленниками, просто приезжими. Ежедневно приглашался владыкой к трапезе. Конечно, одной из главных тем нашего общения была тема церковного раскола. Запомнилось его общение с простыми людьми после богослужений и за скромным угощением в сельском храме после освящения поздно вечером места для нового строительства храма.
Помню как шли с владыкой по Черновцам из резиденции к кафедральному собору. Как он положительно отреагировал на мое намерение посетить старообрядческий центр в Белой Кринице. Поездили с ним по сельским приходам. Необычно было на великом входе слышать поминовение Московского Патриарха завуалировано, в ряду с другими Предстоятелями Православных Поместных Церквей.
Запомнилось посещение Буковинского университета (к сожалению, здесь впоследствии обосновались филаретовцы). Когда я был в нем, приехал униатский митрополит (впоследствии кардинал) Мирослав Любачивский. Вместе с сопровождающими его священниками он выступал перед профессорско-преподавательской корпорацией университета, говорил о национальном характере Греко-католической церкви и о ее вкладе в украинскую культуру.
В какой-то момент сидящий в президиуме массивный униатский священник с грохотом свалился со стула. Находчивый секретарь митрополита о.Иван Дацько спокойно, с тонким юмором прокомментировал эту неловкую ситуацию, мол и облеченный священным саном не застрахован от того, чтобы не загреметь в преисподнюю. Зал дружно отреагировал.
Побывал в Хотине - районном центре области на праздновании юбилея знаменитой Хотинской битвы, когда казаки под предводительством гетмана Петра Сагайдачного наголову разгромили татар. Боже мой! И кого тут только не было - яркое разноцветье: и униатские (о, нелепость!) казаки, и ветераны бандеровского движения, автокефалы, филаретовцы и т.п. Море национальных флагов.
Представители канонической Церкви первыми совершали заупокойную литию, затем униаты и раскольники. Мне владыка во главе группы молодых священников поручил быть в дни празднования в храме, находящемся в крепости. Храм недавно передан УПЦ МП. Беспрерывно служим молебны. В какой-то момент вваливается огромная толпа филаретовцев с флагами. С ними идет напряженный диалог, пригодилось знание украинского языка. «Мы бажаемо проспивати наш дэржавный гимн - "Ще нэ вмэрла Украина"». Отвечаю: «У нас нэмае такого звычая (т.е. обычая), щоб спивати у цэркви шось другэ крим цэрковных писэнь». Насупились, но не стали нарушать. Разговорился с сопровождающим группу священником из Ивано-Франковска, пригласил его приехать в Москву. «Та ни, - отвечает, - тож инша краина» (по русски - «другая страна»).
Что хотелось бы ожидать от нового предстоятеля УПЦ МП? Само-собой твердости в отстаивании церковного единства. Того, что давно требуется Православной Церкви на Украине, а именно: приведения в соответствие с каноническими нормами всех аспектов церковной жизни. Это касается прежде всего, возрождения практики погружательного крещения, возвращения к каноническим нормам в иконописи и церковном пении, вообще в церковной жизни в целом. Полагаю, что в этом его стремлении он встретит немало препятствий в казацко-свободолюбивой среде тамошнего духовенства. Залогом возможности некоторого успеха в деятельности митрополита Онуфрия в этом направлении является его личная безупречная монашеская жизнь и чуткость к голосу совести и правде Божьей.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
1. Re: «Благочестивый, почитаемый народом архиерей»